на правах рекламы
20:43
+13 $ 63.85 -0.58
70.60 -0.64

Александр ГОРБУНОВ, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области

от 15.12.10 в 11:28 версия для печати
Александр ГОРБУНОВ, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области

Александр ГОРБУНОВ : «Сложность любого проекта не в том, чтобы построить и запустить. Главное – найти гарантированный спрос»

 

На вопросы РИА Омск-Информ отвечает министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Горбунов.

 

– Александр Владимирович, недавно при активном участии специалистов вашего Министерства прошла необычная акция. С помощью SMS омичи помогли организовать компьютерный класс в Исилькульском детском доме. Как вы считаете, задумка удалась?

 

– Подобные вещи дают возможность каждому неравнодушному человеку поучаствовать в добром деле. Вместе с операторами сотовой связи нам удалось собрать необходимые средства. Они направлены на подготовку помещения, монтаж инженерного оборудования, изготовление мебели, покупку 8 современных компьютеров с лицензионными программами. Эта акция еще раз показала эффективность современных технологий связи и современных подходов.

 

– Если говорить о подходах, то еще несколько лет назад много говорилось о том, что некоторым руководителям крупных омских предприятий, особенно в ОПК, сложно даются эти новые подходы и новое мышление. Сейчас ситуация изменилась?

 

– Не надо забывать, что у директора крупного предприятия ОПК за спиной коллектив в несколько тысяч человек. И когда директор знает, что по гособоронзаказу он получит финансирование при любых обстоятельствах, то будет работать именно в этом клише. Здесь ему все известно – в какие двери стучаться, кто решает вопросы на уровне федерации. Он знает, что поедет в Москву, потеряет 2-3 месяца, но вернется с портфелем заказов, и те тысячи семей, которые на него надеются, будут получать зарплату весь год, и предприятие будет жить дальше.

 

Попробуйте поставить ему другую задачу – не по гарантированному гособоронзаказу, а по новой, не понятной и не отработанной теме. Где и денег-то можно получить гораздо меньше или не получить вообще, потому что тема новая. Что он выберет? Конечно, оборонный заказ и снова пойдет туда, где ему эти миллиарды дадут. Потому что в новой тематике он «натопчется» ровно столько же, а получит в разы меньше. И в этом очень большая сложность. Хотя сегодня в СМИ уже четко звучит новая проблема: гособоронзаказ будет уменьшаться ежегодно в среднем на 15%. Тут любой ответственный директор начнет заниматься поиском новых заказов, а значит, новой тематикой продукции. Для крупных заводов это иностранные заказы и конверсионная составляющая. Плюс, конечно госзаказ. Подавляющее большинство омских директоров думает сразу в трех этих направлениях. Другое дело, что получается по-разному. Потому что это рынок, это умение прогнозировать спрос. Это, что очень важно, – возможность адаптации производства к новому заказу. У предприятия элементарно может не быть оборудования под новый заказ, кадров, площадей. Хотя в Омске все предприятия обеспечены и инженерными, и рабочими кадрами. У нас сохранены технологии и мощности. Поэтому, думаю, омские машиностроительные предприятия имеют будущее. И очень хорошее будущее.

 

–  Как вы считаете, почему объединение им. Хруничева вкладывает средства в омский «Полет», что, ближе к Москве нет подобных производств? Или это авторитет директора Г.М. Мураховского?

 

– И Григория Мойсеевича, и его команды. Они очень многое делают для того, чтобы подтвердить, что, действительно, умеют разворачивать производство. Второй момент это то, что в Москве и Подмосковье, может, с кадрами и неплохо, но там очень высокая себестоимость продукции – по земле, по налогам, по энергии, по зарплате. Вообще, в европейском регионе страны есть большая проблема в том, что предприятиям попросту некуда расширяться. Строить завод в чистом поле тоже проблематично – где кадры, инфраструктура? А в наш «Полет» Центр им. Хруничева будет продолжать серьезно вкладывать. С каждым годом они удваивают инвестиции. В этом году вложили миллиард рублей, в следующем планируют более 2 миллиардов.

 

– Почему так долго разворачивается проект «ПАРК» – агропромышленный кластер компании «Титан»?

 

– Там нужны инвестиции, которые даже на региональном уровне не поднять. Поэтому «Титан» ищет разные возможности финансирования и заходит через партийную программу, через «ВТБ», через помощь Правительства Омской области. По-другому в таких громадных проектах не бывает, и быстро тоже не бывает. В 1-м полугодии 2011 года там планируется запустить комбикормовый завод и начать строить птицекомплекс.

 

– В начале года вы говорили о том, что в Омской области будут запущены новые производства: стекольный завод, заводы полипропилена, медицинской ваты,  шпона и фанеры. Насколько это получилось, как сегодня чувствуют себя эти производства?

 

– Реализовать получилось практически все. В июне запущена 1-я очередь Омского стекольного завода. Это 400 рабочих мест и более 3,5 млрд рублей инвестиций. Уже выпущено 100 млн бутылок.

 

В мае в Таре введена первая очередь фанерного завода НПК «Сибирский лес» – производство лущеного шпона, в августе там началось производство клееной фанеры. Оба производства вышли на проектную мощность, есть планы расширяться и добавлять новые виды деревообработки. Создано 80 рабочих мест, и предполагается, что с развитием предприятия их количество вырастет до 200, для Тары это немало.

 

– Помните, как перед открытием НПК «Сибирский лес» среди российских производителей фанеры развернулась дискуссия о том, что омичи не найдут сбыта?

 

– Спорили много, но никто не думал, что омичи сумеют найти партнеров в западной Европе (Германия) и в Азии (Китай). Хотя фанера и шпон не настолько уж инновационные вещи. Удалось попасть в спрос.

 

Заработало совместное производство по сборке зерноуборочных комбайнов «Полесье» совместно с ПО «Гомсельмаш» на ОАО «База Сибирская» в поселке Магистральном. 31 комбайн уже собрали, есть покупатели и перспективы по расширению.

 

Больше 10 миллиардов рублей инвестировано «Газпромнефтью» в модернизацию производств Омского нефтезавода. Это установки изомеризации легких бензиновых фракций – 800 тыс. тонн в год. И установки по производству полимерно-битумных вяжущих эмульсий – 10 тыс. тонн в год и битумных эмульсий – до 3 тыс. тонн в год. Это все продукты достаточно современные и рассчитанные на перспективу на переход на бензины класса Евро-4 и Евро-5.

 

На заводе по производству ваты из льноволокна уже прошла пробная варка продукции по бесхлорной технологии. Таких технологий в России нет, завод в Омской области – первый. Сейчас получен паспорт качества, процесс дошлифовывается, думаю, в конце января производство заработает. Вокруг завода будет сформирован целый производственный комплекс – выращивание льна, первичная обработка сырья и т.д. Сейчас Минсельхоз с нашим участием прорабатывает областную программу развития льнопереработки. Сам завод – это, как производственники говорят, только «хвост технологии».

 

По полипропилену ввод производства тоже был намечен на конец 2010-го. Но у компании «Титан» не сложилось ритмичности финансирования, поэтому срок ввода перенесен на 1-е полугодие 2011 года. Все идет, ситуация вполне рабочая.

 

Думаю, в следующем году выйдет из «спящего» состояния строительство Кормиловского стеклозавода. Интерес там тоже есть, и тоже решаются вопросы с финансированием.

 

Есть у нас интересные задумки по инвестициям в диверсификацию производств наших предприятий ОПК по линии программы «Сибирское машиностроение», по электронным компонентам.

 

– От чего, на ваш взгляд, зависит успешность инвестиционного проекта? Смотрите – «Румяновъ» не «пошел»,  «АВА-компани» переломила ситуацию на рынке в свою пользу с большим трудом. Где тот заветный ключик – в грамотном маркетинге, выгодных условиях для инвестора, которые обеспечивает власть, или дело просто в удаче?    

 

– Я бы не стал так категорично оценивать тут ситуацию. Это некорректно. Сложность любого инвестиционного проекта не в том, чтобы построить и запустить. Самое сложное, это когда  инвестиции закончились, а надо платить зарплату, налоги, развиваться, а постоянных партнеров еще нет. И новые кредиты тебе не дают, потому что  предприятие только начало работать.

 

Самое главное здесь – найти спрос. Или сегмент рынка, или одного-единственного потребителя, но крупного. И чтобы он дождался, когда предприятие выйдет на рабочий режим, и начал покупать. Это самое сложное. Те, кто умудряется этот момент потребительского спроса найти и замкнуть на своем предприятии, те проекты, как правило, успешны. Там, где это не получается, даже если все построено и запущено на отлично, как правило идет процесс смены собственника. Чтобы пришел другой собственник и нашел сбыт. Другого не дано.

 

Оба проекта, которые вы привели в качестве примера, очень емкие по деньгам и открылись в ноябре 2008 года, в разгар кризиса. Проблемы там связаны с высокой кредитной нагрузкой и недостатком времени на «раскрутку». И в такую ситуацию попали десятки предприятий. Поэтому успешность проекта зависит, на мой взгляд, от нескольких составляющих – от твердости духа и воли руководителя, от грамотного маркетинга, выгодных условий финансирования, поддержки властей, удачи, конечно. Но, главное, найти сбыт. На том же Омском стекольном заводе за 2 года до пуска начали прорабатывать сбыт. Более того,  там есть достаточный опыт по созданию стекольных производств. Они понимают, что нужно делать.

 

– Мы говорили о крупных производствах. Стимулируется ли вокруг них создание небольших партнерских предприятий?

 

– Конечно, это модель технопарка. У нас она будет реализована в агропромышленном кластере и уже начинается в льнопроизводстве, деревообработке. Малые предприятия становятся поставщиками ресурсов, деталей для крупных предприятий. Для малого бизнеса – это гарантированный участок сбыта. Кроме того, для думающего директора заинтересованность со стороны крупных предприятий всегда показывает, куда развиваться дальше.

 

Он понимает, что если с него спрашивают одну номенклатуру продукции и готовы еще покупать другую, значит это – тренд. Скоро у нас вполне могут появиться предприятия, которые будут бодро существовать на симбиозе портфелей заказов – 30% от одного крупного предприятия, еще 30% – от другого, 40% искать на рынке самим. Это нормальная модульная схема работы, которая действует во всем мире. Первый шаг у нас здесь сделан – в ноябре создан Центр производственно- технологической кооперации (субконтрактации). Уже сегодня через этот Центр заказчиками выступили 18, а поставщиками – 20 омских предприятий. Общий объем заказов – 16 млн рублей. В следующем году в Омске запланировано проведение биржи субконтрактов.

 

– Сейчас в Омской области идет бурное развитие деревообрабатывающей промышленности. Какие производства планируется включить в кластер по деревообработке, который создается в нашем регионе, и каков механизм его работы?

 

– Мы уже говорили о производстве фанеры, шпона, древесных пеллет, плиты OSB и развитие сопутствующих производств. Вторая часть – это работы, связанные с производством поликристаллического кремния. По технологии там используется древесный уголь. А там, где появляются серьезные объемы угля, появляется и серьезная переработка древесины, ведь в уголь пойдет не все дерево. К тому же, появляется и какой-то отход, который может перерабатываться для получения энергии, как биопродукт. Именно за такими схемами комплексной переработки самое большое будущее.     

 

– В марте при вашем министерстве был создан научно-технический совет для экспертизы наиболее интересных научно-производственных проектов. Каковы итоги его работы?

 

 Совет создан как совещательный орган. Первые результаты его работы уже есть – эксперты совета очень хорошо провели экспертизу программы по развитию Тевризского газоконденсатного месторождения. В обсуждении участвовало более 100 человек, мы приглашали специалистов-геологов и ученых из Тюмени, Новосибирской, Томской областей. Был проведен предметный и высокопрофессиональный анализ программы. Подведены итоги сейсморазведочных работ на Тевризском и Журавлевском участках,  окончательно определено направление бурения наклонного ствола из скважины, определены дальнейшие варианты развития Тевризского месторождения, которые позволят  увеличить объемы добычи газа.

 

– Ваши пожелания к Новому году для читателей РИА «Омск-Информ»?

 

– Новый год – это семейный праздник, теплый традиционный праздник домашнего очага. Поэтому, мне кажется, пожелания должны быть такими же – здоровья всем уважаемым пользователям вашего сайта, всем омичам семейного благополучия и душевного спокойствия. Искренне желаю всем удачи.

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх