Поиск

«Искусство наше, культура наравне с недрами – единственное, что у нас осталось на экспорт», – полагает знаменитый пианист.

Равнение на Китай

– Денис, в этом году на конкурсе им. Чайковского первую и пятую прении у пианистов взяли российские музыканты. Спортсмены и балетные танцовщики жалуются, что у них смена не выросла. А вам молодое поколение исполнителей в затылок дышит?

– Что касается нашего цеха, пианистов, то у нас ситуация, самая... не то что радостная, но не тревожная. Потому что великие исполнительские традиции пока сохраняются, каждый год появляются, как я их называю, искорки. Слова «звезда», «вундеркинд» категорически не люблю. На конкурсе Чайковского в этом году были представлены замечательные пианисты – хорошо обученные, музыкальные. Другое дело, что открытий, потрясений, какими в прошлые десятилетия были Ван Клиберн, Михаил Плетнёв, не случилось. Молодые таланты – они сегодня такие... негранёные. Так что о пианистах я меньше всего беспокоюсь. Со скрипачами ситуация похуже. А самая беда среди духовиков – их практически не осталось!

«165 концертов в год мало кто выдержит».

Но если мы примем закон об образовании, как это пытались сделать нынешней весной, по которому мальчики и девочки будут начинать заниматься балетом в 15-16 лет, то тогда через несколько лет у нас не будет ни балета, ни пианистов, ни скрипачей, ни оперных певцов. А если ещё примут закон, разрешающий забирать музыкантов и балетных танцовщиков в армию, то мы в принципе лишимся серьёзного искусства.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо начать обмениваться разными школами преподавания. Мы привыкли думать, что мы самые лучшие и нам никто не нужен. Да, школа наша великая. Раньше была самая великая, сейчас стала одной из великих. Приведу в пример Китай. Там  вообще не было традиций в классической музыке, и вдруг одна за другой начали появляться яркие искорки. Откуда? Они начали появляться в том числе и потому, что многие наши педагоги там работают – им платят в 10 раз больше, чем здесь. В Китае развитие культуры возведено в ранг национальной политики. Практически каждый ребёнок ходит в музыкальную школу. У них сегодня под 100 миллионов пианистов! Цифра эта, с одной стороны, пугает, а с другой – заставляет задуматься. Ведь наши-то музыкальные школы в регионах рассыпаются от бедности и ветхости.

Спать в своей кровати

– Раньше такая рубрика была: «Если бы министром был я...» Представим, что вас назначают министром культуры.

– Не дай бог! (Машет руками.)

– Почему? Молодой, знаменитый, талантливый, энергичный, думающий о будущем – не своём, а страны...

– Я хочу ещё на рояле поиграть! Вот когда у меня перестанет получаться гамма ля мажор... Вообще сочувствую нынешнему министру культуры Александру Авдееву, который попал в эту мясорубку – когда культура финансируется по остаточному принципу. Мыслей-то у меня много, но разложить их по пунктам... Тяжело!

– Ну хотя бы с чего начать?

– Больше всего меня тревожит то, с чего мы начали разговор, – попытка перестроить систему образования и призыв в армию. И конечно, надоеданием. Да, есть канал «Культура», но он ловится не везде. А все эти бесконечные сериалы, ток-шоу, криминальные новости – везде. Это совершенно не означает, что в 21.00 по всем каналам должен звучать Первый концерт Чайковского. Просто у людей должен быть выбор – смотреть ли им очередных «Ментов» или что-то серьёзное. Хорошего в стране тоже достаточно. Но этого не показывают на ТВ, потому что считается, что позитивные новости не соберут peйтинга. У нас ведь и инженеров молодых достаточно, и учёных, и скульпторов. Но о них никто не знает. Зато про бандитов, преступников, насильников каналы рассказывают круглые сутки.

Я хочу вдолбить в головы людям, принимающим решения, что искусство наше, культура наравне с нашими недрами – это единственное, что у нас осталось на экспорт. Ведь ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано все общество от бомжа до президента. Наши музыканты, певцы постоянно побеждают на международных конкурсах. Об этом нужно говорить! Валерий Гергиев, взявшись в этом году за конкурс Чайковского, сделал почти невозможное: он добился того, чтобы о конкурсе снова заговорили в мире.

– Гергиев поставил задачу вернуть престиж конкурсу им. Чайковского. А может, параллельно стоило бы взяться и за возвращение престижа всей стране? Это раньше Россия ассоциировалась с музыкой, литературой, актёрской школой. А сегодня в основном – с коррупцией, криминалом.

– Смотрите, если мы выиграли право принимать у себя Олимпиаду, универсиаду, чемпионат мира по футболу, уже провели чемпионат мира по фигурному катанию, значит, не так всё плохо с имиджем страны. Но ещё лучше было бы, если бы миллионную долю того, что выделяется на спорт, вложили в культуру. Да, сегодня музыканты, спортсмены, ученые ищут, где им предложат лучшие условия. Но в том, что касается моего цеха, я постараюсь сделать всё возможное, чтобы большого оттока не было. Я знаю множество музыкантов – моих ровесников, которые мечтают, грубо говоря, спать в своей кровати, жить здесь и гастролировать по родной стране.

Женщины мощнее мужчин

– Нынешним победителям конкурса им. Чайковского предложили шикарные условия – концерты, контракты, записи.

– Знаете, я, будучи в этом году членом жюри, наблюдал за участниками и пришёл к печальному выводу: у нынешнего поколения исполнителей потеряно мужское начало. Женщины играют мощнее мужиков! А мужчины... Играют очень тонко, но... Хилые они какие-то все стали! Ориентацию-то свою сохранили, но постепенно перестают быть мужчинами в душе. И это обидно. Ведь за своё место на сцене, за интерес и любовь зрителя надо биться. Мне кажется, попади они в мою ситуацию, когда в 1998 г. я стал лауреатом конкурса им. Чайковского они бы точно сломались. Мне тогда никто никаких концертов не предложил. За то, что эти ребята сейчас имеют сразу, я землю грыз, своим трудом и потом эту дорогу прокладывал. Конечно же, очень помогли родители, наш семейный настрой: всё будет хорошо. В Москву из Иркутска я приехал в 1991 г. Тогда почти всё моё поколение уехало за границу, а я решил продолжать учиться здесь. Сосед наш был алкоголиком. Я играл его любимую мелодию из фильма «На семи ветрах», он выпивал, засыпал, а я занимался дальше.

Меня эти трудности закалили. А молодые ребята выдержат всё, что им предстоит пройти? Победа, лауреатство – это здорово, но сейчас начинается самое главное. Безумная жизнь: до 100 концертов в год на всех континентах (мой ритм – 165 концертов – редко кто выдерживает), надо подготовить разнообразнейшую программу, настроить себя и морально, и технически. Ты должен доказать, что твоя победа неслучайна. Я ведь до сих пор это доказываю на каждом своём концерте.

– А на дворе-то лето, и не доказывать хочется, а отдыхать!

– А мне не хочется отдыхать! Я не могу лежать на море 10-15 дней подряд пузом кверху. Для меня отдых – это быть на сцене. Когда после 20-часового перелёта приезжаешь заспанный, уставший, тебя сцена лечит, приводит в форму. Это самый лучший допинг.

АиФ Беседовала Юлия ШИГАРЕВА

«Искусство наше, культура наравне с недрами – единственное, что у нас осталось на экспорт», – полагает знаменитый пианист.

Равнение на Китай

– Денис, в этом году на конкурсе им. Чайковского первую и пятую прении у пианистов взяли российские музыканты. Спортсмены и балетные танцовщики жалуются, что у них смена не выросла. А вам молодое поколение исполнителей в затылок дышит?

– Что касается нашего цеха, пианистов, то у нас ситуация, самая... не то что радостная, но не тревожная. Потому что великие исполнительские традиции пока сохраняются, каждый год появляются, как я их называю, искорки. Слова «звезда», «вундеркинд» категорически не люблю. На конкурсе Чайковского в этом году были представлены замечательные пианисты – хорошо обученные, музыкальные. Другое дело, что открытий, потрясений, какими в прошлые десятилетия были Ван Клиберн, Михаил Плетнёв, не случилось. Молодые таланты – они сегодня такие... негранёные. Так что о пианистах я меньше всего беспокоюсь. Со скрипачами ситуация похуже. А самая беда среди духовиков – их практически не осталось!

«165 концертов в год мало кто выдержит».

Но если мы примем закон об образовании, как это пытались сделать нынешней весной, по которому мальчики и девочки будут начинать заниматься балетом в 15-16 лет, то тогда через несколько лет у нас не будет ни балета, ни пианистов, ни скрипачей, ни оперных певцов. А если ещё примут закон, разрешающий забирать музыкантов и балетных танцовщиков в армию, то мы в принципе лишимся серьёзного искусства.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо начать обмениваться разными школами преподавания. Мы привыкли думать, что мы самые лучшие и нам никто не нужен. Да, школа наша великая. Раньше была самая великая, сейчас стала одной из великих. Приведу в пример Китай. Там  вообще не было традиций в классической музыке, и вдруг одна за другой начали появляться яркие искорки. Откуда? Они начали появляться в том числе и потому, что многие наши педагоги там работают – им платят в 10 раз больше, чем здесь. В Китае развитие культуры возведено в ранг национальной политики. Практически каждый ребёнок ходит в музыкальную школу. У них сегодня под 100 миллионов пианистов! Цифра эта, с одной стороны, пугает, а с другой – заставляет задуматься. Ведь наши-то музыкальные школы в регионах рассыпаются от бедности и ветхости.

Спать в своей кровати

– Раньше такая рубрика была: «Если бы министром был я...» Представим, что вас назначают министром культуры.

– Не дай бог! (Машет руками.)

– Почему? Молодой, знаменитый, талантливый, энергичный, думающий о будущем – не своём, а страны...

– Я хочу ещё на рояле поиграть! Вот когда у меня перестанет получаться гамма ля мажор... Вообще сочувствую нынешнему министру культуры Александру Авдееву, который попал в эту мясорубку – когда культура финансируется по остаточному принципу. Мыслей-то у меня много, но разложить их по пунктам... Тяжело!

– Ну хотя бы с чего начать?

– Больше всего меня тревожит то, с чего мы начали разговор, – попытка перестроить систему образования и призыв в армию. И конечно, надоеданием. Да, есть канал «Культура», но он ловится не везде. А все эти бесконечные сериалы, ток-шоу, криминальные новости – везде. Это совершенно не означает, что в 21.00 по всем каналам должен звучать Первый концерт Чайковского. Просто у людей должен быть выбор – смотреть ли им очередных «Ментов» или что-то серьёзное. Хорошего в стране тоже достаточно. Но этого не показывают на ТВ, потому что считается, что позитивные новости не соберут peйтинга. У нас ведь и инженеров молодых достаточно, и учёных, и скульпторов. Но о них никто не знает. Зато про бандитов, преступников, насильников каналы рассказывают круглые сутки.

Я хочу вдолбить в головы людям, принимающим решения, что искусство наше, культура наравне с нашими недрами – это единственное, что у нас осталось на экспорт. Ведь ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано все общество от бомжа до президента. Наши музыканты, певцы постоянно побеждают на международных конкурсах. Об этом нужно говорить! Валерий Гергиев, взявшись в этом году за конкурс Чайковского, сделал почти невозможное: он добился того, чтобы о конкурсе снова заговорили в мире.

– Гергиев поставил задачу вернуть престиж конкурсу им. Чайковского. А может, параллельно стоило бы взяться и за возвращение престижа всей стране? Это раньше Россия ассоциировалась с музыкой, литературой, актёрской школой. А сегодня в основном – с коррупцией, криминалом.

– Смотрите, если мы выиграли право принимать у себя Олимпиаду, универсиаду, чемпионат мира по футболу, уже провели чемпионат мира по фигурному катанию, значит, не так всё плохо с имиджем страны. Но ещё лучше было бы, если бы миллионную долю того, что выделяется на спорт, вложили в культуру. Да, сегодня музыканты, спортсмены, ученые ищут, где им предложат лучшие условия. Но в том, что касается моего цеха, я постараюсь сделать всё возможное, чтобы большого оттока не было. Я знаю множество музыкантов – моих ровесников, которые мечтают, грубо говоря, спать в своей кровати, жить здесь и гастролировать по родной стране.

Женщины мощнее мужчин

– Нынешним победителям конкурса им. Чайковского предложили шикарные условия – концерты, контракты, записи.

– Знаете, я, будучи в этом году членом жюри, наблюдал за участниками и пришёл к печальному выводу: у нынешнего поколения исполнителей потеряно мужское начало. Женщины играют мощнее мужиков! А мужчины... Играют очень тонко, но... Хилые они какие-то все стали! Ориентацию-то свою сохранили, но постепенно перестают быть мужчинами в душе. И это обидно. Ведь за своё место на сцене, за интерес и любовь зрителя надо биться. Мне кажется, попади они в мою ситуацию, когда в 1998 г. я стал лауреатом конкурса им. Чайковского они бы точно сломались. Мне тогда никто никаких концертов не предложил. За то, что эти ребята сейчас имеют сразу, я землю грыз, своим трудом и потом эту дорогу прокладывал. Конечно же, очень помогли родители, наш семейный настрой: всё будет хорошо. В Москву из Иркутска я приехал в 1991 г. Тогда почти всё моё поколение уехало за границу, а я решил продолжать учиться здесь. Сосед наш был алкоголиком. Я играл его любимую мелодию из фильма «На семи ветрах», он выпивал, засыпал, а я занимался дальше.

Меня эти трудности закалили. А молодые ребята выдержат всё, что им предстоит пройти? Победа, лауреатство – это здорово, но сейчас начинается самое главное. Безумная жизнь: до 100 концертов в год на всех континентах (мой ритм – 165 концертов – редко кто выдерживает), надо подготовить разнообразнейшую программу, настроить себя и морально, и технически. Ты должен доказать, что твоя победа неслучайна. Я ведь до сих пор это доказываю на каждом своём концерте.

– А на дворе-то лето, и не доказывать хочется, а отдыхать!

– А мне не хочется отдыхать! Я не могу лежать на море 10-15 дней подряд пузом кверху. Для меня отдых – это быть на сцене. Когда после 20-часового перелёта приезжаешь заспанный, уставший, тебя сцена лечит, приводит в форму. Это самый лучший допинг.

АиФ Беседовала Юлия ШИГАРЕВА