на правах рекламы
18:24
+21 $ 65.62 -1.16
72.83 -1.15

Чёрно-белая жизнь легенды омского телевидения

от 28.10.10 в 12:19 версия для печати
Чёрно-белая жизнь легенды омского телевидения

200 фотографий в день, картонка с надписью «Показывает Омск» и видеокамеры весом в два центнера. По такому «рецепту» в 1960 году и делались новости на местном телевидении.


Кабельное и спутниковое телевидение могло привидеться разве что в самых отчаянных фантазиях. Канал всего один - ГТРК «Иртыш». Да что тут говорить, на телецентре в то время даже с видеокамерами ситуация складывалась напряжённая. 50 лет назад вместо телеоператоров парадом здесь командовали… фотографы.

 

Сотни снимков в день печатались в фотолабораториях, а уже на основе их в эфир выходили сюжеты, которые и озвучивал диктор. И если бы телевизионщикам эпохи оттепели рассказали об одном дне их коллег из будущего, они бы дружно решили, что в современном мире всё поставлено с ног на голову. Огромные камеры заменили компактной «цифрой», на смену чёрно-белому изображению пришла привычная цветная картинка, видеозапись вошла в традицию, а фотолаборатории исчезли за ненадобностью.

 

Один из тех, кто не понаслышке знает, как зарождалось омское телевидение, - Владимир Печурин. В 20 лет он устроился сюда на работу фотолаборантом, а потом стал оператором. С камерой он не расстаётся вот уже 50 лет, и каждое утро по-прежнему приходит в студию.

Элитное предприятие

 

- Владимир Николаевич, кто 50 лет назад работал на телевидении? Специального образования в ту пору ещё не было - ни операторов, ни журналистов-телевизионщиков… Где кадры брали?

 

- Телевидение было доморощенным, и понятия «телевизионщик» тогда вообще не существовало. В Омск приезжали журналисты-газетчики из столицы и по кирпичикам пытались создать региональный телеканал. Во время оттепели открылся доступ к литературе, кинематографу. Появилось то, что раньше никто не читал, не видел и не слышал. А мы были молодыми, и всем этим безумно интересовались. На телецентре сложилась такая большая интеллигентная компания, а телевидение тогда считалось элитным предприятием. Творчество было коллективным в прямом смысле этого слова. Над одной передачей работало столько народа, что и представить себе трудно. Это сейчас везде электроника, а 50 лет назад у нас на картонке было написано «Показывает Омск» - тому и рады были. Все декорации мастерили своими руками.

 

- А Вы когда первый раз в руки камеру взяли? Насколько я знаю, начинали Вы как фотограф.

 

- Любовь к фотографии - с четвёртого класса. Правда, после школы я пошёл работать на завод, а на телецентр устроился, когда мне 20 лет исполнилось. Сначала в фотолабораторию, и только через несколько лет переквалифицировался в телеоператора. Однажды один мой коллега заболел, и ассистент режиссёра сказала: «Ну что, Володя, иди - снимай!». А как снимать? Камера большая, сложная, килограммов 200 весит. И так ловко эта хрупкая женщина помогла мне во всём разобраться, что любовь к профессии появилась моментально. Камера - это аппарат, который видит. Когда я снимаю крупный план, то могу однозначно сказать, какое состояние у человека, какое настроение, что он чувствует. В этом и есть сила оператора.

 

- И Вы так просто стали оператором? Взяли в руки камеру, и всё?

 

- Нет, что вы! Путь к камере начинался с должности ассистента оператора третьей категории. Потом второй, первой… Операторы тоже делились на категории, высшая из которых присваивалась московским руководством.

Телевизионный обморок

 

- За современными технологиями сейчас не угнаться. Лично Вам тяжело было переходить с чёрно-белого телевидения на цветное, с аналоговых камер - на цифровые? Или это не так сильно отличается?

 

- Мне самому иногда странно от всего этого. От того, что помню чёрно-белое телевидение, что работал с такой аппаратурой, которую сейчас можно сдавать в музей раритетной техники… Чёрно-белое кино, чёрно-белые новости. Кому-то покажется это странным, но переходить на цвет было очень тяжело. Потому что чёрно-белая картинка - это другие полутона, другой мир. В нём есть перспектива, объём и глубина. Современные цифровые камеры не дают такой художественности, хотя снимать ими сложнее. Нужно быть великим мастером, несмотря на то, что техника сейчас думает за человека во всех смыслах.

 

- Вы не снимаете новостных сюжетов. Почему? Не интересно бегать с камерой наперевес?

 

- Сначала я работал на всех существующих на канале передачах, потом переключился на художественное вещание - театры, концерты, кино…Мне больше по душе снимать актёров, я студийный оператор. Кого только не приходилось наблюдать через прицел телекамеры: и Горбачёва, и Ельцина, и Шульженко, и Магомаева, и Жириновского… На выездах тоже работал, но это не моё. В новостях своя специфика.

 

- Как говорится, в один день нужно умудрится снять и цирк, и войну?

 

- Примерно так. Но и в работе с творческими людьми есть своя прелесть.

 

- И, наверное, предсказуемость?

 

- Если вы о форс-мажорных обстоятельствах, то без них никуда. И не представите даже, сколько раз у нас выключались камеры, ломались лампы, люди в обморок падали… На студии страшная жара была! От количества ламп температура в помещении поднималась до +50°С! И если операторы, спрятавшись за свои камеры, хоть как-то выживали в такой ситуации, то дикторам было очень тяжело. Но зато такая школа телевидения давала бесценный опыт.

 

- Неужели за столько лет всё это Вам не надоело?

 

- Телецентр - это то место, где хочется быть постоянно. Даже если идёт не твоя передача. В моей трудовой книжке всего две записи. И я благодарен судьбе за то, что работал со всеми нашими телевизионными «звёздочками» - дикторами, режиссёрами, журналистами… Но из тех, с кем я начинал 50 лет назад, на телецентре не осталось никого. Грустно, конечно, но что с этим сделаешь?

 

- Вас, наверное, можно назвать «закадровым» героем. Не обидно, что Вы по праву считаетесь легендой омского телевидения, но постоянно находитесь по ту сторону экрана?

 

- Я человек не тщеславный, поэтому и не обидно. Мне нравится то, что я делаю по сей день. Кураж в профессии я не потерял. И каждое утро прихожу на работу с тем же удовольствием, что и полвека назад.

Досье

Владимир ПЕЧУРИН родился в 1940 году в Омске. С 1960 года работает на ГТРК «Иртыш», старейший оператор.

 

Ольга МИНАЙЛО

"АиФ в Омске"

ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЯМ
Комментарии
ВходРегистрация
Имя:    гость
Текст:
Введите число с картинки:
Отмена
Добавить комментарий


Поиск
на правах рекламы     рекламодателям

Региональное информационное агентство «Омск-информ» - региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online - ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка - www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. 

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. 

 Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

 



Индекс цитирования



Система Orphus

наверх