Поиск

Давно хотелось выбраться на природу, но на такую, чтобы всё по-настоящему: только ты и Она. Оптимальной виделась идея несложного сплава на резиновых лодках по таёжной реке на три-пять дней. В небольшой компании.

 

ВЫБОР МАРШРУТА

Реки севера Омской обла¬сти были отметены по при¬чине сложной географиче-ской доступности одних (Туй) и отсутствия требуемой уеди¬нённости на других (Тара, Уй). Более-менее подходила реч¬ка Шиш на участке от Атирки до устья, но душа к данному маршруту как-то не лежала. Зато куча отзывов нашлась о сплавах по рекам Кемеров¬ской области. И почти сразу обрисовался идеальный ва¬риант - сплав по реке Золо¬той Китат от моста на трас¬се «М-53» до посёлка Яя. На¬чальная и конечная точки маршрута находятся в отлич¬ной доступности, а вот меж¬ду ними - глухая тайга и пол¬ное отсутствие жилья. То, что и требовалось!

КАК ДОБРАТЬСЯ И СКОЛЬКО СТОИТ

Добираться из Омска очень легко. Туда - ежедневный поезд «Кисловодск - Новокузнецк», в котором есть прицепные вагоны до Кемерова. Стоимость плацкарты с постелью - 1100 рублей, купе - от 1600 до 2300 рублей. Есть и отдельный поезд «Москва - Кемерово». Он подороже, ходит раз в два дня, но зато прибывает в восемь утра, на два часа раньше кисловодского. После прибытия в Кемерово садитесь на любой автобус или маршрутку в сторону Мариинска и за 100 рублей доезжаете прямо до места старта.

Обратно в Омск можно уехать прямо из Я и или со¬седнего Анжеро-Судженска на любом проходящем поез¬де. Билеты всегда есть. А стоят так же, как до Кемерова.

В итоге общая стоимость проезда «туда - обратно» в минимальном ва¬рианте составит не более 2500 рублей.

ВАРИАНТЫ СПЛАВА

Традиционных маршрутов сплава два Первый - от деревни Мурюк до моста на «М-53». Вто¬рой - от «М-53» до посёлка Яя. Длина первого - около 80 километров. Второго - около 100 километров. ЭТОТ второй - более массовый, поскольку более легкодоступный. При этом он является маршрутом первой категории сложности, и если его проходить официально, то в конце получаешь третий разряд по спортивному туризму.

КРАСОТЫ

Они на Китате неописуемые! Кругом девственная тайга, множество кедров и других хвойных деревьев. Берега - скальные, высотой иногда до 40-50 метров. На одной из остановок вокруг порхали десятки красивейших бабочек, которые, совершенно не боясь, садились прямо на нас. Тишину нарушают лишь пение птиц, уханье совы, «отсчёты» кукушки. Вот треск валежни¬ка - кто-то крупный «ломанулся» прочь от берега в чащу: скорее всего, лось. Вот заяц переплывает речку - одни уши торчат. Спрашивается, како¬го рожна их спасал Дед Мазай, если они прекрасные пловцы? Вот кто-то плюхнулся в воду - ондатра. А вон и её нора на берегу. А вот журчит таёжная речушка, впадающая в Китат небольшим водопадиком. Вот то тут то там выпрыгивает рыбка. Вот редкий песчано- галечный пляж с остатками множества стоянок...

ГДЕ НОЧЕВАТЬ?

Подходящих для ночлега мест на маршруте не более десятка. Все они нанесены мной на карту - и каждый желающий может подобрать то, что подходит именно ему. Но все они по-своему живописны, и повсюду полно дров для костра - поваленных деревьев, бересты. Особо запомнилась ночёвка перед Чёрным озером - интереснейшим объектом природы с абсолютно чёрной, как нефть, водой. Когда-то рядом с ним была одноимённая большая деревня, от которой сохранилась лишь расчищенная от деревьев поляна. Многие, кстати, предпочитают ночевать прямо на этой поляне, но там больше гнуса. Так что лучше ночевать прямо на реке.

ФИНИШ

Финишировать можно в двух местах. Первое жильё - деревня Мальцево. Там местные жители подскажут телефон такси, которое довезёт до Я и или Анжеро-Судженска. Можно доплыть до Яи и самостоятельно. Кто-то заканчивает путешествие в месте слияния Яи и Золотого Китата. Кто-то плывёт до железнодорожного моста, а кто-то  до автомобильного. По пути до Яи вам встретится впадающая справа порожистая речка Алчедат, потом - знаменитые Николаевские пороги с перепадом минимум в полметра, а затем, уже слева, к Китату подойдёт река Яи поглотит его прямо в одноимённом посёлке.

СоветыОбязательно берите жидкость для розжига,потому что, если пойдёт дождь, найти сухие дрова будет сложновато. А если вовсе не хотите мучиться с кострами, возьмите с собой газовую горелку.

Опять же на случай дождя не забудьте прихватить лёгкие дождивеки, чтобы не останавливаться в поисках укрытия, а плыть дальше.

Ночи в этих краях очень холодные, поэтому обяза¬тельны спальные меш¬ки, либо натуральные зимние пуховики, либо шерстяные одеяла. Замёрзнуть без этого можно серьёзно.

Ореол

Давно хотелось выбраться на природу, но на такую, чтобы всё по-настоящему: только ты и Она. Оптимальной виделась идея несложного сплава на резиновых лодках по таёжной реке на три-пять дней. В небольшой компании.

 

ВЫБОР МАРШРУТА

Реки севера Омской обла¬сти были отметены по при¬чине сложной географиче-ской доступности одних (Туй) и отсутствия требуемой уеди¬нённости на других (Тара, Уй). Более-менее подходила реч¬ка Шиш на участке от Атирки до устья, но душа к данному маршруту как-то не лежала. Зато куча отзывов нашлась о сплавах по рекам Кемеров¬ской области. И почти сразу обрисовался идеальный ва¬риант - сплав по реке Золо¬той Китат от моста на трас¬се «М-53» до посёлка Яя. На¬чальная и конечная точки маршрута находятся в отлич¬ной доступности, а вот меж¬ду ними - глухая тайга и пол¬ное отсутствие жилья. То, что и требовалось!

КАК ДОБРАТЬСЯ И СКОЛЬКО СТОИТ

Добираться из Омска очень легко. Туда - ежедневный поезд «Кисловодск - Новокузнецк», в котором есть прицепные вагоны до Кемерова. Стоимость плацкарты с постелью - 1100 рублей, купе - от 1600 до 2300 рублей. Есть и отдельный поезд «Москва - Кемерово». Он подороже, ходит раз в два дня, но зато прибывает в восемь утра, на два часа раньше кисловодского. После прибытия в Кемерово садитесь на любой автобус или маршрутку в сторону Мариинска и за 100 рублей доезжаете прямо до места старта.

Обратно в Омск можно уехать прямо из Я и или со¬седнего Анжеро-Судженска на любом проходящем поез¬де. Билеты всегда есть. А стоят так же, как до Кемерова.

В итоге общая стоимость проезда «туда - обратно» в минимальном ва¬рианте составит не более 2500 рублей.

ВАРИАНТЫ СПЛАВА

Традиционных маршрутов сплава два Первый - от деревни Мурюк до моста на «М-53». Вто¬рой - от «М-53» до посёлка Яя. Длина первого - около 80 километров. Второго - около 100 километров. ЭТОТ второй - более массовый, поскольку более легкодоступный. При этом он является маршрутом первой категории сложности, и если его проходить официально, то в конце получаешь третий разряд по спортивному туризму.

КРАСОТЫ

Они на Китате неописуемые! Кругом девственная тайга, множество кедров и других хвойных деревьев. Берега - скальные, высотой иногда до 40-50 метров. На одной из остановок вокруг порхали десятки красивейших бабочек, которые, совершенно не боясь, садились прямо на нас. Тишину нарушают лишь пение птиц, уханье совы, «отсчёты» кукушки. Вот треск валежни¬ка - кто-то крупный «ломанулся» прочь от берега в чащу: скорее всего, лось. Вот заяц переплывает речку - одни уши торчат. Спрашивается, како¬го рожна их спасал Дед Мазай, если они прекрасные пловцы? Вот кто-то плюхнулся в воду - ондатра. А вон и её нора на берегу. А вот журчит таёжная речушка, впадающая в Китат небольшим водопадиком. Вот то тут то там выпрыгивает рыбка. Вот редкий песчано- галечный пляж с остатками множества стоянок...

ГДЕ НОЧЕВАТЬ?

Подходящих для ночлега мест на маршруте не более десятка. Все они нанесены мной на карту - и каждый желающий может подобрать то, что подходит именно ему. Но все они по-своему живописны, и повсюду полно дров для костра - поваленных деревьев, бересты. Особо запомнилась ночёвка перед Чёрным озером - интереснейшим объектом природы с абсолютно чёрной, как нефть, водой. Когда-то рядом с ним была одноимённая большая деревня, от которой сохранилась лишь расчищенная от деревьев поляна. Многие, кстати, предпочитают ночевать прямо на этой поляне, но там больше гнуса. Так что лучше ночевать прямо на реке.

ФИНИШ

Финишировать можно в двух местах. Первое жильё - деревня Мальцево. Там местные жители подскажут телефон такси, которое довезёт до Я и или Анжеро-Судженска. Можно доплыть до Яи и самостоятельно. Кто-то заканчивает путешествие в месте слияния Яи и Золотого Китата. Кто-то плывёт до железнодорожного моста, а кто-то  до автомобильного. По пути до Яи вам встретится впадающая справа порожистая речка Алчедат, потом - знаменитые Николаевские пороги с перепадом минимум в полметра, а затем, уже слева, к Китату подойдёт река Яи поглотит его прямо в одноимённом посёлке.

СоветыОбязательно берите жидкость для розжига,потому что, если пойдёт дождь, найти сухие дрова будет сложновато. А если вовсе не хотите мучиться с кострами, возьмите с собой газовую горелку.

Опять же на случай дождя не забудьте прихватить лёгкие дождивеки, чтобы не останавливаться в поисках укрытия, а плыть дальше.

Ночи в этих краях очень холодные, поэтому обяза¬тельны спальные меш¬ки, либо натуральные зимние пуховики, либо шерстяные одеяла. Замёрзнуть без этого можно серьёзно.

Ореол