на правах рекламы
04:41
+2 $ 66.99 +1.38
73.72 +2.08

Войны у клавиатуры

от 10.03.11 в 17:08 версия для печати
Войны у клавиатуры

Современная молодежь все чаще предпочитает изучать историю России по компьютерным играм, а не по учебникам.

 

ИГРА ВМЕСТО КНИГИ

 

Не так давно один из студентов Омского университета с треском провалил экзамен по истории Великой Отечественной войны. Мы бы не обратили внимание на это в общем-то заурядное событие, если бы не одно важное обстоятельство. Учащийся заявил, что не прочитал ни одного пособия и пропустил большую часть лекций. Что ж, и такое в университетских стенах бывает. Но вот что удивительно: юноша убеждал преподавателя, что неплохо знает ход Второй мировой войны по компьютерным играм, основанным на реальных исторических фактах. Мол, там все по полочкам разложено - и книжки читать не надо. Поскольку экзаменатор тоже оказался поклонником виртуальных баталий, разговор завязался. Правда, знаний, которые студент почерпнул с экрана монитора, не хватило даже на тройку.

 

По статистике, компьютерными играми сегодня увлекаются пятая часть студентов и подавляющее большинство школьников. Большой популярностью пользуются цифровые войны: «Колл офф Дьюти», «Блицкриг», «Линия фронта», «Медаль за отвагу». К юбилейной дате разработчики выпустили и такие игры, как «День Победы», «Взятие Рейхстага». Виртуальные стратегии и впрямь имеют много общего с событиями 1941-1945 годов. В них изображены известные сражения, техника тех времен, реальные военачальники. Однако, если вникнуть в детали, выясняется, что предатели становятся героями, фашисты имеют преимущество перед советскими войсками, а решающую роль в войне сыграли... американцы.

 

НА СТОРОНЕ ПРОТИВНИКА

 

Большинство компьютерных игр либо созданы за рубежом, либо разработаны по непосредственному заказу западных стран. Вряд ли программисты, скажем, США заинтересованы в том, чтобы русские школьники во время игры испытывали чувство глубокого патриотизма.

 

В итоге программа создана таким образом, что выгоднее играть за американцев или англичан, нежели за СССР. С союзниками легче пройти уровни и победить в войне. В одной из частей «Колл оф Дыоти» только в двух миссиях предлагается воевать за Советский Союз, а в восемнадцати - либо за противника, либо за союзников. Зачастую в цифровой реальности именно американцы штурмуют Берлин и захватывают Рейхстаг.

 

Вольно или невольно создается иллюзия всемогущества американцев. А это, по мнению психологов, заранее закладывает у русских игроков комплекс неполноценности и стереотип проигрывающей стороны.

 

Зачастую воевать у клавиатуры за Советскую армию довольно тяжело. В той же стратегии «Блицкриг» можно поучаствовать в сражениях на Дальнем Востоке. Но есть один нюанс: отдаешь команду советским частям наступать, а они не двигаются. Программисты в игре сделали русских солдат недисциплинированными. Между тем у противника высокий уровень организации продвижения техники. Какой уж тут патриотизм?!

 

В играх предатели могут стать доблестными военачальниками. Например, генерал Власов, который, как известно, сотрудничал с немцами, становится положительной личностью и может по званию превзойти других советских генералов - таких, как Потапов и Музыченко, которые, оказавшись в плену, отказались работать с фашистами. Кстати, после освобождения (и это исторический факт) их восстановили в звании. Но в виртуальной реальности героем становится Власов.

 

Есть и такие детали: например, в случае когда игрок выступает на стороне Германии, советские разведчики, многие из которых впоследствии были награждены орденами, становятся врагами. Иногда вкладываются аморальные сексуальные сюжеты. В «Блицкриге» бегают друг за другом два англичанина-гомосексуалиста.

 

Вымышленный мир имеет мало общего с реальным положением вещей. В стратегии солдату прикажешь наступать - он будет идти вперед, несмотря ни на что. Техника едет и не ломается. С точки зрения командиров, стратегические игры не создают объективной картины боя или крупного сражения.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАЛЬШИВКА

 

Кроме того, в ряде цифровых «войнушек» снимается моральная ответственность с фашистской Германии.

 

- Несмотря на то что сегодня Германия признает преступления вермахта против человечества, в играх этот аспект полностью снимается, - уверен профессор кафедры отечественной истории ОмГУ, замдиректора Сибирского филиала Российского института культурологии Дмитрий Алисов. - Например, в игре «Пылающий горизонт» предлагается играть за фашистов всю игру. Человек идентифицирует себя с немецкими войсками. Получается, не имеет значения, на какой ты стороне. Это очень серьезные моральные издержки. Таким образом происходит реабилитация преступлений фашизма и пересмотр истории.

 

Если за клавиатуру садится неподготовленный школьник, то игра способна повлиять на представление о том, кто победил во Второй мировой войне. А когда долго сидишь за компьютером, многие стереотипы закладываются в подсознание.

 

- Проводили опрос в вузах, до 20 процентов студентов систематически играют в игры, в том числе на военно-историческую тему, - рассказал профессор. - Однако некоторые студенты считают, что в играх можно получить какие-то военно-исторические знания. Но фактическая информация оказывается деформированой. В большинстве игр идет вольное распоряжение историей. Германия может победить в войне. Степень агрессивности СССР сильно преувеличивается. Размываются устои Потстдамского соглашения и Нюрнбергского трибунала. А это не шуточки.

 

Между тем компьютерными «войнушками» увлекаются не только у нас, но и в других странах. Какой складывается образ России в глазах граждан других государств? Последние социологические опросы среди молодого поколения показали, что многие уверены: войну выиграли американцы. Треть японской молодежи считает, что атомные бомбы сбросил Советский Союз.

 

- Сегодня очень много фальшивок на историческую тему не только в играх, но и в литературе и кинематографе, - считает Дмитрий Алисов. - Фильмы «Штрафбат» и «Сволочи» - это откровенная ложь о войне. Массовая литература более чем на две трети состоит из книг, где искажается история. Между тем количество уроков истории в школах сокращается. В итоге мы наблюдаем потерю образованности, превращение молодежи в невежд и, что самое опасное, реабилитацию фашизма.

 

Компьютерные игры сегодня доступнее кино и книг. Провести один час в интернет-клубе стоит всего 15-20 рублей. Тем временем в продаже появляются новые компьютерные игры, но уже на более современном историческом материале.

 

- Сейчас популярны игры, где идет война между США и арабскими странами, - сообщил сотрудник компьютерного центра «Портал» Константин. - Большинство играют на стороне американцев. При этом наши войска представлены в не лучшем свете.

 

Андрей МОТОВИЛОВ

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх