на правах рекламы
07:32
+8 $ 64.37 +0.14
70.93 +0.2

Вперед к успеху

от 11.03.11 в 10:58 версия для печати
Вперед к успеху

Вести ребенка к успеху обязан каждый педагог. Сегодня эта миссия возложена, ко всему прочему, еще на одних специалистов - тьюторов. Это английское слово переводится как домашний учитель, наставник, репетитор, опекун. В каких образовательных учреждениях Прииртышья уже появились новые штатные единицы и как работают омские тьюторы - в нашем материале.

 

Как победить в себе педагога?

 

Заботиться, опекать, защищать и наставлять прекрасно умеют все педагоги и родители. Взрослые делают это по собственной инициативе, ни о чем не спрашивая ребенка. А если инициатива исходит от него самого, когда он четко понимает, что ему необходимо, чем он хочет заниматься? Разумеется, нужно поддержать его и помочь двигаться в направлении,к которому он стремится, не пытаясь переориентировать. Но по силам это не каждому. А вот тьютор справится с такой задачей. По мнению ученых, тьюторство - это высшая Форма взаимодействия ребенка и взрослого. Когда наставник движется где-то на полшага сзади, а на первый план выходят стремления и желания воспитанника. "

 

- Чтобы быть тьютором, необходимо победить в себе педагога. Но сделать это очень сложно, - рассуждает руководитель ресурсного центра Омского автотранспортного колледжа Инна Сидоренко. - Ведь педагог всегда знает, как нужно поступить, учит, как жить, и пытается детей переориентировать. Например, школьник хочет научиться петь, чтобы выступать на большой сцене. «Зачем тебе петь? Ты же математику знаешь хорошо?» - так скажет педагог, и все желания ребенка будут загублены на корню. А тьютор этого никогда не сделает. Он всегда готов помочь школьнику. При этом тьютора совершенно не будет волновать, обладает ли ребенок необходимыми навыками, способностями для данной деятельности. Например, слухом, голосом. Тьютор должен обладать способностью расти, самосовершенствоваться, большим уровнем знаний и компетенций, чем обычный учитель.

 

Первые тьюторы появились в Англии в XV веке. В нашей стране это направление только-только начинает фор- мироваться. На тьюторов практически нигде не учат, специалисты эти на вес золота. В 2009 году в квалификационный справочник работников образования впервые включили должность тьютора. Освоить технологию тью- торского сопровождения в Омске педагогам помогает городское методическое сообщество. Руководит специальным модульным курсом Инна Сидоренко.

 

- Лицей № 25, где я раньше работала, сотрудничаете Домом творчества Октябрьского округа. Пытаясь расширить образовательные возможности школьников, педагоги разработали проект «Интеграция основного и дополнительного образования: создание единого образовательного пространства», - объясняет она. - Выбор кружков и секций очень большой. За свою школьную жизнь ребята многое перепробуют, а остановиться на чем-то одном порой не могут. Так собственно и возникла необходимость в тьюторах.

 

Желание ребенка - закон

 

В 2007 году проект «Тью- торское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов в средней и старшей школе» омичи представили экспертам в Российскую академию образования. В течение следующего учебного года в 25-м лицее проходила его практическая апробация. С этого момента здесь, собственно, и появились первые в Омском регионе тьюторы.

 

Сегодня их в лицее трое. Каждый из них работает в определенном предметном направлении  с учетом возрастных особенностей ребятишек. Со школьниками 5-6-х классов, которые хотят попробовать все и сразу, занимается тьютор дополнительного образования. Ребята постарше, из 7-8-х классов, для которых становятся приоритетным достижения в учебе и исследовательской деятельности, могут обратиться к тьютору проектной работы. У старшеклассников на первый план выходит их будущая профессия. Поэтому сопровождением этих ребят занимается тьютор профильного обучения.

 

- В сентябре мы проводим родительское собрание, рассказываем о том, что можем предложить детям, - говорит Оксана Ба- сенко, тьютор дополнительного образования лицея № 25. - У каждого тьютора формируется группа примерно из 12-30 школьников. Работа проходит в форме индивидуальных или групповых консультаций в зависимости от желания ребенка. Цели, которые ставят перед собой дети, абсолютно разные; У кого-то они четко и ясно сформированы. Например, научиться рисовать. У кого-то уже имеется определенный багаж знаний и умений, когда школьник уже прошел через многие кружки и объединения и хочет освоить что-то еще. И такому ребенку необходимо подобрать новый путь развития. Когда цель поставлена, мы обсуждаем, какими способами ее достигнуть, обсуждаем промежуточные результаты - что получается, что не получается.

 

Появляются они, как правило, к весне. Ребятишки готовятся к конкурсам, фестивалям, защите проектов. Если образовательный маршрут реализован успешно, ребенок достиг поставленной цели, то необходимость тьюторского сопровождения в дальнейшем отпадает. Если школьник продолжает искать свое место под солнцем, то и на следующий учебный год он может вновь обратиться к своему старшему наставнику за поддержкой.

 

- Если ученик хочет заниматься вокалом, то сначала я рассказываю о всех направлениях, которые здесь существуют, затем предоставляю полную информацию о кружках и студиях, - рассказывает Оксана Павловна. - Мне это делать совсем несложно. Как педагог дополнительного образования я в курсе всех веяний, которые происходят в этой сфере. Тесно сотрудничаю со всеми Домами творчества, общаюсь с педагогами, своими коллегами, которые там работают. Однажды ко мне пришел семиклассник, который решил заняться керлингом. В литературе он вычитал, что этот вид спорта делает тело очень гибким. Вместе с учеником мы долго искали, где же в Омске есть секция кер- линга. А когда информацию о ней нашли, то оказалось, что в нее принимают только взрослых. Тогда я посоветовала школьнику сравнить керлинг с другими видами спорта и выбрать наиболее подходящий. Он выбрал фехтование и остался доволен.

 

Лоови мгновение

 

Хорошо, когда творческие способности ребенка выявили родители. Тогда тьюторами для него они станут сами. Тем не менее и в школе, и в Доме творчества, как уверяют специалисты, тьюторы будут очень востребованными, и такие штатные единицы необходимы. Тем более что в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который сейчас дорабатывается после общественного обсуждения, особое внимание уделено дополнительному образованию и созданию условий для развития одаренных детей.

 

- Прогресс развивается семимильными шагами, все меняется с невероятной скоростью, люди многое не успевают. И временем очень дорожат, - размышляет Инна Сидоренко.

 

Педагог сейчас постоянно очень торопится. Если сегодня к нему этот школьник не пришел, то ждать его он не будет и возьмет другого. Ведь учителю нужно набрать определенную нагрузку. А ребенок не сможет перепробовать разные виды деятельности один кружок, второй третий, как это было раньше. Пока он мечется, не может себя найти, время уходит. Поэтому и нужен консультант, который подскажет, расскажет, поможет самореализоваться, но при этом не будет навязывать свое мнение и давить авторитетом.

 

Анастасия ИГОЛКИНА

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх