Поиск

Слава этой деревни связана с неистребимой тягой современного человека к светлому и святому.

Не имеет значения, сколько раз вы побывали в Окунево - один раз или десять, вас все равно будет сюда тянуть снова и снова. В этом и заключается самая большая загадка, ведь в Окунево на первый взгляд нет ничего притягательного.

С мечтой о просветлении

 

Окунево - внешне обычная сибирская деревня с горластыми ребятишками и любопытными, острыми на язык женщинами. Девять из каждых десяти домов - типовые русские пятистенки и избы. Правда, одна короткая улочка выделяется, она состоит из двухквартирных кирпичных коттеджей - в восьмидесятых сюда переселились татары из соседней деревни Юрты.

И все же начиная с мая деревню по наплыву туристов можно вполне сравнивать с Сочи. Но туристы в Окунево особые. Большинство из них едут не поглазеть на достопримечательности, а мечтают получить просветление, приобщиться к высшей истине. Это самая выдающаяся категория туризма - духовный.

Притягательность Окунево, может быть, единственного в мире из мест массового паломничества, связана не с проживанием здесь какого-нибудь святого или нахождением известного в веках храма. В Окунево едут ради самого Окунево, вернее - ради небольшого пятачка освященной представителями разных конфессий земли. Она лежит в полутора-двух километрах от деревни на Татарском увале - левом крутом берегу реки Тары. Впрочем, так было лет десять назад. Сейчас уже все окрестности деревни и в придачу к ним несколько отдаленных озер, таких как Линево, Данилово, Шайтан-озеро, считаются единой зоной проявления самых разнообразных чудес и аномальных явлений.

 

У истоков славы

 

А начало особой известности Окунево было положено относительно недавно - в 1992 году. В том году в деревню приехала Расма, дама литовской национальности и поклонница культа Бабаджи, известного индийского святого. Освятила небольшой кусочек Татарского увала, объявив его местом, где скрыт храм царя обезьян Ханумана (позже этот участок получит название пупа Земли, а еще позже будет переименован в Энергетический центр). Купила домик. Стала проводить чудные для местного населения бого­служения. Так появился первый и единственный до сих пор в России ашрам, или обитель, говоря понятным языком, Бабаджи.

Местный люд, еще не успевший отойти от влияния общего в советское время атеизма, потянулся к Расме. Больше других - дети. Хозяйка дома угощала их конфетами. Но активнее детей к Расме потянулись местные журналисты. В других регионах России летали НЛО, аномальные явления случались едва ли не каждый день, а Омская область оставалась вне пределов чудес и мистики. А тут с гипотезой о грядущем апокалипсисе, спасением от которого станет явление храма Ханумана и последующее (с Окунево!) возрождение человечества, прибывает Расма.

Но чем больше в Окунево со всех сторон ехало желающих приобщиться к идеям Бабаджи в изложении Расмы, тем реже в ее небольшом домике появлялись местные жители. В конце концов Расма, создав прочную общину бабаджистов, уехала из Сибири, а среди ее последователей из местных жителей остался всего один - молодой, с грустными глазами, мужик Сергей. Все остальные окуневцы вернулись к родовым религиозным истокам: русские - в православие, татары - в ислам.

Но для славы Окунево это обстоятельство уже не играло никакой роли. Статьи в газетах, асфальтированная дорога и тысячи паломников каждый летний сезон сделали свое дело. Летом население деревни возрастает в несколько раз. Но беспокойства от приезжих, по словам 61-летнего Петра Никитина, нет: «Они же верующие люди. Спокойные и тихие».

Окунево стало своеобразным зачатком золотого века, в котором люди всех национальностей и вероисповеданий живут в мире и согласии. Сегодня здесь имеют свои представительства около десятка конфессий: православные, мусульмане, старообрядцы, бабаджисты, кришнаиты, язычники, эзотерики и так далее. Представительства создаются просто. Члены той или иной общины покупают в деревне дом, в который приезжают для проведения праздников. Кстати, дома в деревне стоят дорого. От пятисот тысяч до двух с половиной миллионов рублей.

Доброта окупается

 

В зимние будни в Окунево малолюдно. Народ сюда едет летом. И чаще других - православные. Хотя, в отличие от остальных, не только летом. Они и зимой едут к поставленному на Татарском увале небольшому храму, который постепенно обретает славу чудотворного.

- В ночь на Рождество к нашей часовенке собирается множество народа, - рассказывала мне Тамара, окуневская женщина средних лет, у которой я остановился на постой. - Считается, что в ней лучше всего молиться в Рождественскую ночь. Небо над ней раскрывается. Ради того, чтоб помолиться здесь, откуда только люди к нам не приезжают! Знаете, как красиво: ночь, снег, звезды - и вереницы людей на дороге среди леса.

 

Мне уже приходилось слышать, что молитвы, прочитанные в часовенке, хорошо помогают, особенно при лечении заикания детей. В том есть своя логика. Такого количества разноязычной речи вряд ли в каком другом месте нашей области услышишь. И если ты веришь в силу молитвы, то где еще лечить заикание, как не здесь. Собственно, историй о целебной силе здешних мест вам в Окунево расскажут сотни. Только слушай.

Но почему, спрашивается, именно на долю Окунево выпала особая судьба? В России конца прошлого века мест с подобной славой гремело множество. И той славы у них не осталось, а у Окунево умножилась. Для объяснения феномена лучше всего сослаться бы на особую энергетику или на кристалл знаний, хранящийся в глубинах местной почвы. Однако я думаю иначе. Окунево сохранило свою притягательность благодаря человеческому фактору - гостеприимству и миролюбию, свойственным жителям небольших деревенек. И доброта окупилась. Она стала приносить ощутимый материальный доход. Приезжие покупают молоко, масло, овощи, снимают квартиры. И если окуневцы кого и недолюбливают, то владельцев местной гостиницы.

- Берут дорого. Жалко людей.

 

Дорого или нет обходится гостиница, пусть каждый судит сам. Место в четырех- или двухместном номере зимой стоит 800 (туалет теплый), а летом, в пик сезона, - 1500 рублей. При этом мне обещали трехразовое питание, правда, без мяса, и баню ежедневно.

Если учесть, что летом на Татарском увале для приезжих открывается платный палаточный городок, где разрешается ставить и машину, то выбор у туристов есть.

Но ехать в Окунево с ожиданием увидеть рай земной, пожалуй, не стоит. Здесь собираются разные люди. Много туристов по призванию, для которых главное - отметиться в известном месте. Встречаются и тихие снаружи, но буйные внутри шизофреники, противостоящие силой собственной мысли воинам дьявола или черного космоса. Больше всего здесь все же искренне верующих, но их же меньше всего и заметно. Они свое время проводят в церковных службах и молитвах.

Виктор Гоношилов

Фото автора

Слава этой деревни связана с неистребимой тягой современного человека к светлому и святому.

Не имеет значения, сколько раз вы побывали в Окунево - один раз или десять, вас все равно будет сюда тянуть снова и снова. В этом и заключается самая большая загадка, ведь в Окунево на первый взгляд нет ничего притягательного.

С мечтой о просветлении

 

Окунево - внешне обычная сибирская деревня с горластыми ребятишками и любопытными, острыми на язык женщинами. Девять из каждых десяти домов - типовые русские пятистенки и избы. Правда, одна короткая улочка выделяется, она состоит из двухквартирных кирпичных коттеджей - в восьмидесятых сюда переселились татары из соседней деревни Юрты.

И все же начиная с мая деревню по наплыву туристов можно вполне сравнивать с Сочи. Но туристы в Окунево особые. Большинство из них едут не поглазеть на достопримечательности, а мечтают получить просветление, приобщиться к высшей истине. Это самая выдающаяся категория туризма - духовный.

Притягательность Окунево, может быть, единственного в мире из мест массового паломничества, связана не с проживанием здесь какого-нибудь святого или нахождением известного в веках храма. В Окунево едут ради самого Окунево, вернее - ради небольшого пятачка освященной представителями разных конфессий земли. Она лежит в полутора-двух километрах от деревни на Татарском увале - левом крутом берегу реки Тары. Впрочем, так было лет десять назад. Сейчас уже все окрестности деревни и в придачу к ним несколько отдаленных озер, таких как Линево, Данилово, Шайтан-озеро, считаются единой зоной проявления самых разнообразных чудес и аномальных явлений.

 

У истоков славы

 

А начало особой известности Окунево было положено относительно недавно - в 1992 году. В том году в деревню приехала Расма, дама литовской национальности и поклонница культа Бабаджи, известного индийского святого. Освятила небольшой кусочек Татарского увала, объявив его местом, где скрыт храм царя обезьян Ханумана (позже этот участок получит название пупа Земли, а еще позже будет переименован в Энергетический центр). Купила домик. Стала проводить чудные для местного населения бого­служения. Так появился первый и единственный до сих пор в России ашрам, или обитель, говоря понятным языком, Бабаджи.

Местный люд, еще не успевший отойти от влияния общего в советское время атеизма, потянулся к Расме. Больше других - дети. Хозяйка дома угощала их конфетами. Но активнее детей к Расме потянулись местные журналисты. В других регионах России летали НЛО, аномальные явления случались едва ли не каждый день, а Омская область оставалась вне пределов чудес и мистики. А тут с гипотезой о грядущем апокалипсисе, спасением от которого станет явление храма Ханумана и последующее (с Окунево!) возрождение человечества, прибывает Расма.

Но чем больше в Окунево со всех сторон ехало желающих приобщиться к идеям Бабаджи в изложении Расмы, тем реже в ее небольшом домике появлялись местные жители. В конце концов Расма, создав прочную общину бабаджистов, уехала из Сибири, а среди ее последователей из местных жителей остался всего один - молодой, с грустными глазами, мужик Сергей. Все остальные окуневцы вернулись к родовым религиозным истокам: русские - в православие, татары - в ислам.

Но для славы Окунево это обстоятельство уже не играло никакой роли. Статьи в газетах, асфальтированная дорога и тысячи паломников каждый летний сезон сделали свое дело. Летом население деревни возрастает в несколько раз. Но беспокойства от приезжих, по словам 61-летнего Петра Никитина, нет: «Они же верующие люди. Спокойные и тихие».

Окунево стало своеобразным зачатком золотого века, в котором люди всех национальностей и вероисповеданий живут в мире и согласии. Сегодня здесь имеют свои представительства около десятка конфессий: православные, мусульмане, старообрядцы, бабаджисты, кришнаиты, язычники, эзотерики и так далее. Представительства создаются просто. Члены той или иной общины покупают в деревне дом, в который приезжают для проведения праздников. Кстати, дома в деревне стоят дорого. От пятисот тысяч до двух с половиной миллионов рублей.

Доброта окупается

 

В зимние будни в Окунево малолюдно. Народ сюда едет летом. И чаще других - православные. Хотя, в отличие от остальных, не только летом. Они и зимой едут к поставленному на Татарском увале небольшому храму, который постепенно обретает славу чудотворного.

- В ночь на Рождество к нашей часовенке собирается множество народа, - рассказывала мне Тамара, окуневская женщина средних лет, у которой я остановился на постой. - Считается, что в ней лучше всего молиться в Рождественскую ночь. Небо над ней раскрывается. Ради того, чтоб помолиться здесь, откуда только люди к нам не приезжают! Знаете, как красиво: ночь, снег, звезды - и вереницы людей на дороге среди леса.

 

Мне уже приходилось слышать, что молитвы, прочитанные в часовенке, хорошо помогают, особенно при лечении заикания детей. В том есть своя логика. Такого количества разноязычной речи вряд ли в каком другом месте нашей области услышишь. И если ты веришь в силу молитвы, то где еще лечить заикание, как не здесь. Собственно, историй о целебной силе здешних мест вам в Окунево расскажут сотни. Только слушай.

Но почему, спрашивается, именно на долю Окунево выпала особая судьба? В России конца прошлого века мест с подобной славой гремело множество. И той славы у них не осталось, а у Окунево умножилась. Для объяснения феномена лучше всего сослаться бы на особую энергетику или на кристалл знаний, хранящийся в глубинах местной почвы. Однако я думаю иначе. Окунево сохранило свою притягательность благодаря человеческому фактору - гостеприимству и миролюбию, свойственным жителям небольших деревенек. И доброта окупилась. Она стала приносить ощутимый материальный доход. Приезжие покупают молоко, масло, овощи, снимают квартиры. И если окуневцы кого и недолюбливают, то владельцев местной гостиницы.

- Берут дорого. Жалко людей.

 

Дорого или нет обходится гостиница, пусть каждый судит сам. Место в четырех- или двухместном номере зимой стоит 800 (туалет теплый), а летом, в пик сезона, - 1500 рублей. При этом мне обещали трехразовое питание, правда, без мяса, и баню ежедневно.

Если учесть, что летом на Татарском увале для приезжих открывается платный палаточный городок, где разрешается ставить и машину, то выбор у туристов есть.

Но ехать в Окунево с ожиданием увидеть рай земной, пожалуй, не стоит. Здесь собираются разные люди. Много туристов по призванию, для которых главное - отметиться в известном месте. Встречаются и тихие снаружи, но буйные внутри шизофреники, противостоящие силой собственной мысли воинам дьявола или черного космоса. Больше всего здесь все же искренне верующих, но их же меньше всего и заметно. Они свое время проводят в церковных службах и молитвах.

Виктор Гоношилов

Фото автора