Поиск

ВИКТОР ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета 29 мая вступил в должность ректора Омского государственного технического университета Виктор Шалай, проработавший последние два года первым проректором "политеха". Он выиграл на первых альтернативных выборах ректора у профессора Владимира Ланшакова. Виктор Шалай рассказал РИА «Омск-Информ» о том, какие изменения произойдут в жизни «политеховцев». Ксения Ворожко, Марина Филиппова, РИА «Омск-Информ»: - Виктор Владимирович, какое у Вас впечатление от прошедших выборов? Хорошее впечатление, потому что коллектив правильно выбирает себе лидера. Такие выборы на альтернативной основе прошли в нашем университете впервые. - Как Вы будете реализовать вашу предвыборную программу? Мы хотим стать инновационном вузом. По существу, те научно-образовательные центры, которые обозначены в программе, часть из них сделана, часть этой программы еще реализуется. Австрийско-российский центр по автоматизации технологий уже функционирует. У нас функционирует научно-образовательный центр, работающий совместно с «Газпром Нефтью» и институтом по переработке углеродов. Надо расширять их возможности, увеличить финансирование. Сейчас встречался с руководством НПО «Мир». У нас планируется совместный учебный центр НПО «Мир». Буду встречаться с директором «Омскагрегата», ожидается развитие центра по гибким обрабатывающим центрам. Такие встречи происходят практически каждый день. Это работа, которая уже начата, и продолжается. Я был первым проректором два года, и занимался этой работой. По сути, это обобщение мирового опыта. Нет ничего нового, в том, что создаются образовательные условия в вузе близкие по науке, по мировым технологиям к производству. То есть, то, что есть новейшего на производстве, должно быть в первую очередь и в вузе, чтобы студент получал качественную подготовку. Тогда он станет качественным специалистом. - А как Вы планируете осуществлять тот пункт своей программы, который предусматривает сокращение расходов и увеличение доходов? На обслуживание старых зданий и сооружений в университете в год уходит 30 миллионов рублей. У нас неэффективно работает учет тепла, системы автоматического регулирования. В этом году мы будем осуществлять мероприятия по минимизации издержек по теплу. Затем, у нас большой штат административно-хозяйственной части с очень небольшими ставками. Будет пересмотрена эффективность работы практически всех подразделений. Лучше ввести какие-то новые формы оплаты труда, когда работа выполняется меньшим числом людей за большее количество денег. - Ожидаются кадровые перестановки? Кадровые перестановки планируются, это естественно, но поделиться этими планами я пока не могу. Я хочу быть боевым действующим ректором. А все остальное – это вопрос работы с коллективом. - Про расходы все ясно, а как с доходами? Увеличение доходной базы предполагается за счет других видов деятельности. Это в первую очередь профессиональная переподготовка, кроме того, сейчас примерно 20 процентов кафедр предоставляют различные виды услуг. То есть, мы сертифицируем теплосчетчики, делаем энергоаудит, аттестацию рабочих мест по охране труда. Каждое подразделение университета должно иметь такую область деятельности. Либо это услуги, либо это научная работа, эта составляющая должна увеличиваться. Образовательная составляющая себя исчерпала. Это и в том числе демографический спад, коммерсанты в очередь к нам не стоят, это же технические специальности. Поэтому мы смотрим, как мы будем развивать другие области деятельности. Научно-образовательные центры, которые мы создаем, это, в первую очередь, центры профессиональной переподготовки, центры по обучению специалистов работе на новой технике. - Какие перспективы Вы видите при создании филиала академии МЧС? Идет реформирование всей системы подготовки специалистов по пожарной безопасности, то есть ликвидируются все военные училища, которые были, и переносится подготовка на гражданские рельсы, то есть вузы. И, соответственно, вузы будут готовить по этой специальности, и потом выпускники будут или на контрактной основе, или просто на службе находиться. Вся служба пожарной безопасности и ГО и ЧС реформируется, сейчас там потребуется огромное количество кадров. Поэтому у нас институт безопасности жизнедеятельности человека имеет две функции. Есть образовательная функция, направленная на то, чтобы готовить специалистов по охране труда, есть функция научной деятельности, это аттестация рабочих мест, исследование вредных факторов и так далее. Аналогично мы будем развивать пожарную безопасность и ЧС. То есть мы сначала освоим образовательную функцию, затем переподготовку кадров, а затем и научную деятельность. Сейчас обсуждается вопрос, чтобы на нашей базе сделать филиал академии ГО и ЧС по подготовке кадров. Это еще и государственный заказ. Вуз, имея государственный заказ, имеет больше шансов остаться в государственном статусе. У нас кроме института безопасности ГО и ЧС есть еще и военный центр. Сейчас система военного образования тоже претерпевает изменения. Мы уже имеем второй раз заказ от министерства обороны на подготовку специалистов по гражданским специальностям, и когда они будут заканчивать вуз, они будут обязаны отработать по контракту три года. Они получают гражданскую специальность, параллельно обучаются тактике, строевой подготовке и так далее. Они также по здоровью отбираются. При этом, министерство обороны обеспечивает их обмундированием, питанием, мы предоставляем общежитие, но они потом обязаны по контракту отслужить. А есть военная кафедра, которая готовит офицеров запаса. По новому закону офицер запаса вообще не будет призываться в армию. Он просто закончит военную кафедру. Это направление мы также будем очень серьезно развивать. Кроме этих двух специальностей, которые у нас сейчас есть, это эксплуатация многоцелевых колесных гусеничных машин и электрооборудования, по контракту будет еще и управление персоналом, вот эти специальности ГО и ЧС, и еще будет специальность «Эксплуатация ракетных комплексов». Это тоже будет развитием работы на государственный заказ. Сюда государством будет даваться дополнительный набор. - Недавно на заседании правительства Омской области речь шла о подготовке кадров для нефтеперерабатывающей промышленности. Как решается эта проблема на базе Политеха? У нас пять лет функционирует нефтехимический институт. У нас в области огромный нефтехимический комплекс. Просто было произведено реформирование. Нефтехимический институт это в основном технологии переработки углеводородов, а был создан новый факультет. Это факультет транспорта нефти и газа. Здесь базовой специальностью является специальность "проектирование сооружений нефтепроводов нефти и газа", и все, что связано с транспортировкой нефти. Это – пожарная безопасность, ГО и ЧС, сервис транспортных машин. Этот факультет открылся уже год назад, был построен на базе факультета авиастроения. Часть кафедр ушла в машиностроительный институт, здесь осталась кафедра авиаракетостроения, ее дополнили рядом кафедр и создали факультет. Благодаря тому, что мы уже лет пятнадцать работаем с «Транссибнефтью» мы и открыли эту специальность. Ее очень сложно открывать, таких специалистов готовят только в семи вузах России. Требуется и специальная подготовка, и база материальная. Этот длинный путь мы прошли в течение пятнадцати лет. Сначала мы делали подготовку совместно с тюменским нефтегазовым университетом, когда студенты три года у нас учились, а затем уезжали Тюмень. В 2005 году мы наконец-то получили лицензию на полный цикл подготовки. У нас чисто бюджетные места, другое дело, что у нас есть договоры о сотрудничестве, это с «Газпром Нефтью», с другими компаниями. Но это чисто символические цифры, и никакого секрета в этом нет. «Газпром Нефть» около миллиона нам дает в год, «Транссибнефть» - в районе 500-700 тысяч. Это чисто символические суммы, они направлены чисто на оборудование. Основное финансирование мы получаем за счет бюджетных вложений и набранных на внебюджетной основе студентов. - Что с Вашим приходом на пост ректора изменится для студентов? Для студентов мы должны радикально изменить подход к языковой подготовке. Например, в томских вузах студенты учат весь период обучения языки, они мобильны в международном масштабе, и легко создавать образовательные международные программы. У нас сейчас только одна международная программа с миланским университетом. Это должно быть более широко, и международное студенческое общение должно развиваться более широко. Второе – обязательно будет внедрена система отбора научной элиты из студенчества. Отличники будут финансироваться, будут выделяться гранты. Мы должны восполнять свои научные и преподавательские кадры. - Ожидаются ли какие-то изменения при подготовке заочников? В этом году мы приняли план внедрения дистанционной технологии обучения. Первый курс уже полностью переходит на использование дистанционных технологий. За два года мы создали электронные учебники и пособия. На эти цели было потрачено порядка пяти миллионов рублей. Сейчас заочник получает комплект электронных учебников, кроме того, он получает пароль, по которому он может войти в форум, задать вопросы преподавателю, протестироваться, проверить свои знания. Ну а сессии остаются так же, как были. Мы делаем более доступным заочное образование, и расширяем свои претензии по сфере распространения заочного образования. Мы ориентируемся не только на омский регион. Это и север, и восток, Якутия, это широкая география. Более того, у нас есть предложения от КНР на обучение здесь их студентов. Мы будем демографический спад восполнять иностранными студентами. На факультет экономики и управления в ближайшие пять лет человек пятьсот студентов из КНР приедет. Они два года там учат русский язык и программу первого курса, потом мы их тестируем и принимаем на второй курс. - Как Вы относитесь к идее создания корпоративного университета? Я положительно отношусь, если обозначены четкие цели, и под это обозначены четкие ресурсы. Вот когда создавали сибирский федеральный университет, было обозначено – достичь нового качества образования. И под это были предложены ресурсы. Тогда об этом можно говорить. А если говорить о том, чтобы просто объединиться, не имея ресурсов, то есть такая поговорка «Из тысячи серых мышей не получается большая серая лошадь». Я пока не слышал, какие ресурсы, и какие цели кто ставит. По совместным программам нет никаких проблем. А если мы просто так объединимся, то, что мы выиграем? Ну, где-то сократим преподавателей. Какая-то экономия будет, но качественного скачка не будет, потому что, чтобы объединиться и получить качественный скачок, нужны ресурсы, полностью переоснащение университета. Необходимы сотни миллионов на оборудование. Никто дополнительных денег не дает. СПРАВКА: Шалай Виктор Владимирович – родился 14 июля 1950 года, п. Серго Бодайбинского района Иркутской области. В 1973 году окончил Омский политехнический институт; инженер-механик по специальности «Механическое оборудование автоматических установок». Область научных интересов: «Гидромеханика и прикладная теплофизика». Автор 202 работ, из них 107 печатных научных работ, 39 авторских свидетельств на изобретения и патенты, 21 учебно-методическая работа и 35 отчетов по НИР. Окончил аспирантуру Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана в 1979 году. Кандидат технических наук. В 2000 году защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы и методология процессов термического обезвреживания остатков топлива в отделившихся частях ракет». В 2002 году присвоено ученое звание профессора. Изобретатель СССР, награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», в 2006 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

ВИКТОР ШАЛАЙ, ректор Омского государственного технического университета 29 мая вступил в должность ректора Омского государственного технического университета Виктор Шалай, проработавший последние два года первым проректором "политеха". Он выиграл на первых альтернативных выборах ректора у профессора Владимира Ланшакова. Виктор Шалай рассказал РИА «Омск-Информ» о том, какие изменения произойдут в жизни «политеховцев». Ксения Ворожко, Марина Филиппова, РИА «Омск-Информ»: - Виктор Владимирович, какое у Вас впечатление от прошедших выборов? Хорошее впечатление, потому что коллектив правильно выбирает себе лидера. Такие выборы на альтернативной основе прошли в нашем университете впервые. - Как Вы будете реализовать вашу предвыборную программу? Мы хотим стать инновационном вузом. По существу, те научно-образовательные центры, которые обозначены в программе, часть из них сделана, часть этой программы еще реализуется. Австрийско-российский центр по автоматизации технологий уже функционирует. У нас функционирует научно-образовательный центр, работающий совместно с «Газпром Нефтью» и институтом по переработке углеродов. Надо расширять их возможности, увеличить финансирование. Сейчас встречался с руководством НПО «Мир». У нас планируется совместный учебный центр НПО «Мир». Буду встречаться с директором «Омскагрегата», ожидается развитие центра по гибким обрабатывающим центрам. Такие встречи происходят практически каждый день. Это работа, которая уже начата, и продолжается. Я был первым проректором два года, и занимался этой работой. По сути, это обобщение мирового опыта. Нет ничего нового, в том, что создаются образовательные условия в вузе близкие по науке, по мировым технологиям к производству. То есть, то, что есть новейшего на производстве, должно быть в первую очередь и в вузе, чтобы студент получал качественную подготовку. Тогда он станет качественным специалистом. - А как Вы планируете осуществлять тот пункт своей программы, который предусматривает сокращение расходов и увеличение доходов? На обслуживание старых зданий и сооружений в университете в год уходит 30 миллионов рублей. У нас неэффективно работает учет тепла, системы автоматического регулирования. В этом году мы будем осуществлять мероприятия по минимизации издержек по теплу. Затем, у нас большой штат административно-хозяйственной части с очень небольшими ставками. Будет пересмотрена эффективность работы практически всех подразделений. Лучше ввести какие-то новые формы оплаты труда, когда работа выполняется меньшим числом людей за большее количество денег. - Ожидаются кадровые перестановки? Кадровые перестановки планируются, это естественно, но поделиться этими планами я пока не могу. Я хочу быть боевым действующим ректором. А все остальное – это вопрос работы с коллективом. - Про расходы все ясно, а как с доходами? Увеличение доходной базы предполагается за счет других видов деятельности. Это в первую очередь профессиональная переподготовка, кроме того, сейчас примерно 20 процентов кафедр предоставляют различные виды услуг. То есть, мы сертифицируем теплосчетчики, делаем энергоаудит, аттестацию рабочих мест по охране труда. Каждое подразделение университета должно иметь такую область деятельности. Либо это услуги, либо это научная работа, эта составляющая должна увеличиваться. Образовательная составляющая себя исчерпала. Это и в том числе демографический спад, коммерсанты в очередь к нам не стоят, это же технические специальности. Поэтому мы смотрим, как мы будем развивать другие области деятельности. Научно-образовательные центры, которые мы создаем, это, в первую очередь, центры профессиональной переподготовки, центры по обучению специалистов работе на новой технике. - Какие перспективы Вы видите при создании филиала академии МЧС? Идет реформирование всей системы подготовки специалистов по пожарной безопасности, то есть ликвидируются все военные училища, которые были, и переносится подготовка на гражданские рельсы, то есть вузы. И, соответственно, вузы будут готовить по этой специальности, и потом выпускники будут или на контрактной основе, или просто на службе находиться. Вся служба пожарной безопасности и ГО и ЧС реформируется, сейчас там потребуется огромное количество кадров. Поэтому у нас институт безопасности жизнедеятельности человека имеет две функции. Есть образовательная функция, направленная на то, чтобы готовить специалистов по охране труда, есть функция научной деятельности, это аттестация рабочих мест, исследование вредных факторов и так далее. Аналогично мы будем развивать пожарную безопасность и ЧС. То есть мы сначала освоим образовательную функцию, затем переподготовку кадров, а затем и научную деятельность. Сейчас обсуждается вопрос, чтобы на нашей базе сделать филиал академии ГО и ЧС по подготовке кадров. Это еще и государственный заказ. Вуз, имея государственный заказ, имеет больше шансов остаться в государственном статусе. У нас кроме института безопасности ГО и ЧС есть еще и военный центр. Сейчас система военного образования тоже претерпевает изменения. Мы уже имеем второй раз заказ от министерства обороны на подготовку специалистов по гражданским специальностям, и когда они будут заканчивать вуз, они будут обязаны отработать по контракту три года. Они получают гражданскую специальность, параллельно обучаются тактике, строевой подготовке и так далее. Они также по здоровью отбираются. При этом, министерство обороны обеспечивает их обмундированием, питанием, мы предоставляем общежитие, но они потом обязаны по контракту отслужить. А есть военная кафедра, которая готовит офицеров запаса. По новому закону офицер запаса вообще не будет призываться в армию. Он просто закончит военную кафедру. Это направление мы также будем очень серьезно развивать. Кроме этих двух специальностей, которые у нас сейчас есть, это эксплуатация многоцелевых колесных гусеничных машин и электрооборудования, по контракту будет еще и управление персоналом, вот эти специальности ГО и ЧС, и еще будет специальность «Эксплуатация ракетных комплексов». Это тоже будет развитием работы на государственный заказ. Сюда государством будет даваться дополнительный набор. - Недавно на заседании правительства Омской области речь шла о подготовке кадров для нефтеперерабатывающей промышленности. Как решается эта проблема на базе Политеха? У нас пять лет функционирует нефтехимический институт. У нас в области огромный нефтехимический комплекс. Просто было произведено реформирование. Нефтехимический институт это в основном технологии переработки углеводородов, а был создан новый факультет. Это факультет транспорта нефти и газа. Здесь базовой специальностью является специальность "проектирование сооружений нефтепроводов нефти и газа", и все, что связано с транспортировкой нефти. Это – пожарная безопасность, ГО и ЧС, сервис транспортных машин. Этот факультет открылся уже год назад, был построен на базе факультета авиастроения. Часть кафедр ушла в машиностроительный институт, здесь осталась кафедра авиаракетостроения, ее дополнили рядом кафедр и создали факультет. Благодаря тому, что мы уже лет пятнадцать работаем с «Транссибнефтью» мы и открыли эту специальность. Ее очень сложно открывать, таких специалистов готовят только в семи вузах России. Требуется и специальная подготовка, и база материальная. Этот длинный путь мы прошли в течение пятнадцати лет. Сначала мы делали подготовку совместно с тюменским нефтегазовым университетом, когда студенты три года у нас учились, а затем уезжали Тюмень. В 2005 году мы наконец-то получили лицензию на полный цикл подготовки. У нас чисто бюджетные места, другое дело, что у нас есть договоры о сотрудничестве, это с «Газпром Нефтью», с другими компаниями. Но это чисто символические цифры, и никакого секрета в этом нет. «Газпром Нефть» около миллиона нам дает в год, «Транссибнефть» - в районе 500-700 тысяч. Это чисто символические суммы, они направлены чисто на оборудование. Основное финансирование мы получаем за счет бюджетных вложений и набранных на внебюджетной основе студентов. - Что с Вашим приходом на пост ректора изменится для студентов? Для студентов мы должны радикально изменить подход к языковой подготовке. Например, в томских вузах студенты учат весь период обучения языки, они мобильны в международном масштабе, и легко создавать образовательные международные программы. У нас сейчас только одна международная программа с миланским университетом. Это должно быть более широко, и международное студенческое общение должно развиваться более широко. Второе – обязательно будет внедрена система отбора научной элиты из студенчества. Отличники будут финансироваться, будут выделяться гранты. Мы должны восполнять свои научные и преподавательские кадры. - Ожидаются ли какие-то изменения при подготовке заочников? В этом году мы приняли план внедрения дистанционной технологии обучения. Первый курс уже полностью переходит на использование дистанционных технологий. За два года мы создали электронные учебники и пособия. На эти цели было потрачено порядка пяти миллионов рублей. Сейчас заочник получает комплект электронных учебников, кроме того, он получает пароль, по которому он может войти в форум, задать вопросы преподавателю, протестироваться, проверить свои знания. Ну а сессии остаются так же, как были. Мы делаем более доступным заочное образование, и расширяем свои претензии по сфере распространения заочного образования. Мы ориентируемся не только на омский регион. Это и север, и восток, Якутия, это широкая география. Более того, у нас есть предложения от КНР на обучение здесь их студентов. Мы будем демографический спад восполнять иностранными студентами. На факультет экономики и управления в ближайшие пять лет человек пятьсот студентов из КНР приедет. Они два года там учат русский язык и программу первого курса, потом мы их тестируем и принимаем на второй курс. - Как Вы относитесь к идее создания корпоративного университета? Я положительно отношусь, если обозначены четкие цели, и под это обозначены четкие ресурсы. Вот когда создавали сибирский федеральный университет, было обозначено – достичь нового качества образования. И под это были предложены ресурсы. Тогда об этом можно говорить. А если говорить о том, чтобы просто объединиться, не имея ресурсов, то есть такая поговорка «Из тысячи серых мышей не получается большая серая лошадь». Я пока не слышал, какие ресурсы, и какие цели кто ставит. По совместным программам нет никаких проблем. А если мы просто так объединимся, то, что мы выиграем? Ну, где-то сократим преподавателей. Какая-то экономия будет, но качественного скачка не будет, потому что, чтобы объединиться и получить качественный скачок, нужны ресурсы, полностью переоснащение университета. Необходимы сотни миллионов на оборудование. Никто дополнительных денег не дает. СПРАВКА: Шалай Виктор Владимирович – родился 14 июля 1950 года, п. Серго Бодайбинского района Иркутской области. В 1973 году окончил Омский политехнический институт; инженер-механик по специальности «Механическое оборудование автоматических установок». Область научных интересов: «Гидромеханика и прикладная теплофизика». Автор 202 работ, из них 107 печатных научных работ, 39 авторских свидетельств на изобретения и патенты, 21 учебно-методическая работа и 35 отчетов по НИР. Окончил аспирантуру Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана в 1979 году. Кандидат технических наук. В 2000 году защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы и методология процессов термического обезвреживания остатков топлива в отделившихся частях ракет». В 2002 году присвоено ученое звание профессора. Изобретатель СССР, награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», в 2006 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».