Поиск

На вопросы РИА Омск-Информ отвечает министр экономики Омской области Игорь Мураев.

 

– Не является ли кластерный принцип планирования современной  модификацией старых добрых советских территориально-производственных комплексов?

– Кластер, по сути, продолжение традиций ТПК, но уже в новом, более мобильном и эффективном качестве. Главный принцип  кластера – серьезная научная составляющая, комплексный подход к организации производства и высокая добавленная стоимость на выходе. Экономика Омской области всегда строилась по этому принципу, возьмите хотя бы нефтехимию, машиностроение, АПК. В течение 20 лет накопленный потенциал был сохранен, что позволило достаточно успешно трансформировать его уже в рыночную экономику и сейчас эффективно развивать. Но раньше все работало на госзаказ, главная задача была – произвести. Сегодня главное – продать и получить прибыль для дальнейшего развития. Поэтому сначала изучается рынок, а уже под гарантированный спрос подстраиваются производственные программы. И выстраивается вся цепочка: кадры – обучение – наука – технологии – бизнес в комплексе производств – продажи на внутреннем и на внешнем рынках.

В этом плане для Омской области с характерной аграрно-индустриальной структурой экономики, кластерный подход еще больше позволяет повышать эластичность и конкурентоспособность в разных экономических условиях. А это в свою очередь позволяет многие факторы риска, связанные с возможными колебаниями финансово-экономической конъюнктуры, полностью нивелировать.

 

– Как вы видите схему развития малого и среднего бизнеса в Омской области? Мелкие предприниматели постоянно требуют внимания, своего рода вложения энергии. Надо, чтобы всем хватило этого «топлива» под названием «бизнес». И чтобы их интересы были защищены. Сейчас Собянин в Москве сносит киоски на улицах, а попробуй у нас те же сосисочные киоски начинать сносить, где студенты едят. Пойдет скандал.  

– В Москве другие правила и условия. Подобные решения нужно продумывать и внедрять очень аккуратно. Малый бизнес нельзя волевым решением взять и убрать. В одном месте убрали, он в другом всплыл. Например, в мэрии и Городском совете Омска считают, что если запретить торговать водкой ночью, то алкоголизм исчезнет. Такого не бывает.  Если нельзя торговать официально, то будут торговать нелегально со всеми вытекающими последствиями для бюджета и людей. О людях тоже нужно думать, принимая такие решения.

Сейчас в Омской области – порядка 90 тысяч субъектов малого бизнеса. Мэрия объявляет свои конкурсы по поддержке бизнеса, а получают эту поддержку единицы. Объявленные мэрией условия, льготы понятны. Но омский бизнес не ограничивается несколькими десятками бизнесменов. В Омске работает больше половины всех предпринимателей. Не получив поддержку у городской власти, они идут в областные министерства и ведомства, чтобы попасть в региональную программу поддержки малого и среднего бизнеса. Утверждение этой программы в обновленном виде – личная инициатива Губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева. Мы, в принципе, даже идем на смягчение условий по получению государственной поддержки, как это было сделано в прошлом году по компенсации части процентов по кредитам. Каждый год увеличиваем количество форм поддержки. В результате в этом году только прямые формы финансовой поддержки получают более 1000 предпринимателей. А с учетом обучения, информирования, выставочных мероприятий – в систему областной поддержки в этом году вовлечено более 20 тысяч предпринимателей.

– Среди омских бизнесменов постоянно идут разговоры, что в Омске бизнес умирает, надо уходить в другие регионы – Новосибирск, Тюмень, Москву, Краснодарский край.

– Да, это мнение предпринимателей города Омска. Куда приходят люди, решив заняться бизнесом? Первая инстанция – местная власть. А что происходит? Предприниматели встали на рынок «Релеро», их выгнали. Помните рынок «Ассорти» на Левобережье? Был хороший мини-рынок. Убрали. В Советском парке культуры и отдыха предприниматели хотели летом торговать. Не смогли получить разрешение. И сейчас продолжают мучиться с переоформлением арендных отношений.

Конечно, после подобных «хождений по мукам» люди уже никому не верят. Когда в прошлом году началась реализация областной программы по поддержке малого бизнеса, тоже сначала не верили. А сейчас уже на конкурсы по грантовой поддержке предпринимателей поступило более 1000 заявок. На конкурс по субсидиям процентных ставок по кредитам всегда не меньше 100 заявок. Интерес колоссальный. Для сравнения, на аналогичный конкурс, который проводила мэрия, поступило всего 11 заявок. Чувствуете разницу?

– А в районах как?

– Везде по-разному. В Русской Поляне, Полтавке, Называевске, Одесском, например, понимают, что это – будущее, тратят и силы, и средства. А в Саргатке поддерживают только на словах. Например, глава Саргатского района не может решить вопрос с предоставлением земли предпринимателю для расширения бизнеса. Но зато тот же глава активно протаскивает через районную комиссию две заявки на получение грантов по 200 тыс. рублей – своей жены и дочери. Сами по себе эти примеры характеризуют отношение главы района к развитию только так называемого «карманного» малого бизнеса. Но такие фактам мы всегда пресекаем.

Стараемся переломить ситуацию и в районах, и в отношениях с федеральными структурами. А также с банками, которые не стремятся поддерживать малый бизнес. Их принцип прост – дадим миллионы, но чтобы был гарантированный доход. Зачем им тратить силы и деньги на эту мелочь? Помогаем, включаем административные ресурсы, пробиваем людям кредиты. Решаем, какие проекты поддерживать. Например, начиная с 1 июня, сельские предприниматели под поручительства областного фонда привлекли кредитов на сумму 86 млн рублей. Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства сегодня в каждом муниципальном районе имеет свои филиалы и активно подключается к решению вопросов кредитования и предоставления земли.

– Что удалось сделать?

 

– В прошлом году на поддержку бизнес-проектов выделено более 100 губернаторских грантов, в этом – 248 грантов, и еще проводится конкурс. Поддерживаем только тех, кто реально работает. Выезжаем на место и оцениваем результат. В Крутинском районе предприниматель на грант оборудовал несколько гостевых домиков для рыбаков. В сутки за аренду домика – одна тысяча рублей! Рыбачь, отдыхай. За каждый проект идет конкретный спрос, а не так, что мы просто взяли и раздали деньги.

В Нововаршавке предприниматель аптеку открыл «Неболейка». У нас в Омске таких аптек нет, настолько все с душой сделано. Сейчас второй этаж достраивает – косметологический кабинет. Представляете, спа-салон в Нововаршавке – массажи, маски, макияжи. Эта сфера услуг всегда востребована. Есть много других интересных проектов: по переработке молока, леса, дикоросов, в сфере услуг и по народным промыслам.

– Ведется ли в области мониторинг востребованности бизнеса по сегментам рынка?

– Конечно. И в первую очередь везде нужны услуги: пошив одежды, услуги связанные со здоровьем, ветеринарные услуги. В районах их очень мало, люди обделены, им обидно. Хотя это направление бизнеса в районах области очень перспективно. Это одна из причин того, что губернатор обратил особое внимание на развитие именно сельского предпринимательства. Сегодня всем очень интересна переработка сельхозпродукции как животноводческой, так и продуктов растениеводства. Кроме того, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства провела в нескольких районах мониторинг и вместе с главами, предпринимателями составила перечни потребностей местных рынков по созданию новых конкурентоспособных бизнесов. Вот такой пример – многие сдают молоко на крупные молзаводы, а потом покупают у себя же в районе это молоко в магазинах по 35 рублей. Зачем? Если можно перерабатывать и продавать дешевле своим же землякам. В одном из районов целая война развернулась. Предприниматель сделал цех по переработке молока и стал продавать фасованные молпродукты. Чтобы выдавить его с рынка, крупный переработчик снизил цену на молоко. Омское село пошло в бизнес, и сразу крупные монополисты увидели в них потенциальных конкурентов.

В целом в районах области идут серьезные экономические процессы. Черлакский мясокомбинат ищет новые рынки сбыта, в город возит продукцию два раза в неделю. В Исилькуле, Нововаршавке то же самое. Предприниматели полностью закрывают спрос по основным продуктам питания у себя в районе, в том числе в школах, больницах.

«АVA-компани» создало крупнейший деревоперерабатывающий завод. В итоге на севере заготовка леса за год выросла сразу в полтора раза. То же самое с «Леспромом». Вокруг этого бюджетного учреждения планируется серьезное развитие проектов по переработке: мебель, стройматериалы. А дикоросы? В одном из сел Большеуковского района несколько человек за сезон собирают до 70 тонн клюквы. Три КамАЗа! Северяне приезжают и скупают ее машинами. В той же Русской Поляне в этом году ранетки скупили полностью и увезли на север. Такие возможности необходимо больше использовать.

 

– Сельский предприниматель уже нашел свое место на рынке?

– Еще в поиске, но мы помогаем и будем помогать селянам в сбыте собственной продукции. Это – принципиальная позиция Губернатора и Правительства области. Сейчас организованы социальные рынки, где предприниматели из районов области получили возможность реализовать свою продукцию напрямую, без посредников. Задача не из простых, так как необходимо не только убедить предпринимателей в преимуществах торговли без перекупщиков, но и отследить качество продукции. Поэтому на площадках постоянно работают специалисты Роспотребнадзора, ветеринарной службы.  Зато цены на социальных ярмарках низкие – 18-20 рублей за литр молока 2,5-процентной жирности.

 

– Эти ярмарки будут постоянными?

– По крайней мере, каждую пятницу и субботу они будут работать. Посмотрим динамику продаж и, возможно, еще организуем несколько площадок. Вопрос в том, чтобы городская власть тоже не оставалась равнодушной к подобным социальным акциям. Недавно городские специалисты предложили площадку на улице Фугенфирова, где уже работает рынок и вокруг пять магазинов. Кому там нужна ярмарка? Предпринимателям, которые ничего не продадут? Непонятно… Также были случаи, что  с крестьян, которые приехали торговать на эти ярмарки, какие-то ретивые активисты сразу попытались требовать деньги «на уборку территории». Но мы это дело быстро пресекли и сейчас очень жестко контролируем, организовали постоянное дежурство сотрудников отраслевых министерств.

 

– На ваш взгляд, этот механизм по выравниванию цен в городе работает? Ведь цены в супермаркетах достаточно высокие.

– Очень высокие. Во-первых, сети не заинтересованы в работе с теми, кто продает дешевле. Не хотят возиться и со скоропортящимися продуктами. Натуральное молоко хранится всего несколько дней, потом его надо возвращать, это проблема. Им легче работать с пакетированным молоком, которое хранится месяц.

Вообще, идет теневая манипуляция спросом. Сначала гречка, потом пшено, которое никто не брал. Прошла информация, что подорожает. И все – ажиотаж. В начале октября предприниматели на социальные ярмарки пшено везти не хотели, думали, никто не купит. А между тем, предпринимателям из Нововаршавки пришлось дважды завозить крупу на ярмарку. Ее просто сметали. За две недели продано уже 1,3 тонны.

Кто-то пользуется тем, что система не подготовлена, товар сразу трудно восполнить, и зарабатывает на этом большие деньги. Но цена-то уже зафиксировалась. Смотрите – уровень цен на гречку 55 рублей. То же с молоком. Подняли цену, говорят, не хватает в области молока для переработки. А его производится даже больше, чем в прошлом году. И УФАС не торопится что-либо делать для снижения цен. Реакция и наказание здесь должны быть моментальными и максимально жесткими. Иначе выправить ситуацию невозможно.

– Возможность приватизации муниципальных рынков получила широкий общественный резонанс. Складывается впечатление, что идет распродажа городского имущества.

– Безусловно, есть опасения, что четыре муниципальных рынка могут быть проданы по бросовым ценам. И небезосновательные, учитывая опыт предыдущих торгов, когда омские муниципальные рынки ушли в частные руки по стартовым ценам. Общая цена продажи первых четырех рынков составила порядка 240 млн рублей. В пересчете на один квадратный метр площади Первомайский рынок обошелся новому собственнику в 2008 году в 5 тыс. рублей, Кировский, Амурский и Октябрьский  в  2009 году – от 34 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Сейчас в муниципальной собственности находятся Ленинский, Левобережный, Центральный и Советский рынки.  Они были включены в городскую программу приватизации на 2010 год, затем – в проект аналогичной программы на 2011 год. Их общая балансовая стоимость не превышает 63 млн рублей. Квадратный метр Центрального рынка оценивается в две тысячи рублей,  Ленинского – в четыре тысячи рублей. За какую цену их выставят на продажу – сказать трудно, но на мой взгляд, сейчас делается все, чтобы доказать бесперспективность, экономическую неэффективность их сохранения в виде муниципального предприятия.

Посудите сами, по данным Омскстата, на Центральном рынке остаются пустыми 59 процентов торговых мест, на Ленинском и Советском – по 30, на Левобережном – 19. Не идут товаропроизводители на рынки, хотя вроде бы и арендную плату муниципалитет официально не поднимал здесь с 2008 года. Здесь можно сделать только один вывод, их не пускают перекупщики, не дают свободно торговать своей продукцией по низким ценам. В результате, пустые места на рынках, непрозрачность в финансовых взаимоотношениях с продавцами приводят к существенным потерям налогов в бюджет. За 9 месяцев этого года от МУП города Омска «Муниципальные рынки», то есть всех четырех его филиалов в территориальный бюджет поступило всего 979 тысяч рублей налоговых платежей.

Для сравнения, за 2008 и 2009 годы объем поступлений составил соответственно 77 млн рублей и 46 млн рублей. Напрямую сравнивать эти цифры конечно нельзя, так как четыре рынка из состава предприятия ушли. Но если смотреть по этому году, то в расчете на одно «фактически используемое» торговое место МУП уплатил в бюджет за 9 месяцев лишь 448 рублей, а в расчете на месяц – 50 рублей.

– За прошедший год у региона были серьезные экономические риски?

 

– Главный финансовый инструмент региона – бюджет – был сформирован очень оптимально. Правительство региона не сократило социальный пакет, хотя и пришлось перейти на жесткий контроль расходов. При этом Правительство области пошло на существенное увеличение поддержки малого бизнеса. В 2009 году ее объемы выросли в восемь раз. Реализовывалась специальная антикризисная программа по снижению безработицы. Кроме того, уже в прошлом году заработал ряд инвестиционных проектов. Они предоставили возможность трудоустроиться тысячам омичей. Те же сети – «Ашан», «Метро», «Мега», «Икея», «ОБИ»  пополнили бюджет на 130 млн рублей. За 9 месяцев этого года – уже 250 миллионов рублей.

– Но в следующем году снова есть серьезный риск – общая налоговая база поднимется до 34%?

– Такого резкого движения по налогам не было давно. Это принципиальное решение федерального центра, и изменить его, как бы ни хотелось, мы не можем. Самое болезненное то, что пострадает от этого повышения в большей степени не столько бизнес, сколько региональные и муниципальные бюджеты. Бизнес найдет способы оптимизировать расходы, либо будет меньше платить зарплату. Консультанты отмечают небывалый рост обращений за схемами минимизации налогов на фонд оплаты труда. А с зарплатой тесно связан налог на доходы физических лиц. Это региональный налог, значит, региональный бюджет недополучит серьезный объем доходов. Еще один способ оптимизации у бизнеса – отнесение страховых взносов на расходы для уменьшения налога на прибыль или налогов по «упрощенке». Это снова региональные и местные налоги. А при уменьшении прибыли у предприятий становится меньше возможностей для модернизации и инвестиционного развития. Здесь есть опасность снижения темпов промышленного производства и инвестиций. Следовательно, снова надо продумывать целую систему мер, чтобы все это компенсировать и в экономике, и в бюджетной сфере. Задача следующего года не просто исполнить бюджет, не в цифре дело. Нужно сделать больше, чем запланировано, добиться максимальных результатов в развитии бизнеса Омской области. 

На вопросы РИА Омск-Информ отвечает министр экономики Омской области Игорь Мураев.

 

– Не является ли кластерный принцип планирования современной  модификацией старых добрых советских территориально-производственных комплексов?

– Кластер, по сути, продолжение традиций ТПК, но уже в новом, более мобильном и эффективном качестве. Главный принцип  кластера – серьезная научная составляющая, комплексный подход к организации производства и высокая добавленная стоимость на выходе. Экономика Омской области всегда строилась по этому принципу, возьмите хотя бы нефтехимию, машиностроение, АПК. В течение 20 лет накопленный потенциал был сохранен, что позволило достаточно успешно трансформировать его уже в рыночную экономику и сейчас эффективно развивать. Но раньше все работало на госзаказ, главная задача была – произвести. Сегодня главное – продать и получить прибыль для дальнейшего развития. Поэтому сначала изучается рынок, а уже под гарантированный спрос подстраиваются производственные программы. И выстраивается вся цепочка: кадры – обучение – наука – технологии – бизнес в комплексе производств – продажи на внутреннем и на внешнем рынках.

В этом плане для Омской области с характерной аграрно-индустриальной структурой экономики, кластерный подход еще больше позволяет повышать эластичность и конкурентоспособность в разных экономических условиях. А это в свою очередь позволяет многие факторы риска, связанные с возможными колебаниями финансово-экономической конъюнктуры, полностью нивелировать.

 

– Как вы видите схему развития малого и среднего бизнеса в Омской области? Мелкие предприниматели постоянно требуют внимания, своего рода вложения энергии. Надо, чтобы всем хватило этого «топлива» под названием «бизнес». И чтобы их интересы были защищены. Сейчас Собянин в Москве сносит киоски на улицах, а попробуй у нас те же сосисочные киоски начинать сносить, где студенты едят. Пойдет скандал.  

– В Москве другие правила и условия. Подобные решения нужно продумывать и внедрять очень аккуратно. Малый бизнес нельзя волевым решением взять и убрать. В одном месте убрали, он в другом всплыл. Например, в мэрии и Городском совете Омска считают, что если запретить торговать водкой ночью, то алкоголизм исчезнет. Такого не бывает.  Если нельзя торговать официально, то будут торговать нелегально со всеми вытекающими последствиями для бюджета и людей. О людях тоже нужно думать, принимая такие решения.

Сейчас в Омской области – порядка 90 тысяч субъектов малого бизнеса. Мэрия объявляет свои конкурсы по поддержке бизнеса, а получают эту поддержку единицы. Объявленные мэрией условия, льготы понятны. Но омский бизнес не ограничивается несколькими десятками бизнесменов. В Омске работает больше половины всех предпринимателей. Не получив поддержку у городской власти, они идут в областные министерства и ведомства, чтобы попасть в региональную программу поддержки малого и среднего бизнеса. Утверждение этой программы в обновленном виде – личная инициатива Губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева. Мы, в принципе, даже идем на смягчение условий по получению государственной поддержки, как это было сделано в прошлом году по компенсации части процентов по кредитам. Каждый год увеличиваем количество форм поддержки. В результате в этом году только прямые формы финансовой поддержки получают более 1000 предпринимателей. А с учетом обучения, информирования, выставочных мероприятий – в систему областной поддержки в этом году вовлечено более 20 тысяч предпринимателей.

– Среди омских бизнесменов постоянно идут разговоры, что в Омске бизнес умирает, надо уходить в другие регионы – Новосибирск, Тюмень, Москву, Краснодарский край.

– Да, это мнение предпринимателей города Омска. Куда приходят люди, решив заняться бизнесом? Первая инстанция – местная власть. А что происходит? Предприниматели встали на рынок «Релеро», их выгнали. Помните рынок «Ассорти» на Левобережье? Был хороший мини-рынок. Убрали. В Советском парке культуры и отдыха предприниматели хотели летом торговать. Не смогли получить разрешение. И сейчас продолжают мучиться с переоформлением арендных отношений.

Конечно, после подобных «хождений по мукам» люди уже никому не верят. Когда в прошлом году началась реализация областной программы по поддержке малого бизнеса, тоже сначала не верили. А сейчас уже на конкурсы по грантовой поддержке предпринимателей поступило более 1000 заявок. На конкурс по субсидиям процентных ставок по кредитам всегда не меньше 100 заявок. Интерес колоссальный. Для сравнения, на аналогичный конкурс, который проводила мэрия, поступило всего 11 заявок. Чувствуете разницу?

– А в районах как?

– Везде по-разному. В Русской Поляне, Полтавке, Называевске, Одесском, например, понимают, что это – будущее, тратят и силы, и средства. А в Саргатке поддерживают только на словах. Например, глава Саргатского района не может решить вопрос с предоставлением земли предпринимателю для расширения бизнеса. Но зато тот же глава активно протаскивает через районную комиссию две заявки на получение грантов по 200 тыс. рублей – своей жены и дочери. Сами по себе эти примеры характеризуют отношение главы района к развитию только так называемого «карманного» малого бизнеса. Но такие фактам мы всегда пресекаем.

Стараемся переломить ситуацию и в районах, и в отношениях с федеральными структурами. А также с банками, которые не стремятся поддерживать малый бизнес. Их принцип прост – дадим миллионы, но чтобы был гарантированный доход. Зачем им тратить силы и деньги на эту мелочь? Помогаем, включаем административные ресурсы, пробиваем людям кредиты. Решаем, какие проекты поддерживать. Например, начиная с 1 июня, сельские предприниматели под поручительства областного фонда привлекли кредитов на сумму 86 млн рублей. Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства сегодня в каждом муниципальном районе имеет свои филиалы и активно подключается к решению вопросов кредитования и предоставления земли.

– Что удалось сделать?

 

– В прошлом году на поддержку бизнес-проектов выделено более 100 губернаторских грантов, в этом – 248 грантов, и еще проводится конкурс. Поддерживаем только тех, кто реально работает. Выезжаем на место и оцениваем результат. В Крутинском районе предприниматель на грант оборудовал несколько гостевых домиков для рыбаков. В сутки за аренду домика – одна тысяча рублей! Рыбачь, отдыхай. За каждый проект идет конкретный спрос, а не так, что мы просто взяли и раздали деньги.

В Нововаршавке предприниматель аптеку открыл «Неболейка». У нас в Омске таких аптек нет, настолько все с душой сделано. Сейчас второй этаж достраивает – косметологический кабинет. Представляете, спа-салон в Нововаршавке – массажи, маски, макияжи. Эта сфера услуг всегда востребована. Есть много других интересных проектов: по переработке молока, леса, дикоросов, в сфере услуг и по народным промыслам.

– Ведется ли в области мониторинг востребованности бизнеса по сегментам рынка?

– Конечно. И в первую очередь везде нужны услуги: пошив одежды, услуги связанные со здоровьем, ветеринарные услуги. В районах их очень мало, люди обделены, им обидно. Хотя это направление бизнеса в районах области очень перспективно. Это одна из причин того, что губернатор обратил особое внимание на развитие именно сельского предпринимательства. Сегодня всем очень интересна переработка сельхозпродукции как животноводческой, так и продуктов растениеводства. Кроме того, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства провела в нескольких районах мониторинг и вместе с главами, предпринимателями составила перечни потребностей местных рынков по созданию новых конкурентоспособных бизнесов. Вот такой пример – многие сдают молоко на крупные молзаводы, а потом покупают у себя же в районе это молоко в магазинах по 35 рублей. Зачем? Если можно перерабатывать и продавать дешевле своим же землякам. В одном из районов целая война развернулась. Предприниматель сделал цех по переработке молока и стал продавать фасованные молпродукты. Чтобы выдавить его с рынка, крупный переработчик снизил цену на молоко. Омское село пошло в бизнес, и сразу крупные монополисты увидели в них потенциальных конкурентов.

В целом в районах области идут серьезные экономические процессы. Черлакский мясокомбинат ищет новые рынки сбыта, в город возит продукцию два раза в неделю. В Исилькуле, Нововаршавке то же самое. Предприниматели полностью закрывают спрос по основным продуктам питания у себя в районе, в том числе в школах, больницах.

«АVA-компани» создало крупнейший деревоперерабатывающий завод. В итоге на севере заготовка леса за год выросла сразу в полтора раза. То же самое с «Леспромом». Вокруг этого бюджетного учреждения планируется серьезное развитие проектов по переработке: мебель, стройматериалы. А дикоросы? В одном из сел Большеуковского района несколько человек за сезон собирают до 70 тонн клюквы. Три КамАЗа! Северяне приезжают и скупают ее машинами. В той же Русской Поляне в этом году ранетки скупили полностью и увезли на север. Такие возможности необходимо больше использовать.

 

– Сельский предприниматель уже нашел свое место на рынке?

– Еще в поиске, но мы помогаем и будем помогать селянам в сбыте собственной продукции. Это – принципиальная позиция Губернатора и Правительства области. Сейчас организованы социальные рынки, где предприниматели из районов области получили возможность реализовать свою продукцию напрямую, без посредников. Задача не из простых, так как необходимо не только убедить предпринимателей в преимуществах торговли без перекупщиков, но и отследить качество продукции. Поэтому на площадках постоянно работают специалисты Роспотребнадзора, ветеринарной службы.  Зато цены на социальных ярмарках низкие – 18-20 рублей за литр молока 2,5-процентной жирности.

 

– Эти ярмарки будут постоянными?

– По крайней мере, каждую пятницу и субботу они будут работать. Посмотрим динамику продаж и, возможно, еще организуем несколько площадок. Вопрос в том, чтобы городская власть тоже не оставалась равнодушной к подобным социальным акциям. Недавно городские специалисты предложили площадку на улице Фугенфирова, где уже работает рынок и вокруг пять магазинов. Кому там нужна ярмарка? Предпринимателям, которые ничего не продадут? Непонятно… Также были случаи, что  с крестьян, которые приехали торговать на эти ярмарки, какие-то ретивые активисты сразу попытались требовать деньги «на уборку территории». Но мы это дело быстро пресекли и сейчас очень жестко контролируем, организовали постоянное дежурство сотрудников отраслевых министерств.

 

– На ваш взгляд, этот механизм по выравниванию цен в городе работает? Ведь цены в супермаркетах достаточно высокие.

– Очень высокие. Во-первых, сети не заинтересованы в работе с теми, кто продает дешевле. Не хотят возиться и со скоропортящимися продуктами. Натуральное молоко хранится всего несколько дней, потом его надо возвращать, это проблема. Им легче работать с пакетированным молоком, которое хранится месяц.

Вообще, идет теневая манипуляция спросом. Сначала гречка, потом пшено, которое никто не брал. Прошла информация, что подорожает. И все – ажиотаж. В начале октября предприниматели на социальные ярмарки пшено везти не хотели, думали, никто не купит. А между тем, предпринимателям из Нововаршавки пришлось дважды завозить крупу на ярмарку. Ее просто сметали. За две недели продано уже 1,3 тонны.

Кто-то пользуется тем, что система не подготовлена, товар сразу трудно восполнить, и зарабатывает на этом большие деньги. Но цена-то уже зафиксировалась. Смотрите – уровень цен на гречку 55 рублей. То же с молоком. Подняли цену, говорят, не хватает в области молока для переработки. А его производится даже больше, чем в прошлом году. И УФАС не торопится что-либо делать для снижения цен. Реакция и наказание здесь должны быть моментальными и максимально жесткими. Иначе выправить ситуацию невозможно.

– Возможность приватизации муниципальных рынков получила широкий общественный резонанс. Складывается впечатление, что идет распродажа городского имущества.

– Безусловно, есть опасения, что четыре муниципальных рынка могут быть проданы по бросовым ценам. И небезосновательные, учитывая опыт предыдущих торгов, когда омские муниципальные рынки ушли в частные руки по стартовым ценам. Общая цена продажи первых четырех рынков составила порядка 240 млн рублей. В пересчете на один квадратный метр площади Первомайский рынок обошелся новому собственнику в 2008 году в 5 тыс. рублей, Кировский, Амурский и Октябрьский  в  2009 году – от 34 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Сейчас в муниципальной собственности находятся Ленинский, Левобережный, Центральный и Советский рынки.  Они были включены в городскую программу приватизации на 2010 год, затем – в проект аналогичной программы на 2011 год. Их общая балансовая стоимость не превышает 63 млн рублей. Квадратный метр Центрального рынка оценивается в две тысячи рублей,  Ленинского – в четыре тысячи рублей. За какую цену их выставят на продажу – сказать трудно, но на мой взгляд, сейчас делается все, чтобы доказать бесперспективность, экономическую неэффективность их сохранения в виде муниципального предприятия.

Посудите сами, по данным Омскстата, на Центральном рынке остаются пустыми 59 процентов торговых мест, на Ленинском и Советском – по 30, на Левобережном – 19. Не идут товаропроизводители на рынки, хотя вроде бы и арендную плату муниципалитет официально не поднимал здесь с 2008 года. Здесь можно сделать только один вывод, их не пускают перекупщики, не дают свободно торговать своей продукцией по низким ценам. В результате, пустые места на рынках, непрозрачность в финансовых взаимоотношениях с продавцами приводят к существенным потерям налогов в бюджет. За 9 месяцев этого года от МУП города Омска «Муниципальные рынки», то есть всех четырех его филиалов в территориальный бюджет поступило всего 979 тысяч рублей налоговых платежей.

Для сравнения, за 2008 и 2009 годы объем поступлений составил соответственно 77 млн рублей и 46 млн рублей. Напрямую сравнивать эти цифры конечно нельзя, так как четыре рынка из состава предприятия ушли. Но если смотреть по этому году, то в расчете на одно «фактически используемое» торговое место МУП уплатил в бюджет за 9 месяцев лишь 448 рублей, а в расчете на месяц – 50 рублей.

– За прошедший год у региона были серьезные экономические риски?

 

– Главный финансовый инструмент региона – бюджет – был сформирован очень оптимально. Правительство региона не сократило социальный пакет, хотя и пришлось перейти на жесткий контроль расходов. При этом Правительство области пошло на существенное увеличение поддержки малого бизнеса. В 2009 году ее объемы выросли в восемь раз. Реализовывалась специальная антикризисная программа по снижению безработицы. Кроме того, уже в прошлом году заработал ряд инвестиционных проектов. Они предоставили возможность трудоустроиться тысячам омичей. Те же сети – «Ашан», «Метро», «Мега», «Икея», «ОБИ»  пополнили бюджет на 130 млн рублей. За 9 месяцев этого года – уже 250 миллионов рублей.

– Но в следующем году снова есть серьезный риск – общая налоговая база поднимется до 34%?

– Такого резкого движения по налогам не было давно. Это принципиальное решение федерального центра, и изменить его, как бы ни хотелось, мы не можем. Самое болезненное то, что пострадает от этого повышения в большей степени не столько бизнес, сколько региональные и муниципальные бюджеты. Бизнес найдет способы оптимизировать расходы, либо будет меньше платить зарплату. Консультанты отмечают небывалый рост обращений за схемами минимизации налогов на фонд оплаты труда. А с зарплатой тесно связан налог на доходы физических лиц. Это региональный налог, значит, региональный бюджет недополучит серьезный объем доходов. Еще один способ оптимизации у бизнеса – отнесение страховых взносов на расходы для уменьшения налога на прибыль или налогов по «упрощенке». Это снова региональные и местные налоги. А при уменьшении прибыли у предприятий становится меньше возможностей для модернизации и инвестиционного развития. Здесь есть опасность снижения темпов промышленного производства и инвестиций. Следовательно, снова надо продумывать целую систему мер, чтобы все это компенсировать и в экономике, и в бюджетной сфере. Задача следующего года не просто исполнить бюджет, не в цифре дело. Нужно сделать больше, чем запланировано, добиться максимальных результатов в развитии бизнеса Омской области.