Поиск

Вчера в Органном зале Омской филармонии состоялось выступление одного из самых известных певческих коллективов - исполнителей православной богослужебной музыки в России – хора Свято-Данилова монастыря резиденции Святейшего патриарха. Подробности столь редкого для Омска религиозно-культурного события – в специальном репортаже РИА «Омск-Информ». Мария Дашкова, специально для РИА «Омск-Информ»: "Боже, храни Россию!" - эти строки из «Покаянной молитвы» на музыку П.Чайковского могли бы украсить знамя Праздничного Патриаршего хора - мужского хора Свято-Данилова монастыря под руководством Г.Сафонова. Но знамена певчим не полагаются. Даже если эти двенадцать певчих во главе с полководцем-регентом – истинные воины Христова воинства. Потому что каждый их концерт, каждый выход к отечественной аудитории – настоящая битва за души русских людей, духовный подвиг во имя спасения и сохранения нашего Отечества. Органный зал Омской филармонии, где проходил единственный концерт хора, не мог вместить всех желающих. Зрители стояли, сидели на приставных стульчиках, мостились у колонн и в дверях. И без преувеличения можно сказать, что после двухчасового концерта из зала выходили совершенно другие люди – с просветлённым взором, с сердцами, наполненными счастьем и гордостью за принадлежность к величайшей мировой сокровищнице – русской духовной культуре. Программа концерта диктовалась особенностями репертуара: из глубины веков к современности. Всё первое отделение было отдано уникальным историческим образцам древнерусской музыки. Что мы знаем о нашем музыкальном прошлом? Если музеи и храмы сохранили для нас древнейшие образцы визуального искусства, берестяные грамоты и старинные книги донесли особенности речи и мышления наших предков, то звуковая атмосфера минувших веков – самая загадочная и таинственная часть российской истории. Сохранились не ноты с точно фиксированной высотой и длительностью звучания. Сохранились лишь указания, как надо петь - «знамёна». Более точные названия «знамён» - лица, кулизмы, кокиты и фиты. Некоторые из этих знаков подразумевают исполнение от одного до восьми звуков. Крошечные пометки означают характер пения: «с подкруткой», «с вывертом», «гулом». Расшифровка знаменного распева – сложнейшая научная и исследовательская работа. Поэтому хор тесно сотрудничает с профессором Анатолием Конотопом – именно под его руководством слушатели концерта и совершили экскурсию в мир древнейших звучаний. После многих лет исследовательской работы, углубления в тайну старинных символов он помогает неподготовленной публике разобраться в исторических и творческих хитросплетениях древнейших напевов, освоить духовное толкование знака. Конечно, это серьёзная работа и для исполнителей: только интеллектуально подготовленный, опытный певец с первого же взгляда на рисунок знамён может определить принадлежность данного песнопения – не случайно в хоре все исполнители получили высшее музыкальное образование. Древние образцы, находящиеся в рамках церковной традиции – «Царю небесный», «Приидите, поклонимся», «С нами Бог» - прозвучали непривычно для современного уха. Текучее, безостановочное пение «иссаном» - в особой византийской манере – требует абсолютной сосредоточенности слушателя, внутренней готовности увидеть иные миры. Мы словно погружаемся в невидимый поток и «аки ангелы» уносимся в небеса. К сожалению, эта часть концерта чуть было не провалилась. Дирижёр Георгий Сафонов вынужден был опустить руки и остановить хористов – в зале непрерывно звонили «мобильники». Самое удивительное – нарушительницами концертной дисциплины оказались…седовласые бабули, которые никак не могли разобраться, где же им отключать звук? Возглас возмущения, грозно пронёсшийся по залу, чуть было не разрушил светлой, благостной атмосферы концерта, однако мастерство музыкантов и их умение концентрироваться на главном всё же переломили настроение. Первое отделение завершилось премьерным исполнением канона второй половины XVII века «Плач Богородицы». Уникальность его в том, что обычно этот текст читается в церкви во время службы, описаний этого распева не встречается ни в одном исследовании. Однако хор Свято-Данилова монастыря совместно с профессором Конотопом проделал огромную работу по расшифровке и подарил слушателям двадцать первого века потрясающую хоровую картину страданий Богородицы. Сложнейшая трёхголосная партитура, в которой каждый голос распет самостоятельно и движется по своей извилистой тропе, создаёт эффект невероятной силы и пространственной мощи. Не случайно в некоторых старинных церквях с хорошо сохранившейся древней акустикой состав хора приходится уменьшать до восьми человек – иначе слушателям трудно выдержать напор звуковой вибрации. В современных храмах такого эффекта не возникает – даже до мельчайших деталей восстановив внешний облик, к примеру, столичного Храма Христа Спасителя, современным зодчим не удалось раскрыть акустические секреты старинных мастеров. Второе отделение концерта было посвящено лучшим образцам авторской и русской народной музыки. «Эй, ухнем», «В тёмном лесе», «Вдоль да по речке», «Двенадцать разбойников» - после каждого номера зал буквально взрывался восторженными криками и овациями. Идеальное чувство ансамбля, тончайшая работа с динамическими оттенками, артистизм исполнителей превращали каждую песню в яркий мини-спектакль. Последние номера программы публика слушала стоя. Взрыв патриотических настроений оказался столь мощным, что народ не мог позволить себе сидеть под звуки «Боже, царя храни» и «Славься, славься ты, Русь моя!». Трижды хористы исполняли номера на «бис», а в заключение великолепного вечера в знак благодарности за горячий приём спели омичам и всем, причастным к организации концерта, «Многая лета». Остаётся только добавить, что этот поистине шедевральный концерт состоялся благодаря сотрудничеству министерства культуры РФ и правительства Омской области. Низкий им за это поклон!

Вчера в Органном зале Омской филармонии состоялось выступление одного из самых известных певческих коллективов - исполнителей православной богослужебной музыки в России – хора Свято-Данилова монастыря резиденции Святейшего патриарха. Подробности столь редкого для Омска религиозно-культурного события – в специальном репортаже РИА «Омск-Информ». Мария Дашкова, специально для РИА «Омск-Информ»: "Боже, храни Россию!" - эти строки из «Покаянной молитвы» на музыку П.Чайковского могли бы украсить знамя Праздничного Патриаршего хора - мужского хора Свято-Данилова монастыря под руководством Г.Сафонова. Но знамена певчим не полагаются. Даже если эти двенадцать певчих во главе с полководцем-регентом – истинные воины Христова воинства. Потому что каждый их концерт, каждый выход к отечественной аудитории – настоящая битва за души русских людей, духовный подвиг во имя спасения и сохранения нашего Отечества. Органный зал Омской филармонии, где проходил единственный концерт хора, не мог вместить всех желающих. Зрители стояли, сидели на приставных стульчиках, мостились у колонн и в дверях. И без преувеличения можно сказать, что после двухчасового концерта из зала выходили совершенно другие люди – с просветлённым взором, с сердцами, наполненными счастьем и гордостью за принадлежность к величайшей мировой сокровищнице – русской духовной культуре. Программа концерта диктовалась особенностями репертуара: из глубины веков к современности. Всё первое отделение было отдано уникальным историческим образцам древнерусской музыки. Что мы знаем о нашем музыкальном прошлом? Если музеи и храмы сохранили для нас древнейшие образцы визуального искусства, берестяные грамоты и старинные книги донесли особенности речи и мышления наших предков, то звуковая атмосфера минувших веков – самая загадочная и таинственная часть российской истории. Сохранились не ноты с точно фиксированной высотой и длительностью звучания. Сохранились лишь указания, как надо петь - «знамёна». Более точные названия «знамён» - лица, кулизмы, кокиты и фиты. Некоторые из этих знаков подразумевают исполнение от одного до восьми звуков. Крошечные пометки означают характер пения: «с подкруткой», «с вывертом», «гулом». Расшифровка знаменного распева – сложнейшая научная и исследовательская работа. Поэтому хор тесно сотрудничает с профессором Анатолием Конотопом – именно под его руководством слушатели концерта и совершили экскурсию в мир древнейших звучаний. После многих лет исследовательской работы, углубления в тайну старинных символов он помогает неподготовленной публике разобраться в исторических и творческих хитросплетениях древнейших напевов, освоить духовное толкование знака. Конечно, это серьёзная работа и для исполнителей: только интеллектуально подготовленный, опытный певец с первого же взгляда на рисунок знамён может определить принадлежность данного песнопения – не случайно в хоре все исполнители получили высшее музыкальное образование. Древние образцы, находящиеся в рамках церковной традиции – «Царю небесный», «Приидите, поклонимся», «С нами Бог» - прозвучали непривычно для современного уха. Текучее, безостановочное пение «иссаном» - в особой византийской манере – требует абсолютной сосредоточенности слушателя, внутренней готовности увидеть иные миры. Мы словно погружаемся в невидимый поток и «аки ангелы» уносимся в небеса. К сожалению, эта часть концерта чуть было не провалилась. Дирижёр Георгий Сафонов вынужден был опустить руки и остановить хористов – в зале непрерывно звонили «мобильники». Самое удивительное – нарушительницами концертной дисциплины оказались…седовласые бабули, которые никак не могли разобраться, где же им отключать звук? Возглас возмущения, грозно пронёсшийся по залу, чуть было не разрушил светлой, благостной атмосферы концерта, однако мастерство музыкантов и их умение концентрироваться на главном всё же переломили настроение. Первое отделение завершилось премьерным исполнением канона второй половины XVII века «Плач Богородицы». Уникальность его в том, что обычно этот текст читается в церкви во время службы, описаний этого распева не встречается ни в одном исследовании. Однако хор Свято-Данилова монастыря совместно с профессором Конотопом проделал огромную работу по расшифровке и подарил слушателям двадцать первого века потрясающую хоровую картину страданий Богородицы. Сложнейшая трёхголосная партитура, в которой каждый голос распет самостоятельно и движется по своей извилистой тропе, создаёт эффект невероятной силы и пространственной мощи. Не случайно в некоторых старинных церквях с хорошо сохранившейся древней акустикой состав хора приходится уменьшать до восьми человек – иначе слушателям трудно выдержать напор звуковой вибрации. В современных храмах такого эффекта не возникает – даже до мельчайших деталей восстановив внешний облик, к примеру, столичного Храма Христа Спасителя, современным зодчим не удалось раскрыть акустические секреты старинных мастеров. Второе отделение концерта было посвящено лучшим образцам авторской и русской народной музыки. «Эй, ухнем», «В тёмном лесе», «Вдоль да по речке», «Двенадцать разбойников» - после каждого номера зал буквально взрывался восторженными криками и овациями. Идеальное чувство ансамбля, тончайшая работа с динамическими оттенками, артистизм исполнителей превращали каждую песню в яркий мини-спектакль. Последние номера программы публика слушала стоя. Взрыв патриотических настроений оказался столь мощным, что народ не мог позволить себе сидеть под звуки «Боже, царя храни» и «Славься, славься ты, Русь моя!». Трижды хористы исполняли номера на «бис», а в заключение великолепного вечера в знак благодарности за горячий приём спели омичам и всем, причастным к организации концерта, «Многая лета». Остаётся только добавить, что этот поистине шедевральный концерт состоялся благодаря сотрудничеству министерства культуры РФ и правительства Омской области. Низкий им за это поклон!