Поиск

Кинематограф многогранен, как сама жизнь. Есть сегодня в «важнейшем из искусств» и такой феномен, как антропологическое кино. С создателем фильмов, где героем является представитель того или иного народа, мы недавно побеседовали за чашкой кофе.

Знакомьтесь, Андрей Головнев. Если описывать круг его интересов, то газеты едва ли хватит. Он и ученый, и писатель, и музыкант, и поэт, и режиссер. А в Омск Андрей Владимирович приехал на всероссийский научный форум, который проходил в ОмГУ им. Достоевского, где он читал лекции студентам и аспирантам о своих недавних экспедициях. Однако наш разговор пошел о кино, которым он страстно увлекается.

- Что такое антропологическое кино?

- Это кино рассказывает о народах и культурах. В нем идет речь о человеке как носителе культуры, фигуранте того или иного народа. Словом, оно глубинно показывает жителя планеты Земля в его самопознании и самопредставлении. Антропология - это же человековедение. Антропологическое кино одновременно и научное, и художественное.

- То есть это кино для интеллектуалов?

- Мои фильмы - это совсем не то, что показывают в школе вместо лекции учителя. Антропологическое кино вовсе не скучное. Наоборот, это всегда интересно.

Несколько лет назад я задался целью найти человека, который помог бы мне увидеть своими глазами культуру поморов. Я представлял себе, что это будет старик с бородой или лихой мореплаватель. А им оказался мальчишка, в котором сосредоточены талант, характер этого удивительного народа. В фильме «Почтовая лошадь» он поет свои песни. Я думал, что это шалость черепашки ниндзя, которым он сам себе иногда представляет. На самом деле оказалось, что в них звучат национальные напевы и мелодии. Все события фильма происходят на земле поморов - великой ветви русской культуры, необыкновенной, богатой и сильной. Но сейчас нет ни поморских сел, ни судов... А как показать богатую в прошлом культуру, если от нее практически ничего не осталось? Только через человека.

Недавно я сделал римейк своего давнего фильма «Остров Жохова». Остров Жохова - это знаменитая Земля Санникова каменного века, которая действительно существовала, но восемь с половиной тысяч лет назад. Там и правда жили люди, бродили диковинные звери. Известная легенда Эдуарда Толля и Обручева, которая воплотилась в знаменитом фильме, где звучит песня «Есть только миг...» - все это оказалось реальностью. В свое время я снял о Земле Санникова фильм в ходе российско-американской экспедиции. Сначала картина предназначалась для ученых, а сейчас я переделал ее для простого зрителя.

Обычно я снимаю свои фильмы в ходе научных экспедиций. У меня всегда с собой камера. Она у меня чуткая. Совсем недавно среди казаков Южного Урала я нашел персонажа, который овладел моим вниманием. Я сразу начал съемки под условным названием «Казак Василий».

- Что это за человек?

- Очень яркая личность. Мне о нем много рассказывали местные жители. Представьте себе, едет он мне навстречу на тракторе. Я достаю камеру и начинаю снимать. Тракторист движется на меня и, кажется, не собирается останавливаться. Но в последний момент все же тормозит и кричит из кабины: «Если бы казаков в свое время не перебили, с НАТО бы уже не было проблем!»

- А фильмы-путешествия, которые так популярны на ТВ, это совсем другое кино?

- Это облегченные версии антропологического кино. Программа «Дискавери», путешествия с Дмитрием Крыловым и другими симпатичными журналистами сделаны в легком жанре. Такие фильмы можно смотреть без отрыва от чашечки кофе или баночки пива. От зрителя не требуется большого мыслительного труда. Образно говоря, это вояж за чужой счет. Я не думаю, что антропологическое кино превратится в популярный жанр. Однако меня удивляет бурное тиражирование программ о путешествиях. Чисто антропологические темы становятся сюжетными кочерыжками художественных картин - например, «Аватара». Мне нравится этот фильм чисто концептуально.

- Скажите, помогают ли ваши фильмы сохранять культуру малых северных народов?

- Я надеюсь, что да. Мои книги и фильмы - это культ деятельного человека. Среди всех коренных жителей российского Севера ненцы - единственный народ победителей. Сегодня они быстро размножаются, превзойдя демографические рамки малого народа в 50 тысяч. Я думаю, и моя доля есть в самоутверждении ненцев как лучшего среди народов Севера, как оленеводов, людей, которые исповедуют свою культуру. Я знаю, что мои книги очень популярны среди них. Сегодня ненцы не считают себя богом забытыми. Государство их поддерживает, но меньше, чем в советское время. Культура взаимоотношений между нефтяными корпорациями и коренным населением существенно гармонизирована, во многом благодаря западному вмешательству. Нефтяники ведут себя аккуратно, бережнее относятся к окружающей тундре.

- В каких широтах вы обычно путешествуете с видеокамерой?

- Моя колыбель - это Арктика. И мои фильмы в основном сделаны на Севере. Я снимал на Ямале, Чукотке, на побережье Белого моря. Недавно побывал на Ангаре, начал съемки в степи Южного Урала. Я бы не отказался от работ в Китае, Индии, на Амазонке. Мой коллега, с которым мы недавно встретились, всем известный политик Сергей Ястржембский взялся за изучение Африки и делает это с большим увлечением.

- Омская область вам любопытна?

- Безусловно. Я родился в Челябинске, но родители, будучи студентами, привезли меня в чемодане с дырками в Омск. Здесь я проучился в школе, окончил первые три курса университета. В этом городе получили образование мои сыновья, здесь живут мои родители.

- Легенда о пяти озерах, что расположены на севере области, вам интересна как ученому и режиссеру?

- Антрополога всегда привлекают ростки чего-то нового, проявления богоискательства. Окунево как площадка духовного поиска крайне интересна. Два моих сына - Иван и Владимир - сняли фильмы про Окунево: «Перекресток» и «Не от мира сего». То, что это необходимо людям, что в них работает хромосома религиозности после века атеизма, не так уж плохо. На Урале есть двойник Окунево - древний город Аркаим, который я хорошо знаю.

- Куда вы отправитесь в ближайшее время?

- На днях я улетаю в путешествие на Британские острова. Мы изучаем туземцев Британии. Представляете, сегодня есть и такие...

Беседовал Андрей МОТОВИЛОВ

Кинематограф многогранен, как сама жизнь. Есть сегодня в «важнейшем из искусств» и такой феномен, как антропологическое кино. С создателем фильмов, где героем является представитель того или иного народа, мы недавно побеседовали за чашкой кофе.

Знакомьтесь, Андрей Головнев. Если описывать круг его интересов, то газеты едва ли хватит. Он и ученый, и писатель, и музыкант, и поэт, и режиссер. А в Омск Андрей Владимирович приехал на всероссийский научный форум, который проходил в ОмГУ им. Достоевского, где он читал лекции студентам и аспирантам о своих недавних экспедициях. Однако наш разговор пошел о кино, которым он страстно увлекается.

- Что такое антропологическое кино?

- Это кино рассказывает о народах и культурах. В нем идет речь о человеке как носителе культуры, фигуранте того или иного народа. Словом, оно глубинно показывает жителя планеты Земля в его самопознании и самопредставлении. Антропология - это же человековедение. Антропологическое кино одновременно и научное, и художественное.

- То есть это кино для интеллектуалов?

- Мои фильмы - это совсем не то, что показывают в школе вместо лекции учителя. Антропологическое кино вовсе не скучное. Наоборот, это всегда интересно.

Несколько лет назад я задался целью найти человека, который помог бы мне увидеть своими глазами культуру поморов. Я представлял себе, что это будет старик с бородой или лихой мореплаватель. А им оказался мальчишка, в котором сосредоточены талант, характер этого удивительного народа. В фильме «Почтовая лошадь» он поет свои песни. Я думал, что это шалость черепашки ниндзя, которым он сам себе иногда представляет. На самом деле оказалось, что в них звучат национальные напевы и мелодии. Все события фильма происходят на земле поморов - великой ветви русской культуры, необыкновенной, богатой и сильной. Но сейчас нет ни поморских сел, ни судов... А как показать богатую в прошлом культуру, если от нее практически ничего не осталось? Только через человека.

Недавно я сделал римейк своего давнего фильма «Остров Жохова». Остров Жохова - это знаменитая Земля Санникова каменного века, которая действительно существовала, но восемь с половиной тысяч лет назад. Там и правда жили люди, бродили диковинные звери. Известная легенда Эдуарда Толля и Обручева, которая воплотилась в знаменитом фильме, где звучит песня «Есть только миг...» - все это оказалось реальностью. В свое время я снял о Земле Санникова фильм в ходе российско-американской экспедиции. Сначала картина предназначалась для ученых, а сейчас я переделал ее для простого зрителя.

Обычно я снимаю свои фильмы в ходе научных экспедиций. У меня всегда с собой камера. Она у меня чуткая. Совсем недавно среди казаков Южного Урала я нашел персонажа, который овладел моим вниманием. Я сразу начал съемки под условным названием «Казак Василий».

- Что это за человек?

- Очень яркая личность. Мне о нем много рассказывали местные жители. Представьте себе, едет он мне навстречу на тракторе. Я достаю камеру и начинаю снимать. Тракторист движется на меня и, кажется, не собирается останавливаться. Но в последний момент все же тормозит и кричит из кабины: «Если бы казаков в свое время не перебили, с НАТО бы уже не было проблем!»

- А фильмы-путешествия, которые так популярны на ТВ, это совсем другое кино?

- Это облегченные версии антропологического кино. Программа «Дискавери», путешествия с Дмитрием Крыловым и другими симпатичными журналистами сделаны в легком жанре. Такие фильмы можно смотреть без отрыва от чашечки кофе или баночки пива. От зрителя не требуется большого мыслительного труда. Образно говоря, это вояж за чужой счет. Я не думаю, что антропологическое кино превратится в популярный жанр. Однако меня удивляет бурное тиражирование программ о путешествиях. Чисто антропологические темы становятся сюжетными кочерыжками художественных картин - например, «Аватара». Мне нравится этот фильм чисто концептуально.

- Скажите, помогают ли ваши фильмы сохранять культуру малых северных народов?

- Я надеюсь, что да. Мои книги и фильмы - это культ деятельного человека. Среди всех коренных жителей российского Севера ненцы - единственный народ победителей. Сегодня они быстро размножаются, превзойдя демографические рамки малого народа в 50 тысяч. Я думаю, и моя доля есть в самоутверждении ненцев как лучшего среди народов Севера, как оленеводов, людей, которые исповедуют свою культуру. Я знаю, что мои книги очень популярны среди них. Сегодня ненцы не считают себя богом забытыми. Государство их поддерживает, но меньше, чем в советское время. Культура взаимоотношений между нефтяными корпорациями и коренным населением существенно гармонизирована, во многом благодаря западному вмешательству. Нефтяники ведут себя аккуратно, бережнее относятся к окружающей тундре.

- В каких широтах вы обычно путешествуете с видеокамерой?

- Моя колыбель - это Арктика. И мои фильмы в основном сделаны на Севере. Я снимал на Ямале, Чукотке, на побережье Белого моря. Недавно побывал на Ангаре, начал съемки в степи Южного Урала. Я бы не отказался от работ в Китае, Индии, на Амазонке. Мой коллега, с которым мы недавно встретились, всем известный политик Сергей Ястржембский взялся за изучение Африки и делает это с большим увлечением.

- Омская область вам любопытна?

- Безусловно. Я родился в Челябинске, но родители, будучи студентами, привезли меня в чемодане с дырками в Омск. Здесь я проучился в школе, окончил первые три курса университета. В этом городе получили образование мои сыновья, здесь живут мои родители.

- Легенда о пяти озерах, что расположены на севере области, вам интересна как ученому и режиссеру?

- Антрополога всегда привлекают ростки чего-то нового, проявления богоискательства. Окунево как площадка духовного поиска крайне интересна. Два моих сына - Иван и Владимир - сняли фильмы про Окунево: «Перекресток» и «Не от мира сего». То, что это необходимо людям, что в них работает хромосома религиозности после века атеизма, не так уж плохо. На Урале есть двойник Окунево - древний город Аркаим, который я хорошо знаю.

- Куда вы отправитесь в ближайшее время?

- На днях я улетаю в путешествие на Британские острова. Мы изучаем туземцев Британии. Представляете, сегодня есть и такие...

Беседовал Андрей МОТОВИЛОВ