Поиск

«Сцены из Мёртвого дома» - спектакль об омском периоде жизни Ф. М. Достоевского - покажут в день 190-летия писателя, 11 ноября, артисты Театра живописи. Как живопись становится действующим лицом в театре и зачем понадобилось ехать с видеокамерой в колонию, корреспондент «Вечёрки» узнавал у художественного руководителя и автора проекта Николая МИХАЛЕВСКОГО.

Зритель уйдёт потрясённым

 

Театру живописи уже 15 лет, но автор идеи, актер и режиссер Николай Михалевский, говорит, что по сути театра в полном смысле слова еще нет: нет труппы и постоянного пространства. Это проект, который, тем не менее, уже успел стать лауреатом Всероссийского конкурса музеев.

- Сегодня насущная проблема - как подать искусство? Её решением мы и занимаемся. Экскурсовод, выдающий информацию по паре минут возле каждой картины, не может погрузить посетителей в мир художника, не может заставить пережить эмоциональное потрясение. А театр может, - говорит художественный руководитель. - Когда пишу сценарий спектакля, продумываю, какие картины где использовать: обязательно должны быть болевые точки, нужно постоянно держать внимание зрителя. И только синтез нескольких видов искусства, только идеальное совпадение слова, картины, песни, игры артиста даёт нужный эффект.

Когда плачут мужчины

 

В спектакле «Сцены из Мёртвого дома», как во многих других постановках Театра живописи, большую роль играет видеоизображение на экране. Это не фон, а настоящий спектакль в спектакле. В кадре - настоящие заключенные 6, 7 и 8-й колоний.

- Я долго набирал материал для спектакля, на подготовку ушло не меньше двух лет, - рассказал Михалевский. - Пошел на прием к начальнику УФСИН, он дал разрешение на посещение исправительных учреждений. Для меня было важно соединить сегодняшний день с временем Достоевского, словами писателя рассказать о настоящем времени. Поехали в колонии с оператором Олегом Юрчаком. Я читал заключенным сценарий спектакля, а Олег снимал крупные планы, интуитивно вытаскивал нужные лица. Потом они много мне рассказывали о своих ощущениях от Достоевского, анализировали, подыгрывали даже - я просил их некоторые фразы писателя сказать на камеру. Все те, кого вы увидите на экране, - настоящие заключенные. Они же делали реквизит для нас: металлические кандалы и буквы на заборе. Понимаете, в таком камерном пространстве, как у нас, всё должно быть подлинно - фальшь не пройдет. И поэтому когда я в роли героя Достоевского читаю слова великого писателя, а в это время на экране глаза настоящих заключенных - ни один зритель не остаётся равнодушным. У нас, бывает, плачут даже солидные мужчины.

Портрет в спектакле - больше, чем портрет

 

Николай Михалевский говорит, что спектакля по Достоевскому в Театре живописи не было бы, если б не Георгий Кичигин. К заслуженному художнику России актер пришел, еще когда не было сценария, а только родилась идея:

- Я сказал: «Хочу делать Достоевского, и чтобы ты иллюстрировал «Записки из Мёртвого дома». Через неделю прихожу по другим делам - а у него вся мастерская в Достоевском! Спрашиваю, что случилось, а он: «На меня после нашего разговора такое вдохновение нашло, остановиться не мог!» Самое интересное: когда я отснял лица современных заключенных и соединил с лицами на рисунках, то нашел удивительные совпадения. В спектакле у меня есть современный Сироткин - я нашел этот образ среди отснятых лиц. Кичигин тоже нарисовал Сироткина - и будто с этого парня портрет! Естественно, если бы отказался Кичигин, я бы тоже не брался за этот спектакль: мне важен был именно этот художник, его взгляд. Тем более Георгий до этого написал довольно знаменитый портрет писателя, он в нашем спектакле - еще одно действующее лицо. Татьяна Филоненко рассказывает о Федоре Михайловиче, а я - его герой сегодняшнего дня. Получился спектакль про современный острог языком Достоевского.

Татьяна СОРОКИНА

«Сцены из Мёртвого дома» - спектакль об омском периоде жизни Ф. М. Достоевского - покажут в день 190-летия писателя, 11 ноября, артисты Театра живописи. Как живопись становится действующим лицом в театре и зачем понадобилось ехать с видеокамерой в колонию, корреспондент «Вечёрки» узнавал у художественного руководителя и автора проекта Николая МИХАЛЕВСКОГО.

Зритель уйдёт потрясённым

 

Театру живописи уже 15 лет, но автор идеи, актер и режиссер Николай Михалевский, говорит, что по сути театра в полном смысле слова еще нет: нет труппы и постоянного пространства. Это проект, который, тем не менее, уже успел стать лауреатом Всероссийского конкурса музеев.

- Сегодня насущная проблема - как подать искусство? Её решением мы и занимаемся. Экскурсовод, выдающий информацию по паре минут возле каждой картины, не может погрузить посетителей в мир художника, не может заставить пережить эмоциональное потрясение. А театр может, - говорит художественный руководитель. - Когда пишу сценарий спектакля, продумываю, какие картины где использовать: обязательно должны быть болевые точки, нужно постоянно держать внимание зрителя. И только синтез нескольких видов искусства, только идеальное совпадение слова, картины, песни, игры артиста даёт нужный эффект.

Когда плачут мужчины

 

В спектакле «Сцены из Мёртвого дома», как во многих других постановках Театра живописи, большую роль играет видеоизображение на экране. Это не фон, а настоящий спектакль в спектакле. В кадре - настоящие заключенные 6, 7 и 8-й колоний.

- Я долго набирал материал для спектакля, на подготовку ушло не меньше двух лет, - рассказал Михалевский. - Пошел на прием к начальнику УФСИН, он дал разрешение на посещение исправительных учреждений. Для меня было важно соединить сегодняшний день с временем Достоевского, словами писателя рассказать о настоящем времени. Поехали в колонии с оператором Олегом Юрчаком. Я читал заключенным сценарий спектакля, а Олег снимал крупные планы, интуитивно вытаскивал нужные лица. Потом они много мне рассказывали о своих ощущениях от Достоевского, анализировали, подыгрывали даже - я просил их некоторые фразы писателя сказать на камеру. Все те, кого вы увидите на экране, - настоящие заключенные. Они же делали реквизит для нас: металлические кандалы и буквы на заборе. Понимаете, в таком камерном пространстве, как у нас, всё должно быть подлинно - фальшь не пройдет. И поэтому когда я в роли героя Достоевского читаю слова великого писателя, а в это время на экране глаза настоящих заключенных - ни один зритель не остаётся равнодушным. У нас, бывает, плачут даже солидные мужчины.

Портрет в спектакле - больше, чем портрет

 

Николай Михалевский говорит, что спектакля по Достоевскому в Театре живописи не было бы, если б не Георгий Кичигин. К заслуженному художнику России актер пришел, еще когда не было сценария, а только родилась идея:

- Я сказал: «Хочу делать Достоевского, и чтобы ты иллюстрировал «Записки из Мёртвого дома». Через неделю прихожу по другим делам - а у него вся мастерская в Достоевском! Спрашиваю, что случилось, а он: «На меня после нашего разговора такое вдохновение нашло, остановиться не мог!» Самое интересное: когда я отснял лица современных заключенных и соединил с лицами на рисунках, то нашел удивительные совпадения. В спектакле у меня есть современный Сироткин - я нашел этот образ среди отснятых лиц. Кичигин тоже нарисовал Сироткина - и будто с этого парня портрет! Естественно, если бы отказался Кичигин, я бы тоже не брался за этот спектакль: мне важен был именно этот художник, его взгляд. Тем более Георгий до этого написал довольно знаменитый портрет писателя, он в нашем спектакле - еще одно действующее лицо. Татьяна Филоненко рассказывает о Федоре Михайловиче, а я - его герой сегодняшнего дня. Получился спектакль про современный острог языком Достоевского.

Татьяна СОРОКИНА