Поиск

На ближайшем заседании областного Градостроительного совета будет рассмотрена инновационная концепция строительства и эксплуатации Омского метрополитена.

 Проект омских инженеров не имеет аналогов в России и на территории стран СНГ. В конце сентября во время визита в Омск министр экономического развития российской Федерации Эльвира Набиуллина посетила станцию строящегося метрополитена «Библиотека имени а. С. Пушкина». Генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов рассказал министру и губернатору Леониду Полежаеву о перспективе строительства метро в Омске. Проектировщиками объединения на основе изучения передового зарубежного опыта и современных тенденций мирового метростроения предложена инновационная концепция омского метрополитена, которая позволит более чем в два с половиной раза снизить затраты на строительство. При этом качество и потребительские характеристики не пострадают.

Поезда без машинистов

На протяжении многих лет москвичей и гостей столицы поражает число объявлений в столичной  подземке – «требуются машинисты метропоездов». Сложился устойчивый профессиональный дефицит, не устраняемый даже кризисом. а мировая тенденция метростроения такова: машинисты вовсе не нужны. Суть работы машиниста метропоезда сегодня сводится к ручному дублированию команды на отправление. новейшие инженерные разработки позволяют исключить участие человека. Управление движением происходит в автоматическом режиме с пульта Центральной диспетчерской, где диспетчеру отведена роль наблюдателя, он  может вмешаться в работу техники только в экстренной ситуации. В Южной Корее, Дании, Франции, Италии, объединенных арабских Эмиратах уже введены в строй метрополитены с автоматизированными линиями без машинистов. Во многих странах идет работа по переводу подвижного состава в автоматический режим. Переоборудование метрополитенов в условиях России – операция весьма дорогостоящая и затратная. Инновационная концепция, которую предлагает омское научно-производственное объединение «Мостовик», без преувеличения, станет прорывом в метростроении на территории России и стран СНГ. Возможно, Омск станет первым городом в стране с полностью автоматизированным метро.

Без ущерба для красоты

Проект омских инженеров позволит существенно сократить расходы на строительство метрополитена без снижения потребительских свойств для населения, а в дальнейшем существенно сэкономить и на его эксплуатации. Для этого пересмотрены параметры станций. (см. комментарий Андрея Островского) ТЭО на строительство метрополитена в Омске было разработано в 2000 году московским институтом «Метрогипротранс». В 2004-м областным правительством были приняты «Комплексные мероприятия», уточнившие трассу, архитектурный образ станций, названия которых: «Библиотека имени а. С. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная» – были в 2005 году утверждены указом губернатора омской области Леонида Полежаева. Концепция не предлагает сокращения расходов на архитектурные решения облика станций, разработанные специалистами «Мостовика» в едином стиле, с учетом своеобразия места и названия: ячеистым оформлением поверхности «под книжные полки» у библиотеки, с символическими «куполами» у Христорождественского кафедрального собора. Красота «секвестру» не подлежит.

 Кстати, дворцы под землей на станциях метрополитена строили только в СССР. Во всем мире метро воспринимали как удобный общественный  вид транспорта, оформленный в минималистском стиле. омское метро будет своеобразным компромиссом между музейной роскошью сталинских столичных линий и технологичным западным опытом. Экономия площади не изменит  эстетической привлекательности станций.

Энергия вернется в сеть

Инновационный подход проекта – и в применении энергосберегающих технологий. Поезда будут оснащены рекуперативными системами. Эта технология позволяет при торможении поезда возвращать энергию в сеть. на омском метро будет автоматический  подвижной состав последнего поколения. У таких поездов КПД выше, чем предполагалось по расчетам ТЭО. Использование новой техники позволяет сократить число тяговых подстанций на первом пусковом участке с шести до двух: наземной в электродепо и подземной на станции «Библиотека имени а. С. Пушкина».

Кроме того, с созданием единой диспетчерской службы отпадает необходимость оснащать каждую станцию системой кондиционирования для чуткой к температурным перепадам аппаратуры. Для освещения метрополитена (за исключением декоративного) будут применяться светодиодные лампы. они недешевы, но работают до 100 тысяч часов, что в 10 раз продолжительнее обычных. К тому же уровень энергопотребления у светодиодных ламп значительно меньше.

Вместо секретарш – стюарды

Штаты существующих метрополитенов СНГ в разы превышают число служащих метрополитенов других стран. Специалисты омского объединения,  изучив мировую практику, предложили сократить штат, обслуживающий первый пусковой участок, с 1200 до 400 человек. В три раза! При этом экономия ставок машинистов не так уж велика – 28. Выяснилось, что при автоматизированном управлении из одного пункта не нужен большой штат диспетчеров.

 По советским канонам, руководителю каждой службы полагались помощник и секретарша, по традиции того времени эти единицы были заложены и в штатное расписание омского метро. но все отечественные инструкции по кадрам не предполагали обслуживание пассажиров. Людей в форме много, а задать вопрос некому. а в копенгагенском метро роль помощника пассажиров выполняют стюарды. они позаботятся об удобствах инвалидов, выслушают обращение пассажира. на каждую станцию нужно ввести должности старшего стюарда и стюарда.

Лучший мировой опыт – в Омск

В октябре в рамках инновационного проекта строительства омского метрополитена НПО «Мостовик» с ответным визитом посетила делегация итальянской компании «Ansaldo STS» во главе с вице-президентом г-м Пино Меренда. Эта компания – одна из ведущих в мире в области проектирования, разработки и поставки систем управления и контроля движения поездов, а также систем сигнализации в сфере железнодорожного транспорта и метрополитенов. Годовой доход в 2009-м – свыше миллиарда евро. Итальянская компания разработала и поставила автоматизированную линию копенгагенского метро, которое сегодня признано лучшим в мире.

 «Мостовик» начал изучение перспектив сотрудничества и с другими мировыми лидерами рынка производства подвижного состава – канадской компанией «Bombardier», французской «Alstom». Специалисты омского предприятия ознакомились с опытом южнокорейской фирмы «Hyundai Rotem». У каждой из иностранных компаний есть опыт разработки и поставки подвижного состава с одновременной разработкой автоматической системы метрополитена. В «Мостовике» идет тщательное изучение и проработка предложений иностранных фирм.

Что в перспективе?

Первый пусковой участок предполагал ввод четырех станций. от «Соборной» должна была пройти соединительная ветка в депо. новое предложение: на территории депо построить еще одну станцию – «Ул. Рокоссовского». Перегон к ней во многом повторит соединительную ветку, а расположение станции на территории депо является нормой общемировой и российской практики. Поезда будут заезжать на линию прямо в депо, без дополнительного перепробега. Экономия получается существенной, несмотря на увеличение длины первого пускового участка. – нет смысла закапывать деньги в землю, – говорит начальник комплексного отдела проектирования метро андрей островский. На строительстве метро эта фраза звучит актуально в буквальном смысле.

 Вместе с работой над инновационным проектом строительства и эксплуатации первого пускового участка в объединении рассматривают современные и экономичные варианты перспективы: продление первой линии омского метро до аэропорта «Федоровка» (по эстакаде в городской черте, далее – наземного), строительство станции глубокого заложения с рабочим названием «торговый центр». Экономия средств в последнем случае возможна, если над станцией в подземной части построить двухэтажный магазин, что позволит привлечь средства заинтересованного инвестора и снизить нагрузку на станцию.

Канадец в Сибири

Для строительства омского метро «Мостовик» в 2008 году приобрел в Ванкувере (Канада) тоннелепроходческий комплекс Lovat RME 238SE. наружный диаметр щита почти 6 метров – в нашем городе такой гигант появился впервые. «Канадец» способен двигаться под землей со скоростью 12 метров в сутки. Когда будет решен вопрос с финансированием строительства омского метро, комплекс «Lovat» в 3–4 раза ускорит проходку, а значит и срок ввода первого пускового участка омского метрополитена.

На ближайшем заседании областного Градостроительного совета будет рассмотрена инновационная концепция строительства и эксплуатации Омского метрополитена.

 Проект омских инженеров не имеет аналогов в России и на территории стран СНГ. В конце сентября во время визита в Омск министр экономического развития российской Федерации Эльвира Набиуллина посетила станцию строящегося метрополитена «Библиотека имени а. С. Пушкина». Генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов рассказал министру и губернатору Леониду Полежаеву о перспективе строительства метро в Омске. Проектировщиками объединения на основе изучения передового зарубежного опыта и современных тенденций мирового метростроения предложена инновационная концепция омского метрополитена, которая позволит более чем в два с половиной раза снизить затраты на строительство. При этом качество и потребительские характеристики не пострадают.

Поезда без машинистов

На протяжении многих лет москвичей и гостей столицы поражает число объявлений в столичной  подземке – «требуются машинисты метропоездов». Сложился устойчивый профессиональный дефицит, не устраняемый даже кризисом. а мировая тенденция метростроения такова: машинисты вовсе не нужны. Суть работы машиниста метропоезда сегодня сводится к ручному дублированию команды на отправление. новейшие инженерные разработки позволяют исключить участие человека. Управление движением происходит в автоматическом режиме с пульта Центральной диспетчерской, где диспетчеру отведена роль наблюдателя, он  может вмешаться в работу техники только в экстренной ситуации. В Южной Корее, Дании, Франции, Италии, объединенных арабских Эмиратах уже введены в строй метрополитены с автоматизированными линиями без машинистов. Во многих странах идет работа по переводу подвижного состава в автоматический режим. Переоборудование метрополитенов в условиях России – операция весьма дорогостоящая и затратная. Инновационная концепция, которую предлагает омское научно-производственное объединение «Мостовик», без преувеличения, станет прорывом в метростроении на территории России и стран СНГ. Возможно, Омск станет первым городом в стране с полностью автоматизированным метро.

Без ущерба для красоты

Проект омских инженеров позволит существенно сократить расходы на строительство метрополитена без снижения потребительских свойств для населения, а в дальнейшем существенно сэкономить и на его эксплуатации. Для этого пересмотрены параметры станций. (см. комментарий Андрея Островского) ТЭО на строительство метрополитена в Омске было разработано в 2000 году московским институтом «Метрогипротранс». В 2004-м областным правительством были приняты «Комплексные мероприятия», уточнившие трассу, архитектурный образ станций, названия которых: «Библиотека имени а. С. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная» – были в 2005 году утверждены указом губернатора омской области Леонида Полежаева. Концепция не предлагает сокращения расходов на архитектурные решения облика станций, разработанные специалистами «Мостовика» в едином стиле, с учетом своеобразия места и названия: ячеистым оформлением поверхности «под книжные полки» у библиотеки, с символическими «куполами» у Христорождественского кафедрального собора. Красота «секвестру» не подлежит.

 Кстати, дворцы под землей на станциях метрополитена строили только в СССР. Во всем мире метро воспринимали как удобный общественный  вид транспорта, оформленный в минималистском стиле. омское метро будет своеобразным компромиссом между музейной роскошью сталинских столичных линий и технологичным западным опытом. Экономия площади не изменит  эстетической привлекательности станций.

Энергия вернется в сеть

Инновационный подход проекта – и в применении энергосберегающих технологий. Поезда будут оснащены рекуперативными системами. Эта технология позволяет при торможении поезда возвращать энергию в сеть. на омском метро будет автоматический  подвижной состав последнего поколения. У таких поездов КПД выше, чем предполагалось по расчетам ТЭО. Использование новой техники позволяет сократить число тяговых подстанций на первом пусковом участке с шести до двух: наземной в электродепо и подземной на станции «Библиотека имени а. С. Пушкина».

Кроме того, с созданием единой диспетчерской службы отпадает необходимость оснащать каждую станцию системой кондиционирования для чуткой к температурным перепадам аппаратуры. Для освещения метрополитена (за исключением декоративного) будут применяться светодиодные лампы. они недешевы, но работают до 100 тысяч часов, что в 10 раз продолжительнее обычных. К тому же уровень энергопотребления у светодиодных ламп значительно меньше.

Вместо секретарш – стюарды

Штаты существующих метрополитенов СНГ в разы превышают число служащих метрополитенов других стран. Специалисты омского объединения,  изучив мировую практику, предложили сократить штат, обслуживающий первый пусковой участок, с 1200 до 400 человек. В три раза! При этом экономия ставок машинистов не так уж велика – 28. Выяснилось, что при автоматизированном управлении из одного пункта не нужен большой штат диспетчеров.

 По советским канонам, руководителю каждой службы полагались помощник и секретарша, по традиции того времени эти единицы были заложены и в штатное расписание омского метро. но все отечественные инструкции по кадрам не предполагали обслуживание пассажиров. Людей в форме много, а задать вопрос некому. а в копенгагенском метро роль помощника пассажиров выполняют стюарды. они позаботятся об удобствах инвалидов, выслушают обращение пассажира. на каждую станцию нужно ввести должности старшего стюарда и стюарда.

Лучший мировой опыт – в Омск

В октябре в рамках инновационного проекта строительства омского метрополитена НПО «Мостовик» с ответным визитом посетила делегация итальянской компании «Ansaldo STS» во главе с вице-президентом г-м Пино Меренда. Эта компания – одна из ведущих в мире в области проектирования, разработки и поставки систем управления и контроля движения поездов, а также систем сигнализации в сфере железнодорожного транспорта и метрополитенов. Годовой доход в 2009-м – свыше миллиарда евро. Итальянская компания разработала и поставила автоматизированную линию копенгагенского метро, которое сегодня признано лучшим в мире.

 «Мостовик» начал изучение перспектив сотрудничества и с другими мировыми лидерами рынка производства подвижного состава – канадской компанией «Bombardier», французской «Alstom». Специалисты омского предприятия ознакомились с опытом южнокорейской фирмы «Hyundai Rotem». У каждой из иностранных компаний есть опыт разработки и поставки подвижного состава с одновременной разработкой автоматической системы метрополитена. В «Мостовике» идет тщательное изучение и проработка предложений иностранных фирм.

Что в перспективе?

Первый пусковой участок предполагал ввод четырех станций. от «Соборной» должна была пройти соединительная ветка в депо. новое предложение: на территории депо построить еще одну станцию – «Ул. Рокоссовского». Перегон к ней во многом повторит соединительную ветку, а расположение станции на территории депо является нормой общемировой и российской практики. Поезда будут заезжать на линию прямо в депо, без дополнительного перепробега. Экономия получается существенной, несмотря на увеличение длины первого пускового участка. – нет смысла закапывать деньги в землю, – говорит начальник комплексного отдела проектирования метро андрей островский. На строительстве метро эта фраза звучит актуально в буквальном смысле.

 Вместе с работой над инновационным проектом строительства и эксплуатации первого пускового участка в объединении рассматривают современные и экономичные варианты перспективы: продление первой линии омского метро до аэропорта «Федоровка» (по эстакаде в городской черте, далее – наземного), строительство станции глубокого заложения с рабочим названием «торговый центр». Экономия средств в последнем случае возможна, если над станцией в подземной части построить двухэтажный магазин, что позволит привлечь средства заинтересованного инвестора и снизить нагрузку на станцию.

Канадец в Сибири

Для строительства омского метро «Мостовик» в 2008 году приобрел в Ванкувере (Канада) тоннелепроходческий комплекс Lovat RME 238SE. наружный диаметр щита почти 6 метров – в нашем городе такой гигант появился впервые. «Канадец» способен двигаться под землей со скоростью 12 метров в сутки. Когда будет решен вопрос с финансированием строительства омского метро, комплекс «Lovat» в 3–4 раза ускорит проходку, а значит и срок ввода первого пускового участка омского метрополитена.