Поиск

Наталия Брайченко (на фото), учитель начальных классов гимназии № 19: «Современного ребенка очень трудно чем-то удивить»

 

О проблемах начальной школы рассказывает почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов высшей категории гимназии № 19 Наталия Ивановна Брайченко.

Сейчас много говорят о проблемах высшей школы, поступлении в вузы, о старших классах. Все это, бесспорно, актуально. Однако очень многое зависит и от того, что закладывается у ребенка, когда он только приходит в школу. Обучение в начальных классах играет не такую маловажную роль, как может показаться на первый взгляд.

Сегодняшние первоклассники - совсем не такие, которые приходили в школу лет двадцать назад. Современного ребенка очень сложно чем-то удивить. Я уже 27 лет работаю в школе и вспоминаю, как в первый раз после окончания Педагогического института пришла в класс к малышам, как детки рассматривали картинки и слушали рассказы затаив дыхание. Сейчас наши ученики – другие. У них дома компьютеры, они с родителями куда только не ездят. Дети много видели и много знают. Идем от обратного – они рассказывают и удивляют друг друга, делясь впечатлениями. Пусть они будут первооткрывателями. Меняются дети – меняем и мы свой подход к ним.

Сейчас с такими детьми сложнее работать. Они приходят с очень разным уровнем подготовки. Кто-то учился иностранному языку, а кто-то не знает русские буквы. Я считаю, что предшкольная подготовка ребенку нужна. Но прежде чем отдавать свое дитя в какой-то образовательный центр, родители должны побольше узнать о том, что это за учебное заведение. А вот писать ребенка самостоятельно учить не нужно. Он взял карандаш неправильно и запомнил это действие. А потом на уроках пишет медленно.

Вообще, что касается дополнительных занятий, уже для школьников, хочется сказать многим родителям: не перегружайте своего ребенка. Ему иной раз и основной учебой заняться некогда. Тут все очень индивидуально. Один может посещать дополнительно три секции, а кто-то и уроки сделать не успевает. Да, сейчас выбор кружков гораздо шире, чем был у пап и мам, детям, безусловно, многое интересно. Но главное – правильно рассчитать силы ребенка. А в целом поколение нынешних детей по здоровью, наоборот, слабее.

В программе начальной школы произошло много изменений по сравнению с тем, как учились когда-то сегодняшние родители. Сейчас все новые программы рассчитаны на четыре года обучения. Я считаю, что это правильно. Дети приходят в пятый класс более взрослыми, подготовленными к переходу на кабинетную систему и обучение у разных преподавателей, более ответственно подходят к занятиям.

Существуют разные программы для начальной школы. Многие родители не знают, по какой из них учить своего ребенка. Нужно выбирать ту, которая для него удобна. А конечный результат будет все равно один и тот же. В свете стандартов нового поколения мы должны сформировать у детей все универсальные учебные действия независимо от программы обучения.

Я работаю по программе «Перспективная начальная школа», на базе нашей гимназии создана экспериментальная площадка. Пока мне еще трудно оценить программу комплексно, поскольку для этого нужно пройти все четыре года обучения, а у меня сейчас еще четвертый класс. Что-то в ней мне нравится, что-то пока не могу принять... По этой программе на базе нашей гимназии проводились открытые уроки, семинары. К нам приезжали преподаватели, методисты, директоры, учителя из Иркутска, Кемерова, Кургана. Наши учителя тоже выезжали в другие города. В Омске побывали авторы учебников, у нас проходят интересные обсуждения.

Вообще основное отличие новых программ от традиционной в том, что раньше схема обучения была такой: вот правило и мы его отрабатываем. Сейчас внедряется проблемное обучение, когда ребенок сам, опираясь на знания, должен сформулировать цель урока и предложить, как можно, развивая тему, и дальше узнать новое. Любая таблица открывается ребятами постепенно, к концу урока они понимают, что сами ее изобрели. В традиционной программе такого не было. Цель – научить ребенка учиться.

Часто родители не знают, как быть, когда ребенок переводится из одной школы в другую, а программы начальной школы там разные. Желательно, конечно, чтобы он продолжил обучение по той же программе. Тем не менее, ничего страшного нет, если все-таки придется это сделать. Вот если меняют иностранный язык, возникают сложности. Я не думаю, что в начальной школе можно чего-то не освоить – просто будет немножко другой ракурс. Но если родители хотят и ребенок настроен на обучение, наверстать разницу будет несложно.

Наверное, гораздо больше меня волнует другое. Современные дети мало читают. Однако бороться с этим можно. Просто действовать нужно их же методами. На уроках я применяю электронную библиотеку. Ребята составляют вопросы для викторины по литературному произведению. И порой придумывают очень каверзные – ведь каждому хочется, чтобы его вопрос оказался самым сложным. Между тем 100-процентное прочтение книги уже гарантировано. Еще мы ведем читательские дневники – это то, что я взяла из традиционной школы и никогда от этого не откажусь, потому что вижу, сколько ребенок прочитал за лето или другие каникулы. Достучаться до детей можно, но как – должен придумывать учитель.

Нельзя сказать, что абсолютно все закладывается в начальной школе. Есть возрастные особенности, то, что формируется у детей уже в старших классах. Но учиться получать знания ребенок должен с самого начала. Иначе потом уже ничего не сделаешь. Поэтому нельзя умалять значимость начальных классов. Знания – как клубок. Один слой, второй, третий, четвертый... А если основа не заложена, маленький клубочек не смотали, как же получить большой клубок? От начальной школы зависит и умение общаться, быть членом коллектива. Особенно если ребенок не посещал детсад. В течение жизни человек овладевает знаниями, опытом. И происходит это с самого раннего возраста. Мы сами того не замечаем, как вкладываем в ребенка то, что ему понадобится потом, уже после школы.

1101

Наталия Брайченко (на фото), учитель начальных классов гимназии № 19: «Современного ребенка очень трудно чем-то удивить»

 

О проблемах начальной школы рассказывает почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов высшей категории гимназии № 19 Наталия Ивановна Брайченко.

Сейчас много говорят о проблемах высшей школы, поступлении в вузы, о старших классах. Все это, бесспорно, актуально. Однако очень многое зависит и от того, что закладывается у ребенка, когда он только приходит в школу. Обучение в начальных классах играет не такую маловажную роль, как может показаться на первый взгляд.

Сегодняшние первоклассники - совсем не такие, которые приходили в школу лет двадцать назад. Современного ребенка очень сложно чем-то удивить. Я уже 27 лет работаю в школе и вспоминаю, как в первый раз после окончания Педагогического института пришла в класс к малышам, как детки рассматривали картинки и слушали рассказы затаив дыхание. Сейчас наши ученики – другие. У них дома компьютеры, они с родителями куда только не ездят. Дети много видели и много знают. Идем от обратного – они рассказывают и удивляют друг друга, делясь впечатлениями. Пусть они будут первооткрывателями. Меняются дети – меняем и мы свой подход к ним.

Сейчас с такими детьми сложнее работать. Они приходят с очень разным уровнем подготовки. Кто-то учился иностранному языку, а кто-то не знает русские буквы. Я считаю, что предшкольная подготовка ребенку нужна. Но прежде чем отдавать свое дитя в какой-то образовательный центр, родители должны побольше узнать о том, что это за учебное заведение. А вот писать ребенка самостоятельно учить не нужно. Он взял карандаш неправильно и запомнил это действие. А потом на уроках пишет медленно.

Вообще, что касается дополнительных занятий, уже для школьников, хочется сказать многим родителям: не перегружайте своего ребенка. Ему иной раз и основной учебой заняться некогда. Тут все очень индивидуально. Один может посещать дополнительно три секции, а кто-то и уроки сделать не успевает. Да, сейчас выбор кружков гораздо шире, чем был у пап и мам, детям, безусловно, многое интересно. Но главное – правильно рассчитать силы ребенка. А в целом поколение нынешних детей по здоровью, наоборот, слабее.

В программе начальной школы произошло много изменений по сравнению с тем, как учились когда-то сегодняшние родители. Сейчас все новые программы рассчитаны на четыре года обучения. Я считаю, что это правильно. Дети приходят в пятый класс более взрослыми, подготовленными к переходу на кабинетную систему и обучение у разных преподавателей, более ответственно подходят к занятиям.

Существуют разные программы для начальной школы. Многие родители не знают, по какой из них учить своего ребенка. Нужно выбирать ту, которая для него удобна. А конечный результат будет все равно один и тот же. В свете стандартов нового поколения мы должны сформировать у детей все универсальные учебные действия независимо от программы обучения.

Я работаю по программе «Перспективная начальная школа», на базе нашей гимназии создана экспериментальная площадка. Пока мне еще трудно оценить программу комплексно, поскольку для этого нужно пройти все четыре года обучения, а у меня сейчас еще четвертый класс. Что-то в ней мне нравится, что-то пока не могу принять... По этой программе на базе нашей гимназии проводились открытые уроки, семинары. К нам приезжали преподаватели, методисты, директоры, учителя из Иркутска, Кемерова, Кургана. Наши учителя тоже выезжали в другие города. В Омске побывали авторы учебников, у нас проходят интересные обсуждения.

Вообще основное отличие новых программ от традиционной в том, что раньше схема обучения была такой: вот правило и мы его отрабатываем. Сейчас внедряется проблемное обучение, когда ребенок сам, опираясь на знания, должен сформулировать цель урока и предложить, как можно, развивая тему, и дальше узнать новое. Любая таблица открывается ребятами постепенно, к концу урока они понимают, что сами ее изобрели. В традиционной программе такого не было. Цель – научить ребенка учиться.

Часто родители не знают, как быть, когда ребенок переводится из одной школы в другую, а программы начальной школы там разные. Желательно, конечно, чтобы он продолжил обучение по той же программе. Тем не менее, ничего страшного нет, если все-таки придется это сделать. Вот если меняют иностранный язык, возникают сложности. Я не думаю, что в начальной школе можно чего-то не освоить – просто будет немножко другой ракурс. Но если родители хотят и ребенок настроен на обучение, наверстать разницу будет несложно.

Наверное, гораздо больше меня волнует другое. Современные дети мало читают. Однако бороться с этим можно. Просто действовать нужно их же методами. На уроках я применяю электронную библиотеку. Ребята составляют вопросы для викторины по литературному произведению. И порой придумывают очень каверзные – ведь каждому хочется, чтобы его вопрос оказался самым сложным. Между тем 100-процентное прочтение книги уже гарантировано. Еще мы ведем читательские дневники – это то, что я взяла из традиционной школы и никогда от этого не откажусь, потому что вижу, сколько ребенок прочитал за лето или другие каникулы. Достучаться до детей можно, но как – должен придумывать учитель.

Нельзя сказать, что абсолютно все закладывается в начальной школе. Есть возрастные особенности, то, что формируется у детей уже в старших классах. Но учиться получать знания ребенок должен с самого начала. Иначе потом уже ничего не сделаешь. Поэтому нельзя умалять значимость начальных классов. Знания – как клубок. Один слой, второй, третий, четвертый... А если основа не заложена, маленький клубочек не смотали, как же получить большой клубок? От начальной школы зависит и умение общаться, быть членом коллектива. Особенно если ребенок не посещал детсад. В течение жизни человек овладевает знаниями, опытом. И происходит это с самого раннего возраста. Мы сами того не замечаем, как вкладываем в ребенка то, что ему понадобится потом, уже после школы.

1101