Поиск

В аэропортах ряда российских городов, включая столицу, пол-августа все еще продолжали сидеть пассажиры авиакомпании «Континент». Она прекратила  полеты в конце июля из-за долгов, распродав предварительно билеты на свои рейсы до середины сентября.

 И никак не отделаться от ощущения дежавю. В 2008 году в конце лета рухнул авиаальянс «ЭйрЮнион», в 2009-м почти в то же время - авиакомпания «КД Авиа». Опять период отпусков, самый разъездной сезон, и опять банкротится очередная авиакомпания. Что такое происходит с нашей гражданской авиацией, что, улетая в отпуск, никогда не знаешь, долетишь ли в срок? Возможных версий выдвигается немало.

Версия 1. ПРОБЛЕМЫ - ИЗ-ЗА «живопырОК»

 На ЧП с «Континентом» авиа-ционные власти, надо сказать, отреагировали быстро. Росавиация буквально на следующий день выступила с предложением: регулярными перевозками должны заниматься только те, у кого в парке не менее 20 однотипных судов (взаимозаменяемых по вместимости и дальности полетов). А с легкой руки вице-премьера Сергея Иванова для мелких авиакомпаний, которые летают на нескольких старых самолетах, появилось и название - «живопырки».

 Компания «Континент» под понятие «живопырки» вроде бы подходит. На регулярных рейсах - лишь с этого года. Парк - девять Ту-154М, а выполняла компания полеты по 40 направлениям. На форумах авиапассажиров в Интернете нелестные отзывы о «Континенте» появились еще в начале лета. Типа хотят - летят, не хотят - не летят. По данным Росавиации, в июле «Континент» оказался на третьем месте по количеству задержанных рейсов (в процентах ко всем совершенным) среди российских авиакомпаний...

 Но возникает законный вопрос: сами, что ли, такие «живопырки» себе набирают маршруты?

 - Тот или иной маршрут подтверждает Росавиация, - поясняет Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru. - Сплошь и рядом бывает, что Росавиация не дает права выполнять полеты, если технические возможности компании не соответствуют заявленным маршрутам.

 «Континент», получается, у Росавиации подозрений не вызвал. Настолько, что за месяц до банкротства компании продлили сертификат эксплуатанта. Как заявляли и советник главы Росавиации Сергей Извольский, и заместитель руководителя ведомства Олег Ким, на тот момент к «Континенту» претензий не было.

 Впрочем, среди 35 отечественных авиакомпаний, на которые, по версии Росавиации, приходится основной объем пассажирских перевозок (96,8%), есть и такие, у которых самолетов меньше, чем у «Континента». И не банкротятся.

 - В США вообще несопоставимо больше малых компаний, чем у нас. Там масса авиакомпаний с одним самолетом. И они успешно летают. В России же есть города, откуда можно улететь только мелкими региональными авиакомпаниями. Альтернативного транспорта нет, нет даже железной дороги, - говорит Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик СССР.

 Эксперты напоминают и о том, что у банкрота-2008, альянса  «ЭйрЮнион», было 70 воздушных судов. При этом свою долю в компании имело государство. И что?

 Многие пассажиры «Континента» летели из отпусков с детьми...

Версия 2. Виноваты экономика и монополисты

 У компаний-банкротов тоже есть свои версии, откуда все беды. Как рассказал журналистам гендиректор «Континента» Владимир Красильников, брешь в бюджете авиакомпании пробили поставщики авиакеросина. Они, пользуясь своим монопольным положением, выставили высокие цены и потребовали 100-процентную предоплату. А он, гендиректор, между тем приобрел для компании самолеты...

 - Все громкие банкротства были связаны с дефицитом оборотных средств у авиакомпаний, - констатирует Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт». - Конец лета - традиционно тяжелый период, на него приходится максимальное число полетов. И проблема с подорожанием топлива действительно существует. Кроме того, есть проблема с товарным кредитом - скажем, под оте­чественные Ту-154, на которых летал «Континент», получить его крайне сложно.

 Есть, однако, некоторые странности. В самом деле, на что рассчитывал гендиректор «Континента», решив именно накануне тяжелого сезона осчастливить компанию собственными самолетами (до этого они были в аренде)? Не рассчитал, не знал, что в конце лета вырастает пассажиропоток и традиционно поднимаются цены на топливо? Человек он в авиации не новый, владелец собственного авиапредприятия в Норильске. Или ответ в том факте, что купленные самолеты Красильников почему-то оформил не на «Континент», а на ООО «Авиа Мир Лизинг», принадлежащее ему и его супруге?

 Впрочем, фактические руководители и совладельцы «ЭйрЮнион» - братья Борис и Александр Абрамовичи (к Роману Абрамовичу они отношения не имеют, просто однофамильцы) - поступили еще менее логично. Незадолго до краха альянса они занялись покупкой - нет, не самолетов, а целых авиакомпаний. В том числе Борис Абрамович приобрел весомый пакет акций венгерской авиакомпании Malev.

 Уже потом многочисленные проверяющие обнаружили: большая часть активов «ЭйрЮнион» раздроблена и выведена в офшоры.

 И в случае с «КД Авиа» следствие выявило «ряд операций со сторонними коммерческими организациями, не имеющих очевидного экономического смысла для «КД Авиа», что привело к неплатежеспособности»...

Версия 3. А просто отжимают деньги

 - «Континент» - это псевдобанкротство, - считает Роман Гусаров. - Долг авиакомпании - 32 миллиона рублей. Но извините, это смехотворный долг для авиакомпании. У нас есть авиакомпании - не буду их называть, - которые имеют миллиардные долги и прекрасно развиваются, обновляют парк... При этом гендиректор «Континента» приобретает самолеты на другое юридическое лицо. То есть эту фирму банкротим, а другая - с самолетами...

 В экономической стороне банкротства «Континента» и правда наблюдаются неувязки, которые активно сейчас обсуждаются на форумах для специалистов авиаотрасли. По официальным данным, только на те рейсы, которые «Континент» не выполнил, билетов было продано на 280 млн. рублей.

 - Сравните с долгом в 32 миллиона, - фактически разводит руками Олег Пантелеев.

 Купили самолеты? Но специалисты оценивают стоимость старого, но в летном состоянии Ту-154 в 10 - 15 млн. рублей. Это ж целый авиапарк можно было купить... Зачем понадобилось объявлять компанию неплатежеспособной?

 С финансовыми загадками «Континента» теперь разбирается следствие. Против руководства авиакомпании возбуждено уголовное дело.

 Возбуждались, правда, уголовные дела и по предыдущим банкротствам. Экс-председателя Совета директоров «КД Авиа» Сергея Грищенко и бывшего исполнительного директора Леонида Ицкова даже арестовывали - по делу о преднамеренном банкротстве авиакомпании. Через год выпустили - вроде как обнаружилось, что следствие велось с нарушениями законодательства.

 По делу «ЭйрЮнион» осудили одного из бывших топ-менеджеров предприятия - за невыплату заработной платы работникам (обманывать пассажиров, видимо, можно безнаказанно). Приговор - штраф 60 тыс. рублей. С братьев же Абрамовичей, фактически руководивших альянсом, даже не взяли подписку о невыезде. Пока следствие искало «неопровержимые доказательства» их вины, они попросту уехали из страны...

Что дальше?

Нельзя сказать, что государство из громких банкротств не сделало совсем никаких выводов.

 - Для пассажиров ситуация все-таки упрощается. Упрощен, в частности, порядок возврата денег за билеты, если авиакомпания прекращает полеты. Пассажирам «Континента» уже возвращено 100 млн. рублей, - говорит Олег Пантелеев.

 В 2009 году принято специальное постановление правительства, согласно которому «жертв» авиакомпаний-банкротов теперь развозят за счет средств федерального бюджета.

 Вот только хватит ли федерального бюджета на разруливание ситуации за всеми оставившими пассажиров ночевать в аэропортах и ушедшими от ответственности бизнесменами?

ЦИФРЫ

 Сейчас в России 138 авиакомпаний. По данным Росавиации, 15 крупнейших из них перевозят 82,3% пассажиров, а больше половины пассажиропотока (57,7%) приходится всего на пять основных авиакомпаний.

Мнение авиатора

Олег СМИРНОВ, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик СССР:

 - Вместо того чтобы придумывать для авиакомпаний оскорбительные названия, надо решать давние системные проблемы нашей гражданской авиации. Без этого и отказ от «живопырок» не решит проблем ни с регулярностью полетов, ни с их безопасностью. Но создавать правовой фундамент и гарантировать сохранение прав граждан России - это прерогатива государства.

 Гендиректора авиакомпании-банкрота Владимира Красильникова задержали по делу о мошенничестве. Но тут же выпустили

Официальная версия из заявления Росавиации:

 «В июне 2011 года генеральный директор ОАО «Авиационная компания «Континент» Красильников В. П. (ему принадлежат также 25% акций перевозчика) за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО «Авиа Мир Лизинг» несколько воздушных судов типа Ту-154М.

 По предварительным данным, эти действия были осуществлены без согласования с другим акционером. Таким образом, значительная часть выручки, полученной от продажи авиационных билетов ОАО «Авиационная компания «Континент», была направлена фактически на приобретение воздушных судов в собственность Красильникова В. П.».

Комсомольская правда

В аэропортах ряда российских городов, включая столицу, пол-августа все еще продолжали сидеть пассажиры авиакомпании «Континент». Она прекратила  полеты в конце июля из-за долгов, распродав предварительно билеты на свои рейсы до середины сентября.

 И никак не отделаться от ощущения дежавю. В 2008 году в конце лета рухнул авиаальянс «ЭйрЮнион», в 2009-м почти в то же время - авиакомпания «КД Авиа». Опять период отпусков, самый разъездной сезон, и опять банкротится очередная авиакомпания. Что такое происходит с нашей гражданской авиацией, что, улетая в отпуск, никогда не знаешь, долетишь ли в срок? Возможных версий выдвигается немало.

Версия 1. ПРОБЛЕМЫ - ИЗ-ЗА «живопырОК»

 На ЧП с «Континентом» авиа-ционные власти, надо сказать, отреагировали быстро. Росавиация буквально на следующий день выступила с предложением: регулярными перевозками должны заниматься только те, у кого в парке не менее 20 однотипных судов (взаимозаменяемых по вместимости и дальности полетов). А с легкой руки вице-премьера Сергея Иванова для мелких авиакомпаний, которые летают на нескольких старых самолетах, появилось и название - «живопырки».

 Компания «Континент» под понятие «живопырки» вроде бы подходит. На регулярных рейсах - лишь с этого года. Парк - девять Ту-154М, а выполняла компания полеты по 40 направлениям. На форумах авиапассажиров в Интернете нелестные отзывы о «Континенте» появились еще в начале лета. Типа хотят - летят, не хотят - не летят. По данным Росавиации, в июле «Континент» оказался на третьем месте по количеству задержанных рейсов (в процентах ко всем совершенным) среди российских авиакомпаний...

 Но возникает законный вопрос: сами, что ли, такие «живопырки» себе набирают маршруты?

 - Тот или иной маршрут подтверждает Росавиация, - поясняет Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru. - Сплошь и рядом бывает, что Росавиация не дает права выполнять полеты, если технические возможности компании не соответствуют заявленным маршрутам.

 «Континент», получается, у Росавиации подозрений не вызвал. Настолько, что за месяц до банкротства компании продлили сертификат эксплуатанта. Как заявляли и советник главы Росавиации Сергей Извольский, и заместитель руководителя ведомства Олег Ким, на тот момент к «Континенту» претензий не было.

 Впрочем, среди 35 отечественных авиакомпаний, на которые, по версии Росавиации, приходится основной объем пассажирских перевозок (96,8%), есть и такие, у которых самолетов меньше, чем у «Континента». И не банкротятся.

 - В США вообще несопоставимо больше малых компаний, чем у нас. Там масса авиакомпаний с одним самолетом. И они успешно летают. В России же есть города, откуда можно улететь только мелкими региональными авиакомпаниями. Альтернативного транспорта нет, нет даже железной дороги, - говорит Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик СССР.

 Эксперты напоминают и о том, что у банкрота-2008, альянса  «ЭйрЮнион», было 70 воздушных судов. При этом свою долю в компании имело государство. И что?

 Многие пассажиры «Континента» летели из отпусков с детьми...

Версия 2. Виноваты экономика и монополисты

 У компаний-банкротов тоже есть свои версии, откуда все беды. Как рассказал журналистам гендиректор «Континента» Владимир Красильников, брешь в бюджете авиакомпании пробили поставщики авиакеросина. Они, пользуясь своим монопольным положением, выставили высокие цены и потребовали 100-процентную предоплату. А он, гендиректор, между тем приобрел для компании самолеты...

 - Все громкие банкротства были связаны с дефицитом оборотных средств у авиакомпаний, - констатирует Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт». - Конец лета - традиционно тяжелый период, на него приходится максимальное число полетов. И проблема с подорожанием топлива действительно существует. Кроме того, есть проблема с товарным кредитом - скажем, под оте­чественные Ту-154, на которых летал «Континент», получить его крайне сложно.

 Есть, однако, некоторые странности. В самом деле, на что рассчитывал гендиректор «Континента», решив именно накануне тяжелого сезона осчастливить компанию собственными самолетами (до этого они были в аренде)? Не рассчитал, не знал, что в конце лета вырастает пассажиропоток и традиционно поднимаются цены на топливо? Человек он в авиации не новый, владелец собственного авиапредприятия в Норильске. Или ответ в том факте, что купленные самолеты Красильников почему-то оформил не на «Континент», а на ООО «Авиа Мир Лизинг», принадлежащее ему и его супруге?

 Впрочем, фактические руководители и совладельцы «ЭйрЮнион» - братья Борис и Александр Абрамовичи (к Роману Абрамовичу они отношения не имеют, просто однофамильцы) - поступили еще менее логично. Незадолго до краха альянса они занялись покупкой - нет, не самолетов, а целых авиакомпаний. В том числе Борис Абрамович приобрел весомый пакет акций венгерской авиакомпании Malev.

 Уже потом многочисленные проверяющие обнаружили: большая часть активов «ЭйрЮнион» раздроблена и выведена в офшоры.

 И в случае с «КД Авиа» следствие выявило «ряд операций со сторонними коммерческими организациями, не имеющих очевидного экономического смысла для «КД Авиа», что привело к неплатежеспособности»...

Версия 3. А просто отжимают деньги

 - «Континент» - это псевдобанкротство, - считает Роман Гусаров. - Долг авиакомпании - 32 миллиона рублей. Но извините, это смехотворный долг для авиакомпании. У нас есть авиакомпании - не буду их называть, - которые имеют миллиардные долги и прекрасно развиваются, обновляют парк... При этом гендиректор «Континента» приобретает самолеты на другое юридическое лицо. То есть эту фирму банкротим, а другая - с самолетами...

 В экономической стороне банкротства «Континента» и правда наблюдаются неувязки, которые активно сейчас обсуждаются на форумах для специалистов авиаотрасли. По официальным данным, только на те рейсы, которые «Континент» не выполнил, билетов было продано на 280 млн. рублей.

 - Сравните с долгом в 32 миллиона, - фактически разводит руками Олег Пантелеев.

 Купили самолеты? Но специалисты оценивают стоимость старого, но в летном состоянии Ту-154 в 10 - 15 млн. рублей. Это ж целый авиапарк можно было купить... Зачем понадобилось объявлять компанию неплатежеспособной?

 С финансовыми загадками «Континента» теперь разбирается следствие. Против руководства авиакомпании возбуждено уголовное дело.

 Возбуждались, правда, уголовные дела и по предыдущим банкротствам. Экс-председателя Совета директоров «КД Авиа» Сергея Грищенко и бывшего исполнительного директора Леонида Ицкова даже арестовывали - по делу о преднамеренном банкротстве авиакомпании. Через год выпустили - вроде как обнаружилось, что следствие велось с нарушениями законодательства.

 По делу «ЭйрЮнион» осудили одного из бывших топ-менеджеров предприятия - за невыплату заработной платы работникам (обманывать пассажиров, видимо, можно безнаказанно). Приговор - штраф 60 тыс. рублей. С братьев же Абрамовичей, фактически руководивших альянсом, даже не взяли подписку о невыезде. Пока следствие искало «неопровержимые доказательства» их вины, они попросту уехали из страны...

Что дальше?

Нельзя сказать, что государство из громких банкротств не сделало совсем никаких выводов.

 - Для пассажиров ситуация все-таки упрощается. Упрощен, в частности, порядок возврата денег за билеты, если авиакомпания прекращает полеты. Пассажирам «Континента» уже возвращено 100 млн. рублей, - говорит Олег Пантелеев.

 В 2009 году принято специальное постановление правительства, согласно которому «жертв» авиакомпаний-банкротов теперь развозят за счет средств федерального бюджета.

 Вот только хватит ли федерального бюджета на разруливание ситуации за всеми оставившими пассажиров ночевать в аэропортах и ушедшими от ответственности бизнесменами?

ЦИФРЫ

 Сейчас в России 138 авиакомпаний. По данным Росавиации, 15 крупнейших из них перевозят 82,3% пассажиров, а больше половины пассажиропотока (57,7%) приходится всего на пять основных авиакомпаний.

Мнение авиатора

Олег СМИРНОВ, президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный летчик СССР:

 - Вместо того чтобы придумывать для авиакомпаний оскорбительные названия, надо решать давние системные проблемы нашей гражданской авиации. Без этого и отказ от «живопырок» не решит проблем ни с регулярностью полетов, ни с их безопасностью. Но создавать правовой фундамент и гарантировать сохранение прав граждан России - это прерогатива государства.

 Гендиректора авиакомпании-банкрота Владимира Красильникова задержали по делу о мошенничестве. Но тут же выпустили

Официальная версия из заявления Росавиации:

 «В июне 2011 года генеральный директор ОАО «Авиационная компания «Континент» Красильников В. П. (ему принадлежат также 25% акций перевозчика) за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО «Авиа Мир Лизинг» несколько воздушных судов типа Ту-154М.

 По предварительным данным, эти действия были осуществлены без согласования с другим акционером. Таким образом, значительная часть выручки, полученной от продажи авиационных билетов ОАО «Авиационная компания «Континент», была направлена фактически на приобретение воздушных судов в собственность Красильникова В. П.».

Комсомольская правда