Поиск

Корреспонденты «Нового обозрения» вступили в борьбу с автоугонщиками и обнаружили иномарку с перебитыми номерами, числящуюся в федеральном розыске.

Согласно статистике, в среднем на территории нашего города каждые сутки угоняют или крадут по автомобилю. Где и какие машины в Омске похищают чаще всего, как перебивают на них номера и что ждет того, кто приобрел краденую иномарку, выяснял корреспондент «Нового обозрения».

 

«НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»

Небольшой по размерам ангар, смотровая яма, заваленный инструментами столик в углу - с виду все, как в обычной автомастерской. Только задачи у работающих здесь специалистов другие: они не ремонтируют прибывающие машины, а тщательно изучают их на предмет несанкционированного «ремонта». То есть ищут следы так называемых перебивок. Прямо сейчас старший эксперт отдела №5 специсследований экспертно-криминалистического центра полиции Управления МВД России по Омской области Анатолий Ясько осматривает «хонду» цвета металлик. Подняв у иномарки капот, он внимательно изучает что-то внутри.

- Смотрите, - подзывает нас Анатолий Евгеньевич, - заводская табличка на этой машине изготовлена явно не по заводской технологии. Скорее всего, там перебито несколько цифр. И на номере кузова видны следы подкрашивания, что уже подозрительно.

Как пояснил нам эксперт, едва ли не каждый десятый автомобиль, поступающий для исследования, имеет перебитые номера.

- Чаще всего изменяют одну или две цифры, - просвещает нас Анатолий Ясько. - Причем выбирают похожие. К примеру, девятку обычно перебивают на ноль, тройку - на восемь, единицу - на четверку. Потом все это грунтуется, красится...

Осваивать ремесло криминальных дел мастеров мы не собираемся, но усердно мотаем на ус сию информацию. А то вдруг я надумаю машину купить, так буду хоть знать, на что в ее внутренностях надо глянуть в первую очередь - чтобы, как говорится, после не было мучительно больно за бесцельно потраченные дензнаки. Впрочем, тут же проносится у меня в голове, - куда уж нам, дилетантам, тягаться с профессионалами! И не замечу, и не пойму я, что номера перебиты, да и хитростей у «народных умельцев» от криминала не перечесть.

Допустим, на месте заводского номера можно выточить углубление, залить легкоплавким металлом и уже поверху выбить нужную комбинацию цифр. Или с помощью сварки вырезать фрагмент с номером, а взамен приварить совершенно другой, с иным цифровым набором. А можно, вооружившись молотком и зубилом, нанести на участок и на образовавшейся чистой площадке выбить новые цифры.

- Но куда чаще сегодня на дорогих иномарках преступники просто меняют маркировочную панель с номером кузова - всю, целиком, - говорит Анатолий Евгеньевич. - Эти панели сейчас продают как запчасти, и приобрести их может любой.

К слову, такие «запчасти» поступают в продажу без номера, что облегчает работу преступникам. Купят, выбьют нужную комбинацию цифр и установят «модернизированную» панель с уже новым номером на украденную машину. Выявить следы подобного несанкционированного «ремонта» дилетанту практически невозможно, и только глубокое исследование автомобиля экспертами позволяет установить факт замены заводской маркировки.

«ОЖИВШИЙ «ЛЕКСУС»

Поколдовав какое-то время над «хондой», Анатолий Ясько захлопывает капот и приносит какой-то прибор, отдаленно напоминающий ноутбук.

- Наша гордость - диагностический сканер Modis, - поясняет нам заместитель начальника отдела №5 специсследований Олег Мусатов, пока его коллега поудобней устраивается с этим вот «ноутбуком» в салоне подозрительной иномарки. - Стоит он девять тысяч (!) евро, и за Уралом, кроме как в Омске, в экспертных подразделениях таких приборов нет больше нигде.

Впрочем, ценность этого сканера, разумеется, вовсе не в его уникальности или тем более - в стоимости. Как пояснил мне Олег Анатольевич, мало установить сам факт перебивки, нужно еще также выяснить первоначальную маркировку, например, кузова или двигателя. Эти данные есть в «мозгах» бортового компьютера автомобиля, а чтобы в них влезть, и нужен супердорогой сканер. Зато потом, по уже установленным номерам, можно будет легко определить регион, откуда угнали машину, а также имя владельца, которому нужно вернуть иномарку.

- Только в прошлом году нашими специалистами установлено более четырехсот (!) случаев, когда маркировочные обозначения на автомобилях были изменены, - говорит Олег Мусатов. - Позже выяснилось, что некоторые из этих автомобилей угнаны из других областей и находятся в федеральном розыске.

Что сказать - цифра весьма впечатляющая, хотя и не все машины с перебитыми номерами являются угнанными. Допустим, номерной знак могут случайно заварить во время ремонта в какой-нибудь мастерской, а потом набить точно такой же поверху того, что заварен. Или просто омич покупает, например, тот же двигатель законным путем, и чтобы не проходить лишний раз регистрацию, спиливает заводской номер и наносит тот, что указан в документах на автомобиль.

- Машины с подобными перебивками владельцам, конечно, вернут, - поясняет Олег Анатольевич. - Но с регистрации снимут, так что хранить их в гараже будет по-прежнему можно, а вот ездить уже нельзя.

К слову, под видом ремонта преступники могут сбывать и краденые машины.

- Скажем, разбил человек, как говорится, в лепешку свой «лексус», но все бумаги на него сохранились, - раскрывает схему преступников Олег Мусатов.

- Под них ему и пригоняют из другого региона точно такой же «лексус», но целый. Преступники перебивают номера похищенной машины под оставшиеся у жертвы аварии документы, и человек катается на чужом новом автомобиле, который по документам является его собственным старым. Тем самым, что он разбил в ДТП.

Правда, катается лишь до тех пор, пока эта машина не попадет в руки специалистов из ЭКЦ. По словам Олега Мусатова, наиболее часто угоняются под заказ те же самые «лексусы-300», «тойоты-лэндкрузеры» и «мерседесы» класса «Е». Но это, как правило, в других регионах, а в Омске угонщики в основном «поддерживают» отечественного производителя. Чтобы выяснить, какие конкретно российские автомобили предпочитают преступники, мы покидаем экспертов и направляемся в городское Управление МВД.

«ГРУППА РИСКА»

 

Как пояснил нам заместитель начальника полиции Управления МВД России по городу Омску Игорь Койло, только за восемь месяцев в Омске зарегистрировано 70 краж автомототранспортных средств и 165 угонов. Иными словами, в среднем на территории нашего города каждые сутки угоняют или крадут по автомобилю.

Если не заморачиваться сложными формулировками, то кража - это похищение автомобиля с целью продажи его целиком или в разобранном виде, а угон - это когда вашу машину кто-то взял покататься без разрешения и вовсе не факт, что потом ее возвратит. Так вот, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество украденных в Омске автомобилей увеличилось на сорок три процента, количество угнанных - на шестьдесят семь. Причем по кражам машин пальма первенства у Советского округа, по угонам - у Ленинского.

Однако идет вверх не только статистика краж и угонов автомобилей, но и раскрываемость преступлений подобного рода. На сегодняшний день в целом по области она составляет более шестидесяти трех процентов (для сравнения - в некоторых регионах России данный показатель не превышает пятнадцати). И среди этих процентов нашлось место даже для строительной техники. Например, в мае сотрудниками полиции был найден украденный ранее... автокран. Как оказалось, он тихо-мирно работал на одной из городских стройплощадок и никто ни о чем не догадывался.

Впрочем, оно и понятно - люди привыкли, что угоняют чаще не краны, а, судя по кинофильмам, дорогущие иномарки. И ошибаются: подобные случаи в Омске можно буквально по пальцам пересчитать, хотя иногда иномарки действительно могут похитить. Например, прямо со... станции технического обслуживания или же с автомойки -ну совсем как в кино.

- Хозяин загнал машину на СТО, отдал ключи от своего «ДЭУ» и утром хотел забрать уже отремонтированный автомобиль, - поясняет полковник полиции Игорь Койло. - А ночью работник этого СТО решил покататься, попал в ДТП и разбил иномарку.

Оставляя машину, владелец не стал заключать с СТО договор и теперь будет сам платить за ремонт. К слову, в Омске не такая уж редкость, когда сотрудники моек и СТО берут покататься чужую машину и даже используют ее для совершения преступлений. В лидерах по такого рода угонам числится Советский округ, где расположена большая часть городских СТО.

Впрочем, как мы уже говорили, ни «ДЭУ», ни «лексусы» с «мерседесами» в списке самых популярных среди омских угонщиков марок автомобилей не значатся. В нем, по словам Игоря Койло, лидируют вазовские модели: «шестерки», «девятки» «десятки», «Калина», «Приора». Так сказать, «группа риска», и на долю этих моделей приходится около восьмидесяти процентов от всех похищенных на территории города автомобилей. Kaк правило, эти машины поступают в продажу или идут на запчасти. А вот «копейки» с «четверками» преступники... сдают на металлолом. Наверное, думают, что на них уже нельзя ездить.

Новое обозрение

Корреспонденты «Нового обозрения» вступили в борьбу с автоугонщиками и обнаружили иномарку с перебитыми номерами, числящуюся в федеральном розыске.

Согласно статистике, в среднем на территории нашего города каждые сутки угоняют или крадут по автомобилю. Где и какие машины в Омске похищают чаще всего, как перебивают на них номера и что ждет того, кто приобрел краденую иномарку, выяснял корреспондент «Нового обозрения».

 

«НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»

Небольшой по размерам ангар, смотровая яма, заваленный инструментами столик в углу - с виду все, как в обычной автомастерской. Только задачи у работающих здесь специалистов другие: они не ремонтируют прибывающие машины, а тщательно изучают их на предмет несанкционированного «ремонта». То есть ищут следы так называемых перебивок. Прямо сейчас старший эксперт отдела №5 специсследований экспертно-криминалистического центра полиции Управления МВД России по Омской области Анатолий Ясько осматривает «хонду» цвета металлик. Подняв у иномарки капот, он внимательно изучает что-то внутри.

- Смотрите, - подзывает нас Анатолий Евгеньевич, - заводская табличка на этой машине изготовлена явно не по заводской технологии. Скорее всего, там перебито несколько цифр. И на номере кузова видны следы подкрашивания, что уже подозрительно.

Как пояснил нам эксперт, едва ли не каждый десятый автомобиль, поступающий для исследования, имеет перебитые номера.

- Чаще всего изменяют одну или две цифры, - просвещает нас Анатолий Ясько. - Причем выбирают похожие. К примеру, девятку обычно перебивают на ноль, тройку - на восемь, единицу - на четверку. Потом все это грунтуется, красится...

Осваивать ремесло криминальных дел мастеров мы не собираемся, но усердно мотаем на ус сию информацию. А то вдруг я надумаю машину купить, так буду хоть знать, на что в ее внутренностях надо глянуть в первую очередь - чтобы, как говорится, после не было мучительно больно за бесцельно потраченные дензнаки. Впрочем, тут же проносится у меня в голове, - куда уж нам, дилетантам, тягаться с профессионалами! И не замечу, и не пойму я, что номера перебиты, да и хитростей у «народных умельцев» от криминала не перечесть.

Допустим, на месте заводского номера можно выточить углубление, залить легкоплавким металлом и уже поверху выбить нужную комбинацию цифр. Или с помощью сварки вырезать фрагмент с номером, а взамен приварить совершенно другой, с иным цифровым набором. А можно, вооружившись молотком и зубилом, нанести на участок и на образовавшейся чистой площадке выбить новые цифры.

- Но куда чаще сегодня на дорогих иномарках преступники просто меняют маркировочную панель с номером кузова - всю, целиком, - говорит Анатолий Евгеньевич. - Эти панели сейчас продают как запчасти, и приобрести их может любой.

К слову, такие «запчасти» поступают в продажу без номера, что облегчает работу преступникам. Купят, выбьют нужную комбинацию цифр и установят «модернизированную» панель с уже новым номером на украденную машину. Выявить следы подобного несанкционированного «ремонта» дилетанту практически невозможно, и только глубокое исследование автомобиля экспертами позволяет установить факт замены заводской маркировки.

«ОЖИВШИЙ «ЛЕКСУС»

Поколдовав какое-то время над «хондой», Анатолий Ясько захлопывает капот и приносит какой-то прибор, отдаленно напоминающий ноутбук.

- Наша гордость - диагностический сканер Modis, - поясняет нам заместитель начальника отдела №5 специсследований Олег Мусатов, пока его коллега поудобней устраивается с этим вот «ноутбуком» в салоне подозрительной иномарки. - Стоит он девять тысяч (!) евро, и за Уралом, кроме как в Омске, в экспертных подразделениях таких приборов нет больше нигде.

Впрочем, ценность этого сканера, разумеется, вовсе не в его уникальности или тем более - в стоимости. Как пояснил мне Олег Анатольевич, мало установить сам факт перебивки, нужно еще также выяснить первоначальную маркировку, например, кузова или двигателя. Эти данные есть в «мозгах» бортового компьютера автомобиля, а чтобы в них влезть, и нужен супердорогой сканер. Зато потом, по уже установленным номерам, можно будет легко определить регион, откуда угнали машину, а также имя владельца, которому нужно вернуть иномарку.

- Только в прошлом году нашими специалистами установлено более четырехсот (!) случаев, когда маркировочные обозначения на автомобилях были изменены, - говорит Олег Мусатов. - Позже выяснилось, что некоторые из этих автомобилей угнаны из других областей и находятся в федеральном розыске.

Что сказать - цифра весьма впечатляющая, хотя и не все машины с перебитыми номерами являются угнанными. Допустим, номерной знак могут случайно заварить во время ремонта в какой-нибудь мастерской, а потом набить точно такой же поверху того, что заварен. Или просто омич покупает, например, тот же двигатель законным путем, и чтобы не проходить лишний раз регистрацию, спиливает заводской номер и наносит тот, что указан в документах на автомобиль.

- Машины с подобными перебивками владельцам, конечно, вернут, - поясняет Олег Анатольевич. - Но с регистрации снимут, так что хранить их в гараже будет по-прежнему можно, а вот ездить уже нельзя.

К слову, под видом ремонта преступники могут сбывать и краденые машины.

- Скажем, разбил человек, как говорится, в лепешку свой «лексус», но все бумаги на него сохранились, - раскрывает схему преступников Олег Мусатов.

- Под них ему и пригоняют из другого региона точно такой же «лексус», но целый. Преступники перебивают номера похищенной машины под оставшиеся у жертвы аварии документы, и человек катается на чужом новом автомобиле, который по документам является его собственным старым. Тем самым, что он разбил в ДТП.

Правда, катается лишь до тех пор, пока эта машина не попадет в руки специалистов из ЭКЦ. По словам Олега Мусатова, наиболее часто угоняются под заказ те же самые «лексусы-300», «тойоты-лэндкрузеры» и «мерседесы» класса «Е». Но это, как правило, в других регионах, а в Омске угонщики в основном «поддерживают» отечественного производителя. Чтобы выяснить, какие конкретно российские автомобили предпочитают преступники, мы покидаем экспертов и направляемся в городское Управление МВД.

«ГРУППА РИСКА»

 

Как пояснил нам заместитель начальника полиции Управления МВД России по городу Омску Игорь Койло, только за восемь месяцев в Омске зарегистрировано 70 краж автомототранспортных средств и 165 угонов. Иными словами, в среднем на территории нашего города каждые сутки угоняют или крадут по автомобилю.

Если не заморачиваться сложными формулировками, то кража - это похищение автомобиля с целью продажи его целиком или в разобранном виде, а угон - это когда вашу машину кто-то взял покататься без разрешения и вовсе не факт, что потом ее возвратит. Так вот, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество украденных в Омске автомобилей увеличилось на сорок три процента, количество угнанных - на шестьдесят семь. Причем по кражам машин пальма первенства у Советского округа, по угонам - у Ленинского.

Однако идет вверх не только статистика краж и угонов автомобилей, но и раскрываемость преступлений подобного рода. На сегодняшний день в целом по области она составляет более шестидесяти трех процентов (для сравнения - в некоторых регионах России данный показатель не превышает пятнадцати). И среди этих процентов нашлось место даже для строительной техники. Например, в мае сотрудниками полиции был найден украденный ранее... автокран. Как оказалось, он тихо-мирно работал на одной из городских стройплощадок и никто ни о чем не догадывался.

Впрочем, оно и понятно - люди привыкли, что угоняют чаще не краны, а, судя по кинофильмам, дорогущие иномарки. И ошибаются: подобные случаи в Омске можно буквально по пальцам пересчитать, хотя иногда иномарки действительно могут похитить. Например, прямо со... станции технического обслуживания или же с автомойки -ну совсем как в кино.

- Хозяин загнал машину на СТО, отдал ключи от своего «ДЭУ» и утром хотел забрать уже отремонтированный автомобиль, - поясняет полковник полиции Игорь Койло. - А ночью работник этого СТО решил покататься, попал в ДТП и разбил иномарку.

Оставляя машину, владелец не стал заключать с СТО договор и теперь будет сам платить за ремонт. К слову, в Омске не такая уж редкость, когда сотрудники моек и СТО берут покататься чужую машину и даже используют ее для совершения преступлений. В лидерах по такого рода угонам числится Советский округ, где расположена большая часть городских СТО.

Впрочем, как мы уже говорили, ни «ДЭУ», ни «лексусы» с «мерседесами» в списке самых популярных среди омских угонщиков марок автомобилей не значатся. В нем, по словам Игоря Койло, лидируют вазовские модели: «шестерки», «девятки» «десятки», «Калина», «Приора». Так сказать, «группа риска», и на долю этих моделей приходится около восьмидесяти процентов от всех похищенных на территории города автомобилей. Kaк правило, эти машины поступают в продажу или идут на запчасти. А вот «копейки» с «четверками» преступники... сдают на металлолом. Наверное, думают, что на них уже нельзя ездить.

Новое обозрение