Поиск

Омичи ездят в аварийных автобусах и рискуют подхватить в них смертельную инфекцию.

7 августа 2011 года, в День города, в Омске произошло ДТП с участием двух рейсовых автобусов и легкового автомобиля. В результате аварии пострадали двое несовершеннолетних детей. Как выяснил корреспондент «НО», это не исключительный случай, и ездить на омском муниципальном транспорте отнюдь не безопасно.

Ежедневно тысячи омичей, направляясь на работу, в школу, институт, по другим делам, вверяют свои жизни и здоровье водителям общественного транспорта. Казалось бы, что может быть безопаснее муниципального транспорта? Но печальная статистика говорит о том, что омичи каждый день рискуют всем.

По данным ГИБДД по Омской области, только за 3 месяца 2011 года на территории Омской области зарегистрировано 77 ДТП с участием пассажироперевозящего транспорта, в результате которых 2 человека погибли, 108 получили травмы различной степени тяжести.

Сегодня мы не можем говорить о том, что городской общественный транспорт безопасен, по многим причинам. Это и плохое техническое состояние автобусов, и постоянная кадровая текучка водителей из-за низкой заработной платы, которая приводит к тому, что иногда за руль садятся неадекватные люди.

К тому же салоны автобусов длительное время не моются и не обрабатываются. От этого тоже страдают люди. Ведь далеко не факт, что все пассажиры автотранспорта здоровы. Массы людей передвигаются, имея инфекционные заболевания, в том числе неизлечимые, и они берутся за поручни. А следом за ними в общественный транспорт заходят другие люди и держатся за те же самые поручни. К каким последствиям все это может привести, подумать-то страшно. Но городским департаментом транспорта не создано ни одного нормативного документа по поводу того, как качественно и с какой периодичностью должны промываться салоны, и поэтому привлечь к ответственности некого. В самой системе городского автомобильного транспорта творится полный беспредел. Но похоже, что никто этого не замечает... Кроме водителей и кондукторов, которые знают катастрофичную ситуацию на транспорте изнутри. Чтобы понять, что творится на самом деле, корреспондент газеты «Новое обозрение» обратился к водителям и кондукторам автобусов.

Итак, подробности, так сказать, с места событий рассказал Владимир Цизман, водитель автобуса №20 (пассажирское предприятие №9).

КУДА «СМОТРИТ» МЕДОСМОТР

Начнем сначала. Каждый водитель перед выездом в рейс обязан дохнуть в алкотестер. Дышать положено в специальную одноразовую трубочку, и что поразительно, по словам водителя, трубочки эти не меняют, и лишь иногда моют. То есть из этого следует, что водители рискуют«подхватить», как и пассажиры, какую-нибудь заразу. Но несмотря на утренние проверки, на рейсы порой попадают невменяемые водители.

Вернемся к статистике. По данным ГИБДД из 77 аварий 25 произошли по вине водителей.

- Заработная плата у водителей очень низкая, - рассказывает Владимир Цизман, - поэтому берут всех подряд. На моей памяти был один водитель, который если видел на дороге жестяные банки, то останавливался, чтобы их подобрать. Опытные же автомобилисты вынуждены искать себе другую работу, чтобы прокормить семью.

А кстати, из тех самых 25 водителей, нарушивших Правила дорожного движения, 14 находились в состоянии алкогольного опьянения. Не хочется пугать, но наверняка это далеко не все, которых поймали. Ведь кто-то мог и «проскочить» мимо сотрудников ГИБДД.

Почему на автотранспортных предприятиях такая система оплаты труда и куда смотрит департамент транспорта - непонятно. Но об этом чуть позже.

ТОРМОЗА НЕ ОТКАЖУТ НА СПУСКЕ?

Но не во всех ДТП виноваты исключительно шоферы. На ладан дышат и транспортные средства.

- У наших автобусов ужасное техническое состояние, - рассказывает Цизман, - ярким тому подтверждением является трагический случай, который произошел в прошлом году. Мой коллега - водитель автобуса - сбил человека. Все дело в том, что он не мог своевременно остановить автобус. Тормозной путь из-за неисправности системы составлял 180 метров. Это, конечно, кошмар. Отъехал от остановки и начинай тормозить сразу, возможно, к следующей остановке и остановишься. Но все же расскажу о наболевшем - о своем автобусе.

Мне досталась машина 1989 года, на ней не работала электромагнитная муфта, не включался вентилятор. Но самое страшное - частые поломки в тормозной системе. Например, мой автобус не тормозит двигателем, что приводит к повышенному износу тормозных барабанов. И никто его не ремонтирует.

Аналогичная ситуация и на других автобусах - даже не сомневайтесь. Автопарк сильно изношен, а то, что несколько новых автобусов появилось, - это капля в море.

ОДНА АПТЕЧКА НА ВЕСЬ АВТОПАРК

По словам водителя, в день на ремонте стоят от 40 до 70 машин, и это только у одного пассажирского предприятия. Интересен и сам подход к ремонту автотранспорта.

- Поставил я машину на выходные, по графику была не моя смена, - делится Владимир, - прихожу на работу, а у меня деталей нет. Сняли и на другой автобус поставили, а чтобы мне поехать, опять же, сняли уже с другого автобуса и поставили мне. Вот так и «ремонтируемся». Причем за простои автобусов не по вине водителя ни кондуктору, ни водителю никто зарплату не платит.

Уникален и подход к техосмотру. Пассажироперевозящий транспорт должен его проходить два раза в год.

- Звонят мне и говорят, - рассказывает водитель, - поедешь техосмотр проходить, там стоит автобус, из него возьми две аптечки, а потом назад положи. То есть ездим полностью неукомплектованные. Станет кому-то плохо в автобусе, даже нашатырь не сможем дать человеку.

Экономим на заработной плате, но а на топливе вроде как экономить и не надо. По словам водителей, из-за недоремонта в среднем перерасход топлива составляет десять литров в день. И если посчитать траты за год, то неплохая сумма получается.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПАССАЖИРЫ

У водителей прописано качественное обслуживание пассажиров. Но именно простые омичи становятся, сами того не подозревая, жертвами автобусов. Причем не только в случаях ДТП. Если кто хоть раз понаблюдает, какие выхлопы идут от автобусов, дурно станет. Сотрудниками ГАИ постоянно составляются протоколы о том, что выхлопы превышают допустимую норму, и никакого толку.

Но и те, кто зашел в автобус, рискуют подхватить какую-нибудь заразу.

- Нам говорят, чтобы автобусы внутри мыли либо водитель, либо кондуктор, - рассказывает Владимир, - если есть постоянный кондуктор, который много лет работает на маршруте, то он озабочен чистотой автобуса. Но люди постоянно меняются. Поэтому и чистотой автобусов никто не обеспокоен. К тому же никто не выдает инвентарь для помывки. Сами как хотите, так и мойте. Так что никто этим не занимается. А ведь, по словам медиков, в одном автобусе только больных туберкулезом в день проезжает 3-5 человек.

Как сообщила Елена Дайрукина, пресс-секретарь Роспотребнадзора по Омской области, несмотря на то, что существует Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, утвержденное департаментом автомобильной промышленности минпрома РФ, в Омске нет постановления, которое регламентирует правила помывки городского общественного транспорта.

КТО ПЕРВЫЙ - ТОТ И ВЫИГРАЛ

К вопросу о заработной плате. Нерабочее время по причине поломки автобуса никто не оплачивает. За «отстои», то есть дежурства, когда вынужден сидеть на работе, но не работаешь, оплачивают по тарифу, а не как положено - две трети от среднего заработка. Зато ставят в обязаловку выполнение плана. А ведь у нас в городе есть дублирующие маршруты.

- Я доезжаю до остановки «СибАДИ», - рассказывает Владимир, - и с Левого берега выезжает 82-й автобус. Этот автобус повторяет мой маршрут - от Телецентра до Телецентра. А нам надо выполнить план, вот мы и начинаем ехать наперегонки. То же самое по 59-му маршруту, до «Кристалла» доезжаешь, там троллейбус «двойка», он точно повторяет твой маршрут. Вот и начинаются гонки.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

Не хватает кондукторов, а ехать надо, вот водителям и приходится самим обилечивать пассажиров, несомненно, от этого падает и выручка. А почему не хватает кондукторов, рассказала Наталья Хорева, кондуктор:

- За «простои» по вине работодателя нам не платят как положено, а ведь их немало. Автобусы без конца ломаются. Да и не только в этом дело, нам устанавливают нереальные планы. На сегодняшний день лишь 10 процентов кондукторов их выполняют. Планы сильно завышены. Так, по правилам коэффициент весной должен повышаться, так как количество пассажиров растет, а осенью понижаться. Но у нас идет только повышение коэффициентов - это полный беспредел. Создается ощущение, что главная цель нашего начальства - «обдираловка» и отчеты в департамент транспорта. Зарплаты копеечные, некоторые получают по четыре тысячи в месяц. За минувший месяц только на нашем пассажирском предприятии уволились 64 кондуктора, и увольнения продолжаются.

Вот так, несмотря на внешний лоск, ситуация в нашем городе с общественным транспортом аховая. Вроде как мы стремимся к совершенству, но при этом не думаем о безопасности пассажиров. О здоровье людей. Омичи каждый день рискуют своей жизнью, переходя улицу и даже держась за поручни автобусов. Водители (порой в состоянии опьянения) вынуждены гоняться с другими водителями из-за несовершенства маршрутной системы. По словам участников движения, создается ощущение полной нищеты. Нет денег, чтобы платить достойную зарплату, нет денег на ремонт автобусов, нет денег на моющие средства. И нет людей, которые хотели бы этим заниматься. Мы стремимся совершенствовать транспорт, не ремонтируя автобусы и пренебрегая элементарными санитарными нормами...

Кристина СНЕЖОК

Омичи ездят в аварийных автобусах и рискуют подхватить в них смертельную инфекцию.

7 августа 2011 года, в День города, в Омске произошло ДТП с участием двух рейсовых автобусов и легкового автомобиля. В результате аварии пострадали двое несовершеннолетних детей. Как выяснил корреспондент «НО», это не исключительный случай, и ездить на омском муниципальном транспорте отнюдь не безопасно.

Ежедневно тысячи омичей, направляясь на работу, в школу, институт, по другим делам, вверяют свои жизни и здоровье водителям общественного транспорта. Казалось бы, что может быть безопаснее муниципального транспорта? Но печальная статистика говорит о том, что омичи каждый день рискуют всем.

По данным ГИБДД по Омской области, только за 3 месяца 2011 года на территории Омской области зарегистрировано 77 ДТП с участием пассажироперевозящего транспорта, в результате которых 2 человека погибли, 108 получили травмы различной степени тяжести.

Сегодня мы не можем говорить о том, что городской общественный транспорт безопасен, по многим причинам. Это и плохое техническое состояние автобусов, и постоянная кадровая текучка водителей из-за низкой заработной платы, которая приводит к тому, что иногда за руль садятся неадекватные люди.

К тому же салоны автобусов длительное время не моются и не обрабатываются. От этого тоже страдают люди. Ведь далеко не факт, что все пассажиры автотранспорта здоровы. Массы людей передвигаются, имея инфекционные заболевания, в том числе неизлечимые, и они берутся за поручни. А следом за ними в общественный транспорт заходят другие люди и держатся за те же самые поручни. К каким последствиям все это может привести, подумать-то страшно. Но городским департаментом транспорта не создано ни одного нормативного документа по поводу того, как качественно и с какой периодичностью должны промываться салоны, и поэтому привлечь к ответственности некого. В самой системе городского автомобильного транспорта творится полный беспредел. Но похоже, что никто этого не замечает... Кроме водителей и кондукторов, которые знают катастрофичную ситуацию на транспорте изнутри. Чтобы понять, что творится на самом деле, корреспондент газеты «Новое обозрение» обратился к водителям и кондукторам автобусов.

Итак, подробности, так сказать, с места событий рассказал Владимир Цизман, водитель автобуса №20 (пассажирское предприятие №9).

КУДА «СМОТРИТ» МЕДОСМОТР

Начнем сначала. Каждый водитель перед выездом в рейс обязан дохнуть в алкотестер. Дышать положено в специальную одноразовую трубочку, и что поразительно, по словам водителя, трубочки эти не меняют, и лишь иногда моют. То есть из этого следует, что водители рискуют«подхватить», как и пассажиры, какую-нибудь заразу. Но несмотря на утренние проверки, на рейсы порой попадают невменяемые водители.

Вернемся к статистике. По данным ГИБДД из 77 аварий 25 произошли по вине водителей.

- Заработная плата у водителей очень низкая, - рассказывает Владимир Цизман, - поэтому берут всех подряд. На моей памяти был один водитель, который если видел на дороге жестяные банки, то останавливался, чтобы их подобрать. Опытные же автомобилисты вынуждены искать себе другую работу, чтобы прокормить семью.

А кстати, из тех самых 25 водителей, нарушивших Правила дорожного движения, 14 находились в состоянии алкогольного опьянения. Не хочется пугать, но наверняка это далеко не все, которых поймали. Ведь кто-то мог и «проскочить» мимо сотрудников ГИБДД.

Почему на автотранспортных предприятиях такая система оплаты труда и куда смотрит департамент транспорта - непонятно. Но об этом чуть позже.

ТОРМОЗА НЕ ОТКАЖУТ НА СПУСКЕ?

Но не во всех ДТП виноваты исключительно шоферы. На ладан дышат и транспортные средства.

- У наших автобусов ужасное техническое состояние, - рассказывает Цизман, - ярким тому подтверждением является трагический случай, который произошел в прошлом году. Мой коллега - водитель автобуса - сбил человека. Все дело в том, что он не мог своевременно остановить автобус. Тормозной путь из-за неисправности системы составлял 180 метров. Это, конечно, кошмар. Отъехал от остановки и начинай тормозить сразу, возможно, к следующей остановке и остановишься. Но все же расскажу о наболевшем - о своем автобусе.

Мне досталась машина 1989 года, на ней не работала электромагнитная муфта, не включался вентилятор. Но самое страшное - частые поломки в тормозной системе. Например, мой автобус не тормозит двигателем, что приводит к повышенному износу тормозных барабанов. И никто его не ремонтирует.

Аналогичная ситуация и на других автобусах - даже не сомневайтесь. Автопарк сильно изношен, а то, что несколько новых автобусов появилось, - это капля в море.

ОДНА АПТЕЧКА НА ВЕСЬ АВТОПАРК

По словам водителя, в день на ремонте стоят от 40 до 70 машин, и это только у одного пассажирского предприятия. Интересен и сам подход к ремонту автотранспорта.

- Поставил я машину на выходные, по графику была не моя смена, - делится Владимир, - прихожу на работу, а у меня деталей нет. Сняли и на другой автобус поставили, а чтобы мне поехать, опять же, сняли уже с другого автобуса и поставили мне. Вот так и «ремонтируемся». Причем за простои автобусов не по вине водителя ни кондуктору, ни водителю никто зарплату не платит.

Уникален и подход к техосмотру. Пассажироперевозящий транспорт должен его проходить два раза в год.

- Звонят мне и говорят, - рассказывает водитель, - поедешь техосмотр проходить, там стоит автобус, из него возьми две аптечки, а потом назад положи. То есть ездим полностью неукомплектованные. Станет кому-то плохо в автобусе, даже нашатырь не сможем дать человеку.

Экономим на заработной плате, но а на топливе вроде как экономить и не надо. По словам водителей, из-за недоремонта в среднем перерасход топлива составляет десять литров в день. И если посчитать траты за год, то неплохая сумма получается.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПАССАЖИРЫ

У водителей прописано качественное обслуживание пассажиров. Но именно простые омичи становятся, сами того не подозревая, жертвами автобусов. Причем не только в случаях ДТП. Если кто хоть раз понаблюдает, какие выхлопы идут от автобусов, дурно станет. Сотрудниками ГАИ постоянно составляются протоколы о том, что выхлопы превышают допустимую норму, и никакого толку.

Но и те, кто зашел в автобус, рискуют подхватить какую-нибудь заразу.

- Нам говорят, чтобы автобусы внутри мыли либо водитель, либо кондуктор, - рассказывает Владимир, - если есть постоянный кондуктор, который много лет работает на маршруте, то он озабочен чистотой автобуса. Но люди постоянно меняются. Поэтому и чистотой автобусов никто не обеспокоен. К тому же никто не выдает инвентарь для помывки. Сами как хотите, так и мойте. Так что никто этим не занимается. А ведь, по словам медиков, в одном автобусе только больных туберкулезом в день проезжает 3-5 человек.

Как сообщила Елена Дайрукина, пресс-секретарь Роспотребнадзора по Омской области, несмотря на то, что существует Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, утвержденное департаментом автомобильной промышленности минпрома РФ, в Омске нет постановления, которое регламентирует правила помывки городского общественного транспорта.

КТО ПЕРВЫЙ - ТОТ И ВЫИГРАЛ

К вопросу о заработной плате. Нерабочее время по причине поломки автобуса никто не оплачивает. За «отстои», то есть дежурства, когда вынужден сидеть на работе, но не работаешь, оплачивают по тарифу, а не как положено - две трети от среднего заработка. Зато ставят в обязаловку выполнение плана. А ведь у нас в городе есть дублирующие маршруты.

- Я доезжаю до остановки «СибАДИ», - рассказывает Владимир, - и с Левого берега выезжает 82-й автобус. Этот автобус повторяет мой маршрут - от Телецентра до Телецентра. А нам надо выполнить план, вот мы и начинаем ехать наперегонки. То же самое по 59-му маршруту, до «Кристалла» доезжаешь, там троллейбус «двойка», он точно повторяет твой маршрут. Вот и начинаются гонки.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

Не хватает кондукторов, а ехать надо, вот водителям и приходится самим обилечивать пассажиров, несомненно, от этого падает и выручка. А почему не хватает кондукторов, рассказала Наталья Хорева, кондуктор:

- За «простои» по вине работодателя нам не платят как положено, а ведь их немало. Автобусы без конца ломаются. Да и не только в этом дело, нам устанавливают нереальные планы. На сегодняшний день лишь 10 процентов кондукторов их выполняют. Планы сильно завышены. Так, по правилам коэффициент весной должен повышаться, так как количество пассажиров растет, а осенью понижаться. Но у нас идет только повышение коэффициентов - это полный беспредел. Создается ощущение, что главная цель нашего начальства - «обдираловка» и отчеты в департамент транспорта. Зарплаты копеечные, некоторые получают по четыре тысячи в месяц. За минувший месяц только на нашем пассажирском предприятии уволились 64 кондуктора, и увольнения продолжаются.

Вот так, несмотря на внешний лоск, ситуация в нашем городе с общественным транспортом аховая. Вроде как мы стремимся к совершенству, но при этом не думаем о безопасности пассажиров. О здоровье людей. Омичи каждый день рискуют своей жизнью, переходя улицу и даже держась за поручни автобусов. Водители (порой в состоянии опьянения) вынуждены гоняться с другими водителями из-за несовершенства маршрутной системы. По словам участников движения, создается ощущение полной нищеты. Нет денег, чтобы платить достойную зарплату, нет денег на ремонт автобусов, нет денег на моющие средства. И нет людей, которые хотели бы этим заниматься. Мы стремимся совершенствовать транспорт, не ремонтируя автобусы и пренебрегая элементарными санитарными нормами...

Кристина СНЕЖОК