Поиск

Построенный под личным контролем губернатора Леонида Полежаева новый Концертный зал, где 13 октября впервые выступил маэстро Спиваков, впечатлил прославленного музыканта.

Владимир Теодорович высоко оценил акустику в новом помещении, он считает, любой оркестр, работая в такой тонкой акустической системе, имеет все предпосылки выйти на мировой уровень. В частности, состав жюри проводимого в Омске по инициативе губернатора конкурса им. Янкелевича будет по уровню выше, чем на конкурсе им. Чайковского.

По высоким мировым стандартам

– Для начала я хочу поздравить всех омичей и гостей города с новым залом, – начал пресс-конференцию Владимир Спиваков. – Здесь было много скептиков, которые не верили в эту возможность. Леонид Константинович сдержал свое слово. Концертный зал открылся точно в срок, поставленный губернатором. Это дорогого стоит. Это потрясающий зал. Великолепная акустика – это существенный элемент развития оркестра. Все ведущие мировые коллективы «выросли» в хороших залах. Вы меня порадовали. И я тоже хочу порадовать вас. Я хочу передать в подарок филармонии скрипку французского мастера Деффура. Она была приобретена в Париже. У нее яркий звук. Я думаю, это очень хорошее приобретение для вашего оркестра. Мы ведь играли в старом зале. И это были воспоминания о советской власти, я бы сказал. Именно воспоминания о ней. Причем такие – нафталиновые. Воздух был тяжелый, ужасные гримерки, сцена кошмарная, ощущение, будто в бараке играем.

Сегодня, до встречи с губернатором Леонидом Полежаевым, я пришел сюда и послушал, как звучит оркестр. Для оркестра необыкновенно важным элементом развития является акустика зала. Это так же важно, как дать ребенку хороший инструмент в руки. Все замечательные оркестры, которые сейчас существуют в мире, – росли в замечательных залах. Так что я, когда пришел, не узнал не только зал, но и звук. Услышал, как тонко и мягко звучат музыкальные инструменты – просто ухо отдыхает. Слышно каждый нюанс, все голоса. Чудо, честно говоря. Тем более что все это рядом с храмом.

Как расходятся лучи

– Кстати, только что я побывал в Узбекистане с молодежным оркестром, – рассказывает Владимир Спиваков. – Это оркестр, в котором собраны все представители бывших союзных республик.

И там выступал лауреат Первой премии и Гран-при Конкурса им. Янкелевича Надир Хашимов. Играл на скрипке, которую он выиграл в Омске на конкурсе. Так что все воочию увидели, как далеко расходятся эти лучи.

– Состоится ли третий Конкурс им. Ю. Янкелевича?

– Да, третий конкурс состоится. Единственное, ожидается некая смена декораций. Жюри будет возглавлять выдающийся музыкант Михаил Копельман. Это тоже ученик Янкелевича, он преподает в Америке, пользуется колоссальной репутацией и уважением. Потом приедет Борис Кушнир, мне кажется, сегодня это лучший педагог в Европе. Мне очень нравятся такие люди, как он. Знаете, бывает, специалист проводит мастер-классы, чтобы себя показать – с телевидением, журналистами.

А он проводит мастер-класс один на один с учеником. Это служители. Ну и еще два ученика Янкелевича будут – это Ирина Бочкова и Еремей Цукерман. Еще приедет из Китая крупный педагог и профессор Вера Цзю, она очень справедливый человек. Элизабетта Гаретти, которая уже проявила себя здесь очень честным членом жюри.

В общем, мне кажется, что должно быть все хорошо.

Пример для подражания

– Исходя из чего вы формировали программу концерта, которую привезли омичам?

– Мне хотелось показать молодых и талантливых людей, которые в моем фонде долгое время. Это хороший пример для подражания.

А композиторов я стараюсь выбирать так, чтобы «соседи» хорошо себя чувствовали друг с другом. Если я возьму Моцарта с Кейджем (пионер в области электронной музыки, нестандартного применения инструментов и авангарда. – Прим. авт.) – публика не очень большое удовольствие получит.

– Владимир Теодорович, в рамках работы фонда вы поддерживаете не только молодых музыкантов, но и художников...

– Действительно, это так. В ближайшее время пройдет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Я провожу его раз в два года. И в этом году в рамках этого фестиваля в ЦДХ будет открыта выставка воспитанницы моего фонда. Я узнал ее, когда ей было 12 лет. Приехал в Могилев, и мне руководство местной художественной школы показывало работы ребят. И вдруг вижу совершенно чудесные рисунки. Спрашиваю: «А кто автор?». Стоит рядом маленькая девочка и говорит: «Это я».

Я интересуюсь ее именем, и оказывается, что ее зовут Аня Павлова.

– А ты знаешь, что такое пуантилизм? (Она работает в этой манере.)

– Нет.

– А ты знаешь художника Синьяка или Сера?

– Нет.

Оказывается, что и в музее она была всего раз в жизни, папа у нее пожарный. Просто вот такая талантливая девочка выросла. Конечно, ей была оказана всесторонняя помощь. Потом поступила в Брюссельскую академию художеств.

Дирижер – трудная профессия

– Дирижер, помимо всего прочего, еще и великий учитель. Причем у него, фигурально выражаясь, говорит не один ученик, а все разом. Как вам удается добиться гармонии?

– Ой, это самый трудный вопрос в жизни: как добиться гармонии?.. Цветаева сказала, что на созвучиях построена гармония. Исходя из этого – некоторые вещи просто не нужно портить. И потом, я уважаю людей, с которыми работаю. Даже самый маленький человечек, который попадает к нам в фонд, чувствует уважение и любовь. Вот вчера, когда я ехал в аэропорт, мне позвонил 11-летний Рома Болдырев и рассказывал, как он готовится к экзаменам. Когда я болел, он приехал ко мне с какой-то коробкой. Оказалось – испек мне пирог, а еще положил шоколад, печенье, курагу, в общем все, чтобы я не болел. Пирог, конечно, оставлял желать лучшего, но я честно попробовал.

– Владимир Теодорович, а дирижер – это мужская профессия? Ведь дирижеров-женщин практически нет...

– Я не буду говорить, что женщины на это не способны. Они способны на гораздо большие вещи, чем мужчины. И чаще управляют миром. Так случилось, что в этой профессии больше мужчин. Но у шахтеров тоже больше мужчин, скажем так...

Новая сцена – новые проекты

– В апреле 2012 года в Омской области состоится фестиваль. Мы дадим несколько концертов с Национальным филармоническим оркестром. Мне хочется услышать этот звук, я уже предвкушаю. И к тому же, я хочу показать один проект, который мне кажется очень интересным. Суть в следующем: фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» с живой музыкой. Впечатления незабываемые. Это и для детей, и для взрослых. Думаю, все будут счастливы.

Построенный под личным контролем губернатора Леонида Полежаева новый Концертный зал, где 13 октября впервые выступил маэстро Спиваков, впечатлил прославленного музыканта.

Владимир Теодорович высоко оценил акустику в новом помещении, он считает, любой оркестр, работая в такой тонкой акустической системе, имеет все предпосылки выйти на мировой уровень. В частности, состав жюри проводимого в Омске по инициативе губернатора конкурса им. Янкелевича будет по уровню выше, чем на конкурсе им. Чайковского.

По высоким мировым стандартам

– Для начала я хочу поздравить всех омичей и гостей города с новым залом, – начал пресс-конференцию Владимир Спиваков. – Здесь было много скептиков, которые не верили в эту возможность. Леонид Константинович сдержал свое слово. Концертный зал открылся точно в срок, поставленный губернатором. Это дорогого стоит. Это потрясающий зал. Великолепная акустика – это существенный элемент развития оркестра. Все ведущие мировые коллективы «выросли» в хороших залах. Вы меня порадовали. И я тоже хочу порадовать вас. Я хочу передать в подарок филармонии скрипку французского мастера Деффура. Она была приобретена в Париже. У нее яркий звук. Я думаю, это очень хорошее приобретение для вашего оркестра. Мы ведь играли в старом зале. И это были воспоминания о советской власти, я бы сказал. Именно воспоминания о ней. Причем такие – нафталиновые. Воздух был тяжелый, ужасные гримерки, сцена кошмарная, ощущение, будто в бараке играем.

Сегодня, до встречи с губернатором Леонидом Полежаевым, я пришел сюда и послушал, как звучит оркестр. Для оркестра необыкновенно важным элементом развития является акустика зала. Это так же важно, как дать ребенку хороший инструмент в руки. Все замечательные оркестры, которые сейчас существуют в мире, – росли в замечательных залах. Так что я, когда пришел, не узнал не только зал, но и звук. Услышал, как тонко и мягко звучат музыкальные инструменты – просто ухо отдыхает. Слышно каждый нюанс, все голоса. Чудо, честно говоря. Тем более что все это рядом с храмом.

Как расходятся лучи

– Кстати, только что я побывал в Узбекистане с молодежным оркестром, – рассказывает Владимир Спиваков. – Это оркестр, в котором собраны все представители бывших союзных республик.

И там выступал лауреат Первой премии и Гран-при Конкурса им. Янкелевича Надир Хашимов. Играл на скрипке, которую он выиграл в Омске на конкурсе. Так что все воочию увидели, как далеко расходятся эти лучи.

– Состоится ли третий Конкурс им. Ю. Янкелевича?

– Да, третий конкурс состоится. Единственное, ожидается некая смена декораций. Жюри будет возглавлять выдающийся музыкант Михаил Копельман. Это тоже ученик Янкелевича, он преподает в Америке, пользуется колоссальной репутацией и уважением. Потом приедет Борис Кушнир, мне кажется, сегодня это лучший педагог в Европе. Мне очень нравятся такие люди, как он. Знаете, бывает, специалист проводит мастер-классы, чтобы себя показать – с телевидением, журналистами.

А он проводит мастер-класс один на один с учеником. Это служители. Ну и еще два ученика Янкелевича будут – это Ирина Бочкова и Еремей Цукерман. Еще приедет из Китая крупный педагог и профессор Вера Цзю, она очень справедливый человек. Элизабетта Гаретти, которая уже проявила себя здесь очень честным членом жюри.

В общем, мне кажется, что должно быть все хорошо.

Пример для подражания

– Исходя из чего вы формировали программу концерта, которую привезли омичам?

– Мне хотелось показать молодых и талантливых людей, которые в моем фонде долгое время. Это хороший пример для подражания.

А композиторов я стараюсь выбирать так, чтобы «соседи» хорошо себя чувствовали друг с другом. Если я возьму Моцарта с Кейджем (пионер в области электронной музыки, нестандартного применения инструментов и авангарда. – Прим. авт.) – публика не очень большое удовольствие получит.

– Владимир Теодорович, в рамках работы фонда вы поддерживаете не только молодых музыкантов, но и художников...

– Действительно, это так. В ближайшее время пройдет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Я провожу его раз в два года. И в этом году в рамках этого фестиваля в ЦДХ будет открыта выставка воспитанницы моего фонда. Я узнал ее, когда ей было 12 лет. Приехал в Могилев, и мне руководство местной художественной школы показывало работы ребят. И вдруг вижу совершенно чудесные рисунки. Спрашиваю: «А кто автор?». Стоит рядом маленькая девочка и говорит: «Это я».

Я интересуюсь ее именем, и оказывается, что ее зовут Аня Павлова.

– А ты знаешь, что такое пуантилизм? (Она работает в этой манере.)

– Нет.

– А ты знаешь художника Синьяка или Сера?

– Нет.

Оказывается, что и в музее она была всего раз в жизни, папа у нее пожарный. Просто вот такая талантливая девочка выросла. Конечно, ей была оказана всесторонняя помощь. Потом поступила в Брюссельскую академию художеств.

Дирижер – трудная профессия

– Дирижер, помимо всего прочего, еще и великий учитель. Причем у него, фигурально выражаясь, говорит не один ученик, а все разом. Как вам удается добиться гармонии?

– Ой, это самый трудный вопрос в жизни: как добиться гармонии?.. Цветаева сказала, что на созвучиях построена гармония. Исходя из этого – некоторые вещи просто не нужно портить. И потом, я уважаю людей, с которыми работаю. Даже самый маленький человечек, который попадает к нам в фонд, чувствует уважение и любовь. Вот вчера, когда я ехал в аэропорт, мне позвонил 11-летний Рома Болдырев и рассказывал, как он готовится к экзаменам. Когда я болел, он приехал ко мне с какой-то коробкой. Оказалось – испек мне пирог, а еще положил шоколад, печенье, курагу, в общем все, чтобы я не болел. Пирог, конечно, оставлял желать лучшего, но я честно попробовал.

– Владимир Теодорович, а дирижер – это мужская профессия? Ведь дирижеров-женщин практически нет...

– Я не буду говорить, что женщины на это не способны. Они способны на гораздо большие вещи, чем мужчины. И чаще управляют миром. Так случилось, что в этой профессии больше мужчин. Но у шахтеров тоже больше мужчин, скажем так...

Новая сцена – новые проекты

– В апреле 2012 года в Омской области состоится фестиваль. Мы дадим несколько концертов с Национальным филармоническим оркестром. Мне хочется услышать этот звук, я уже предвкушаю. И к тому же, я хочу показать один проект, который мне кажется очень интересным. Суть в следующем: фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» с живой музыкой. Впечатления незабываемые. Это и для детей, и для взрослых. Думаю, все будут счастливы.