Поиск

Из-за увлечения нашего героя им в своё время интересовалось даже КГБ. Хотя хобби слесаря локомотивного депо Николая Щелупы на самом деле безобидное - он собирает этикетки. В 1989-м году его коллекция была на 14-м месте в Советском Союзе по количеству материала и на восьмом месте по качеству. За 34 года у Николая собралось около 40 тысяч этикеток. Есть и редчайшие экземпляры дореволюционного пивоварения, стоимость которых сегодня доходит до нескольких сотен долларов. Увлечение Николая называется бирофилией (собирательство пивной атрибутики), но, как говорит он сам: «Мне интересны бутылки снаружи, а не внутри». Для него каждый экземпляр - произведение искусства.

- Недавно мой друг-художник написал картину с водочной этикетки, - удивил он своим рассказом. - Заказчику нужна была картина с пейзажем, и нужное изображение природы с правильно выстроенной композицией и перспективой мы нашли именно на этикетке. К слову, на коллекционирование этикеток Николая тоже сподвиг художник.

- Был 1976 год - время моего студенчества в транспортном институте, - вспоминает коллекционер. - Мой друг работал художником-оформителем и попросил меня собрать в общежитии пивные этикетки. Ему они нужны были как... учебное пособие: по ним он изучал шрифты и учился композиции. Тогда я и сам понял художественную ценность обычных пивных этикеток.

АДРЕСАТ ИЗ БУТЫЛКИ

Однажды, отодрав от одной бутылки этикетку, увидел на её обратной стороне штамп с адресом и фамилией коллекционера из другого города. Удивительный случай! Как потом выяснилось, этот человек и сам не знал, как его адрес попал под этикетку заводской бутылки. Тем не менее мы начали с ним переписываться, он подсказал адреса других коллекционеров, с которыми я стал обмениваться этикетками. Только в Советском Союзе у меня было 128 адресатов. Плюс друзья по переписке из других стран. Письма приходили каждый день, и на каждое я должен был отвечать. Потому что коллекционеры - очень сплоченное мировое сообщество: если ты кому-то не ответишь или обманешь - с тобой больше никто не будет общаться. Зато именно благодаря переписке моя коллекция пополнилась редчайшими экземплярами и выросла тогда в несколько сотен раз - до 50 тысяч этикеток.

ХОББИ ДОВЕЛО ДО ЛУБЯНКИ

- Из-за моей переписки я оказался в «самом высоком здании Союза» - так тогда в шутку называли КГБ, потому что «из его подвалов Магадан можно увидеть». Пришёл на работу, а мне говорят полушёпотом с опаской: «...Вызывают!». Дело в том, что за день до этого я получил письмо из ЮАР. В КГБ у меня поинтересовались: «Чего это вы с расистской страной переписываетесь?». Пришлось долго объяснять, что я коллекционер, привозить им мои альбомы с этикетками. Кстати, посмотреть на них пол-отдела КГБ сбежалось. Задерживать не стали.

Из-за увлечения нашего героя им в своё время интересовалось даже КГБ. Хотя хобби слесаря локомотивного депо Николая Щелупы на самом деле безобидное - он собирает этикетки. В 1989-м году его коллекция была на 14-м месте в Советском Союзе по количеству материала и на восьмом месте по качеству. За 34 года у Николая собралось около 40 тысяч этикеток. Есть и редчайшие экземпляры дореволюционного пивоварения, стоимость которых сегодня доходит до нескольких сотен долларов. Увлечение Николая называется бирофилией (собирательство пивной атрибутики), но, как говорит он сам: «Мне интересны бутылки снаружи, а не внутри». Для него каждый экземпляр - произведение искусства.

- Недавно мой друг-художник написал картину с водочной этикетки, - удивил он своим рассказом. - Заказчику нужна была картина с пейзажем, и нужное изображение природы с правильно выстроенной композицией и перспективой мы нашли именно на этикетке. К слову, на коллекционирование этикеток Николая тоже сподвиг художник.

- Был 1976 год - время моего студенчества в транспортном институте, - вспоминает коллекционер. - Мой друг работал художником-оформителем и попросил меня собрать в общежитии пивные этикетки. Ему они нужны были как... учебное пособие: по ним он изучал шрифты и учился композиции. Тогда я и сам понял художественную ценность обычных пивных этикеток.

АДРЕСАТ ИЗ БУТЫЛКИ

Однажды, отодрав от одной бутылки этикетку, увидел на её обратной стороне штамп с адресом и фамилией коллекционера из другого города. Удивительный случай! Как потом выяснилось, этот человек и сам не знал, как его адрес попал под этикетку заводской бутылки. Тем не менее мы начали с ним переписываться, он подсказал адреса других коллекционеров, с которыми я стал обмениваться этикетками. Только в Советском Союзе у меня было 128 адресатов. Плюс друзья по переписке из других стран. Письма приходили каждый день, и на каждое я должен был отвечать. Потому что коллекционеры - очень сплоченное мировое сообщество: если ты кому-то не ответишь или обманешь - с тобой больше никто не будет общаться. Зато именно благодаря переписке моя коллекция пополнилась редчайшими экземплярами и выросла тогда в несколько сотен раз - до 50 тысяч этикеток.

ХОББИ ДОВЕЛО ДО ЛУБЯНКИ

- Из-за моей переписки я оказался в «самом высоком здании Союза» - так тогда в шутку называли КГБ, потому что «из его подвалов Магадан можно увидеть». Пришёл на работу, а мне говорят полушёпотом с опаской: «...Вызывают!». Дело в том, что за день до этого я получил письмо из ЮАР. В КГБ у меня поинтересовались: «Чего это вы с расистской страной переписываетесь?». Пришлось долго объяснять, что я коллекционер, привозить им мои альбомы с этикетками. Кстати, посмотреть на них пол-отдела КГБ сбежалось. Задерживать не стали.