Поиск

Эх, была бы я чуть посмелее, поспорила бы с редактором и назвала рубрику «Европейская культура в Омске». Потому как две из грядущих в феврале театральных премьер поставлены с ярким европейским акцентом. Правда, акцент этот проявляется по-разному.

«Санта Крус» в театре драмы

ПЬЕСА И РЕЖИССЕР

В Театре драмы 6 февраля - премьера рок-баллады «Санта Крус» по пьесе Макса Фриша. Текст - европейский: Фриш швейцарец. А режиссер - русский. Анна Бабанова, ранее знакомая зрителям драмтеа- тра по постановкам отечественных авторов («Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, «До последнего мужчины» Елены Ерпы- левой и др.), взялась за материал европейский. Говорит, сначала давался с трудом. Пять лет ушло на обдумывание текста, рождение образа главного героя:

- Пьеса написана давно, в 1944 году, во время Великой Отечественной войны. И у Фриша это пьеса-романс. Но режиссер должен мыслить сегодняшним днем, говорить понятным современному зрителю языком, - поясняет Анна Бабанова. - И я в конце концов поняла: это язык рок-баллады. У Фриша говорится, что главный герой - музыкант, пират, странник. Я размышляла: что такое пират сегодня? Мне вспомнился Гарик Сукачев с его вечной пиратской символикой: серьги в ушах, черепа, татуировки. А потом прочитала интервью Бориса Гребенщикова, где он говорит: «Мы пираты». Мы пираты, потому что не согласны с обществом. Мы рокеры. И я поняла, что слово «пират» нельзя буквально понимать, что для главного героя это сценический образ - он его себе придумал. Точно так же, как группа KISS, - они раскрасили лица и на следующий день проснулись знаменитыми. Для музыканта важно, какой у него образ. А дальше - и это в некотором роде трагедия - он становится заложником этого образа.

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

Сложности в постановке помогла преодолеть команда. Над спектаклем работали настоящие мастера своего дела. Когда Бабанова пригласила из Петербурга постановщика пластики и хореографа Анну БЕ- ЛИЧ, стало ясно: вот оно - то, чего не хватало.

Об Анне Белич стоит сказать отдельно. Пластическое образование она получила во Франции, в Парижской школе драматической пластики (техника Этьена Декру). И в России Анна Белич единственный специалист, владеющий пластической системой Декру. Эта система позволяет актерам драматического театра и другим артистам, не являющимся танцовщиками, пользоваться выразительными средствами движения для воплощения образа в условиях именно драматического театра. Эта европейская технология отталкивается от происходящего на сцене, позволяет раскрыть суть драматического действия через движение.

- Нам не хватало именно этого, - говорит режиссер. - Ведь пьеса «Санта Крус» - европейская, а я все-таки привыкла русские пьесы ставить. И русское мироощущение, русская душа тут совершенно не подходят. Ключом к постановке стала моя команда. Анна Белич, которая занимается европейским театром. Известный омский композитор и музыкант Игорь Фауст, написавший для спектакля хороший, современный европейский рок. И видеорежиссер Макс Дьячук, снимающий клипы для нашего спектакля в западном стиле.

Кстати, о клипах. Анна Бабанова пришла к идее демонстрации во время спектакля видеоклипов, осознав, что все происходящее в сознании рок-музыканта должно быть показано на его языке. А его сегодняшний язык - это именно язык видеоклипа Поэтому Дьячук специально смотрел клипы «Нирваны», делал все видео для спектакля, сохраняя эту стилистику.

Демонстрироваться клипы будут как на заднем плане и по телевизору сбоку, так и на специально сооруженном помосте посреди сцены. И периодически эти экраны будут играть роль декораций - каким образом, увидим на премьере.

ЗРИТЕЛЯМ РАССКАЖУТ ИСТОРИЮ О...

«Санта Крус», как говорят постановщики, история о жертвах. Каждый в жизни чем-то жертвует: один расстается с мечтой и отдает себя дому, ребенку, семье, другой жертвует любовью и живет с нелюбимым человеком. А третий жертвует всем - ради музыки. Это история про человека, который отдал себя музыке, и больше ничего у него не было: ни семьи, ни жены, ни детей, была только любовь к женщине, с которой он не мог быть.

- В спектакле поднимаются интересные проблемы, - говорит Анна Белич. - Насколько человек может принять жертву другого? И насколько глубоко будет чувство вины, если примешь огромную жертву - такую, как жизнь.

Эх, была бы я чуть посмелее, поспорила бы с редактором и назвала рубрику «Европейская культура в Омске». Потому как две из грядущих в феврале театральных премьер поставлены с ярким европейским акцентом. Правда, акцент этот проявляется по-разному.

«Санта Крус» в театре драмы

ПЬЕСА И РЕЖИССЕР

В Театре драмы 6 февраля - премьера рок-баллады «Санта Крус» по пьесе Макса Фриша. Текст - европейский: Фриш швейцарец. А режиссер - русский. Анна Бабанова, ранее знакомая зрителям драмтеа- тра по постановкам отечественных авторов («Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, «До последнего мужчины» Елены Ерпы- левой и др.), взялась за материал европейский. Говорит, сначала давался с трудом. Пять лет ушло на обдумывание текста, рождение образа главного героя:

- Пьеса написана давно, в 1944 году, во время Великой Отечественной войны. И у Фриша это пьеса-романс. Но режиссер должен мыслить сегодняшним днем, говорить понятным современному зрителю языком, - поясняет Анна Бабанова. - И я в конце концов поняла: это язык рок-баллады. У Фриша говорится, что главный герой - музыкант, пират, странник. Я размышляла: что такое пират сегодня? Мне вспомнился Гарик Сукачев с его вечной пиратской символикой: серьги в ушах, черепа, татуировки. А потом прочитала интервью Бориса Гребенщикова, где он говорит: «Мы пираты». Мы пираты, потому что не согласны с обществом. Мы рокеры. И я поняла, что слово «пират» нельзя буквально понимать, что для главного героя это сценический образ - он его себе придумал. Точно так же, как группа KISS, - они раскрасили лица и на следующий день проснулись знаменитыми. Для музыканта важно, какой у него образ. А дальше - и это в некотором роде трагедия - он становится заложником этого образа.

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

Сложности в постановке помогла преодолеть команда. Над спектаклем работали настоящие мастера своего дела. Когда Бабанова пригласила из Петербурга постановщика пластики и хореографа Анну БЕ- ЛИЧ, стало ясно: вот оно - то, чего не хватало.

Об Анне Белич стоит сказать отдельно. Пластическое образование она получила во Франции, в Парижской школе драматической пластики (техника Этьена Декру). И в России Анна Белич единственный специалист, владеющий пластической системой Декру. Эта система позволяет актерам драматического театра и другим артистам, не являющимся танцовщиками, пользоваться выразительными средствами движения для воплощения образа в условиях именно драматического театра. Эта европейская технология отталкивается от происходящего на сцене, позволяет раскрыть суть драматического действия через движение.

- Нам не хватало именно этого, - говорит режиссер. - Ведь пьеса «Санта Крус» - европейская, а я все-таки привыкла русские пьесы ставить. И русское мироощущение, русская душа тут совершенно не подходят. Ключом к постановке стала моя команда. Анна Белич, которая занимается европейским театром. Известный омский композитор и музыкант Игорь Фауст, написавший для спектакля хороший, современный европейский рок. И видеорежиссер Макс Дьячук, снимающий клипы для нашего спектакля в западном стиле.

Кстати, о клипах. Анна Бабанова пришла к идее демонстрации во время спектакля видеоклипов, осознав, что все происходящее в сознании рок-музыканта должно быть показано на его языке. А его сегодняшний язык - это именно язык видеоклипа Поэтому Дьячук специально смотрел клипы «Нирваны», делал все видео для спектакля, сохраняя эту стилистику.

Демонстрироваться клипы будут как на заднем плане и по телевизору сбоку, так и на специально сооруженном помосте посреди сцены. И периодически эти экраны будут играть роль декораций - каким образом, увидим на премьере.

ЗРИТЕЛЯМ РАССКАЖУТ ИСТОРИЮ О...

«Санта Крус», как говорят постановщики, история о жертвах. Каждый в жизни чем-то жертвует: один расстается с мечтой и отдает себя дому, ребенку, семье, другой жертвует любовью и живет с нелюбимым человеком. А третий жертвует всем - ради музыки. Это история про человека, который отдал себя музыке, и больше ничего у него не было: ни семьи, ни жены, ни детей, была только любовь к женщине, с которой он не мог быть.

- В спектакле поднимаются интересные проблемы, - говорит Анна Белич. - Насколько человек может принять жертву другого? И насколько глубоко будет чувство вины, если примешь огромную жертву - такую, как жизнь.