Поиск

Любопытные послания нет-нет да и приносит мне электронная почта. Недавно пришло письмо от незнакомого директора школы из крупного города Черноземья. Он уверен в том, что я специалист по сбору народных подписей в защиту образования, и поэтому просит помочь собрать подписи под своим коротким письмом Путину.

В этом письме - требование созвать в ближайшем будущем съезд работников образования и на нем заставить чиновников Минобрнауки, а вместе с ними и всю страну выслушать накипевшую правду от рядовых учителей. Вот же выступил Рошаль на медицинском съезде - и нам так нужно сделать!

Задумка прекрасная, но, во-первых, нет у нас в образовании своего Рошаля, а во-вторых, в образовании столько всего накипело, что как бы не прорвалось чем-то совсем уж неприятным. Чего не скрыть и с чем непонятно что делать.

Симптомы этого накипания в последнее время появляются регулярно. Не улеглись еще страсти по поводу открытого письма о стандартах, а калужские учителя, родители и школьники уже обращаются к Медведеву с новым развернутым открытым письмом. В нем профессионально и юридически грамотно перечислен целый ряд требований к узким местам образовательных реформ. С цифрами, номерами приказов и параграфов законов. А также требованием не пересылать письмо из приемной президента в местное министерство образования, как это принято в практике нашего делопроизводства, а разобраться по существу на самом верху. Реакции пока нет.

Ситуацию не спасают рассчитанные на публику постукивания пальцем по столу в адрес министра Фурсенко. Зимой стучал премьер, предостерегший Минобрнауки от "синдрома исполнителя" при подготовке новых стандартов с их физрой и ОБЖ во главе угла. Весной - президент в связи с нашумевшим приказом N 86 об изменении перечня вступительных экзаменов в вузы. И каждый раз министр публично обещает исправиться. На радость телезрителям и вызывая новую порцию саркастических замечаний в блогах (например, нужно ли держать у образовательного руля эту команду).

В последнее время модно стало говорить о том, что в управление отраслями вместо специалистов пришли грамотные менеджеры. Одни считают, что в этом спасение, другие - что окончательная гибель. Но образованию как-то не повезло: специалисты ушли, а грамотных менеджеров на отрасль не хватило. Да даже и не менеджеров, а просто людей грамотных. Тех, кто может хотя бы просчитать ближайшие последствия принимаемых решений. Хотя бы увидеть их глазами обычных людей.

Обычных - то есть все еще полагающих, что честно работать имеет смысл. Вот фрагмент из одного письма такого человека, которое сегодня принесла все та же электронная почта: "С тех пор как образование стало "услугой", учителей вынуждают быть "чего изволите?": двоек не ставить, детей не нервировать, а самим набирать побольше часов, чтобы побольше зарабатывать. Так называемая высокая "средняя" зарплата - это зарплата за две ставки. "Лишних" - сократить, пенсионеры тормозят модернизацию и не понимают, что такое "УУД" (универсальные учебные действия - новомодный термин из стандартов). Энтузиастов, покупающих за свои деньги учебники и хоть какую-нибудь литературу, сохранивших душу живу, чем-то еще интересующихся, кроме зарабатывания денег, остались единицы. Из-за пресловутого нацпроекта (у нас это 200 тысяч четырем учителям области и еще двадцати - по 50 тысяч из областного бюджета) атмосфера в школах такая, что все готовы друг друга съесть. Иногда хочется зажмуриться и бежать куда глаза глядят... Извините - накипело!"

И тут - накипело. Уже не в Черноземье и Калуге, а в одной из севернорусских областей. А думаете, за Уралом лучше? В Сибири? Или на Юге? Ощущение медленно, но верно происходящей на наших глазах, при нашем (не)участии образовательной катастрофы повсеместно.

Может, и впрямь съезд собрать? Хотя бы пар выпустить. Потому как бесконечно кипеть - оно ведь небезопасно.

P.S. Не успел отправить колонку, как получил очередное письмо - от преподавателя одного из институтов Омска.

"Здравствуйте, Сергей!

Простите, пожалуйста, за беспокойство! Мы с коллегами по вузам затеяли мероприятие, аналогичное Вашему: подготовили открытое письмо президенту, в котором пытаемся обжаловать действия Минобрнауки, указав на некомпетентность чиновников данного ведомства. Мы считаем, что нужно бороться не только за решение конкретных проблем, но и за создание механизма, который позволил бы профессиональному сообществу контролировать деятельность управленцев.

Каждый раз писать открытые письма - точно не выход. Попытка предложить системное решение сделана в нашем письме - ежегодное открытое всероссийское собрание профессорско-преподавательского состава вузов России, которое должно иметь полномочия выносить вотум недоверия министру образования. Учитывая возможности on-line технологий, не будет большой проблемой раз в год собрать в каждом вузе всех преподавателей, заслушать в прямом эфире отчет министра и выставить оценку его работе. Совокупная оценка по всем вузам должна дать ответ на вопрос об удовлетворительности работы министра и его ведомства.

Конечно, это предложение требует проработки, но, мне кажется, сама идея вполне здравая. Чем все это кончится, непонятно, но попытаться стоит, особенно учитывая предвыборную специфику нынешнего года.

Хотелось бы знать Ваше мнение о том, найдет ли эта идея поддержку в среде школьных учителей.

Письмо президенту было отправлено 20.05.2011, надеемся в понедельник-вторник решить вопрос с его размещением в интернете. Сейчас собрано сто подписей в вузах трех городов России, надеемся, что голосование продолжится в Сети.

Буду чрезвычайно признателен за любой совет и поддержку!

С уважением, Курнявко Олег".

http://www.izvestia.ru/comment/article3155446/

Любопытные послания нет-нет да и приносит мне электронная почта. Недавно пришло письмо от незнакомого директора школы из крупного города Черноземья. Он уверен в том, что я специалист по сбору народных подписей в защиту образования, и поэтому просит помочь собрать подписи под своим коротким письмом Путину.

В этом письме - требование созвать в ближайшем будущем съезд работников образования и на нем заставить чиновников Минобрнауки, а вместе с ними и всю страну выслушать накипевшую правду от рядовых учителей. Вот же выступил Рошаль на медицинском съезде - и нам так нужно сделать!

Задумка прекрасная, но, во-первых, нет у нас в образовании своего Рошаля, а во-вторых, в образовании столько всего накипело, что как бы не прорвалось чем-то совсем уж неприятным. Чего не скрыть и с чем непонятно что делать.

Симптомы этого накипания в последнее время появляются регулярно. Не улеглись еще страсти по поводу открытого письма о стандартах, а калужские учителя, родители и школьники уже обращаются к Медведеву с новым развернутым открытым письмом. В нем профессионально и юридически грамотно перечислен целый ряд требований к узким местам образовательных реформ. С цифрами, номерами приказов и параграфов законов. А также требованием не пересылать письмо из приемной президента в местное министерство образования, как это принято в практике нашего делопроизводства, а разобраться по существу на самом верху. Реакции пока нет.

Ситуацию не спасают рассчитанные на публику постукивания пальцем по столу в адрес министра Фурсенко. Зимой стучал премьер, предостерегший Минобрнауки от "синдрома исполнителя" при подготовке новых стандартов с их физрой и ОБЖ во главе угла. Весной - президент в связи с нашумевшим приказом N 86 об изменении перечня вступительных экзаменов в вузы. И каждый раз министр публично обещает исправиться. На радость телезрителям и вызывая новую порцию саркастических замечаний в блогах (например, нужно ли держать у образовательного руля эту команду).

В последнее время модно стало говорить о том, что в управление отраслями вместо специалистов пришли грамотные менеджеры. Одни считают, что в этом спасение, другие - что окончательная гибель. Но образованию как-то не повезло: специалисты ушли, а грамотных менеджеров на отрасль не хватило. Да даже и не менеджеров, а просто людей грамотных. Тех, кто может хотя бы просчитать ближайшие последствия принимаемых решений. Хотя бы увидеть их глазами обычных людей.

Обычных - то есть все еще полагающих, что честно работать имеет смысл. Вот фрагмент из одного письма такого человека, которое сегодня принесла все та же электронная почта: "С тех пор как образование стало "услугой", учителей вынуждают быть "чего изволите?": двоек не ставить, детей не нервировать, а самим набирать побольше часов, чтобы побольше зарабатывать. Так называемая высокая "средняя" зарплата - это зарплата за две ставки. "Лишних" - сократить, пенсионеры тормозят модернизацию и не понимают, что такое "УУД" (универсальные учебные действия - новомодный термин из стандартов). Энтузиастов, покупающих за свои деньги учебники и хоть какую-нибудь литературу, сохранивших душу живу, чем-то еще интересующихся, кроме зарабатывания денег, остались единицы. Из-за пресловутого нацпроекта (у нас это 200 тысяч четырем учителям области и еще двадцати - по 50 тысяч из областного бюджета) атмосфера в школах такая, что все готовы друг друга съесть. Иногда хочется зажмуриться и бежать куда глаза глядят... Извините - накипело!"

И тут - накипело. Уже не в Черноземье и Калуге, а в одной из севернорусских областей. А думаете, за Уралом лучше? В Сибири? Или на Юге? Ощущение медленно, но верно происходящей на наших глазах, при нашем (не)участии образовательной катастрофы повсеместно.

Может, и впрямь съезд собрать? Хотя бы пар выпустить. Потому как бесконечно кипеть - оно ведь небезопасно.

P.S. Не успел отправить колонку, как получил очередное письмо - от преподавателя одного из институтов Омска.

"Здравствуйте, Сергей!

Простите, пожалуйста, за беспокойство! Мы с коллегами по вузам затеяли мероприятие, аналогичное Вашему: подготовили открытое письмо президенту, в котором пытаемся обжаловать действия Минобрнауки, указав на некомпетентность чиновников данного ведомства. Мы считаем, что нужно бороться не только за решение конкретных проблем, но и за создание механизма, который позволил бы профессиональному сообществу контролировать деятельность управленцев.

Каждый раз писать открытые письма - точно не выход. Попытка предложить системное решение сделана в нашем письме - ежегодное открытое всероссийское собрание профессорско-преподавательского состава вузов России, которое должно иметь полномочия выносить вотум недоверия министру образования. Учитывая возможности on-line технологий, не будет большой проблемой раз в год собрать в каждом вузе всех преподавателей, заслушать в прямом эфире отчет министра и выставить оценку его работе. Совокупная оценка по всем вузам должна дать ответ на вопрос об удовлетворительности работы министра и его ведомства.

Конечно, это предложение требует проработки, но, мне кажется, сама идея вполне здравая. Чем все это кончится, непонятно, но попытаться стоит, особенно учитывая предвыборную специфику нынешнего года.

Хотелось бы знать Ваше мнение о том, найдет ли эта идея поддержку в среде школьных учителей.

Письмо президенту было отправлено 20.05.2011, надеемся в понедельник-вторник решить вопрос с его размещением в интернете. Сейчас собрано сто подписей в вузах трех городов России, надеемся, что голосование продолжится в Сети.

Буду чрезвычайно признателен за любой совет и поддержку!

С уважением, Курнявко Олег".

http://www.izvestia.ru/comment/article3155446/