Поиск

200 фотографий в день, картонка с надписью «Показывает Омск» и видеокамеры весом в два центнера. По такому «рецепту» в 1960 году и делались новости на местном телевидении.

Кабельное и спутниковое телевидение могло привидеться разве что в самых отчаянных фантазиях. Канал всего один - ГТРК «Иртыш». Да что тут говорить, на телецентре в то время даже с видеокамерами ситуация складывалась напряжённая. 50 лет назад вместо телеоператоров парадом здесь командовали… фотографы.

Сотни снимков в день печатались в фотолабораториях, а уже на основе их в эфир выходили сюжеты, которые и озвучивал диктор. И если бы телевизионщикам эпохи оттепели рассказали об одном дне их коллег из будущего, они бы дружно решили, что в современном мире всё поставлено с ног на голову. Огромные камеры заменили компактной «цифрой», на смену чёрно-белому изображению пришла привычная цветная картинка, видеозапись вошла в традицию, а фотолаборатории исчезли за ненадобностью.

Один из тех, кто не понаслышке знает, как зарождалось омское телевидение, - Владимир Печурин. В 20 лет он устроился сюда на работу фотолаборантом, а потом стал оператором. С камерой он не расстаётся вот уже 50 лет, и каждое утро по-прежнему приходит в студию.

Элитное предприятие

 

- Владимир Николаевич, кто 50 лет назад работал на телевидении? Специального образования в ту пору ещё не было - ни операторов, ни журналистов-телевизионщиков… Где кадры брали?

- Телевидение было доморощенным, и понятия «телевизионщик» тогда вообще не существовало. В Омск приезжали журналисты-газетчики из столицы и по кирпичикам пытались создать региональный телеканал. Во время оттепели открылся доступ к литературе, кинематографу. Появилось то, что раньше никто не читал, не видел и не слышал. А мы были молодыми, и всем этим безумно интересовались. На телецентре сложилась такая большая интеллигентная компания, а телевидение тогда считалось элитным предприятием. Творчество было коллективным в прямом смысле этого слова. Над одной передачей работало столько народа, что и представить себе трудно. Это сейчас везде электроника, а 50 лет назад у нас на картонке было написано «Показывает Омск» - тому и рады были. Все декорации мастерили своими руками.

- А Вы когда первый раз в руки камеру взяли? Насколько я знаю, начинали Вы как фотограф.

- Любовь к фотографии - с четвёртого класса. Правда, после школы я пошёл работать на завод, а на телецентр устроился, когда мне 20 лет исполнилось. Сначала в фотолабораторию, и только через несколько лет переквалифицировался в телеоператора. Однажды один мой коллега заболел, и ассистент режиссёра сказала: «Ну что, Володя, иди - снимай!». А как снимать? Камера большая, сложная, килограммов 200 весит. И так ловко эта хрупкая женщина помогла мне во всём разобраться, что любовь к профессии появилась моментально. Камера - это аппарат, который видит. Когда я снимаю крупный план, то могу однозначно сказать, какое состояние у человека, какое настроение, что он чувствует. В этом и есть сила оператора.

- И Вы так просто стали оператором? Взяли в руки камеру, и всё?

- Нет, что вы! Путь к камере начинался с должности ассистента оператора третьей категории. Потом второй, первой… Операторы тоже делились на категории, высшая из которых присваивалась московским руководством.

Телевизионный обморок

 

- За современными технологиями сейчас не угнаться. Лично Вам тяжело было переходить с чёрно-белого телевидения на цветное, с аналоговых камер - на цифровые? Или это не так сильно отличается?

- Мне самому иногда странно от всего этого. От того, что помню чёрно-белое телевидение, что работал с такой аппаратурой, которую сейчас можно сдавать в музей раритетной техники… Чёрно-белое кино, чёрно-белые новости. Кому-то покажется это странным, но переходить на цвет было очень тяжело. Потому что чёрно-белая картинка - это другие полутона, другой мир. В нём есть перспектива, объём и глубина. Современные цифровые камеры не дают такой художественности, хотя снимать ими сложнее. Нужно быть великим мастером, несмотря на то, что техника сейчас думает за человека во всех смыслах.

- Вы не снимаете новостных сюжетов. Почему? Не интересно бегать с камерой наперевес?

- Сначала я работал на всех существующих на канале передачах, потом переключился на художественное вещание - театры, концерты, кино…Мне больше по душе снимать актёров, я студийный оператор. Кого только не приходилось наблюдать через прицел телекамеры: и Горбачёва, и Ельцина, и Шульженко, и Магомаева, и Жириновского… На выездах тоже работал, но это не моё. В новостях своя специфика.

- Как говорится, в один день нужно умудрится снять и цирк, и войну?

- Примерно так. Но и в работе с творческими людьми есть своя прелесть.

- И, наверное, предсказуемость?

- Если вы о форс-мажорных обстоятельствах, то без них никуда. И не представите даже, сколько раз у нас выключались камеры, ломались лампы, люди в обморок падали… На студии страшная жара была! От количества ламп температура в помещении поднималась до +50°С! И если операторы, спрятавшись за свои камеры, хоть как-то выживали в такой ситуации, то дикторам было очень тяжело. Но зато такая школа телевидения давала бесценный опыт.

- Неужели за столько лет всё это Вам не надоело?

- Телецентр - это то место, где хочется быть постоянно. Даже если идёт не твоя передача. В моей трудовой книжке всего две записи. И я благодарен судьбе за то, что работал со всеми нашими телевизионными «звёздочками» - дикторами, режиссёрами, журналистами… Но из тех, с кем я начинал 50 лет назад, на телецентре не осталось никого. Грустно, конечно, но что с этим сделаешь?

- Вас, наверное, можно назвать «закадровым» героем. Не обидно, что Вы по праву считаетесь легендой омского телевидения, но постоянно находитесь по ту сторону экрана?

- Я человек не тщеславный, поэтому и не обидно. Мне нравится то, что я делаю по сей день. Кураж в профессии я не потерял. И каждое утро прихожу на работу с тем же удовольствием, что и полвека назад.

Досье

Владимир ПЕЧУРИН родился в 1940 году в Омске. С 1960 года работает на ГТРК «Иртыш», старейший оператор.

Ольга МИНАЙЛО

"АиФ в Омске"

200 фотографий в день, картонка с надписью «Показывает Омск» и видеокамеры весом в два центнера. По такому «рецепту» в 1960 году и делались новости на местном телевидении.

Кабельное и спутниковое телевидение могло привидеться разве что в самых отчаянных фантазиях. Канал всего один - ГТРК «Иртыш». Да что тут говорить, на телецентре в то время даже с видеокамерами ситуация складывалась напряжённая. 50 лет назад вместо телеоператоров парадом здесь командовали… фотографы.

Сотни снимков в день печатались в фотолабораториях, а уже на основе их в эфир выходили сюжеты, которые и озвучивал диктор. И если бы телевизионщикам эпохи оттепели рассказали об одном дне их коллег из будущего, они бы дружно решили, что в современном мире всё поставлено с ног на голову. Огромные камеры заменили компактной «цифрой», на смену чёрно-белому изображению пришла привычная цветная картинка, видеозапись вошла в традицию, а фотолаборатории исчезли за ненадобностью.

Один из тех, кто не понаслышке знает, как зарождалось омское телевидение, - Владимир Печурин. В 20 лет он устроился сюда на работу фотолаборантом, а потом стал оператором. С камерой он не расстаётся вот уже 50 лет, и каждое утро по-прежнему приходит в студию.

Элитное предприятие

 

- Владимир Николаевич, кто 50 лет назад работал на телевидении? Специального образования в ту пору ещё не было - ни операторов, ни журналистов-телевизионщиков… Где кадры брали?

- Телевидение было доморощенным, и понятия «телевизионщик» тогда вообще не существовало. В Омск приезжали журналисты-газетчики из столицы и по кирпичикам пытались создать региональный телеканал. Во время оттепели открылся доступ к литературе, кинематографу. Появилось то, что раньше никто не читал, не видел и не слышал. А мы были молодыми, и всем этим безумно интересовались. На телецентре сложилась такая большая интеллигентная компания, а телевидение тогда считалось элитным предприятием. Творчество было коллективным в прямом смысле этого слова. Над одной передачей работало столько народа, что и представить себе трудно. Это сейчас везде электроника, а 50 лет назад у нас на картонке было написано «Показывает Омск» - тому и рады были. Все декорации мастерили своими руками.

- А Вы когда первый раз в руки камеру взяли? Насколько я знаю, начинали Вы как фотограф.

- Любовь к фотографии - с четвёртого класса. Правда, после школы я пошёл работать на завод, а на телецентр устроился, когда мне 20 лет исполнилось. Сначала в фотолабораторию, и только через несколько лет переквалифицировался в телеоператора. Однажды один мой коллега заболел, и ассистент режиссёра сказала: «Ну что, Володя, иди - снимай!». А как снимать? Камера большая, сложная, килограммов 200 весит. И так ловко эта хрупкая женщина помогла мне во всём разобраться, что любовь к профессии появилась моментально. Камера - это аппарат, который видит. Когда я снимаю крупный план, то могу однозначно сказать, какое состояние у человека, какое настроение, что он чувствует. В этом и есть сила оператора.

- И Вы так просто стали оператором? Взяли в руки камеру, и всё?

- Нет, что вы! Путь к камере начинался с должности ассистента оператора третьей категории. Потом второй, первой… Операторы тоже делились на категории, высшая из которых присваивалась московским руководством.

Телевизионный обморок

 

- За современными технологиями сейчас не угнаться. Лично Вам тяжело было переходить с чёрно-белого телевидения на цветное, с аналоговых камер - на цифровые? Или это не так сильно отличается?

- Мне самому иногда странно от всего этого. От того, что помню чёрно-белое телевидение, что работал с такой аппаратурой, которую сейчас можно сдавать в музей раритетной техники… Чёрно-белое кино, чёрно-белые новости. Кому-то покажется это странным, но переходить на цвет было очень тяжело. Потому что чёрно-белая картинка - это другие полутона, другой мир. В нём есть перспектива, объём и глубина. Современные цифровые камеры не дают такой художественности, хотя снимать ими сложнее. Нужно быть великим мастером, несмотря на то, что техника сейчас думает за человека во всех смыслах.

- Вы не снимаете новостных сюжетов. Почему? Не интересно бегать с камерой наперевес?

- Сначала я работал на всех существующих на канале передачах, потом переключился на художественное вещание - театры, концерты, кино…Мне больше по душе снимать актёров, я студийный оператор. Кого только не приходилось наблюдать через прицел телекамеры: и Горбачёва, и Ельцина, и Шульженко, и Магомаева, и Жириновского… На выездах тоже работал, но это не моё. В новостях своя специфика.

- Как говорится, в один день нужно умудрится снять и цирк, и войну?

- Примерно так. Но и в работе с творческими людьми есть своя прелесть.

- И, наверное, предсказуемость?

- Если вы о форс-мажорных обстоятельствах, то без них никуда. И не представите даже, сколько раз у нас выключались камеры, ломались лампы, люди в обморок падали… На студии страшная жара была! От количества ламп температура в помещении поднималась до +50°С! И если операторы, спрятавшись за свои камеры, хоть как-то выживали в такой ситуации, то дикторам было очень тяжело. Но зато такая школа телевидения давала бесценный опыт.

- Неужели за столько лет всё это Вам не надоело?

- Телецентр - это то место, где хочется быть постоянно. Даже если идёт не твоя передача. В моей трудовой книжке всего две записи. И я благодарен судьбе за то, что работал со всеми нашими телевизионными «звёздочками» - дикторами, режиссёрами, журналистами… Но из тех, с кем я начинал 50 лет назад, на телецентре не осталось никого. Грустно, конечно, но что с этим сделаешь?

- Вас, наверное, можно назвать «закадровым» героем. Не обидно, что Вы по праву считаетесь легендой омского телевидения, но постоянно находитесь по ту сторону экрана?

- Я человек не тщеславный, поэтому и не обидно. Мне нравится то, что я делаю по сей день. Кураж в профессии я не потерял. И каждое утро прихожу на работу с тем же удовольствием, что и полвека назад.

Досье

Владимир ПЕЧУРИН родился в 1940 году в Омске. С 1960 года работает на ГТРК «Иртыш», старейший оператор.

Ольга МИНАЙЛО

"АиФ в Омске"