Поиск

Правление Омского отделения Союза архитекторов России организовало «круглый стол» «Проблемы качества городской среды Омска».

Главная идея: в канун его 300-летнего юбилея архитекторы должны объединиться в противодействии строительному произволу в городе.

«На самую безобразную новостройку»

Союз архитекторов был до последнего времени фактически отстранен от роли профессионального эксперта, констатировали участники «круглого стола». Законы рынка и далекое от совершенства законодательство дали дорогу проектам сомнительного качества, изумляя убогостью не только несведущих омичей, но и специалистов-зодчих. Впору проводить конкурс на самую безобразную из новостроек.

По мнению руководителя архитектурного ателье «Рим» Олега Фрейдина, одна из них – здание ресторана «Колчак».

– С точки зрения архитектуры, его нельзя рассматривать как объект городской застройки, – считает архитектор Олег Фрейдин. – Абсолютно китчевая вещь. Пример того, что инвестор, полагая участок своей частной собственностью, абсолютно не думает о том, чтобы вписать его в городскую среду, и строит в силу своего вкуса и развития. Препятствий для этого у него нет.

Заметим, что так же свободно хозяин выбирает и название. По всему городу – реклама ирландского паба под крышей и именем того же ресторана. Бесцеремонно и прилюдно при общем равнодушии унижается память об адмирале.

Председатель Омского отделения Союза архитекторов РФ, академик архитектуры Альберт Каримов внес в «черный список» уродливых новостроек здание банка «Сибирь». Особенно больно, что для возведения этого монстра был снесен старинный особняк по улице Звездова – памятник архитектуры начала ХХ века.

Руководитель проектного бюро Андрей Гетте в числе недавно воплощенных самых неудачных проектов назвал офисное здание на углу улицы Краснофлотской и Больничного переулка и столь же нелестно отозвался о соседней пристройке к мэрии.

– Недавно сдали, а стекло уже в ржавых подтеках. Мало кто знает почему, а я знаю, – загадочно сказал архитектор.

Потом, уже после заседания «круглого стола», он пояснил корреспонденту «ОВ. Деловая среда», что дело в непроработанной технологии: верхнюю часть фасада крепили на металлические саморезы, ржавеющие от дождя и снега. Безусловно, при проектировании следовало это предусмотреть.

Мансарда на соседствующем с Музучилищем здании, щитовая реклама по всему Омску, которой давно нет не только в крупных городах Европы и Азии, но уже и во многих российских мегаполисах, – перечень новой безвкусицы на наших улицах зодчие могли приводить долго. Но особое внимание уделили несуразицам в исторической среде.

Как сохранить историю

– Архитектор Бегун первым заострил внимание на некорректном воссоздании Тобольских ворот, – говорит Андрей Гетте. – По всему городу развешаны плакаты с фотографиями, какими они были и какими стали. Разница очевидна. Строятся Омские, Иртышские ворота, Денежная кладовая. А было ли обсуждение проектов? Не было. Потому и результаты неуте-шительные. Я смотрю на Денежную кладовую с фасада. Там кровля, как на современном доме, построенном по проекту Александра Бегуна, – это же бред! А ведь в Омске есть примеры качественной реновации.

Андрей Гетте привел в пример Серафимо-Алексиевскую часовню, которая как будто всегда стояла на своем месте, будто ее не сносили и не восстанавливали. И несмотря на то что в начале 90-х приходилось доставать и выбивать кирпич и раствор, город получил исключительно красивый объект.

– Обойдите часовню – там уложена брусчатка. А чем мостили Старую крепость? Плиткой, – возмущается Андрей Гетте. – Возможностей стало больше, а совести меньше. И исторический особняк Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества при реставрации обили вагонкой, как делают в банях, а издалека кажется даже, что сайдингом. Имеем не реставрацию, а ее эрзац. Тщательнее надо работать с историей.

Архитекторы хотят привлечь внимание общественности и к судьбе значительных и талантливых построек советской эпохи, которые наверняка в будущем обретут статус памятников. Например, СКК им. В. Блинова становится обычной дворовой постройкой, его все теснее окружают новые объекты, теряется перспектива. Искажены перестройками облик Речного вокзала, кафе «Ленинградское».

Градостроительный кодекс можно адаптировать

Почему это стало возможным? Председатель правления НП СРО «СПАС» Юзеф Мосенкис видит причину в непрофессионализме участников рынка проектных работ. Из 125 проектных организаций лишь малая часть имеют опыт и грамотных специалистов. Качество проектирования упало чрезвычайно. Причину Юзеф Мосенкис видит во «вредном либеральном законодательстве». Только половина проектов в России проходят экспертизу. Проектные организации, работающие на законных основаниях, зачастую выдают халтуру. Самодеятельность нынче в моде, она уверенно вторгается в зону самых элитарных прежде профессий, и Градостроительный кодекс критикуют на всех уровнях за то, что не становится преградой на пути непрофессионализма. Но, как убежден Альберт Каримов, на местном уровне можно было бы принять законы, заставляющие при новом строительстве считаться с исторической средой, возвращать на доработку недобросовестно выполненные и бездарные проекты.

– Я разговаривал с разработчиками Градостроительного кодекса, существует больше 100 способов его обойти, – говорит Альберт Каримов. – Российское законодательство состоит из федерального, регионального и местного. Градостроительный кодекс допускает законодательную инициативу на местах, в нем есть такая формулировка: «и иные условия». При желании можно было бы внести на утверждение горсоветом обязательное рассмотрение всех проектов Градостроительным советом города, тем самым смягчив российское законодательство, по нашему мнению, уничтожающее архитектуру.

Но этого сделано не было. И потому так часто совершенно неожиданно не только для рядовых омичей, но и для архитектурного сообщества появляются объекты, удручающие своим видом и неуместностью. Архитектор должен бы быть посредником между инвестором, заказчиком и обществом. Но пока до этого далеко.

Что подписал г-н Шрейдер?

На заседании «круглого стола» то и дело возникали вопросы о судьбе некоторых проектов будущего, представших на макете во время обсуждений проекта планировки и застройки центральной части Омска нынешним летом. Сокрушительной критике на совете Союза архитекторов и на Общественных слушаниях подверглись предложения возвести 30-этажную махину рядом с памятником маршалу Жукову, расставить точечно в центре Омска другие небоскребы, в частности у Крестовоздвиженского собора, вырубить два сквера под площадь Победы и т. д. и т. п. И что же сегодня? Будет обсуждение проекта в горсовете?

– Нет, процедура этого не требует. Проект подписан мэром города Виктором Шрейдером, – сказала заместитель главного архитектора Омска Светлана Шевченко.

Вот как! Зачем же копья ломались? Вспомнилась фраза главного архитектора города Анатолия Тиля о том, что без общественных слушаний принять проект нельзя, но они носят только рекомендательный характер и необязательны к исполнению.

Так что – собирались и спорили проформы ради?

– Нет, – говорит Светлана Шевченко, – общественные слушания – большое достижение, они запротоколированы и все конструктивные идеи будут учтены. Но утверждаемая часть проекта – это не объекты, представленные на макете в качестве предложений, а только лишь «красные линии».

Красные линии – элементы планировочной структуры, предлагающие «правила игры» для проектов будущего. Архитекторы не будут иметь права выходить за границы участков.

Но, например, площадь Победы размером с Дворцовую в Петербурге закреплена в этих «красных линиях»? А ограничения по высотному строительству в центре? А уничтожение территории госпиталя, где лечился Ф. М. Достоевский?

– Я считаю, что утверждать «красные линии» бессмысленно и невозможно без проекта застройки, – высказал свое мнение Андрей Гетте.

Эти предложенные проекты и вызвали очень большой общественный резонанс. Союз архитекторов даже создал группу для дополнительного обсуждения проекта совместно с департаментом архитектуры. Но этого не произошло. Правда, обещано, что каждый объект в центре Омска будет обсуждаться на Градостроительном совете. У которого, как известно, сегодня нет полномочий отклонить вызывающее решение. Пар общественной критики выпущен, проект утвержден, все в порядке? 

Но эти многоуровневые обсуждения, может быть, впервые за последние годы продемонстрировали неравнодушие самых авторитетных омских зодчих к тому, что происходит в сфере их профессиональной компетенции. Омское отделение Союза архитекторов России намерено быть активным участником градостроительного процесса. Как это будет, поживем – увидим.

Правление Омского отделения Союза архитекторов России организовало «круглый стол» «Проблемы качества городской среды Омска».

Главная идея: в канун его 300-летнего юбилея архитекторы должны объединиться в противодействии строительному произволу в городе.

«На самую безобразную новостройку»

Союз архитекторов был до последнего времени фактически отстранен от роли профессионального эксперта, констатировали участники «круглого стола». Законы рынка и далекое от совершенства законодательство дали дорогу проектам сомнительного качества, изумляя убогостью не только несведущих омичей, но и специалистов-зодчих. Впору проводить конкурс на самую безобразную из новостроек.

По мнению руководителя архитектурного ателье «Рим» Олега Фрейдина, одна из них – здание ресторана «Колчак».

– С точки зрения архитектуры, его нельзя рассматривать как объект городской застройки, – считает архитектор Олег Фрейдин. – Абсолютно китчевая вещь. Пример того, что инвестор, полагая участок своей частной собственностью, абсолютно не думает о том, чтобы вписать его в городскую среду, и строит в силу своего вкуса и развития. Препятствий для этого у него нет.

Заметим, что так же свободно хозяин выбирает и название. По всему городу – реклама ирландского паба под крышей и именем того же ресторана. Бесцеремонно и прилюдно при общем равнодушии унижается память об адмирале.

Председатель Омского отделения Союза архитекторов РФ, академик архитектуры Альберт Каримов внес в «черный список» уродливых новостроек здание банка «Сибирь». Особенно больно, что для возведения этого монстра был снесен старинный особняк по улице Звездова – памятник архитектуры начала ХХ века.

Руководитель проектного бюро Андрей Гетте в числе недавно воплощенных самых неудачных проектов назвал офисное здание на углу улицы Краснофлотской и Больничного переулка и столь же нелестно отозвался о соседней пристройке к мэрии.

– Недавно сдали, а стекло уже в ржавых подтеках. Мало кто знает почему, а я знаю, – загадочно сказал архитектор.

Потом, уже после заседания «круглого стола», он пояснил корреспонденту «ОВ. Деловая среда», что дело в непроработанной технологии: верхнюю часть фасада крепили на металлические саморезы, ржавеющие от дождя и снега. Безусловно, при проектировании следовало это предусмотреть.

Мансарда на соседствующем с Музучилищем здании, щитовая реклама по всему Омску, которой давно нет не только в крупных городах Европы и Азии, но уже и во многих российских мегаполисах, – перечень новой безвкусицы на наших улицах зодчие могли приводить долго. Но особое внимание уделили несуразицам в исторической среде.

Как сохранить историю

– Архитектор Бегун первым заострил внимание на некорректном воссоздании Тобольских ворот, – говорит Андрей Гетте. – По всему городу развешаны плакаты с фотографиями, какими они были и какими стали. Разница очевидна. Строятся Омские, Иртышские ворота, Денежная кладовая. А было ли обсуждение проектов? Не было. Потому и результаты неуте-шительные. Я смотрю на Денежную кладовую с фасада. Там кровля, как на современном доме, построенном по проекту Александра Бегуна, – это же бред! А ведь в Омске есть примеры качественной реновации.

Андрей Гетте привел в пример Серафимо-Алексиевскую часовню, которая как будто всегда стояла на своем месте, будто ее не сносили и не восстанавливали. И несмотря на то что в начале 90-х приходилось доставать и выбивать кирпич и раствор, город получил исключительно красивый объект.

– Обойдите часовню – там уложена брусчатка. А чем мостили Старую крепость? Плиткой, – возмущается Андрей Гетте. – Возможностей стало больше, а совести меньше. И исторический особняк Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества при реставрации обили вагонкой, как делают в банях, а издалека кажется даже, что сайдингом. Имеем не реставрацию, а ее эрзац. Тщательнее надо работать с историей.

Архитекторы хотят привлечь внимание общественности и к судьбе значительных и талантливых построек советской эпохи, которые наверняка в будущем обретут статус памятников. Например, СКК им. В. Блинова становится обычной дворовой постройкой, его все теснее окружают новые объекты, теряется перспектива. Искажены перестройками облик Речного вокзала, кафе «Ленинградское».

Градостроительный кодекс можно адаптировать

Почему это стало возможным? Председатель правления НП СРО «СПАС» Юзеф Мосенкис видит причину в непрофессионализме участников рынка проектных работ. Из 125 проектных организаций лишь малая часть имеют опыт и грамотных специалистов. Качество проектирования упало чрезвычайно. Причину Юзеф Мосенкис видит во «вредном либеральном законодательстве». Только половина проектов в России проходят экспертизу. Проектные организации, работающие на законных основаниях, зачастую выдают халтуру. Самодеятельность нынче в моде, она уверенно вторгается в зону самых элитарных прежде профессий, и Градостроительный кодекс критикуют на всех уровнях за то, что не становится преградой на пути непрофессионализма. Но, как убежден Альберт Каримов, на местном уровне можно было бы принять законы, заставляющие при новом строительстве считаться с исторической средой, возвращать на доработку недобросовестно выполненные и бездарные проекты.

– Я разговаривал с разработчиками Градостроительного кодекса, существует больше 100 способов его обойти, – говорит Альберт Каримов. – Российское законодательство состоит из федерального, регионального и местного. Градостроительный кодекс допускает законодательную инициативу на местах, в нем есть такая формулировка: «и иные условия». При желании можно было бы внести на утверждение горсоветом обязательное рассмотрение всех проектов Градостроительным советом города, тем самым смягчив российское законодательство, по нашему мнению, уничтожающее архитектуру.

Но этого сделано не было. И потому так часто совершенно неожиданно не только для рядовых омичей, но и для архитектурного сообщества появляются объекты, удручающие своим видом и неуместностью. Архитектор должен бы быть посредником между инвестором, заказчиком и обществом. Но пока до этого далеко.

Что подписал г-н Шрейдер?

На заседании «круглого стола» то и дело возникали вопросы о судьбе некоторых проектов будущего, представших на макете во время обсуждений проекта планировки и застройки центральной части Омска нынешним летом. Сокрушительной критике на совете Союза архитекторов и на Общественных слушаниях подверглись предложения возвести 30-этажную махину рядом с памятником маршалу Жукову, расставить точечно в центре Омска другие небоскребы, в частности у Крестовоздвиженского собора, вырубить два сквера под площадь Победы и т. д. и т. п. И что же сегодня? Будет обсуждение проекта в горсовете?

– Нет, процедура этого не требует. Проект подписан мэром города Виктором Шрейдером, – сказала заместитель главного архитектора Омска Светлана Шевченко.

Вот как! Зачем же копья ломались? Вспомнилась фраза главного архитектора города Анатолия Тиля о том, что без общественных слушаний принять проект нельзя, но они носят только рекомендательный характер и необязательны к исполнению.

Так что – собирались и спорили проформы ради?

– Нет, – говорит Светлана Шевченко, – общественные слушания – большое достижение, они запротоколированы и все конструктивные идеи будут учтены. Но утверждаемая часть проекта – это не объекты, представленные на макете в качестве предложений, а только лишь «красные линии».

Красные линии – элементы планировочной структуры, предлагающие «правила игры» для проектов будущего. Архитекторы не будут иметь права выходить за границы участков.

Но, например, площадь Победы размером с Дворцовую в Петербурге закреплена в этих «красных линиях»? А ограничения по высотному строительству в центре? А уничтожение территории госпиталя, где лечился Ф. М. Достоевский?

– Я считаю, что утверждать «красные линии» бессмысленно и невозможно без проекта застройки, – высказал свое мнение Андрей Гетте.

Эти предложенные проекты и вызвали очень большой общественный резонанс. Союз архитекторов даже создал группу для дополнительного обсуждения проекта совместно с департаментом архитектуры. Но этого не произошло. Правда, обещано, что каждый объект в центре Омска будет обсуждаться на Градостроительном совете. У которого, как известно, сегодня нет полномочий отклонить вызывающее решение. Пар общественной критики выпущен, проект утвержден, все в порядке? 

Но эти многоуровневые обсуждения, может быть, впервые за последние годы продемонстрировали неравнодушие самых авторитетных омских зодчих к тому, что происходит в сфере их профессиональной компетенции. Омское отделение Союза архитекторов России намерено быть активным участником градостроительного процесса. Как это будет, поживем – увидим.