Поиск

В селе Екатериновка Тевризского района - Самый древний деревянный храм Прииртышья

 

Надо быть совершенно скупым на эмоции человеком, чтобы, увидев в первый раз церковь Александра Невского, не ахнуть от восторга и не запомнить ее на всю жизнь. Она - как любовь с первого взгляда: сразу и навсегда заполняет твою душу.

Самый красивый в России

Дивно и ярко раскрашенный храм - как первые яркие воспоминания раннего детства. Оказавшись по любой причине в Тевризском районе, ты, как бы сильно ни поджимало время, обязательно постараешься завернуть в Екатериновку - чтобы постоять рядом с храмом, чтобы еще раз полюбоваться совершенством этой деревянной живописной сказки. Пройдите всю Сибирь, да что там Сибирь - Россию, и вы другого такого красивого храма из дерева не найдете. Не верите? Тогда войдите в Интернет и убедитесь!

Старинные православные храмы, как правило, суровы и внушительны. Они - символ великой империи. Всем своим внешним и внутренним содержанием должны внушать уважение и трепет. Екатериновский из общего правила выбивается свой легкостью и мягкостью. У него особая аура: пять минут рядом - хорошее настроение на целый день. Может быть, эта энергетика и тянет к нему. Самый древний деревянный храм Омской области. Намоленное место.

Начало начал

Первый раз церковь Александра Невского открыла свои двери для верующих в 1904 году. Возведена по стандартному проекту. Самого проекта, к сожалению, не сохранилось. В Екатериновке считается, что строительство вели местные мужики. Но это вряд ли. Начало ХХ века - время массового заселения Сибири. Деньги на рытье колодцев и строительство храмов выделялись из государственной казны. В Сибири к тем порам уже существовали артели мастеров, которые специализировались на возведении церквей. Конструкция сложная, тонкостей, включая соблюдение различных ритуалов, множество. И официально утвержденный чертеж надо уметь читать.

Именно одна из таких бригад, в которой работали белорусы, возводила в 1911 году православный храм в расположенной относительно недалеко от Екатериновки деревне Вятке (ныне - Усть-Ишимского района). Да, екатериновские крестьяне могли работать рядом с мастерами, но основную часть стройки должны были вести все-таки специалисты. Не исключено, что екатериновский и вятский храмы строились одними руками. Надо учесть, что многие деревни омского севера основаны выходцами из белорусских губерний. Из них, знавших секреты деревянного строительства в болотистых местах, и формировались артели. За своеобразный говор старожилы из русских называли их хохлами.

После революции храм постигла общая беда. В 1939 году (по другим данным - в 1937-м) мужики под руководством председателя колхоза Степанова сбросили колокола и разрушили внутренний стеклянный свод с выложенным в центре крестом. Иконостас и утварь люди разнесли по домам. Многое ушло перекупщикам, которые, как воронье, слетались на несчастье. До сегодняшнего дня дожил всего один образ. И сам храм, к счастью.Хотя шансов вроде бы не оставалось.

Подвиг председателя

А возрождение храма Александра Невского в селе Екатериновка было, пожалуй, даже важнее рождения. Его возрождение - это показатель внутренней силы веры человека в Бога. Екатериновская церковь, наверное, единственная из провинциальных в России, была поднята из руин и отреставрирована в эпоху самого расцвета социализма, которую мы сейчас называем застоем. Ни в какое другое время не сгорело больше церквей, чем в это. И наш храм ожидала та же участь, постигшая девяносто процентов его собратьев - сгореть от брошенного пьяным мужиком окурка или быть разобранным на дрова или, на худой конец, на бревна для ремонта коровника.

В начале восьмидесятых прошлого столетия строение просматривалось насквозь - бревна из стен повыпадывали. Как вспоминает старожил села Галина Кутузова, отбившиеся от стада коровы заходили в него укрыться от палящего летнего солнца. Уже шли разговоры: мол, надо церковь убирать, а то еще упадет и придавит кого-нибудь.

Спасение пришло в лице председателя местного колхоза «Путь большевика» Владимира Чернова. Он в начале 1982 года на одном из заседаний райкома КПСС предложил реставрировать разваливавшуюся православную церковь.

 - Душу холодило, когда выступал, - признается позже.

Понятно, что председатель колхоза, прежде чем выступить с таким опасным с точки зрения коммунистической морали предложением, десять раз обсудил все нюансы с первым секретарем райкома партии. И все же председатель боялся. Мало ли какие завихрения могут случиться наверху? Сегодня дают «добро», а завтра объявят пособником реакционных церковных кругов. Но все вышло иначе.

Думается, каждый, кто помнит реалии прошедших времен, понимает, что председатель - герой. Настоящий. Ведь тогда под танк было легче броситься, чем выступить «против линии партии». Тысячи церквей по всей Руси рушились, а слышали мы, чтоб кто-нибудь из хозяйственных руководителей осмелился с подобным предложением выступить? Нет. В лучшем случае человек выделял деньги на ремонт здания клуба или магазина, которое когда-то было церковью. И за то спасибо. Сберег святыню до лучших времен.

Летом 1982 года в Екатериновке появилась бригада киевских реставраторов из шести человек. Первое предложение - раскатать церковь по бревнышкам и снова собрать, заменяя сгнившие, - отмели. Не поднималась рука рушить. Пошли другим путем. С помощью домкратов отрывали стены от земли и подводили новые венцы. Лес для ремонта использовали выстоявшийся. Разобрали старый листвяжный клуб. На окна по рисунку единственной сохранившейся старой решетки выковали новые. По карнизам пустили деревянные узоры. Но лучше всего получилось решение цветовой гаммы во внешней окраске здания. Красиво и скромно одновременно.

Зарплату реставраторам из колхозной кассы выдали неплохую - 45 тысяч рублей составила общая сумма. Для сравнения: автомобиль марки «ВАЗ» в те годы стоил около шести тысяч.

Конечно, в отреставрированном помещении никто не собирался снова открывать церковь. Тут-то бы головы точно полетели. Планировалось разместить музей трудовой славы. Но грянула перестройка. И храм снова стал храмом. Снова к нему потянулись люди. И с радостями, и с горестями. Потому что эта красота, которая способна спасти мир, в душе каждого.

Простое загадочное название

Екатериновка Тевризского района образована выходцами из Гродненской и Могилевской губерний (нынче - территория Белоруссии) в 1897 году, по другим данным в 1898-м. Современная численность населения - около 400 человек. Расположено поселение на берегу Туя - самой длинной реки Омской области. Кругом тайга, речушки, озера. Рядом, сразу за околицей, клюква, брусника, черника. За шишками вообще никуда ходить не надо. Кедрач растет прямо среди села. В том числе и у церкви.

Как у всякого сельского поселения, у Екатериновки полно загадок. Больше всего их связано с названием. Согласно одной из версий, село очень долго называлось Каут, так как возникло на месте одноименной татарской деревни. Согласно другой гипотезе Каут и есть начальное название села со дня появления тут первых белорусов. Переселенцы, увидев стаю птиц в небе, стали громко кричать: «Утка! Утка! Утка! - а эхо приносило «Ка-ут-ка-ут».

Потом крестьяне почему-то решили переименовать село. Название Екатериновка выбрали из чувства благодарности царствующему дому. Якобы Екатерина II, откликнувшись на слезные мольбы, выделила ходокам с берегов Туя большие деньги на возведение церкви. И хотя великая царица правила за сто с лишним лет до начала строительства храма, это расхождение во времени мало кого настораживает. Уж больно история красивая. Краеведы считают, что деньги на строительство церкви дала не царица, а местная богатая вдова Екатерина. Почему именно вдова? А ты попробуй у замужней женщины вытяни хоть рубль.

И сколько бы копий краеведы в схватках ни ломали, история с названием села по-прежнему остается загадкой.

Тем же, кто впервые приедет в село, я бы посоветовал напроситься на экскурсию в школьный музей. Не бойтесь, не откажут - люди здесь гостеприимные. В музее вы увидите одно из древнейших охотничьих ружей, старинные капканы, настоящие, а не подделку, кандалы, дневник-ежедневник первого поселенца. Эх, хоть раз было бы время посидеть с ним. Ведь почти готовая диссертация по истории.

Омская правда

 Вадим Этин

1856

В селе Екатериновка Тевризского района - Самый древний деревянный храм Прииртышья

 

Надо быть совершенно скупым на эмоции человеком, чтобы, увидев в первый раз церковь Александра Невского, не ахнуть от восторга и не запомнить ее на всю жизнь. Она - как любовь с первого взгляда: сразу и навсегда заполняет твою душу.

Самый красивый в России

Дивно и ярко раскрашенный храм - как первые яркие воспоминания раннего детства. Оказавшись по любой причине в Тевризском районе, ты, как бы сильно ни поджимало время, обязательно постараешься завернуть в Екатериновку - чтобы постоять рядом с храмом, чтобы еще раз полюбоваться совершенством этой деревянной живописной сказки. Пройдите всю Сибирь, да что там Сибирь - Россию, и вы другого такого красивого храма из дерева не найдете. Не верите? Тогда войдите в Интернет и убедитесь!

Старинные православные храмы, как правило, суровы и внушительны. Они - символ великой империи. Всем своим внешним и внутренним содержанием должны внушать уважение и трепет. Екатериновский из общего правила выбивается свой легкостью и мягкостью. У него особая аура: пять минут рядом - хорошее настроение на целый день. Может быть, эта энергетика и тянет к нему. Самый древний деревянный храм Омской области. Намоленное место.

Начало начал

Первый раз церковь Александра Невского открыла свои двери для верующих в 1904 году. Возведена по стандартному проекту. Самого проекта, к сожалению, не сохранилось. В Екатериновке считается, что строительство вели местные мужики. Но это вряд ли. Начало ХХ века - время массового заселения Сибири. Деньги на рытье колодцев и строительство храмов выделялись из государственной казны. В Сибири к тем порам уже существовали артели мастеров, которые специализировались на возведении церквей. Конструкция сложная, тонкостей, включая соблюдение различных ритуалов, множество. И официально утвержденный чертеж надо уметь читать.

Именно одна из таких бригад, в которой работали белорусы, возводила в 1911 году православный храм в расположенной относительно недалеко от Екатериновки деревне Вятке (ныне - Усть-Ишимского района). Да, екатериновские крестьяне могли работать рядом с мастерами, но основную часть стройки должны были вести все-таки специалисты. Не исключено, что екатериновский и вятский храмы строились одними руками. Надо учесть, что многие деревни омского севера основаны выходцами из белорусских губерний. Из них, знавших секреты деревянного строительства в болотистых местах, и формировались артели. За своеобразный говор старожилы из русских называли их хохлами.

После революции храм постигла общая беда. В 1939 году (по другим данным - в 1937-м) мужики под руководством председателя колхоза Степанова сбросили колокола и разрушили внутренний стеклянный свод с выложенным в центре крестом. Иконостас и утварь люди разнесли по домам. Многое ушло перекупщикам, которые, как воронье, слетались на несчастье. До сегодняшнего дня дожил всего один образ. И сам храм, к счастью.Хотя шансов вроде бы не оставалось.

Подвиг председателя

А возрождение храма Александра Невского в селе Екатериновка было, пожалуй, даже важнее рождения. Его возрождение - это показатель внутренней силы веры человека в Бога. Екатериновская церковь, наверное, единственная из провинциальных в России, была поднята из руин и отреставрирована в эпоху самого расцвета социализма, которую мы сейчас называем застоем. Ни в какое другое время не сгорело больше церквей, чем в это. И наш храм ожидала та же участь, постигшая девяносто процентов его собратьев - сгореть от брошенного пьяным мужиком окурка или быть разобранным на дрова или, на худой конец, на бревна для ремонта коровника.

В начале восьмидесятых прошлого столетия строение просматривалось насквозь - бревна из стен повыпадывали. Как вспоминает старожил села Галина Кутузова, отбившиеся от стада коровы заходили в него укрыться от палящего летнего солнца. Уже шли разговоры: мол, надо церковь убирать, а то еще упадет и придавит кого-нибудь.

Спасение пришло в лице председателя местного колхоза «Путь большевика» Владимира Чернова. Он в начале 1982 года на одном из заседаний райкома КПСС предложил реставрировать разваливавшуюся православную церковь.

 - Душу холодило, когда выступал, - признается позже.

Понятно, что председатель колхоза, прежде чем выступить с таким опасным с точки зрения коммунистической морали предложением, десять раз обсудил все нюансы с первым секретарем райкома партии. И все же председатель боялся. Мало ли какие завихрения могут случиться наверху? Сегодня дают «добро», а завтра объявят пособником реакционных церковных кругов. Но все вышло иначе.

Думается, каждый, кто помнит реалии прошедших времен, понимает, что председатель - герой. Настоящий. Ведь тогда под танк было легче броситься, чем выступить «против линии партии». Тысячи церквей по всей Руси рушились, а слышали мы, чтоб кто-нибудь из хозяйственных руководителей осмелился с подобным предложением выступить? Нет. В лучшем случае человек выделял деньги на ремонт здания клуба или магазина, которое когда-то было церковью. И за то спасибо. Сберег святыню до лучших времен.

Летом 1982 года в Екатериновке появилась бригада киевских реставраторов из шести человек. Первое предложение - раскатать церковь по бревнышкам и снова собрать, заменяя сгнившие, - отмели. Не поднималась рука рушить. Пошли другим путем. С помощью домкратов отрывали стены от земли и подводили новые венцы. Лес для ремонта использовали выстоявшийся. Разобрали старый листвяжный клуб. На окна по рисунку единственной сохранившейся старой решетки выковали новые. По карнизам пустили деревянные узоры. Но лучше всего получилось решение цветовой гаммы во внешней окраске здания. Красиво и скромно одновременно.

Зарплату реставраторам из колхозной кассы выдали неплохую - 45 тысяч рублей составила общая сумма. Для сравнения: автомобиль марки «ВАЗ» в те годы стоил около шести тысяч.

Конечно, в отреставрированном помещении никто не собирался снова открывать церковь. Тут-то бы головы точно полетели. Планировалось разместить музей трудовой славы. Но грянула перестройка. И храм снова стал храмом. Снова к нему потянулись люди. И с радостями, и с горестями. Потому что эта красота, которая способна спасти мир, в душе каждого.

Простое загадочное название

Екатериновка Тевризского района образована выходцами из Гродненской и Могилевской губерний (нынче - территория Белоруссии) в 1897 году, по другим данным в 1898-м. Современная численность населения - около 400 человек. Расположено поселение на берегу Туя - самой длинной реки Омской области. Кругом тайга, речушки, озера. Рядом, сразу за околицей, клюква, брусника, черника. За шишками вообще никуда ходить не надо. Кедрач растет прямо среди села. В том числе и у церкви.

Как у всякого сельского поселения, у Екатериновки полно загадок. Больше всего их связано с названием. Согласно одной из версий, село очень долго называлось Каут, так как возникло на месте одноименной татарской деревни. Согласно другой гипотезе Каут и есть начальное название села со дня появления тут первых белорусов. Переселенцы, увидев стаю птиц в небе, стали громко кричать: «Утка! Утка! Утка! - а эхо приносило «Ка-ут-ка-ут».

Потом крестьяне почему-то решили переименовать село. Название Екатериновка выбрали из чувства благодарности царствующему дому. Якобы Екатерина II, откликнувшись на слезные мольбы, выделила ходокам с берегов Туя большие деньги на возведение церкви. И хотя великая царица правила за сто с лишним лет до начала строительства храма, это расхождение во времени мало кого настораживает. Уж больно история красивая. Краеведы считают, что деньги на строительство церкви дала не царица, а местная богатая вдова Екатерина. Почему именно вдова? А ты попробуй у замужней женщины вытяни хоть рубль.

И сколько бы копий краеведы в схватках ни ломали, история с названием села по-прежнему остается загадкой.

Тем же, кто впервые приедет в село, я бы посоветовал напроситься на экскурсию в школьный музей. Не бойтесь, не откажут - люди здесь гостеприимные. В музее вы увидите одно из древнейших охотничьих ружей, старинные капканы, настоящие, а не подделку, кандалы, дневник-ежедневник первого поселенца. Эх, хоть раз было бы время посидеть с ним. Ведь почти готовая диссертация по истории.

Омская правда

 Вадим Этин

1856