Поиск

Есть такое хобби — коллекцинировать солдатиков и модели военной техники. Те, кто сами из всего этого создают целые композиции и диорамы, называют это увлечете военно-исторической миниатюрой и стендовым моделизмом. Известный омский журнатист Никита Мисюров фигурки лепит сам из термопластики. Их размеры в высоту не превышают пяти сантиметров, а лицо у каждой скульптуры не больше ногтя на мизинце. Секретами творчества автор охотно поделился с нашим корреспондентом.

Военно-исторической миниатюрой Никита Мисюров увлекается давно. Но профессионально относиться к своему хобби, по его собственным словам, стал последние пять-шесть лет. В детстве ему в наследство от отца досталась коллекция масштабных моделей кораблей времен Русско-японской войны. Весь флот, естественно, потом погиб в беспощадных схватках», — признается Никита. По его словам, позже он сам стат собирать масштабные модели — только уже самолетов и вертолетов. Однако истинная любовь к моделизму проснулась у автора тогда, когда на российском рынке стати появляться модели-копии военной техники, пушек, минометов и солдатиков.

На сборку и окраску, например, танка порою уходит несколько месяцев. А фигурка солдатика может собираться из пары десятков деталей — отдельно руки, ноги, туловище, голова, каска, детали амуниции и оружие. Серьезные моделисты очень дотошно относятся к соблюдению исторической достоверности, при работе над каждой моделью используют оригинальные чертежи, документы и фотографии реальных образцов техники. Самая распространенная тематика военно-исторической миниатюры — Античность и Средневековье, наполеоновские войны, Вторая мировая война и Великая Отечественная, боевые действия во Вьетнаме, Афганистане и на Северном Кавказе.

Хобби Никиты Мисюрова начиналосьс миниатюр и композиций на тему Великой Отечественной войны. Кстати, сейчас некоторые его работы можно увидеть на выставке «Стойкий оловянный солдатик» в Омском государственном краеведческом музее. Одной из самых грандиозных, по признанию автора. в его творчестве стала диорама, посвященная Сталинградской битве. На ней размещено более 60 фигурок, а вся композиция едва умещается на письменном столе и весит несколько килограммов. Эта работа заняла у него несколько месяцев. «Помню, что даже в новогоднюю ночь я нашел время для того, чтобы доделать модель танка Т- 34 и установить на композиции очередную партию фигурок». — вспоминает Никита Мисюров. На диораме изображены два полуразрушенных этажа и подвальное помещение знаменитого дома Павлова, который во время Сталинградской битвы с сентября по ноябрь 1942 года героически удерживали два десятка советских бойцов. Саму идею диорамы, говорит Никита, ему подсказал цикл документальных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. «В одной из серий немецкие и русские ветераны делились воспоминаниями о том, как вели друг с другом зимой 1942—1943 гг. городские бои в Сталинграде. Там каждый дом и улица были превращены в неприступные крепости и укрепления. Ветераны рассказывали, что приходилось даже в буквальном смысле делить между собой этажи зданий: внизу наши, сверху немцы, потом опять наши. Это я и постарался передать в своей диораме», — рассказывает автор. По словам Никиты, для работы над этим проектом он проштудировал целый архив фото и кинохроники тех лет, прочитал несколько книг с воспоминаниями очевидцев и участников этой битвы — немецких и советских солдат и генералов.

Также пришлось найти в библиотеке учебник по архитектуре за 1982 год, для того чтобы максимально точно воспроизвести в масштабе архитектурные особенности этого легендарного здания, превращенного воинами Красной армии в бастион. На всю композицию ушло около семи банок акриловой краски, пять-шесть пачек салфеток (для имитации обоев), пенопласт из-под четырех компьютеров (на лестничные пролеты и стены здания), два тюбика зубной пасты (для имитации штукатурки). 9 пачек соды для создания снега, 11 больших флаконов клея ПВА, около одного килограмма алебастра.

«Больше всего пришлось думать над тем, из чего сделать батареи отопления и дверные звонки. В итоге радиаторы смастерил из склеенных параллельно зубьев нескольких расчесок, а звонки — из упаковок из-под таблеток», — говорит Никита. Эта работа принимала участие в ежегодном всероссийском виртуальном конкурсе стендового моделизма в 2004 году. Одна из фигурок, расположенных на диораме,— советского бойца, держащего обугленного плюшевого медведя (под названием «Воин Красной Армии, спаси!»), — завоевала третье место в номинации «Фигуры в масштабе 1:35 и 54 мм». Однако всю композицию многие коллеги по хобби по достоинству не оценили, посоветовав автору больше не увлекаться военно-историческим гигантизмом. Как признается мой собеседник, этот совет пошел впрок — теперь он старается не распылять творческий замысел и относится к своим работам с большей самокритичностью.

Сегодня Никита Мисюров в своем хобби переключился на создание скульптурных миниатюр полностью своими руками. Говорит, это заставляет серьезно стремиться повышать мастерство, а главное — позволяет максимально эффективно воплотить в жизнь любую творческую идею. Инструментами, помимо пальцев, служат скальпель, закругленный обратный конец тонкой кисти, острие обычного шила и швейная игла. А материалом для скульптур служит художественная пластика, которая после температурного обжига по крепости не уступает пластмассе. Затем фигура расписывается масляными красками, темперой и если надо, металликами. Никита признается, что профессионального художественного образования по скульптуре у него нет, только незаконченные четыре класса художественной школы. Помогают специализированные интернет-сайты и форумы для тех, кто занимается скульптурными миниатюрами. Там всегда можно найти интересующие материалы по анатомии человека или животных, подробный разбор мимики, жестов, движений человеческого тела, фотографии, иллюстрирующие характерные особенности военной формы и амуниции интересующего периода, и многое другое.

А для придания портретного сходства определенному персонажу делается целая подборка фотографий с различных ракурсов. Главное при этом — поистине железное терпение. Попробуйте из маленького кусочка пластики, помещенного на кончик спички, вылепить лицо, например, известного киноактера. Причем так, чтобы максимально точно передать его эмоции. Весь процесс будет состоять почти из двух десятков этапов: сначала воспроизводится форма головы, потом глазные впадины, брови, веки, глаза, переносица, губы и складки рта, скулы, подбородок и так далее. Одни только глаза по размеру едва помещаются на кончике иглы. Мой собеседник признается, что только на это порою уходит несколько бессонных ночей. А работа над всей фигурой может занять не одну неделю. Проволочный каркас— «скелет» постепенно обрастает группами мышц, на которые потом накладываются соответствующие складки одежды, ремни, обувь, головной убор.

«Черпать вдохновение, как правило, помогает профессия журналиста. Во-первых, очень много общаешься с людьми и видишь их эмоции в различных ситуациях. Во-вторых, в силу, наверное, профессиональной привычки замечаешь многие детали вокруг. Видишь характерные образы и ситуации, интересуешся кадрами с места событий, снимками известных людей»,—объясняет Никита. Наверное, поэтому среди последних его работ — бюст Александра Колчака, фигуры голливудских актеров Микки Рурка, Брендона Ли, Мэла Гибсона, бюсты легендарных музыкантов Джимми Моррисона и Боба Марли и многое другое. Сейчас, например, автор работает над одной очень любопытной миниатюрной скульптурой. «Фотографию, на которой Владимир Путин стоит с обнаженным торсом, охотничьим ножом на поясе и с удочкой в руках, наверное, видел каждый. У меня такая висит в кабинете. Я как-то подумал: а слабо мне сделать такую фигуру?» — улыбается Никита. Открою секрет — если судить по наброскам, получается весьма похоже на российского лидера.

Сейчас к хобби Никиты Мисюрова активно подключается его сын Всеволод. Ему всего семь лет, но он, глядя на папу, уже практически самостоятельно лепит фигурки. В детском саду его поделки из пластилина разительно отличаются от остальных. «Стоит мне только включить лампу, сесть за стол и взять в руки пластику, как сын уже тут как тут. А недавно Всеволод заявил, что мы должны поделить инструменты — ведь у него своих нет», — смеется мой собеседник. И говорит, что их с сыном мечта — вместе собрать давно пылящуюся на полке модель «понтнака» 1960 года выпуска в масштабе 1:25 и поставить рядом с ней фигурку Элвиса Пресли. Мне же остается только пожелать автору дальнейших успехов и признания.

Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИМ

Есть такое хобби — коллекцинировать солдатиков и модели военной техники. Те, кто сами из всего этого создают целые композиции и диорамы, называют это увлечете военно-исторической миниатюрой и стендовым моделизмом. Известный омский журнатист Никита Мисюров фигурки лепит сам из термопластики. Их размеры в высоту не превышают пяти сантиметров, а лицо у каждой скульптуры не больше ногтя на мизинце. Секретами творчества автор охотно поделился с нашим корреспондентом.

Военно-исторической миниатюрой Никита Мисюров увлекается давно. Но профессионально относиться к своему хобби, по его собственным словам, стал последние пять-шесть лет. В детстве ему в наследство от отца досталась коллекция масштабных моделей кораблей времен Русско-японской войны. Весь флот, естественно, потом погиб в беспощадных схватках», — признается Никита. По его словам, позже он сам стат собирать масштабные модели — только уже самолетов и вертолетов. Однако истинная любовь к моделизму проснулась у автора тогда, когда на российском рынке стати появляться модели-копии военной техники, пушек, минометов и солдатиков.

На сборку и окраску, например, танка порою уходит несколько месяцев. А фигурка солдатика может собираться из пары десятков деталей — отдельно руки, ноги, туловище, голова, каска, детали амуниции и оружие. Серьезные моделисты очень дотошно относятся к соблюдению исторической достоверности, при работе над каждой моделью используют оригинальные чертежи, документы и фотографии реальных образцов техники. Самая распространенная тематика военно-исторической миниатюры — Античность и Средневековье, наполеоновские войны, Вторая мировая война и Великая Отечественная, боевые действия во Вьетнаме, Афганистане и на Северном Кавказе.

Хобби Никиты Мисюрова начиналосьс миниатюр и композиций на тему Великой Отечественной войны. Кстати, сейчас некоторые его работы можно увидеть на выставке «Стойкий оловянный солдатик» в Омском государственном краеведческом музее. Одной из самых грандиозных, по признанию автора. в его творчестве стала диорама, посвященная Сталинградской битве. На ней размещено более 60 фигурок, а вся композиция едва умещается на письменном столе и весит несколько килограммов. Эта работа заняла у него несколько месяцев. «Помню, что даже в новогоднюю ночь я нашел время для того, чтобы доделать модель танка Т- 34 и установить на композиции очередную партию фигурок». — вспоминает Никита Мисюров. На диораме изображены два полуразрушенных этажа и подвальное помещение знаменитого дома Павлова, который во время Сталинградской битвы с сентября по ноябрь 1942 года героически удерживали два десятка советских бойцов. Саму идею диорамы, говорит Никита, ему подсказал цикл документальных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. «В одной из серий немецкие и русские ветераны делились воспоминаниями о том, как вели друг с другом зимой 1942—1943 гг. городские бои в Сталинграде. Там каждый дом и улица были превращены в неприступные крепости и укрепления. Ветераны рассказывали, что приходилось даже в буквальном смысле делить между собой этажи зданий: внизу наши, сверху немцы, потом опять наши. Это я и постарался передать в своей диораме», — рассказывает автор. По словам Никиты, для работы над этим проектом он проштудировал целый архив фото и кинохроники тех лет, прочитал несколько книг с воспоминаниями очевидцев и участников этой битвы — немецких и советских солдат и генералов.

Также пришлось найти в библиотеке учебник по архитектуре за 1982 год, для того чтобы максимально точно воспроизвести в масштабе архитектурные особенности этого легендарного здания, превращенного воинами Красной армии в бастион. На всю композицию ушло около семи банок акриловой краски, пять-шесть пачек салфеток (для имитации обоев), пенопласт из-под четырех компьютеров (на лестничные пролеты и стены здания), два тюбика зубной пасты (для имитации штукатурки). 9 пачек соды для создания снега, 11 больших флаконов клея ПВА, около одного килограмма алебастра.

«Больше всего пришлось думать над тем, из чего сделать батареи отопления и дверные звонки. В итоге радиаторы смастерил из склеенных параллельно зубьев нескольких расчесок, а звонки — из упаковок из-под таблеток», — говорит Никита. Эта работа принимала участие в ежегодном всероссийском виртуальном конкурсе стендового моделизма в 2004 году. Одна из фигурок, расположенных на диораме,— советского бойца, держащего обугленного плюшевого медведя (под названием «Воин Красной Армии, спаси!»), — завоевала третье место в номинации «Фигуры в масштабе 1:35 и 54 мм». Однако всю композицию многие коллеги по хобби по достоинству не оценили, посоветовав автору больше не увлекаться военно-историческим гигантизмом. Как признается мой собеседник, этот совет пошел впрок — теперь он старается не распылять творческий замысел и относится к своим работам с большей самокритичностью.

Сегодня Никита Мисюров в своем хобби переключился на создание скульптурных миниатюр полностью своими руками. Говорит, это заставляет серьезно стремиться повышать мастерство, а главное — позволяет максимально эффективно воплотить в жизнь любую творческую идею. Инструментами, помимо пальцев, служат скальпель, закругленный обратный конец тонкой кисти, острие обычного шила и швейная игла. А материалом для скульптур служит художественная пластика, которая после температурного обжига по крепости не уступает пластмассе. Затем фигура расписывается масляными красками, темперой и если надо, металликами. Никита признается, что профессионального художественного образования по скульптуре у него нет, только незаконченные четыре класса художественной школы. Помогают специализированные интернет-сайты и форумы для тех, кто занимается скульптурными миниатюрами. Там всегда можно найти интересующие материалы по анатомии человека или животных, подробный разбор мимики, жестов, движений человеческого тела, фотографии, иллюстрирующие характерные особенности военной формы и амуниции интересующего периода, и многое другое.

А для придания портретного сходства определенному персонажу делается целая подборка фотографий с различных ракурсов. Главное при этом — поистине железное терпение. Попробуйте из маленького кусочка пластики, помещенного на кончик спички, вылепить лицо, например, известного киноактера. Причем так, чтобы максимально точно передать его эмоции. Весь процесс будет состоять почти из двух десятков этапов: сначала воспроизводится форма головы, потом глазные впадины, брови, веки, глаза, переносица, губы и складки рта, скулы, подбородок и так далее. Одни только глаза по размеру едва помещаются на кончике иглы. Мой собеседник признается, что только на это порою уходит несколько бессонных ночей. А работа над всей фигурой может занять не одну неделю. Проволочный каркас— «скелет» постепенно обрастает группами мышц, на которые потом накладываются соответствующие складки одежды, ремни, обувь, головной убор.

«Черпать вдохновение, как правило, помогает профессия журналиста. Во-первых, очень много общаешься с людьми и видишь их эмоции в различных ситуациях. Во-вторых, в силу, наверное, профессиональной привычки замечаешь многие детали вокруг. Видишь характерные образы и ситуации, интересуешся кадрами с места событий, снимками известных людей»,—объясняет Никита. Наверное, поэтому среди последних его работ — бюст Александра Колчака, фигуры голливудских актеров Микки Рурка, Брендона Ли, Мэла Гибсона, бюсты легендарных музыкантов Джимми Моррисона и Боба Марли и многое другое. Сейчас, например, автор работает над одной очень любопытной миниатюрной скульптурой. «Фотографию, на которой Владимир Путин стоит с обнаженным торсом, охотничьим ножом на поясе и с удочкой в руках, наверное, видел каждый. У меня такая висит в кабинете. Я как-то подумал: а слабо мне сделать такую фигуру?» — улыбается Никита. Открою секрет — если судить по наброскам, получается весьма похоже на российского лидера.

Сейчас к хобби Никиты Мисюрова активно подключается его сын Всеволод. Ему всего семь лет, но он, глядя на папу, уже практически самостоятельно лепит фигурки. В детском саду его поделки из пластилина разительно отличаются от остальных. «Стоит мне только включить лампу, сесть за стол и взять в руки пластику, как сын уже тут как тут. А недавно Всеволод заявил, что мы должны поделить инструменты — ведь у него своих нет», — смеется мой собеседник. И говорит, что их с сыном мечта — вместе собрать давно пылящуюся на полке модель «понтнака» 1960 года выпуска в масштабе 1:25 и поставить рядом с ней фигурку Элвиса Пресли. Мне же остается только пожелать автору дальнейших успехов и признания.

Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИМ