Поиск

Региональная энергетическая комиссия Омской области обнародовала отчет о работе за 2006 год. Согласно выводам комиссии, тарифы на тепловую энергию котельных, работающих на мазуте, повысились на 30 процентов из-за сверхпланового повышения цен на топливо. В то же время тариф газовых котельных вырос всего на 10 процентов. После проверки тарифов МУП "Теплокоммунэнрего" тарифы были снижены на 19 процентов, а эффект регулирования тарифов электроисточников составил 216 млн рублей. Общий экономический эффект от государственного регулирования составил 5,7 миллиардов рублей. ОТЧЕТ О РАБОТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2006 ГОД Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на тепловую энергию на 2007 год для 113 энергоснабжающих организаций и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для 11 предприятий. Несмотря на то, что по некоторым организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению, наблюдается снижение тарифов, общая тенденция характеризуется ростом установленных на 2007 год тарифов на тепловую энергию к действующим в 2006 году. Влияние на уровень тарифов на тепловую энергию оказывают структурные изменения на предприятиях: закрытие или принятие на баланс новых котельных с малыми объемами выработки и реализации тепловой энергии, уход потребителей, реорганизация энергоснабжающих предприятий и др. Например, результатом реорганизации МУП «Теплокоммунэнерго» в МП г. Омска «Тепловая компания» стало снижение тарифа на тепловую энергию для потребителей на 2007 год на 19,3%. Снижение расходов обусловлено: - уменьшением затрат на топливо и энергоресурсы, а также эксплуатационных расходов в связи с закрытием нерентабельных котельных: санаторно-лесной школы и теплоисточника по адресу 26 Северная, переводом на газ котельных по адресам Перова 43, Мельничная 2, 30 Северная, - оптимизаций структуры предприятия и в связи с этим общим снижением производственно-управленческих расходов. При формировании и утверждении тарифов для энергоснабжающих организаций РЭК Омской области руководствовалась официальными прогнозами ожидаемого повышения цен и уровнями индексов-дефляторов Минэкономразвития РФ по отраслям промышленности. К наиболее влиятельному ценовому фактору, повлиявшему на уровень тарифов на 2007 год относится повышение цен на мазут. Данный факт объясняется фактическим увеличением стоимости мазута больше прогнозной цены на 67%. Доля затрат на топливо в общем объеме затрат на выработку тепловой энергии составляет более 60%, а 48,8% полезного отпуска тепловой энергии, реализуемой потребителям Омской области в 2006 году, вырабатывалось котельными, работающими на мазуте. В итоге по котельным, работающим на жидком топливе, тарифы на тепловую энергию утверждены с ростом выше 30%. В свою очередь рост тарифов на тепловую энергию, производимую котельными, работающими на твердом и газообразном топливе, как правило, не превысил 10% (в рамках уровня инфляции). В процессе регулирования тарифов РЭК столкнулась с ситуацией, о которой нельзя не сказать. Построенная ООО «ПФ «Октан» котельная в селе Осташково работает на природном газе и предоставляет тепловую энергию единственному потребителю - сельской школе. Собственность котельной до настоящего времени не определена, эксплуатацию котельной осуществляет ООО «ПФ «Октан». По представленным энергоснабжающей организацией расчетам, тариф на тепловую энергию от указанного теплоисточника должен быть 6133,55 руб./Гкал. РЭК Омской области ставит под сомнение экономическую целесообразность создания такого теплоисточника, построенного за счёт бюджетных средств, с загрузкой установленных мощностей всего на 15,4 %. В результате, потратив бюджетные средства на приобретение оборудования и монтаж котельной, затраты бюджета на оплату за тепловую энергию, потребляемую сельской школой, должны возрасти почти в десять раз по сравнению с затратами в 2006 году. Федеральной службой по тарифам установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2007 год, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по Омской (предельный максимальный уровень) в размере 122,2%. Необходимо заострить внимание на том, что предельный уровень тарифов не подлежит непосредственному применению для каждой энергоснабжающей организации, а определяет рост средневзвешенного тарифа на тепловую энергию по Омской области на 2007 год. Таким образом, для одних предприятий может наблюдаться снижение тарифов, для других рост ниже или выше предельного уровня. Рост средневзвешенного тарифа на тепловую энергию на 2007 год к средневзвешенному тарифу на 2006 год по нашему региону составил 108,2% и находится в рамках предельного уровня, установленного Федеральной службой по тарифам. Региональная энергетическая комиссия Омской области устанавливает тарифы методом экономически обоснованных расходов, подразумевающим исключение из необходимой валовой выручки регулируемых предприятий необоснованных затрат. В процессе регулирования тарифов на тепловую энергию и услуг по ее передаче комиссия не приняла в расчет необходимой валовой выручки, заявленной энергоснабжающими организациями, сумму в размере 2,1 миллиарда рублей. Наблюдается и роста платы граждан за теплоснабжение в 2007 году. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предусмотрено, что размер платы за отопление в жилом помещении производится напрямую по тарифам, утвержденным РЭК Омской области с применением соответствующих нормативов потребления тепловой энергии, без последующего утверждения органами местного самоуправления тарифов для населения на территории муниципального образования. По ряду муниципальных районов Омской области на 2006 год были утверждены заниженные нормативы потребления тепловой энергии (Азовский и Любинский муниципальные районы) и уровни оплаты гражданами тепловой энергии (Марьяновский, Муромцевский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский и Тевризский муниципальный районы), что не могло не сказаться на росте платы граждан за отопление на 2007 год. Самая высокая плата граждан за отопление в 2007 году будет в с. Ингалы Большереченского района и составит 43,19 руб./кв.м., при этом плата снижена по сравнению с 2006 годом на 3,8%. Высокий уровень платы граждан наблюдается и в Большеуковском районе (36,93 руб./кв.м.), в Знаменском районе (36,56 руб./кв.м.) и в п. Нижнеиртышкое Саргатского района (36,84 руб./кв.м.). Минимальную сумму за отопление будут платить жители Калачинского района – 13,87 руб./кв.м., при установленном 100-процентном уровне платежей граждан за коммунальные услуги. Максимальный рост стоимости услуг по теплоснабжению наблюдается в д. Длинное Полтавского района – 62,7%. Такое повышение приведет к превышению предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги, установленного РЭК Омской области для Вольновского сельского поселения на 2007 год. В связи с вышесказанным РЭК готовится предписание органу регулирования муниципального образования с требованиями привести тарифы в соответствие с установленным индексом. Отдельно необходимо акцентировать внимание на ситуации в Омском районе. На территории данного района на 2007 год утверждены дифференцированные нормативы потребления коммунальных услуг в зависимости от этажности и срока ввода в эксплуатацию жилых помещений, а также 100-% уровень платежа граждан за коммунальные услуги. Согласно письму ФСТ России от 08.09.2006 № СН-4251/5 при утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не учитывалось вступление в силу постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил предоставления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в части изменения нормативов потребления коммунальных услуг. В аспекте нормативно-правовой базы нарушения со стороны органов местного самоуправления нет, но Решение органов местного самоуправления о принятии дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг приведет к изменению размера платы граждан за отопление (от снижения на 31,1% до роста на 74,4% в зависимости от условий проживания). С целью соответствия платы граждан за коммунальные услуги утвержденному предельному индексу РЭК Омской области была рассчитана сумма дотации для теплоснабжающих организаций муниципальных районов Омской области. Сумма дотации областного бюджета при условии, что рост тарифов на тепловую энергию для населения в 2007 году не превысит 19% к тарифам 2006 года, составила более 120 миллионов рублей.   Регулирование тарифов на электрическую энергию и тарифов на услуги по ее передаче. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на электрическую энергию на 2007 год для 2-х энергоснабжающих организаций. Установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для 26 предприятий. ОАО «Омская энергосбытовая компания» присвоен статус «Гарантирующий поставщик», определены зоны деятельности предприятия на территории Омской области. В соответствии с требованиями нормативной и методической базы тарифы на электрическую энергию установлены по уровням напряжения. Данный подход обусловлен необходимостью формирования экономически обоснованных тарифов для конкретных групп потребителей, получающих электроэнергию на определенном уровне напряжения. Отнесение потребителя к тому или иному уровню напряжения осуществляется в зависимости от схемы подключения потребителя к сетям энергоснабжающей организации и разграничения балансовой принадлежности. Услуги по передаче энергии дополнительно оплачиваются только теми потребителями, которые непосредственно присоединены к сетям транспортирующей организации. Официально Федеральной службой по тарифам установлены предельные (минимальный и максимальный) тарифы на электрическую энергию для населения, которые являются льготными (для населения Омской области: минимальный - 150 коп/кВтч, максимальный – 153,7 коп/кВтч). С 1 января 2007 года для населения установлены следующие тарифы на электрическую энергию (с учетом НДС): для городского населения – 150 коп/кВтч, для сельского населения – 105 коп/кВтч. Основные факторы, повлиявшие на рост тарифов на электрическую энергию от ОАО «Омская энергосбытовая компания»: увеличение стоимости покупной энергии с оптового рынка; увеличение стоимости услуг по передаче электрической энергии ОАО «АК Омскэнерго»; увеличение средней заработной платы ОАО «Омская энергосбытовая компания» в соответствии с требованиями отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2007-2008 гг.; необходимость индексации прочих сбытовых расходов в соответствии с прогнозом показателей инфляции Минэкономразвития РФ на 2007 год. В соответствии с Методическими указаниями тарифы на электрическую энергию установлены по трём группам потребителей: базовые потребители - потребители с максимальным значением заявленной мощности равным или более 100 МВт и годовым числом часов её использования более 7500. При расчёте тарифов к базовым потребителям отнесено ОАО «РЖД»; население. Аналогично указанной группе произведён расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно-строительных, гаражно-строительных и гаражных кооперативов, автостоянок, общежитий, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций; прочие потребители (в том числе и бюджетные потребители). Для группы «население» тарифы установлены в двух вариантах: одноставочный тариф; тарифы, дифференцированные по зонам суток (день - ночь). Для населения, проживающего в городах и посёлках городского типа в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и электроплитами, а также для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, тарифы установлены с понижающим коэффициентом 0,7. Для населения по-прежнему разрешено использовать двухтарифный учёт электрической энергии (день - ночь), дополнительных разрешений от РЭК Омской области на его применение не требуется, вопросы выбора типа электросчётчиков и их монтажа необходимо согласовывать с энергоснабжающей организацией. Потребители должны самостоятельно выбрать для проведения расчетов за электрическую энергию один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом ОАО «Омская энергосбытовая компания», не менее чем за месяц до вступления в силу указанных тарифов (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор с указанной организацией). При отсутствии такого уведомления (не внесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон. Тарифы, установленные для группы потребителей «население», являются конечными, в них включены тарифы на покупку электрической энергии и тарифы на её передачу по сетям организаций, участвующих в электроснабжении данной группы потребителей. В тарифы для группы «прочие потребители» включены тарифы на покупку электрической энергии, услуги по её передаче по сетям ОАО АК «Омскэнерго». Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям других организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в указанных тарифах не учтены и должны оплачиваться дополнительно потребителями, получающими электрическую энергию через сети указанных сетевых организаций. В процессе регулирования тарифов на электрическую энергию и услуг по ее передаче РЭК Омской области не приняла в необходимую валовую выручку, заявленную энергоснабжающими организациями сумму в размере 3,0 миллиарда рублей. Установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. В соответствии с «Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», утвержденными приказом ФСТ России от 15.02.2005г. № 22-э/5, установлен размер платы по трем предприятиям – ОАО «АК Омскэнерго», МУПЭП «Омскэлектро», ООО «Микрорайон». Эффект регулирования – 216 миллионов рублей.   Регулирование тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на услуги по водоснабжению и по водоотведению на 2007 год для 8 организаций. Тарифы ОАО «Омскводопровод» установлены на 2007 год с ростом 19%. Такой рост обусловлен тем, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для данной организации не пересматривались в течение двух лет. Хочется добавить, что ОАО «Омскоблводопровод» осуществляет транспортировку воды от ОАО «ОмскВодоканал» по магистральному водопроводу «Омск-Розовка» в поселковые сети с. Розовка, п. Иртышский, с. Усть-Заостровка, с. Розовка. Годовая пропускная способность водопроводной сети составляет 2 365 200 м3/год., а присоединенная нагрузка водопотребления – 471190,04 м3/год, т. е. загрузка 19,92%. При существующей загрузке экономически обоснованный тариф составляет 29,95 руб./м3. В настоящее время предприятие неправомерно пользуется тарифом 16,96 руб./м3, установленным для Любино-Иссилькульского группового водопровода. Предполагаемый рост тарифа составит 77%. В перспективе возможно присоединение сетей п. Калинино с расчетной нагрузкой 129036 м3/год, которое приведет к увеличению загрузки до 25,38% и к незначительному снижению тарифа. Но основной проблемой здесь является то, что уже больше года ОАО «Омскоблводопровод» не может подтвердить имущественную принадлежность сетей, а следовательно, не может пользоваться экономически обоснованным тарифом, что приводит предприятие к получению убытков, которые оно не сможет возместить в будущем. Еще одной из насущных проблем является установление тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению РЭК Омской области после того, как в предыдущий период регулирования тарифы организациям коммунального комплекса устанавливали органы регулирования муниципальных образований. Например, в ходе анализа представленных Нижнеиртышским МУП ЖКХ материалов выявлено, что в действующем тарифе принятом районным Советом Саргатского муниципального образования Омской области на 2006 год (на основании экспертного заключения Сибирского регионального центра ценообразования в строительстве) не учтены затраты на покупную воду, тем самым искусственно занижен тариф. Допущенную ошибку ни предприятие Нижнеиртышское МУП ЖКХ, ни МУП «Саргатский водоканал», который осуществляет поставку воды, ни администрация Саргатского муниципального района не обнаружили. В итоге Правление РЭК утвердило экономически обоснованный тариф на водоснабжение для Нижнеиртышского МУП ЖКХ с ростом на 66 %. Хочется обратить внимание органов регулирования на их ответственность за принятые решения, которые иногда могут привести регулируемое предприятия просто к банкротству. В процессе регулирования тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению РЭК Омской области не приняла в необходимую валовую выручку, заявленную организациями коммунального комплекса сумму в размере 299 миллионов рублей.   Регулирование розничных цен на газ. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены розничные цены на природный и сжиженный газ на 2007 год для 2 организаций (ОАО «Омскгоргаз», ОАО «Омскоблгаз»). Основанием для пересмотра розничных цен на сжиженный газ послужил рост оптовых цен на газ и эксплуатационных затрат газоснабжающих организаций на реализацию сжиженного газа населению. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 15.08.2006 № 188-э/5 утверждены и введены в действие оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд: с 1 октября 2006 года 2700 руб. за тонну (действовавшая цена на 01.10.2006 -1350 руб. за тонну, рост в 2 раза); с 1 января 2007 года 3500 руб. за тонну (рост 29,6%). Динамика розничных цен на сжиженный газ: Пересмотр розничных цен на природный газ с 1 января 2007 года обусловлен, прежде всего, прогнозным изменением оптовой цены на газ (15%), а так же изменением тарифов на услуги по транспортировке газа (от 19 до 26,6% в зависимости от транспортировщика) и ставки за снабженческо-сбытовые услуги (6% - ЗАО «Омскрегионгаз»). Рост розничных цен на природный газ, предназначенный для реализации населению г. Омска и Омской области составил 19%. В процессе регулирования цен на природный и сжиженный газ РЭК Омской области не приняла в необходимую валовую выручку, заявленную энергоснабжающими организациями сумму в размере 18,1 миллиона рублей.   Регулирование цен на услуги предприятий ЖКХ. Утверждено правлением РЭК Омской области 66 предельных уровней цен на уголь и дрова, реализуемые населению. Установление предельных уровней обусловлено необходимостью предприятий проводить гибкую тарифную политику в течение года. Рост предельных уровней на 2007 год к действующим тарифам на 2006 год составил: по углю – 10%; по дровам – 8,7%. Установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Приказом Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года № 168-э/3 утверждены предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год по Омской области: В соответствии с данными индексами Региональная энергетическая комиссия Омской области установила индексы на 2007 год по муниципальным образованиям Омской области. Предельные индексы роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся только к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением и отчисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов. Предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса соблюден во всех муниципальных образованиях Омской области и в среднем по Омской области составил на уровне 107,9%. В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за жилое помещение включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячие водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). РЭК установила данные предельные индексы исходя из принципа, согласно которому рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов, однако, рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме коммунальных услуг (при неизменных наборе и объемах услуг) не может превышать установленного предельного индекса. Необходимо отметить, что при утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не учитывалось вступление в силу постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил предоставления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в части изменения нормативов потребления коммунальных услуг. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги рассчитаны в сопоставимых условиях, т.е. при неизменных наборе и объемах услуги, и относятся к совокупному изменению платежа граждан. Изменение платежа граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги превысило допустимое значение, предусмотренное предельными индексами, установленными приказом РЭК Омской области от 5 октября 2006 года № 83/28 "Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год" в р.п. Горьковское Горьковского муниципального образования, в р.п. Кормиловка и в Сыропятском с/п Кормиловского муниципального района, в р.п. Муромцево Муромцевского муниципального района, в Лузинском с/п Омского муниципального района, в Вольновском с.п. Полтавского муниципального района, в Шербакульском г.п. и в Екатеринославском с.п. Шербакульского муниципального района. РЭК Омской области направлены предписания в адрес органов регулирования вышеуказанных муниципальных образований с требованием привести размер платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами на 2007 год.   Регулирование тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. Заявление по пересмотру тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом поступило в Региональную энергетическую комиссию от Департамента транспорта г. Омска. Материалы для формирования тарифа представлены в соответствии с Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июня 2003 года № 153. Установлен тариф за разовую поездку в городском пассажирском транспорте в размере 8 рублей, а также предельный тариф на проезд в автобусах малого класса в городском сообщении в размере 10 руб. за разовую поездку. Тарифы на поездку на внутриобластных и межобластных маршрутах в 2007 году останутся без изменения. Эффект регулирования – 2,6 миллиона рублей. Регулирование тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств на 2007 год для 4 организаций. По всем предприятиям тарифы установлены расчетным путем. Это обусловлено тем, что по данному виду деятельности ни на одном предприятии не введен раздельный учет расходов и доходов. Эффект регулирования – 0,3 миллиона рублей.   Регулирование тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам. Тарифы на социальные услуги не пересматривались с 1997 года. Утверждена стоимость набора наиболее востребованных гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. С целью социальной названых категорий граждан стоимость набора наиболее востребованных гарантированных социальных услуг установлена без повышения. Утверждено 12 тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в отделениях дневного (ночного) пребывания государственной системы социальных служб Омской области. Утверждено 93 тарифа на дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системы социальных служб Омской области. Регулирование платы на услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях. Региональной энергетической комиссией Омской области установлена плата на услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях на 2007 год для 4 организаций. По всем предприятиям тарифы установлены расчетным путем. Это обусловлено тем, что по данному виду деятельности ни на одном предприятии не введен раздельный учет расходов и доходов по услугам, оказываемым потребителям. Эффект регулирования 37 миллионов рублей. Общий экономический эффект от государственного регулирования составил 5,7 миллиардов рублей. Сегодня Региональная энергетическая комиссия подводит итоги своей работы в 2006 году и готовится к проведению семинара-обучения для энергоснабжающих организаций и органов регулирования муниципальных образований Омской области по вопросам регулирования тарифов и установления предельных индексов. Ставший уже традиционным семинар-обучение поможет специалистам регулируемых предприятий и представителям органов регулирования муниципальных образований не только грамотно подготовить материалы по расчету тарифов и предельных индексов на 2008 год, но и, анализируя ошибки нынешнего года избежать их повторения в будущем. Начальник отдела информационного обеспечения и экономического анализа, к.э.н. Шеблова О.Н.

Региональная энергетическая комиссия Омской области обнародовала отчет о работе за 2006 год. Согласно выводам комиссии, тарифы на тепловую энергию котельных, работающих на мазуте, повысились на 30 процентов из-за сверхпланового повышения цен на топливо. В то же время тариф газовых котельных вырос всего на 10 процентов. После проверки тарифов МУП "Теплокоммунэнрего" тарифы были снижены на 19 процентов, а эффект регулирования тарифов электроисточников составил 216 млн рублей. Общий экономический эффект от государственного регулирования составил 5,7 миллиардов рублей. ОТЧЕТ О РАБОТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2006 ГОД Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на тепловую энергию на 2007 год для 113 энергоснабжающих организаций и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для 11 предприятий. Несмотря на то, что по некоторым организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению, наблюдается снижение тарифов, общая тенденция характеризуется ростом установленных на 2007 год тарифов на тепловую энергию к действующим в 2006 году. Влияние на уровень тарифов на тепловую энергию оказывают структурные изменения на предприятиях: закрытие или принятие на баланс новых котельных с малыми объемами выработки и реализации тепловой энергии, уход потребителей, реорганизация энергоснабжающих предприятий и др. Например, результатом реорганизации МУП «Теплокоммунэнерго» в МП г. Омска «Тепловая компания» стало снижение тарифа на тепловую энергию для потребителей на 2007 год на 19,3%. Снижение расходов обусловлено: - уменьшением затрат на топливо и энергоресурсы, а также эксплуатационных расходов в связи с закрытием нерентабельных котельных: санаторно-лесной школы и теплоисточника по адресу 26 Северная, переводом на газ котельных по адресам Перова 43, Мельничная 2, 30 Северная, - оптимизаций структуры предприятия и в связи с этим общим снижением производственно-управленческих расходов. При формировании и утверждении тарифов для энергоснабжающих организаций РЭК Омской области руководствовалась официальными прогнозами ожидаемого повышения цен и уровнями индексов-дефляторов Минэкономразвития РФ по отраслям промышленности. К наиболее влиятельному ценовому фактору, повлиявшему на уровень тарифов на 2007 год относится повышение цен на мазут. Данный факт объясняется фактическим увеличением стоимости мазута больше прогнозной цены на 67%. Доля затрат на топливо в общем объеме затрат на выработку тепловой энергии составляет более 60%, а 48,8% полезного отпуска тепловой энергии, реализуемой потребителям Омской области в 2006 году, вырабатывалось котельными, работающими на мазуте. В итоге по котельным, работающим на жидком топливе, тарифы на тепловую энергию утверждены с ростом выше 30%. В свою очередь рост тарифов на тепловую энергию, производимую котельными, работающими на твердом и газообразном топливе, как правило, не превысил 10% (в рамках уровня инфляции). В процессе регулирования тарифов РЭК столкнулась с ситуацией, о которой нельзя не сказать. Построенная ООО «ПФ «Октан» котельная в селе Осташково работает на природном газе и предоставляет тепловую энергию единственному потребителю - сельской школе. Собственность котельной до настоящего времени не определена, эксплуатацию котельной осуществляет ООО «ПФ «Октан». По представленным энергоснабжающей организацией расчетам, тариф на тепловую энергию от указанного теплоисточника должен быть 6133,55 руб./Гкал. РЭК Омской области ставит под сомнение экономическую целесообразность создания такого теплоисточника, построенного за счёт бюджетных средств, с загрузкой установленных мощностей всего на 15,4 %. В результате, потратив бюджетные средства на приобретение оборудования и монтаж котельной, затраты бюджета на оплату за тепловую энергию, потребляемую сельской школой, должны возрасти почти в десять раз по сравнению с затратами в 2006 году. Федеральной службой по тарифам установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию на 2007 год, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по Омской (предельный максимальный уровень) в размере 122,2%. Необходимо заострить внимание на том, что предельный уровень тарифов не подлежит непосредственному применению для каждой энергоснабжающей организации, а определяет рост средневзвешенного тарифа на тепловую энергию по Омской области на 2007 год. Таким образом, для одних предприятий может наблюдаться снижение тарифов, для других рост ниже или выше предельного уровня. Рост средневзвешенного тарифа на тепловую энергию на 2007 год к средневзвешенному тарифу на 2006 год по нашему региону составил 108,2% и находится в рамках предельного уровня, установленного Федеральной службой по тарифам. Региональная энергетическая комиссия Омской области устанавливает тарифы методом экономически обоснованных расходов, подразумевающим исключение из необходимой валовой выручки регулируемых предприятий необоснованных затрат. В процессе регулирования тарифов на тепловую энергию и услуг по ее передаче комиссия не приняла в расчет необходимой валовой выручки, заявленной энергоснабжающими организациями, сумму в размере 2,1 миллиарда рублей. Наблюдается и роста платы граждан за теплоснабжение в 2007 году. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предусмотрено, что размер платы за отопление в жилом помещении производится напрямую по тарифам, утвержденным РЭК Омской области с применением соответствующих нормативов потребления тепловой энергии, без последующего утверждения органами местного самоуправления тарифов для населения на территории муниципального образования. По ряду муниципальных районов Омской области на 2006 год были утверждены заниженные нормативы потребления тепловой энергии (Азовский и Любинский муниципальные районы) и уровни оплаты гражданами тепловой энергии (Марьяновский, Муромцевский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский и Тевризский муниципальный районы), что не могло не сказаться на росте платы граждан за отопление на 2007 год. Самая высокая плата граждан за отопление в 2007 году будет в с. Ингалы Большереченского района и составит 43,19 руб./кв.м., при этом плата снижена по сравнению с 2006 годом на 3,8%. Высокий уровень платы граждан наблюдается и в Большеуковском районе (36,93 руб./кв.м.), в Знаменском районе (36,56 руб./кв.м.) и в п. Нижнеиртышкое Саргатского района (36,84 руб./кв.м.). Минимальную сумму за отопление будут платить жители Калачинского района – 13,87 руб./кв.м., при установленном 100-процентном уровне платежей граждан за коммунальные услуги. Максимальный рост стоимости услуг по теплоснабжению наблюдается в д. Длинное Полтавского района – 62,7%. Такое повышение приведет к превышению предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги, установленного РЭК Омской области для Вольновского сельского поселения на 2007 год. В связи с вышесказанным РЭК готовится предписание органу регулирования муниципального образования с требованиями привести тарифы в соответствие с установленным индексом. Отдельно необходимо акцентировать внимание на ситуации в Омском районе. На территории данного района на 2007 год утверждены дифференцированные нормативы потребления коммунальных услуг в зависимости от этажности и срока ввода в эксплуатацию жилых помещений, а также 100-% уровень платежа граждан за коммунальные услуги. Согласно письму ФСТ России от 08.09.2006 № СН-4251/5 при утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не учитывалось вступление в силу постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил предоставления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в части изменения нормативов потребления коммунальных услуг. В аспекте нормативно-правовой базы нарушения со стороны органов местного самоуправления нет, но Решение органов местного самоуправления о принятии дифференцированных нормативов потребления коммунальных услуг приведет к изменению размера платы граждан за отопление (от снижения на 31,1% до роста на 74,4% в зависимости от условий проживания). С целью соответствия платы граждан за коммунальные услуги утвержденному предельному индексу РЭК Омской области была рассчитана сумма дотации для теплоснабжающих организаций муниципальных районов Омской области. Сумма дотации областного бюджета при условии, что рост тарифов на тепловую энергию для населения в 2007 году не превысит 19% к тарифам 2006 года, составила более 120 миллионов рублей.   Регулирование тарифов на электрическую энергию и тарифов на услуги по ее передаче. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на электрическую энергию на 2007 год для 2-х энергоснабжающих организаций. Установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для 26 предприятий. ОАО «Омская энергосбытовая компания» присвоен статус «Гарантирующий поставщик», определены зоны деятельности предприятия на территории Омской области. В соответствии с требованиями нормативной и методической базы тарифы на электрическую энергию установлены по уровням напряжения. Данный подход обусловлен необходимостью формирования экономически обоснованных тарифов для конкретных групп потребителей, получающих электроэнергию на определенном уровне напряжения. Отнесение потребителя к тому или иному уровню напряжения осуществляется в зависимости от схемы подключения потребителя к сетям энергоснабжающей организации и разграничения балансовой принадлежности. Услуги по передаче энергии дополнительно оплачиваются только теми потребителями, которые непосредственно присоединены к сетям транспортирующей организации. Официально Федеральной службой по тарифам установлены предельные (минимальный и максимальный) тарифы на электрическую энергию для населения, которые являются льготными (для населения Омской области: минимальный - 150 коп/кВтч, максимальный – 153,7 коп/кВтч). С 1 января 2007 года для населения установлены следующие тарифы на электрическую энергию (с учетом НДС): для городского населения – 150 коп/кВтч, для сельского населения – 105 коп/кВтч. Основные факторы, повлиявшие на рост тарифов на электрическую энергию от ОАО «Омская энергосбытовая компания»: увеличение стоимости покупной энергии с оптового рынка; увеличение стоимости услуг по передаче электрической энергии ОАО «АК Омскэнерго»; увеличение средней заработной платы ОАО «Омская энергосбытовая компания» в соответствии с требованиями отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2007-2008 гг.; необходимость индексации прочих сбытовых расходов в соответствии с прогнозом показателей инфляции Минэкономразвития РФ на 2007 год. В соответствии с Методическими указаниями тарифы на электрическую энергию установлены по трём группам потребителей: базовые потребители - потребители с максимальным значением заявленной мощности равным или более 100 МВт и годовым числом часов её использования более 7500. При расчёте тарифов к базовым потребителям отнесено ОАО «РЖД»; население. Аналогично указанной группе произведён расчет тарифов для населенных пунктов, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе; жилищных организаций, потребляющих электроэнергию на технические цели жилых домов; садоводческих товариществ, дачно-строительных, гаражно-строительных и гаражных кооперативов, автостоянок, общежитий, жилых зон при воинских частях и исправительно-трудовых учреждениях, объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи), рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, а также содержащихся за счет прихожан религиозных организаций; прочие потребители (в том числе и бюджетные потребители). Для группы «население» тарифы установлены в двух вариантах: одноставочный тариф; тарифы, дифференцированные по зонам суток (день - ночь). Для населения, проживающего в городах и посёлках городского типа в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и электроплитами, а также для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, тарифы установлены с понижающим коэффициентом 0,7. Для населения по-прежнему разрешено использовать двухтарифный учёт электрической энергии (день - ночь), дополнительных разрешений от РЭК Омской области на его применение не требуется, вопросы выбора типа электросчётчиков и их монтажа необходимо согласовывать с энергоснабжающей организацией. Потребители должны самостоятельно выбрать для проведения расчетов за электрическую энергию один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом ОАО «Омская энергосбытовая компания», не менее чем за месяц до вступления в силу указанных тарифов (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор с указанной организацией). При отсутствии такого уведомления (не внесения соответствующих изменений в договор) расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон. Тарифы, установленные для группы потребителей «население», являются конечными, в них включены тарифы на покупку электрической энергии и тарифы на её передачу по сетям организаций, участвующих в электроснабжении данной группы потребителей. В тарифы для группы «прочие потребители» включены тарифы на покупку электрической энергии, услуги по её передаче по сетям ОАО АК «Омскэнерго». Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям других организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в указанных тарифах не учтены и должны оплачиваться дополнительно потребителями, получающими электрическую энергию через сети указанных сетевых организаций. В процессе регулирования тарифов на электрическую энергию и услуг по ее передаче РЭК Омской области не приняла в необходимую валовую выручку, заявленную энергоснабжающими организациями сумму в размере 3,0 миллиарда рублей. Установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. В соответствии с «Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», утвержденными приказом ФСТ России от 15.02.2005г. № 22-э/5, установлен размер платы по трем предприятиям – ОАО «АК Омскэнерго», МУПЭП «Омскэлектро», ООО «Микрорайон». Эффект регулирования – 216 миллионов рублей.   Регулирование тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на услуги по водоснабжению и по водоотведению на 2007 год для 8 организаций. Тарифы ОАО «Омскводопровод» установлены на 2007 год с ростом 19%. Такой рост обусловлен тем, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для данной организации не пересматривались в течение двух лет. Хочется добавить, что ОАО «Омскоблводопровод» осуществляет транспортировку воды от ОАО «ОмскВодоканал» по магистральному водопроводу «Омск-Розовка» в поселковые сети с. Розовка, п. Иртышский, с. Усть-Заостровка, с. Розовка. Годовая пропускная способность водопроводной сети составляет 2 365 200 м3/год., а присоединенная нагрузка водопотребления – 471190,04 м3/год, т. е. загрузка 19,92%. При существующей загрузке экономически обоснованный тариф составляет 29,95 руб./м3. В настоящее время предприятие неправомерно пользуется тарифом 16,96 руб./м3, установленным для Любино-Иссилькульского группового водопровода. Предполагаемый рост тарифа составит 77%. В перспективе возможно присоединение сетей п. Калинино с расчетной нагрузкой 129036 м3/год, которое приведет к увеличению загрузки до 25,38% и к незначительному снижению тарифа. Но основной проблемой здесь является то, что уже больше года ОАО «Омскоблводопровод» не может подтвердить имущественную принадлежность сетей, а следовательно, не может пользоваться экономически обоснованным тарифом, что приводит предприятие к получению убытков, которые оно не сможет возместить в будущем. Еще одной из насущных проблем является установление тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению РЭК Омской области после того, как в предыдущий период регулирования тарифы организациям коммунального комплекса устанавливали органы регулирования муниципальных образований. Например, в ходе анализа представленных Нижнеиртышским МУП ЖКХ материалов выявлено, что в действующем тарифе принятом районным Советом Саргатского муниципального образования Омской области на 2006 год (на основании экспертного заключения Сибирского регионального центра ценообразования в строительстве) не учтены затраты на покупную воду, тем самым искусственно занижен тариф. Допущенную ошибку ни предприятие Нижнеиртышское МУП ЖКХ, ни МУП «Саргатский водоканал», который осуществляет поставку воды, ни администрация Саргатского муниципального района не обнаружили. В итоге Правление РЭК утвердило экономически обоснованный тариф на водоснабжение для Нижнеиртышского МУП ЖКХ с ростом на 66 %. Хочется обратить внимание органов регулирования на их ответственность за принятые решения, которые иногда могут привести регулируемое предприятия просто к банкротству. В процессе регулирования тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению РЭК Омской области не приняла в необходимую валовую выручку, заявленную организациями коммунального комплекса сумму в размере 299 миллионов рублей.   Регулирование розничных цен на газ. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены розничные цены на природный и сжиженный газ на 2007 год для 2 организаций (ОАО «Омскгоргаз», ОАО «Омскоблгаз»). Основанием для пересмотра розничных цен на сжиженный газ послужил рост оптовых цен на газ и эксплуатационных затрат газоснабжающих организаций на реализацию сжиженного газа населению. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 15.08.2006 № 188-э/5 утверждены и введены в действие оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд: с 1 октября 2006 года 2700 руб. за тонну (действовавшая цена на 01.10.2006 -1350 руб. за тонну, рост в 2 раза); с 1 января 2007 года 3500 руб. за тонну (рост 29,6%). Динамика розничных цен на сжиженный газ: Пересмотр розничных цен на природный газ с 1 января 2007 года обусловлен, прежде всего, прогнозным изменением оптовой цены на газ (15%), а так же изменением тарифов на услуги по транспортировке газа (от 19 до 26,6% в зависимости от транспортировщика) и ставки за снабженческо-сбытовые услуги (6% - ЗАО «Омскрегионгаз»). Рост розничных цен на природный газ, предназначенный для реализации населению г. Омска и Омской области составил 19%. В процессе регулирования цен на природный и сжиженный газ РЭК Омской области не приняла в необходимую валовую выручку, заявленную энергоснабжающими организациями сумму в размере 18,1 миллиона рублей.   Регулирование цен на услуги предприятий ЖКХ. Утверждено правлением РЭК Омской области 66 предельных уровней цен на уголь и дрова, реализуемые населению. Установление предельных уровней обусловлено необходимостью предприятий проводить гибкую тарифную политику в течение года. Рост предельных уровней на 2007 год к действующим тарифам на 2006 год составил: по углю – 10%; по дровам – 8,7%. Установление предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Приказом Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года № 168-э/3 утверждены предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год по Омской области: В соответствии с данными индексами Региональная энергетическая комиссия Омской области установила индексы на 2007 год по муниципальным образованиям Омской области. Предельные индексы роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся только к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением и отчисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов. Предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса соблюден во всех муниципальных образованиях Омской области и в среднем по Омской области составил на уровне 107,9%. В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за жилое помещение включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячие водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). РЭК установила данные предельные индексы исходя из принципа, согласно которому рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов, однако, рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме коммунальных услуг (при неизменных наборе и объемах услуг) не может превышать установленного предельного индекса. Необходимо отметить, что при утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не учитывалось вступление в силу постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил предоставления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в части изменения нормативов потребления коммунальных услуг. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги рассчитаны в сопоставимых условиях, т.е. при неизменных наборе и объемах услуги, и относятся к совокупному изменению платежа граждан. Изменение платежа граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги превысило допустимое значение, предусмотренное предельными индексами, установленными приказом РЭК Омской области от 5 октября 2006 года № 83/28 "Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год" в р.п. Горьковское Горьковского муниципального образования, в р.п. Кормиловка и в Сыропятском с/п Кормиловского муниципального района, в р.п. Муромцево Муромцевского муниципального района, в Лузинском с/п Омского муниципального района, в Вольновском с.п. Полтавского муниципального района, в Шербакульском г.п. и в Екатеринославском с.п. Шербакульского муниципального района. РЭК Омской области направлены предписания в адрес органов регулирования вышеуказанных муниципальных образований с требованием привести размер платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами на 2007 год.   Регулирование тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. Заявление по пересмотру тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом поступило в Региональную энергетическую комиссию от Департамента транспорта г. Омска. Материалы для формирования тарифа представлены в соответствии с Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июня 2003 года № 153. Установлен тариф за разовую поездку в городском пассажирском транспорте в размере 8 рублей, а также предельный тариф на проезд в автобусах малого класса в городском сообщении в размере 10 руб. за разовую поездку. Тарифы на поездку на внутриобластных и межобластных маршрутах в 2007 году останутся без изменения. Эффект регулирования – 2,6 миллиона рублей. Регулирование тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств. Региональной энергетической комиссией Омской области установлены тарифы на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств на 2007 год для 4 организаций. По всем предприятиям тарифы установлены расчетным путем. Это обусловлено тем, что по данному виду деятельности ни на одном предприятии не введен раздельный учет расходов и доходов. Эффект регулирования – 0,3 миллиона рублей.   Регулирование тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам. Тарифы на социальные услуги не пересматривались с 1997 года. Утверждена стоимость набора наиболее востребованных гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. С целью социальной названых категорий граждан стоимость набора наиболее востребованных гарантированных социальных услуг установлена без повышения. Утверждено 12 тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в отделениях дневного (ночного) пребывания государственной системы социальных служб Омской области. Утверждено 93 тарифа на дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системы социальных служб Омской области. Регулирование платы на услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях. Региональной энергетической комиссией Омской области установлена плата на услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях на 2007 год для 4 организаций. По всем предприятиям тарифы установлены расчетным путем. Это обусловлено тем, что по данному виду деятельности ни на одном предприятии не введен раздельный учет расходов и доходов по услугам, оказываемым потребителям. Эффект регулирования 37 миллионов рублей. Общий экономический эффект от государственного регулирования составил 5,7 миллиардов рублей. Сегодня Региональная энергетическая комиссия подводит итоги своей работы в 2006 году и готовится к проведению семинара-обучения для энергоснабжающих организаций и органов регулирования муниципальных образований Омской области по вопросам регулирования тарифов и установления предельных индексов. Ставший уже традиционным семинар-обучение поможет специалистам регулируемых предприятий и представителям органов регулирования муниципальных образований не только грамотно подготовить материалы по расчету тарифов и предельных индексов на 2008 год, но и, анализируя ошибки нынешнего года избежать их повторения в будущем. Начальник отдела информационного обеспечения и экономического анализа, к.э.н. Шеблова О.Н.