Поиск

В Омской области, казалось бы, созданы все условия для работы на селе, однако каждый второй молодой специалист через несколько лет работы в сельской школе покидает ее и уезжает из сельской местности. Корреспондент РИА Омск-Информ выяснил причины нелюбви молодых педагогов к сельским школам.

 

Несмотря на серьезные меры социальной поддержки молодым специалистам, в сельских районах Омской области по-прежнему ощущается дефицит квалифицированных кадров. И особенно остро эта проблема стоит в сфере образования. Об этом представителям прессы рассказала сегодня министр образования региона Ирина Прозорова.

Как отметила министр, одной из главных проблем, напрямую влияющих на желание выпускников трудоустроиться в сельской местности, является наличие жилья и возможность карьерного роста.  Но, как выяснилось, молодых специалистов мало "заманить" в село - им необходимо создать реальные условия, при которых они там останутся и будут успешно трудиться.

Вместе  с трудоустройством молодых специалистов на селе наиболее важным сегодня является так называемое "закрепление". По состоянию на начало 2010-2011 учебного года в муниципальных образовательных учреждениях области среднеобластной показатель закрепляемости молодых специалистов в сельских районах области, трудоустроенных в 2007-2009 годах, составляет 61%.

Минобразования даже составил своеобразный антирейтинг районовЮ в которых уровень так называемой закрепляемости молодых специалистов составляет менее 50% В него попали Марьяновский (38,1%), Павлоградский (44,4%), Полтавский (45,3%) и Русско-Полянский (46,2%) районы.

Намного лучше обстоят дела в в Азовском (84,6%), Омском (74,4%) и Любинском (72,9%) районах. Там молодые специалисты "дезертировать" не спешат.

Причины нежелания выпускников работать на селе гораздо глубже, чем  финансовые затруднения при обустройстве на новом месте. Устраиваясь работать и жить на селе, выпускник выбирает не просто место работы, а образ своей дальнейшей жизни. И в немалой степени они зависят и от жилищных условий.

По данным мониторинга Минобразования 50% молодых специалистов-педагогов, трудоустроенных в 2007-2009 годах в муниципальных районах, нуждаются в  улучшении жилищных условий. Лишь 10% молодых специалистов имеют собственное жилье. В основном педагоги, приехавшие учить сельских детей, проживают со своими родителями или арендуют жилье.

- На селе молодым специалистам необходима не просто квартира, нужны целые усадьбы, чтобы они там "пускали корни", - считает министр образования Ирина Прозорова.

 

Однако проблема оттока молодых специалистов из школ не может быть сведена только к их социально-бытовому обеспечению. На селе часто нет желаемой нагрузки, часов мало, поэтому и зарплаты у молодых педагогов зачастую ниже, чем у коллег со стажем, либо у тех, кто трудится в городе.

Также на закрепляемость молодых специалистов в значительной мере влияет способность к адаптации вчерашних выпускников вузов и колледжей. Успешность же адаптации во многом зависит от конкретных условий труда на рабочем месте, от эффективной работы администрации школы, от поддержки коллектива. Значительная часть выпускников  вузов и коллежей региона принимаются школой, по мнению респондентов, по меньшей мере, равнодушно.

К тому же, необходимо учитывать и менталитет сельчан. Зачастую, получая финансовую поддержку, например «подъемные» в размере 20 тысяч рублей, молодой педагог получает вместе с этим и хорошую порцию негатива от своих односельчан. Даже небольшие деньги способны настроить против "счастливчика" часть преподавателей из своего же коллектива.

А что тогда говорить про "золотые" вакансии 500-тысячников?  Если выпускнику педуниверситета обещают 500 тысяч рублей за то, чтобы он отправился работать на селе, то те специалисты, кторые там оказались ранее и уже успешно трудятся, также начинают говорить о том, что они в свое время за свой трудовой подвиг не получили ничего. То есть, специалисты отмечают не только материальный, но морально-психологический аспект этой проблемы. 

Кстати, из 22 так называемых "золотых вакансий 500-тысячников" сегодня  заполнено всего 7. Получается, что 22 жителя региона могли бы получить по 500 тысяч рублей, отправившись преподавать математику и русский язык на село, но смелых оказалось всего семеро.

-  Не едут молодые специалисты в село, и, как мы поняли, не особо их прельщают эти деньги, - отмечает Ирина Прозорова. - Пока  я  вынуждена отметить невысокий результат по "золотым" вакансиям - всего 7 человек.

Поэтому в системе кадрового обеспечения Минобразования работа с молодыми специалистами должна вестись еще более активно. Она должна быть направлена на повышение интереса выпускников к педагогической деятельности, а также на преодоление чувства отчужденности между новичками и сельчан, а также повышение профессионализма молодых специалистов.

Мария Гавриленко

Фото автора

В Омской области, казалось бы, созданы все условия для работы на селе, однако каждый второй молодой специалист через несколько лет работы в сельской школе покидает ее и уезжает из сельской местности. Корреспондент РИА Омск-Информ выяснил причины нелюбви молодых педагогов к сельским школам.

 

Несмотря на серьезные меры социальной поддержки молодым специалистам, в сельских районах Омской области по-прежнему ощущается дефицит квалифицированных кадров. И особенно остро эта проблема стоит в сфере образования. Об этом представителям прессы рассказала сегодня министр образования региона Ирина Прозорова.

Как отметила министр, одной из главных проблем, напрямую влияющих на желание выпускников трудоустроиться в сельской местности, является наличие жилья и возможность карьерного роста.  Но, как выяснилось, молодых специалистов мало "заманить" в село - им необходимо создать реальные условия, при которых они там останутся и будут успешно трудиться.

Вместе  с трудоустройством молодых специалистов на селе наиболее важным сегодня является так называемое "закрепление". По состоянию на начало 2010-2011 учебного года в муниципальных образовательных учреждениях области среднеобластной показатель закрепляемости молодых специалистов в сельских районах области, трудоустроенных в 2007-2009 годах, составляет 61%.

Минобразования даже составил своеобразный антирейтинг районовЮ в которых уровень так называемой закрепляемости молодых специалистов составляет менее 50% В него попали Марьяновский (38,1%), Павлоградский (44,4%), Полтавский (45,3%) и Русско-Полянский (46,2%) районы.

Намного лучше обстоят дела в в Азовском (84,6%), Омском (74,4%) и Любинском (72,9%) районах. Там молодые специалисты "дезертировать" не спешат.

Причины нежелания выпускников работать на селе гораздо глубже, чем  финансовые затруднения при обустройстве на новом месте. Устраиваясь работать и жить на селе, выпускник выбирает не просто место работы, а образ своей дальнейшей жизни. И в немалой степени они зависят и от жилищных условий.

По данным мониторинга Минобразования 50% молодых специалистов-педагогов, трудоустроенных в 2007-2009 годах в муниципальных районах, нуждаются в  улучшении жилищных условий. Лишь 10% молодых специалистов имеют собственное жилье. В основном педагоги, приехавшие учить сельских детей, проживают со своими родителями или арендуют жилье.

- На селе молодым специалистам необходима не просто квартира, нужны целые усадьбы, чтобы они там "пускали корни", - считает министр образования Ирина Прозорова.

 

Однако проблема оттока молодых специалистов из школ не может быть сведена только к их социально-бытовому обеспечению. На селе часто нет желаемой нагрузки, часов мало, поэтому и зарплаты у молодых педагогов зачастую ниже, чем у коллег со стажем, либо у тех, кто трудится в городе.

Также на закрепляемость молодых специалистов в значительной мере влияет способность к адаптации вчерашних выпускников вузов и колледжей. Успешность же адаптации во многом зависит от конкретных условий труда на рабочем месте, от эффективной работы администрации школы, от поддержки коллектива. Значительная часть выпускников  вузов и коллежей региона принимаются школой, по мнению респондентов, по меньшей мере, равнодушно.

К тому же, необходимо учитывать и менталитет сельчан. Зачастую, получая финансовую поддержку, например «подъемные» в размере 20 тысяч рублей, молодой педагог получает вместе с этим и хорошую порцию негатива от своих односельчан. Даже небольшие деньги способны настроить против "счастливчика" часть преподавателей из своего же коллектива.

А что тогда говорить про "золотые" вакансии 500-тысячников?  Если выпускнику педуниверситета обещают 500 тысяч рублей за то, чтобы он отправился работать на селе, то те специалисты, кторые там оказались ранее и уже успешно трудятся, также начинают говорить о том, что они в свое время за свой трудовой подвиг не получили ничего. То есть, специалисты отмечают не только материальный, но морально-психологический аспект этой проблемы. 

Кстати, из 22 так называемых "золотых вакансий 500-тысячников" сегодня  заполнено всего 7. Получается, что 22 жителя региона могли бы получить по 500 тысяч рублей, отправившись преподавать математику и русский язык на село, но смелых оказалось всего семеро.

-  Не едут молодые специалисты в село, и, как мы поняли, не особо их прельщают эти деньги, - отмечает Ирина Прозорова. - Пока  я  вынуждена отметить невысокий результат по "золотым" вакансиям - всего 7 человек.

Поэтому в системе кадрового обеспечения Минобразования работа с молодыми специалистами должна вестись еще более активно. Она должна быть направлена на повышение интереса выпускников к педагогической деятельности, а также на преодоление чувства отчужденности между новичками и сельчан, а также повышение профессионализма молодых специалистов.

Мария Гавриленко

Фото автора