Поиск

Как вы корабль назовёте, так он и поплывёт. Это не только кораблей касается, но и хоккейных команд. История «Авангарда», каким мы его знаем – с красно-бело-черной формой и пикирующим ястребом, стилизованным под букву «А», – история фирменного стиля и ярких побед началась 12 лет назад. Тогда казалось, команда всего-то поменяла эмблему и клубные цвета. А на самом деле поменяла судьбу.

Автор и «ястребиной» эмблемы и традиционных цветов, которые теперь знает весь мир, – дизайнер Стас Иванченко, рекрутированный тогда, в 1998-м только-только пришедшим в команду на новую должность президента Анатолием Бардиным.

Сегодня мы узнаем от него в подробностях, как начиналась легенда.

Миссия выполнима

– На самом деле этот знак, «ястреб», стилизованный под букву «А», на все сто процентов отвечает духу хоккея, – говорит Стас, – зритель не любит команды, играющие от обороны. А «Авангард» всегда исповедовал атакующий стиль.

 

– Все начиналось в 1998-м?

– Нет, чуть раньше, в 1997-м. Меня в этот проект пригласил мой товарищ. Анатолий Бардин поставил перед нами, двумя молодыми людьми, задачу – наполнить до отказа трибуны на матчах «Авангарда». Сделать так, чтобы люди пошли на хоккей. Казалось бы, чисто коммерческая задача. Но мы решили пойти дальше и написали то, что назвали «Миссия клуба».

– Интересно. И в чем же была эта миссия?

 

– Увлечь молодёжь хоккеем. Увести молодых людей с улиц. Хоккей как альтернатива криминалу. Девяностые годы всё-таки были, не забывайте. И в этой миссии были такие слова: «Когда-нибудь, возможно, клуб будет защищать честь России на международной арене и выигрывать медали». Всё сбылось! Хоккей, благодаря поддержке областной власти, стал видом спорта номер один, молодёжь потянулась в хоккейные секции, наконец, клуб стал сильнейшим в России и затем в Европе.

И это лучшее из того, что могло случиться.

Против братвы и Голливуда

– Идея на самом деле была проста. Мы исходили из названия: «Авангард» – это передовой отряд. Соответственно стиль должен был быть штурмующий, атакующий. Первоначально хотели предложить название «Штурмовики», по аналогии с самолетами «Ил».

Но потом подумали: нет, не подходит. А вот ястреб... Да, это то, что надо! Свободолюбивая птица, агрессивная, хищная, не питающаяся падалью. Это отличает его от многих орлов.

И вообще – надо было создать героев для молодёжи. Героев, которые отодвинули бы на второй план ту же братву, которую именно в те времена начинали потихоньку романтизировать. Отодвинули бы и героев голливудских боевиков. Америка предлагала красивый продукт, мы должны были ответить адекватно.

И вот наш ответ. Это -– простые ребята. Они ничем не уступают придуманным суперменам. Но в отличие от них - они реальные. На них можно прийти посмотреть.

То, что объединяет

– Первый матч в новой форме, если я не ошибаюсь, – в августе 1998 года в Омске на Губернаторском кубке против шведской «Фрелунды»?

– Да, не ошибаетесь. Заполненный до отказа СКК. К нам впервые приехала шведская профессиональная команда. И вот они выходят на омский лёд в своей яркой форме, расписные, стилизованные под индейцев, агрессивные.

И навстречу выходит «Авангард» – менее расписной, но более агрессивный. Естественно, наши выиграли (смеётся). Стремление биться до конца, стремление отрабатывать доверие зрителей и те деньги, которые они платят, чтобы посмотреть это зрелище, – это тоже было заложено в миссии.

Получилась большая консолидирующая идея для жителей региона. Хоккей – это то, что объединяет. Потом появилось и фанатское движение, небывало активное по тем временным меркам. И сейчас о хоккее и об «Авангарде» говорят как о бренде региона, и я с этим полностью согласен.

Рождение эмблемы

 

– Все-таки хочу вас вернуть к букве «А», выполненной в виде пикирующего ястреба... Как появилась идея этой эмблемы?

 

– В школе единственное, что я умел рисовать, это орла, – говорит Иванченко. – Это единственное, что у меня получалось. И я рисовал орла всюду – в тетрадке, на парте. Привычка такая была. И когда думал над эмблемой «Авангарда», рука сама в очередной раз вывела на бумаге контурное изображение хищной птицы. Попробовал наложить на этот контур букву «А» – и получилось, совпало!

Уже позже, с развитием Интернета, выяснилось, что есть на Западе технология создания товарных знаков, исходя из первой буквы. Просто мы в Сибири этого не знали, действовали по наитию – и угадывали, как видите.

Народное название

 

– Ожидали, что команду будут называть «ястребами»?

 

– На самом деле почти всегда у топ-команд, у великих команд есть два названия – официальное и народное.

И вот когда в этой новой форме появились и стали играть Сушинский, Затонский, маленькие, юркие, которые забивали больше всех, ну как их назвать иначе? Только «ястребки»! Это легло на стиль игры. Если бы играли по-другому – были бы... ну, скажем, медведи или слоны! (смеется) Ребята просто поддержали эту концепцию. Я много общался с тем поколением хоккеистов, мы же были практически ровесники.

И вот сейчас смотрите: скажешь «ястреб»... какая первая ассоциация? Хоккеист. И только вторая – птица.

Три цвета – чистая психология

 

– Наряду со сменой эмблемы поменялись и клубные цвета. Были бело-голубые, стали красно-бело-чёрные...

 

– Это психология. Почему эти три цвета? Белый – это цвет открытости. Мы за чистый хоккей, мы за честный хоккей. Чёрный цвет – цвет тогдашней гостевой формы. Это цвет защиты. Всегда на Руси чёрное надевали, чтобы тебя не сглазили. Да, мы едем к вам в гости, но мы подготовлены. Красный цвет – традиционный русский. Он заменяет у нас слово «красивый». И ещё красный цвет привлекает внимание. Мы выходим на лёд – и всё внимание только на нас.

Надо отметить, что сейчас многие спортивные команды копируют этот авангардовский стиль, и по соотношению цветов и по их использованию, но без ложной скромности скажу – тогда мы были первыми.

Андрей Блохин

Как вы корабль назовёте, так он и поплывёт. Это не только кораблей касается, но и хоккейных команд. История «Авангарда», каким мы его знаем – с красно-бело-черной формой и пикирующим ястребом, стилизованным под букву «А», – история фирменного стиля и ярких побед началась 12 лет назад. Тогда казалось, команда всего-то поменяла эмблему и клубные цвета. А на самом деле поменяла судьбу.

Автор и «ястребиной» эмблемы и традиционных цветов, которые теперь знает весь мир, – дизайнер Стас Иванченко, рекрутированный тогда, в 1998-м только-только пришедшим в команду на новую должность президента Анатолием Бардиным.

Сегодня мы узнаем от него в подробностях, как начиналась легенда.

Миссия выполнима

– На самом деле этот знак, «ястреб», стилизованный под букву «А», на все сто процентов отвечает духу хоккея, – говорит Стас, – зритель не любит команды, играющие от обороны. А «Авангард» всегда исповедовал атакующий стиль.

 

– Все начиналось в 1998-м?

– Нет, чуть раньше, в 1997-м. Меня в этот проект пригласил мой товарищ. Анатолий Бардин поставил перед нами, двумя молодыми людьми, задачу – наполнить до отказа трибуны на матчах «Авангарда». Сделать так, чтобы люди пошли на хоккей. Казалось бы, чисто коммерческая задача. Но мы решили пойти дальше и написали то, что назвали «Миссия клуба».

– Интересно. И в чем же была эта миссия?

 

– Увлечь молодёжь хоккеем. Увести молодых людей с улиц. Хоккей как альтернатива криминалу. Девяностые годы всё-таки были, не забывайте. И в этой миссии были такие слова: «Когда-нибудь, возможно, клуб будет защищать честь России на международной арене и выигрывать медали». Всё сбылось! Хоккей, благодаря поддержке областной власти, стал видом спорта номер один, молодёжь потянулась в хоккейные секции, наконец, клуб стал сильнейшим в России и затем в Европе.

И это лучшее из того, что могло случиться.

Против братвы и Голливуда

– Идея на самом деле была проста. Мы исходили из названия: «Авангард» – это передовой отряд. Соответственно стиль должен был быть штурмующий, атакующий. Первоначально хотели предложить название «Штурмовики», по аналогии с самолетами «Ил».

Но потом подумали: нет, не подходит. А вот ястреб... Да, это то, что надо! Свободолюбивая птица, агрессивная, хищная, не питающаяся падалью. Это отличает его от многих орлов.

И вообще – надо было создать героев для молодёжи. Героев, которые отодвинули бы на второй план ту же братву, которую именно в те времена начинали потихоньку романтизировать. Отодвинули бы и героев голливудских боевиков. Америка предлагала красивый продукт, мы должны были ответить адекватно.

И вот наш ответ. Это -– простые ребята. Они ничем не уступают придуманным суперменам. Но в отличие от них - они реальные. На них можно прийти посмотреть.

То, что объединяет

– Первый матч в новой форме, если я не ошибаюсь, – в августе 1998 года в Омске на Губернаторском кубке против шведской «Фрелунды»?

– Да, не ошибаетесь. Заполненный до отказа СКК. К нам впервые приехала шведская профессиональная команда. И вот они выходят на омский лёд в своей яркой форме, расписные, стилизованные под индейцев, агрессивные.

И навстречу выходит «Авангард» – менее расписной, но более агрессивный. Естественно, наши выиграли (смеётся). Стремление биться до конца, стремление отрабатывать доверие зрителей и те деньги, которые они платят, чтобы посмотреть это зрелище, – это тоже было заложено в миссии.

Получилась большая консолидирующая идея для жителей региона. Хоккей – это то, что объединяет. Потом появилось и фанатское движение, небывало активное по тем временным меркам. И сейчас о хоккее и об «Авангарде» говорят как о бренде региона, и я с этим полностью согласен.

Рождение эмблемы

 

– Все-таки хочу вас вернуть к букве «А», выполненной в виде пикирующего ястреба... Как появилась идея этой эмблемы?

 

– В школе единственное, что я умел рисовать, это орла, – говорит Иванченко. – Это единственное, что у меня получалось. И я рисовал орла всюду – в тетрадке, на парте. Привычка такая была. И когда думал над эмблемой «Авангарда», рука сама в очередной раз вывела на бумаге контурное изображение хищной птицы. Попробовал наложить на этот контур букву «А» – и получилось, совпало!

Уже позже, с развитием Интернета, выяснилось, что есть на Западе технология создания товарных знаков, исходя из первой буквы. Просто мы в Сибири этого не знали, действовали по наитию – и угадывали, как видите.

Народное название

 

– Ожидали, что команду будут называть «ястребами»?

 

– На самом деле почти всегда у топ-команд, у великих команд есть два названия – официальное и народное.

И вот когда в этой новой форме появились и стали играть Сушинский, Затонский, маленькие, юркие, которые забивали больше всех, ну как их назвать иначе? Только «ястребки»! Это легло на стиль игры. Если бы играли по-другому – были бы... ну, скажем, медведи или слоны! (смеется) Ребята просто поддержали эту концепцию. Я много общался с тем поколением хоккеистов, мы же были практически ровесники.

И вот сейчас смотрите: скажешь «ястреб»... какая первая ассоциация? Хоккеист. И только вторая – птица.

Три цвета – чистая психология

 

– Наряду со сменой эмблемы поменялись и клубные цвета. Были бело-голубые, стали красно-бело-чёрные...

 

– Это психология. Почему эти три цвета? Белый – это цвет открытости. Мы за чистый хоккей, мы за честный хоккей. Чёрный цвет – цвет тогдашней гостевой формы. Это цвет защиты. Всегда на Руси чёрное надевали, чтобы тебя не сглазили. Да, мы едем к вам в гости, но мы подготовлены. Красный цвет – традиционный русский. Он заменяет у нас слово «красивый». И ещё красный цвет привлекает внимание. Мы выходим на лёд – и всё внимание только на нас.

Надо отметить, что сейчас многие спортивные команды копируют этот авангардовский стиль, и по соотношению цветов и по их использованию, но без ложной скромности скажу – тогда мы были первыми.

Андрей Блохин