Поиск

- Чтобы по телевидению или радио про человека сказали доброе слово- нужно умереть. Вот тогда услышишь, какой, оказывается, это был замеча-тельный актёр, певец или режиссёр.

Его самые близкие друзья уже умерли. Людмила Зыкина, Михаил Ульянов, Роберт Рождественский, Тихон Хренников, Люд¬мила Гурченко... Каждая смерть - новая боль и новая волна воспоминаний. Он не любит смотреть современ¬ные фильмы. Считает, что таких типажей, как советские актёры, уже не увидит. Кирилл Зашибин - первый омский киноактёр. Накануне фестиваля «Киносозвез-дие России», который вскоре пройдёт в нашем городе, «АиФ в Омске» встретился с Кириллом Сергеевичем Зашибиным. О состоянии современного кинематографа и судьбах людей, которых любит вся страна, - в интервью нашему еженедельнику.

Типичные интеллигенты

- Кирилл Сергеевич, в 50-е голы прошлого века сняться в кино было редкой удачей. Как простой парень из Омска попал в кадр?

- «В кадр» я попал ещё мальчишкой во время войны

- сыграл в небольшом эпизоде в фильме «Радуга». Мы с родителями были в воинском эшелоне, который вместе с ранеными направили

«Сегодня актёр нужен, а завтра нет»

в Ашхабад, в тыл. Туда как раз эвакуировали Киевскую киностудию. Конечно, нам, ребятишкам, интересно стало, как кино снимают? По сценарию должны быть зима, холод... А в Ашхабаде жара! На нас надели валенки, шубы и на каком-то стадионе сказали играть в снежки. Наверное, именно тогда я и заразился кинематографом. Когда мы с родителями в «В киносейчас не хватает доброты». 1947 году переехали в Омск, то я увидел в Доме офицеров репетицию одного спектак¬ля. Один парень предложил мне записаться в драмкру¬жок. Я согласился, а потом поехал в Москву, поступать во ВГИК.

- Конкурс там. наверное, был сумасшедший.

- По 60 желающих на место. Учитывая, что принять нужно было всего лишь 16-18 человек на актёрский курс. В вузах вообще была интересная ситуация - на одном курсе учились вчерашние школьницы и участники Великой Отечественной войны. Но парадокс ВГИКа тех времён был в том, что будущим студентам-киноактёрам запрещали... сниматься в кино! Только на последнем курсе - небольшие эпизоды в незначительных фильмах. Одному Герасимову удалось снять со студентами «Молодую гвардию», где сыграли Тихонов и Мордюкова. Однажды мы шли по вестибюлю ВГИКа с Василием Ваниным, руководителем нашего курса, народным артистом СССР. Он честно сказал мне, что в кино меня снимать не будут, посове¬товал забрать документы и перевестись в театральное училище. Никогда не забуду его слова: «Сталин распорядился снимать фильмы только о рабочих и колхозниках, а у тебя слишком интелли¬гентное лицо. Видишь, на подоконнике парень сидит? Вы с ним даже чем-то похожи - типичные интеллигенты. Он так и просидит всю жизнь на подоконнике». Этого парня не снимали семь лет после окончания ВГИКа. Это был Славка Тихонов, который учился на два курса старше. Самый угрюмый из всех студентов, потому что ему тоже сказали, что в кино его никто приглашать не будет. Я тогда перевёлся в Щепкинское училище.

- У вас было много знаме¬нитых однокурсников...

- А сейчас почти никого не осталось в живых. Раднэр Муратов, например, умер семь лет назад. Он очень много снимался в фильмах, но его имени никто не знает. Вспоминают только тогда, когда говоришь про Василия Али-Бабаевича из «Джентльменов удачи». Нет Тихонова, Мордюковой... Из всех моих однокурсников жива народная артистка России Таня Конюхова.

Из кино - на радио

- Недавно но телевизору показывали фильм «Застава в горах» с вашим участием. Его снимали почти 60 лет назад.

- Съемки были очень уто¬мительные - нужно было скакать верхом на лошадях, по горам, под солнцем. Кара¬бины заряжены, кортики настоящие, на случай, если вараны нападут. Запомнил день, когда меня «убивали». Это было в октябре, жара страшная стояла. «Убивали» долго, два дня.

- Среди ваших близких дру¬зей было столько знаменитых людей, что всех и не пере¬числить. Что вспоминаете о Людмиле Гурченко. Людмиле

Зыкиной?

- Гурченко я первый раз увидел в харьковском Дворце пионеров Пятилетняя девчушка уже в том возрасте была  звездой пела, танцевала, читала стихи... Её нельзя было не запомнить. После войны я вернулся в Харьков, только на Кирилл Зашибин. месте Дворца пио¬неров - пепелище. Коллек¬тив переехал в другое зда¬ние, и там я снова встретил эту уже подросшую девочку. Люся была не только талан¬тливым, но и необычайно интересным, добрым человеком. Ещё часто вспоми¬наю, как молодая Зыкина дала свой первый сольный концерт в моей радиопере¬даче. Пришла, спела четыре песни, рассказала о себе. А как она радовалась гонорару за выступление в размере 8 рублей! Говорила, что ниче¬го особенного не сделала, а заработала такие деньги.

- Вы ушли из кино на радио, почему?

- На омское радио нужен был редактор музыкальных передач. Я понимал, что кино - вещь непостоянная. Сегодня ты нужен, а завтра нет. На радио таких вопросов не возникало. А сейчас, если честно, радио я слушаю редко, телевизор практически не смотрю. В СМИ и в современном кинемато¬графе не хватает доброты. Включишь новости, а там всё про пожары, взрывы, убийства. Ни одного доброго слова. Чтобы оно прозвучало, человеку нужно умереть. Вот тогда услышишь, что, оказывается, скончался замечательный актёр. Так вы при жизни скажите ему эти добрые слова, он и поживёт подольше!

- Не обидно осознавать, что актёры старой гвардии в конце жизни никому не нужны?

- Большинство актрис с возрастом уже не те. что были в молодости. Та же Нонна Мордюкова была хорошенькой в «Молодой гвардии» и в фильмах тех лет. Но она не побоялась поменять амплуа, сыграть управдома в «Бриллиантовой руке». А другие доживают до 80 лет, иногда их по телевизору показывают, а они говорят: «Я никому не нужен, а ешё у меня с потолка вода капает». Но всё-таки боль¬шинство актёров стараются уехать за границу. Потому что в России они не нужны, а когда тебя забывают - это очень больно.

 

АиФ Ольга МИНАЙЛО

- Чтобы по телевидению или радио про человека сказали доброе слово- нужно умереть. Вот тогда услышишь, какой, оказывается, это был замеча-тельный актёр, певец или режиссёр.

Его самые близкие друзья уже умерли. Людмила Зыкина, Михаил Ульянов, Роберт Рождественский, Тихон Хренников, Люд¬мила Гурченко... Каждая смерть - новая боль и новая волна воспоминаний. Он не любит смотреть современ¬ные фильмы. Считает, что таких типажей, как советские актёры, уже не увидит. Кирилл Зашибин - первый омский киноактёр. Накануне фестиваля «Киносозвез-дие России», который вскоре пройдёт в нашем городе, «АиФ в Омске» встретился с Кириллом Сергеевичем Зашибиным. О состоянии современного кинематографа и судьбах людей, которых любит вся страна, - в интервью нашему еженедельнику.

Типичные интеллигенты

- Кирилл Сергеевич, в 50-е голы прошлого века сняться в кино было редкой удачей. Как простой парень из Омска попал в кадр?

- «В кадр» я попал ещё мальчишкой во время войны

- сыграл в небольшом эпизоде в фильме «Радуга». Мы с родителями были в воинском эшелоне, который вместе с ранеными направили

«Сегодня актёр нужен, а завтра нет»

в Ашхабад, в тыл. Туда как раз эвакуировали Киевскую киностудию. Конечно, нам, ребятишкам, интересно стало, как кино снимают? По сценарию должны быть зима, холод... А в Ашхабаде жара! На нас надели валенки, шубы и на каком-то стадионе сказали играть в снежки. Наверное, именно тогда я и заразился кинематографом. Когда мы с родителями в «В киносейчас не хватает доброты». 1947 году переехали в Омск, то я увидел в Доме офицеров репетицию одного спектак¬ля. Один парень предложил мне записаться в драмкру¬жок. Я согласился, а потом поехал в Москву, поступать во ВГИК.

- Конкурс там. наверное, был сумасшедший.

- По 60 желающих на место. Учитывая, что принять нужно было всего лишь 16-18 человек на актёрский курс. В вузах вообще была интересная ситуация - на одном курсе учились вчерашние школьницы и участники Великой Отечественной войны. Но парадокс ВГИКа тех времён был в том, что будущим студентам-киноактёрам запрещали... сниматься в кино! Только на последнем курсе - небольшие эпизоды в незначительных фильмах. Одному Герасимову удалось снять со студентами «Молодую гвардию», где сыграли Тихонов и Мордюкова. Однажды мы шли по вестибюлю ВГИКа с Василием Ваниным, руководителем нашего курса, народным артистом СССР. Он честно сказал мне, что в кино меня снимать не будут, посове¬товал забрать документы и перевестись в театральное училище. Никогда не забуду его слова: «Сталин распорядился снимать фильмы только о рабочих и колхозниках, а у тебя слишком интелли¬гентное лицо. Видишь, на подоконнике парень сидит? Вы с ним даже чем-то похожи - типичные интеллигенты. Он так и просидит всю жизнь на подоконнике». Этого парня не снимали семь лет после окончания ВГИКа. Это был Славка Тихонов, который учился на два курса старше. Самый угрюмый из всех студентов, потому что ему тоже сказали, что в кино его никто приглашать не будет. Я тогда перевёлся в Щепкинское училище.

- У вас было много знаме¬нитых однокурсников...

- А сейчас почти никого не осталось в живых. Раднэр Муратов, например, умер семь лет назад. Он очень много снимался в фильмах, но его имени никто не знает. Вспоминают только тогда, когда говоришь про Василия Али-Бабаевича из «Джентльменов удачи». Нет Тихонова, Мордюковой... Из всех моих однокурсников жива народная артистка России Таня Конюхова.

Из кино - на радио

- Недавно но телевизору показывали фильм «Застава в горах» с вашим участием. Его снимали почти 60 лет назад.

- Съемки были очень уто¬мительные - нужно было скакать верхом на лошадях, по горам, под солнцем. Кара¬бины заряжены, кортики настоящие, на случай, если вараны нападут. Запомнил день, когда меня «убивали». Это было в октябре, жара страшная стояла. «Убивали» долго, два дня.

- Среди ваших близких дру¬зей было столько знаменитых людей, что всех и не пере¬числить. Что вспоминаете о Людмиле Гурченко. Людмиле

Зыкиной?

- Гурченко я первый раз увидел в харьковском Дворце пионеров Пятилетняя девчушка уже в том возрасте была  звездой пела, танцевала, читала стихи... Её нельзя было не запомнить. После войны я вернулся в Харьков, только на Кирилл Зашибин. месте Дворца пио¬неров - пепелище. Коллек¬тив переехал в другое зда¬ние, и там я снова встретил эту уже подросшую девочку. Люся была не только талан¬тливым, но и необычайно интересным, добрым человеком. Ещё часто вспоми¬наю, как молодая Зыкина дала свой первый сольный концерт в моей радиопере¬даче. Пришла, спела четыре песни, рассказала о себе. А как она радовалась гонорару за выступление в размере 8 рублей! Говорила, что ниче¬го особенного не сделала, а заработала такие деньги.

- Вы ушли из кино на радио, почему?

- На омское радио нужен был редактор музыкальных передач. Я понимал, что кино - вещь непостоянная. Сегодня ты нужен, а завтра нет. На радио таких вопросов не возникало. А сейчас, если честно, радио я слушаю редко, телевизор практически не смотрю. В СМИ и в современном кинемато¬графе не хватает доброты. Включишь новости, а там всё про пожары, взрывы, убийства. Ни одного доброго слова. Чтобы оно прозвучало, человеку нужно умереть. Вот тогда услышишь, что, оказывается, скончался замечательный актёр. Так вы при жизни скажите ему эти добрые слова, он и поживёт подольше!

- Не обидно осознавать, что актёры старой гвардии в конце жизни никому не нужны?

- Большинство актрис с возрастом уже не те. что были в молодости. Та же Нонна Мордюкова была хорошенькой в «Молодой гвардии» и в фильмах тех лет. Но она не побоялась поменять амплуа, сыграть управдома в «Бриллиантовой руке». А другие доживают до 80 лет, иногда их по телевизору показывают, а они говорят: «Я никому не нужен, а ешё у меня с потолка вода капает». Но всё-таки боль¬шинство актёров стараются уехать за границу. Потому что в России они не нужны, а когда тебя забывают - это очень больно.

 

АиФ Ольга МИНАЙЛО