Поиск

Самый старый христианский храм нашей области находится в древнейшем городе Сибири.

В современной России множество публичных зданий возведено по «корабельному» типу. То есть, по задумке архитекторов, они должны напоминать плывущие по морю корабли. В Омске это речной вокзал и библиотека имени Пушкина. По тому же корабельному типу, оказывается, построено и здание самого старинного православного храма Омской области - Спасского кафедрального собора в Таре.

Два храма в одном

На первый взгляд кажется, что создатели Спасского храма были настолько прогрессивными людьми, что сумели опередить свое время на два с половиной века. Но так только кажется. На самом же деле это современные архитекторы в своем творчестве используют давние традиции национального зодчества, потому что корабельный тип - традиционный русский стиль православного строительства, имеющий тысячелетнюю историю.

С первых лет крещения Руси славянам, прибрежным жителям лесных рек и озер сразу же пришлась по душе притча о ковчеге, на котором во время всемирного потопа добрый старец Ной спасал от гибели животных. Православные храмы, или божьи дома, где во время искренней молитвы спасается душа человека, стали аналогом спасительного ковчега. Поэтому значительная их часть и строилась по корабельному типу. С той же спасительной версией согласуется и расположение церквей - всегда по линии с запада на восток. От ночной губительной тьмы в сторону восхода животворящего солнца.

Спасский кафедральный собор интересен как стилем архитектуры, так и внутренней, не всем открытой загадкой. Здание одно, а храма в нем два. Один, Спасский, по названию которого именуется весь собор, находится на первом этаже, другой - летний храм, без отопления - имени святого Ильи, занимает второй этаж. В Ильинском храме службы пока не ведутся, там развернуты большие реставрационные работы. После их окончания храм с яркими настенными росписями и иконостасом около десяти метров высотой станет одним из самых оригинальных и красивейших в Сибири.

Образец для подражания

Сложная конструкция и большая высота собора - его колокольня взметнулась на 40 метров в небеса - и стали причиной долгого строительства храма, которое растянулось на 23 года: заложили Спасскую церковь в 1753 году, а завершили в 1776-м. Однако величина и сложность, пожалуй, не единственные причины, по которым церковь долго строилась.

Спасский храм стал первой испытательной площадкой нового для Тары строительного материала - кирпича. Вообще мастеров кирпичного дела в середине XVIII века в Сибири вряд ли было много. В 1714 году Петр I, стараясь как можно быстрее обустроить заложенный в 1703 году Санкт-Петербург, запретил каменное строительство во всей империи, кроме новой столицы. Он туда свез всех российских каменщиков. Запрет продержался до 1741 года. Понятно, что возрождение кирпичного дела, особенно на окраинах державы, протекало не быстро. Поэтому строительство Спасской церкви в Таре, заложенной всего через 12 лет после снятия петровского запрета на каменное строительство, сталкивалось с огромным числом трудностей, включая быстрый рост стоимости кирпича. Его цена за 20 лет, с 1752 года по 1775-й, выросла вдвое. Каменное строительство развивалось бурно, и главного стройматериала, естественно, не хватало.

Спасский храм строился долго, но его возведение все же нельзя представлять в виде банального долгостроя. Впервые свои двери для прихожан он распахнул 10 августа 1765 года, когда во имя Нерукотворного Спаса - первой чудотворной иконы в истории христианства - был освящен храм первого этажа. В 1776 году, который считается годом завершения строительства, во имя святого пророка Ильи освящается летний храм, расположенный на втором этаже.

В Таре после завершения строительства Спасской церкви в короткий срок вырастет еще шесть каменных храмов: пять православных и мечеть. Среди новостроек появятся и более внушительные по размерам, чем Спасская церковь. Но их возведение, по большому счету, станет тиражированием опыта, отработанного на первом каменном тарском храме. Начнут тарчане строить и каменные жилые дома. Легко, всего за два года (1794-1796) будут построены внушительные кирпичные хоромы купца И. Ф. Нерпина, где сейчас размещается медицинский колледж.

От сумрака к свету

В судьбе же Спасской церкви крупные изменения произошли в 20-30-х годах прошлого столетия. Священника расстреляли, храм, как и все храмы Тары, местные власти закрыли. На счастье омичей, а то у нас не осталось бы старейшего храма и первого каменного здания в истории области, у бывшего церковного старосты Спасской церкви были найдены старинные тексты. Тогда у кого-то из краеведов возникла мысль основать музей в одной из закрытых тарских церквей. И здесь опять вмешалась случайность. Пока краеведы, присмотревшие для музея совершенно другой из закрытых храмов, просили его помещение для своих нужд, - здание приговорили к сносу. Из всех возможных претендентов для музея осталась только Спасская церковь.

В 1936 году в бывшей церкви разместились музей и архив, затем - клуб, спортивная школа, после - снова музей, правда, с картинной галереей на пару.

Автор этих строк не может сказать, как церковь смотрелась в качестве спортивной школы, но как музей - неважно. Узкие окна давали мало света. Полумрак, неуютно. Второй раз в него заходить не хотелось. А ведь это был единственный музей на несколько северных омских районов.

30 марта 1990 года здание было передано Омско-Тарской епархии. И храм ожил. Хотя его окна остаются теми же, узкими, внутри сейчас светло и ярко. А главный, в тонну весом, колокол Спасского собора ежедневно напоминает тарчанам, что вера православная с нами. Навсегда.

Виктор Гоношилов

Фото автора

Самый старый христианский храм нашей области находится в древнейшем городе Сибири.

В современной России множество публичных зданий возведено по «корабельному» типу. То есть, по задумке архитекторов, они должны напоминать плывущие по морю корабли. В Омске это речной вокзал и библиотека имени Пушкина. По тому же корабельному типу, оказывается, построено и здание самого старинного православного храма Омской области - Спасского кафедрального собора в Таре.

Два храма в одном

На первый взгляд кажется, что создатели Спасского храма были настолько прогрессивными людьми, что сумели опередить свое время на два с половиной века. Но так только кажется. На самом же деле это современные архитекторы в своем творчестве используют давние традиции национального зодчества, потому что корабельный тип - традиционный русский стиль православного строительства, имеющий тысячелетнюю историю.

С первых лет крещения Руси славянам, прибрежным жителям лесных рек и озер сразу же пришлась по душе притча о ковчеге, на котором во время всемирного потопа добрый старец Ной спасал от гибели животных. Православные храмы, или божьи дома, где во время искренней молитвы спасается душа человека, стали аналогом спасительного ковчега. Поэтому значительная их часть и строилась по корабельному типу. С той же спасительной версией согласуется и расположение церквей - всегда по линии с запада на восток. От ночной губительной тьмы в сторону восхода животворящего солнца.

Спасский кафедральный собор интересен как стилем архитектуры, так и внутренней, не всем открытой загадкой. Здание одно, а храма в нем два. Один, Спасский, по названию которого именуется весь собор, находится на первом этаже, другой - летний храм, без отопления - имени святого Ильи, занимает второй этаж. В Ильинском храме службы пока не ведутся, там развернуты большие реставрационные работы. После их окончания храм с яркими настенными росписями и иконостасом около десяти метров высотой станет одним из самых оригинальных и красивейших в Сибири.

Образец для подражания

Сложная конструкция и большая высота собора - его колокольня взметнулась на 40 метров в небеса - и стали причиной долгого строительства храма, которое растянулось на 23 года: заложили Спасскую церковь в 1753 году, а завершили в 1776-м. Однако величина и сложность, пожалуй, не единственные причины, по которым церковь долго строилась.

Спасский храм стал первой испытательной площадкой нового для Тары строительного материала - кирпича. Вообще мастеров кирпичного дела в середине XVIII века в Сибири вряд ли было много. В 1714 году Петр I, стараясь как можно быстрее обустроить заложенный в 1703 году Санкт-Петербург, запретил каменное строительство во всей империи, кроме новой столицы. Он туда свез всех российских каменщиков. Запрет продержался до 1741 года. Понятно, что возрождение кирпичного дела, особенно на окраинах державы, протекало не быстро. Поэтому строительство Спасской церкви в Таре, заложенной всего через 12 лет после снятия петровского запрета на каменное строительство, сталкивалось с огромным числом трудностей, включая быстрый рост стоимости кирпича. Его цена за 20 лет, с 1752 года по 1775-й, выросла вдвое. Каменное строительство развивалось бурно, и главного стройматериала, естественно, не хватало.

Спасский храм строился долго, но его возведение все же нельзя представлять в виде банального долгостроя. Впервые свои двери для прихожан он распахнул 10 августа 1765 года, когда во имя Нерукотворного Спаса - первой чудотворной иконы в истории христианства - был освящен храм первого этажа. В 1776 году, который считается годом завершения строительства, во имя святого пророка Ильи освящается летний храм, расположенный на втором этаже.

В Таре после завершения строительства Спасской церкви в короткий срок вырастет еще шесть каменных храмов: пять православных и мечеть. Среди новостроек появятся и более внушительные по размерам, чем Спасская церковь. Но их возведение, по большому счету, станет тиражированием опыта, отработанного на первом каменном тарском храме. Начнут тарчане строить и каменные жилые дома. Легко, всего за два года (1794-1796) будут построены внушительные кирпичные хоромы купца И. Ф. Нерпина, где сейчас размещается медицинский колледж.

От сумрака к свету

В судьбе же Спасской церкви крупные изменения произошли в 20-30-х годах прошлого столетия. Священника расстреляли, храм, как и все храмы Тары, местные власти закрыли. На счастье омичей, а то у нас не осталось бы старейшего храма и первого каменного здания в истории области, у бывшего церковного старосты Спасской церкви были найдены старинные тексты. Тогда у кого-то из краеведов возникла мысль основать музей в одной из закрытых тарских церквей. И здесь опять вмешалась случайность. Пока краеведы, присмотревшие для музея совершенно другой из закрытых храмов, просили его помещение для своих нужд, - здание приговорили к сносу. Из всех возможных претендентов для музея осталась только Спасская церковь.

В 1936 году в бывшей церкви разместились музей и архив, затем - клуб, спортивная школа, после - снова музей, правда, с картинной галереей на пару.

Автор этих строк не может сказать, как церковь смотрелась в качестве спортивной школы, но как музей - неважно. Узкие окна давали мало света. Полумрак, неуютно. Второй раз в него заходить не хотелось. А ведь это был единственный музей на несколько северных омских районов.

30 марта 1990 года здание было передано Омско-Тарской епархии. И храм ожил. Хотя его окна остаются теми же, узкими, внутри сейчас светло и ярко. А главный, в тонну весом, колокол Спасского собора ежедневно напоминает тарчанам, что вера православная с нами. Навсегда.

Виктор Гоношилов

Фото автора