Поиск

Всем нам с детства знакомы русские народные сказки. Сначала нам их читали бабушки и мамы, затем, немного повзрослев, мы сами с интересом перечитывали сюжеты сказочных историй, вновь и вновь переживая за их героев, зная, что все закончится хорошо.

Русские народные сказки несут с собой доброту. Практически в каждой из них заложен воспитательный процесс, благодаря которому с малых лет мы начинаем отличать добро от зла, учимся быть сильными, великодушными, смелыми. Это все так. Но оказывается, что наши предки, складывая сказки, стремились привить своим детям не просто общечеловеческие, моральные правила, но и раскрывали перед пока еще несмышлеными чадами устои и обычаи будущей взрослой жизни.

Еще каких-нибудь сто пятьдесят-двести лет назад сказки были не просто мифическими рассказами, а самым что ни на есть настоящим руководством к действию. Значительно позже, под влиянием прогресса и слияния культур, многие персонажи и понятия приобрели нереальные черты, превратились в сказочных персонажей. И только имея ключи от старых сказок, можно понять их истинный смысл и глубокую мудрость, заложенную в этих коротеньких рассказах о повседневной русской жизни.

Везунчик Иван-дурак…

Проект, созданный при участии Омского историко-краеведческого музея и Международного центра развития творчества с интригующим названием Музей-Институт Человека, уютно обосновался на первом этаже торговой галереи «Сибирская Пирамида». Именно здесь и расположена экспозиция «Волшебная сказка», помогающая понять любому человеку, невзирая на его возраст и социальный статус, всю скрытую в сказаниях мудрость. В основе экспозиции лежат тридцатилетние научные изыскания профессора, доктора философских наук Виктора Владимировича Николина, опубликованные в монографии «Волшебная сказка: исследование воспроизводства культуры».

Попадая сюда, зачастую стоит забыть о прошлом опыте, знаниях и расхожих культурных стереотипах. Ну вот скажите, кто из нас хоть раз задумывался о том, почему самым популярным героем русских народных сказок является Иван-дурак? Дурак, в сегодняшнем понимании этого образа, человек недалекий, ограниченный, зачастую не приспособленный к жизни. Образ этот для современного человека имеет ярко негативный подтекст. Так почему же он вдруг становится героем сказок, примером для подражания и восхищения детворы?

Именно здесь, на выставке, можно получить ответ на этот вопрос. Оказывается, в древней Руси слово «дурак» имело совершенно противоположный смысл. Поклоняясь богу солнца, русские считали, что именно оно, наше небесное светило, дает людям силу, мудрость и везение. А слово «дурак», как раз и отражало отношения к людям везучим. Само это слово состоит из двух корней; ду – что значит «два», и ра – что значит «солнце».

На Руси считалось, что у Дурака, или над Дураком, светит не одно солнце, как над всеми остальными людьми, а два. Поэтому и везения, и мудрости, и силы у русского Дурака было в два раза больше. Поэтому и выходил он победителем из всех сложных ситуаций, поэтому и не боялся взглянуть на обыденные вещи под совершенно необычным углом. Ведь именно Дурак смог разглядеть в болотной лягушке сказочную красавицу, ведь именно он смог оседлать русскую печь, на которой другие попросту готовили еду.

… и реаниматор Баба Яга

Подобное тайное знания хранится и в названии другого сказочного персонажа – Бабы Яги. Казалось бы, образ этот прост и ясен. Зловредная старуха, при помощи трав и заговоров накладывающая заклятия и колдовство. Старая, некрасивая, одним словом ведьма. И опять ошибемся. Издревле на Руси жизненный цикл человека делился на четыре стадии. Дитя, Подросток, Мужик, и Старик. Стало быть, и Баба Яга должна была носить имя не бабы, а бабки. Бабой же у русских считалась женщина в самом расцвете сил, лет этак 35–40 лет. Именно ее образ и выведен в старых сказках – женщины-знахарки, женщины-ведуньи, обладающей тайными знаниями о целебных силах трав и заговорах. И даже то действо, которым сегодня пугают непослушных детей: «Вот положит тебя Баба Яга в чугунный котелок, да поставит вариться в печь…» – есть ни что иное, как один из старых русских обрядов. И нет в нем ничего сказочного или надуманного. Именно так на Руси относились к недоношенным детям. Не было тогда реанимаций и барокамер для новорожденных. Вот и выступала русская печь в роли своеобразного инкубатора для недоношенных и слабых детей. Родители отдавали их знахаркам, а те укладывали в чан с теплой водой и ставили их в протопленную печь. Вот такие они, ведьмы Руси.

В сказках про Бабу Ягу присутствует и другой символ тогдашних верований. В те далекие времена только светлое время суток считалось безопасным и благоприятным для человека. С наступлением темноты, так считали наши предки, в мир приходили бесы и нечисть. Соединял же два мира священный для наших предков петух. Именно он своим криком на заре оповещал людей о том, что мир вновь стал безопасен. Поэтому и дом Бабы Яги представлялся в сказках как избушка на КУРЬИХ ножках. Священной птицы, соединяющей потусторонний мир и мир людей.

Наши предки совсем по-другому относились к старости и смерти. Они не боялись умереть, веря, что, пройдя все четыре стадии человеческих воплощений, они возродятся в потустороннем мире. Точно такой же жизненный цикл им предстояло пройти и там – от Дитя к Старику. И душа Старика, умершего в потустороннем мире, вселялась в только что рожденное дитя в мире света.

Долгая жизнь Колобка

Большинство народных сказок рассказывали не о приключениях и похождениях сказочных героев, а через иносказательные образы прививали детям нормы поведения. Вот, скажем, о чем повествует всем нам хорошо известная сказка «Колобок»? Похождение бравого отпрыска, который с легкостью ускользает сначала от ловкого зайца, затем от злого волка и рассудительного медведя. Его похождения заканчиваются только в объятиях хитрой лисы. Сказка с грустным концом, предостерегающая от коварства и обмана? Сегодня – да. Но наши предки вкладывали в нее совершенно другой смысл.

По их замыслу, сказка «Колобок» рассказывает об этапах взросления человека. Вот он, только что родившейся младенец – «колобок», ходить-то еще не умеет. А ждет его впереди целая жизнь. Вот и начинает он свой путь по этой жизни. И первым на его дороге встречается игривый заяц. Образ зайца у наших предков символизировал детство. Дети, как зайцы, бегают, играют, кувыркаются. Только детям дозволено было ходить в лес за дарами природы. Старшие в это время были заняты уже работой.

Время зайца прошло. Наступает пора Подростка – сильного и смелого, словно волк. И из этого времени «ушел» колобок. И вот он уже не подросток, а молодой мужчина. Именно с медведем наши предки ассоциировали возраст человека перед женитьбой. И только теперь мы понимаем, что конец-то у сказки хороший. На сцене появляется «лиса», будущая жена нашего колобка. И после их знакомства, ребенок безвозвратно покидает возраст Дитя и Подростка, становясь настоящим Мужчиной.

Горн и кольчуга

Подобные повороты сюжетов вызывают удивленные возгласы не только у маленьких посетителей Музея-Института Человека, но и у взрослых. Экспозиция запоминается еще и тем, что здесь можно увидеть самые настоящие предметы быта того времени. Большой кузнечный горн, который сейчас, к сожалению, уже не сможет раздуть угли в печи кузнеца. Или самую настоящую кольчугу русского богатыря. Эту боевую броню придумали именно славянские народы. Уникальная по своему исполнению, кольчуга состоит из тысяч колец, носить которую по силам было только действительно сильным воинам. Ведь подобное одеяние весило от 15 до 20 килограммов. А на врага приходилось выходить вооруженным еще мечом и щитом.

Обыденные некогда предметы сегодня вызывают настоящий восторг у маленьких посетителей. Не каждый ребенок может с первого раза вспомнить название серпа, так и норовит назвать его косой. А значение деревянного коромысла и вовсе остается для них загадкой. Пытаясь придумать ему назначение, дети всё больше относят его к конной утвари…

Можно здесь прикоснуться и к самому настоящему кормильцу крестьянской семьи – к плугу.

Немало интересного расскажут здесь и о повседневном укладе крестьян. Почему сеяли и пахали землю только мужчины, а урожай собирали исключительно женщины? Наши предки искренне верили, что только мужчина может правильно посадить семя, дать новую жизнь. И только женщина может правильно принять эту новую жизнь, выношенную самой землей.

Расскажут здесь и о роли бани в быту русского человека. Ведь ее предназначение не заканчивалось одной лишь гигиеной. Расскажут здесь, и почему в русских избах принято было закрывать на ночь окна. А покидая избу надолго, заколачивать их досками.

И только тогда начинаешь осознавать себя по-настоящему русским человеком. Русским, потому что родился и живешь на Русской земле, продолжая, пусть зачастую и неосознанно, традиции предков.

Валерий РАТНИКОВ 

Всем нам с детства знакомы русские народные сказки. Сначала нам их читали бабушки и мамы, затем, немного повзрослев, мы сами с интересом перечитывали сюжеты сказочных историй, вновь и вновь переживая за их героев, зная, что все закончится хорошо.

Русские народные сказки несут с собой доброту. Практически в каждой из них заложен воспитательный процесс, благодаря которому с малых лет мы начинаем отличать добро от зла, учимся быть сильными, великодушными, смелыми. Это все так. Но оказывается, что наши предки, складывая сказки, стремились привить своим детям не просто общечеловеческие, моральные правила, но и раскрывали перед пока еще несмышлеными чадами устои и обычаи будущей взрослой жизни.

Еще каких-нибудь сто пятьдесят-двести лет назад сказки были не просто мифическими рассказами, а самым что ни на есть настоящим руководством к действию. Значительно позже, под влиянием прогресса и слияния культур, многие персонажи и понятия приобрели нереальные черты, превратились в сказочных персонажей. И только имея ключи от старых сказок, можно понять их истинный смысл и глубокую мудрость, заложенную в этих коротеньких рассказах о повседневной русской жизни.

Везунчик Иван-дурак…

Проект, созданный при участии Омского историко-краеведческого музея и Международного центра развития творчества с интригующим названием Музей-Институт Человека, уютно обосновался на первом этаже торговой галереи «Сибирская Пирамида». Именно здесь и расположена экспозиция «Волшебная сказка», помогающая понять любому человеку, невзирая на его возраст и социальный статус, всю скрытую в сказаниях мудрость. В основе экспозиции лежат тридцатилетние научные изыскания профессора, доктора философских наук Виктора Владимировича Николина, опубликованные в монографии «Волшебная сказка: исследование воспроизводства культуры».

Попадая сюда, зачастую стоит забыть о прошлом опыте, знаниях и расхожих культурных стереотипах. Ну вот скажите, кто из нас хоть раз задумывался о том, почему самым популярным героем русских народных сказок является Иван-дурак? Дурак, в сегодняшнем понимании этого образа, человек недалекий, ограниченный, зачастую не приспособленный к жизни. Образ этот для современного человека имеет ярко негативный подтекст. Так почему же он вдруг становится героем сказок, примером для подражания и восхищения детворы?

Именно здесь, на выставке, можно получить ответ на этот вопрос. Оказывается, в древней Руси слово «дурак» имело совершенно противоположный смысл. Поклоняясь богу солнца, русские считали, что именно оно, наше небесное светило, дает людям силу, мудрость и везение. А слово «дурак», как раз и отражало отношения к людям везучим. Само это слово состоит из двух корней; ду – что значит «два», и ра – что значит «солнце».

На Руси считалось, что у Дурака, или над Дураком, светит не одно солнце, как над всеми остальными людьми, а два. Поэтому и везения, и мудрости, и силы у русского Дурака было в два раза больше. Поэтому и выходил он победителем из всех сложных ситуаций, поэтому и не боялся взглянуть на обыденные вещи под совершенно необычным углом. Ведь именно Дурак смог разглядеть в болотной лягушке сказочную красавицу, ведь именно он смог оседлать русскую печь, на которой другие попросту готовили еду.

… и реаниматор Баба Яга

Подобное тайное знания хранится и в названии другого сказочного персонажа – Бабы Яги. Казалось бы, образ этот прост и ясен. Зловредная старуха, при помощи трав и заговоров накладывающая заклятия и колдовство. Старая, некрасивая, одним словом ведьма. И опять ошибемся. Издревле на Руси жизненный цикл человека делился на четыре стадии. Дитя, Подросток, Мужик, и Старик. Стало быть, и Баба Яга должна была носить имя не бабы, а бабки. Бабой же у русских считалась женщина в самом расцвете сил, лет этак 35–40 лет. Именно ее образ и выведен в старых сказках – женщины-знахарки, женщины-ведуньи, обладающей тайными знаниями о целебных силах трав и заговорах. И даже то действо, которым сегодня пугают непослушных детей: «Вот положит тебя Баба Яга в чугунный котелок, да поставит вариться в печь…» – есть ни что иное, как один из старых русских обрядов. И нет в нем ничего сказочного или надуманного. Именно так на Руси относились к недоношенным детям. Не было тогда реанимаций и барокамер для новорожденных. Вот и выступала русская печь в роли своеобразного инкубатора для недоношенных и слабых детей. Родители отдавали их знахаркам, а те укладывали в чан с теплой водой и ставили их в протопленную печь. Вот такие они, ведьмы Руси.

В сказках про Бабу Ягу присутствует и другой символ тогдашних верований. В те далекие времена только светлое время суток считалось безопасным и благоприятным для человека. С наступлением темноты, так считали наши предки, в мир приходили бесы и нечисть. Соединял же два мира священный для наших предков петух. Именно он своим криком на заре оповещал людей о том, что мир вновь стал безопасен. Поэтому и дом Бабы Яги представлялся в сказках как избушка на КУРЬИХ ножках. Священной птицы, соединяющей потусторонний мир и мир людей.

Наши предки совсем по-другому относились к старости и смерти. Они не боялись умереть, веря, что, пройдя все четыре стадии человеческих воплощений, они возродятся в потустороннем мире. Точно такой же жизненный цикл им предстояло пройти и там – от Дитя к Старику. И душа Старика, умершего в потустороннем мире, вселялась в только что рожденное дитя в мире света.

Долгая жизнь Колобка

Большинство народных сказок рассказывали не о приключениях и похождениях сказочных героев, а через иносказательные образы прививали детям нормы поведения. Вот, скажем, о чем повествует всем нам хорошо известная сказка «Колобок»? Похождение бравого отпрыска, который с легкостью ускользает сначала от ловкого зайца, затем от злого волка и рассудительного медведя. Его похождения заканчиваются только в объятиях хитрой лисы. Сказка с грустным концом, предостерегающая от коварства и обмана? Сегодня – да. Но наши предки вкладывали в нее совершенно другой смысл.

По их замыслу, сказка «Колобок» рассказывает об этапах взросления человека. Вот он, только что родившейся младенец – «колобок», ходить-то еще не умеет. А ждет его впереди целая жизнь. Вот и начинает он свой путь по этой жизни. И первым на его дороге встречается игривый заяц. Образ зайца у наших предков символизировал детство. Дети, как зайцы, бегают, играют, кувыркаются. Только детям дозволено было ходить в лес за дарами природы. Старшие в это время были заняты уже работой.

Время зайца прошло. Наступает пора Подростка – сильного и смелого, словно волк. И из этого времени «ушел» колобок. И вот он уже не подросток, а молодой мужчина. Именно с медведем наши предки ассоциировали возраст человека перед женитьбой. И только теперь мы понимаем, что конец-то у сказки хороший. На сцене появляется «лиса», будущая жена нашего колобка. И после их знакомства, ребенок безвозвратно покидает возраст Дитя и Подростка, становясь настоящим Мужчиной.

Горн и кольчуга

Подобные повороты сюжетов вызывают удивленные возгласы не только у маленьких посетителей Музея-Института Человека, но и у взрослых. Экспозиция запоминается еще и тем, что здесь можно увидеть самые настоящие предметы быта того времени. Большой кузнечный горн, который сейчас, к сожалению, уже не сможет раздуть угли в печи кузнеца. Или самую настоящую кольчугу русского богатыря. Эту боевую броню придумали именно славянские народы. Уникальная по своему исполнению, кольчуга состоит из тысяч колец, носить которую по силам было только действительно сильным воинам. Ведь подобное одеяние весило от 15 до 20 килограммов. А на врага приходилось выходить вооруженным еще мечом и щитом.

Обыденные некогда предметы сегодня вызывают настоящий восторг у маленьких посетителей. Не каждый ребенок может с первого раза вспомнить название серпа, так и норовит назвать его косой. А значение деревянного коромысла и вовсе остается для них загадкой. Пытаясь придумать ему назначение, дети всё больше относят его к конной утвари…

Можно здесь прикоснуться и к самому настоящему кормильцу крестьянской семьи – к плугу.

Немало интересного расскажут здесь и о повседневном укладе крестьян. Почему сеяли и пахали землю только мужчины, а урожай собирали исключительно женщины? Наши предки искренне верили, что только мужчина может правильно посадить семя, дать новую жизнь. И только женщина может правильно принять эту новую жизнь, выношенную самой землей.

Расскажут здесь и о роли бани в быту русского человека. Ведь ее предназначение не заканчивалось одной лишь гигиеной. Расскажут здесь, и почему в русских избах принято было закрывать на ночь окна. А покидая избу надолго, заколачивать их досками.

И только тогда начинаешь осознавать себя по-настоящему русским человеком. Русским, потому что родился и живешь на Русской земле, продолжая, пусть зачастую и неосознанно, традиции предков.

Валерий РАТНИКОВ