Поиск

Нателла Чанчибадзе

 кандидат экономических наук,

заведующий кафедрой финансов и банковского дела

Омского филиала «МФПА»

Выделение доминантных сфер стратегического финансового развития как принцип позволяет обеспечить идентификацию приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции – возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе.

При разработке финансовой стратегии предприятия одной из доминантных сфер развития финансовой деятельности выделяют стратегию обеспечения финансовой безопасности предприятия. Главная задача разработки стратегических решений обеспечение финансового равновесия в процессе его стратегического развития. Круг решаемых проблем складывается из следующего:

1) обеспечение платежеспособности предприятия;

2) обеспечение достаточной финансовой устойчивости предприятия;

3) нейтрализация возможных негативных последствий финансовых рисков предприятия;

4) осуществление мер финансовой санации (система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий) предприятия в условиях его кризисного развития.

В некоторых крупных компаниях действует система риск-менеджмента, а страхование является ее неотъемлемой частью, в том числе страхование грузов в процессе их транспортировки.

Проблемы транспортировки груза могут быть связаны с трудностью и длинной маршрута, индивидуальными особенностями груза, сезонностью, размещением груза в транспортном средстве, противоправными действиями третьей стороны и многое другое. Кроме того, собственник не имеет возможности контролировать сохранность груза в процессе перевозки, в доставке груза может участвовать несколько перевозчиков с использованием различных видов транспорта, ответственность перевозчика по законодательству ограничена, и не позволит компенсировать владельцу дорогостоящего груза его полную стоимость.

Грузоперевозки – отрасль, которая в первую очередь ощущает изменения экономической активности. Как утверждают эксперты, на данный момент рынок страхования грузоперевозок имеет огромный нереализованный потенциал, особенно в области страхования грузоперевозок внутри страны. Если при внешних грузоперевозках на данный момент страхуется около 80-85%, то при грузоперевозках в пределах одной страны всего лишь 20-35% грузов. На рынке страхования грузов наблюдается тенденция к комплексному подходу. Договоры заключаются сразу по нескольким видам страхования, что позволяет создать систему защиты активов предприятия в разрезе полного производственного цикла. К тому же все чаще договоры страхования заключаются одновременно с договорами об оказании экспедиторских, охранных, сюрвейерских услуг, в результате чего образуются взаимосвязанные логистические системы. Российские производители начинают включать в комплекс своих услуг доставку продукции до покупателя, защищая ее во время пути страховым полисом.

На страхование принимаются грузы по экспортно-импортным контрактам и внутрироссийским перевозкам любым видом транспорта, включая смешанные перевозки, а именно:

·   коммерческие грузы (товары);

·   выставочные экспонаты (выездные экспозиции);

·   реквизит театров (на время гастролей);

·   офисная мебель и оборудование (переезды офисов);

·   насыпные и наливные грузы (нефть, зерно).

По договору страхования могут быть застрахованы имущественные интересы предприятия, связанные с владением, пользованием и распоряжением различными грузами, в том числе наливными, насыпными и навалочными, в процессе их перевозки, включая погрузочно-разгрузочные работы, и/или хранения (промежуточного хранения, накопления судовой партии в порту, экспонирования и т.д.).  Обычно страховая компания предлагает несколько стандартных вариантов страхования:

- с ответственностью за все риски (самый полный и дорогой вариант, т.к. покрывает ущерб, наступающий по любой причине); - с ответственностью за частную аварию (исключает некоторые риски); - без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (полная гибель всего груза).

Период страхования устанавливается индивидуально и указывается в правилах (в договоре) страхования (полисе). Груз можно застраховать на всем интервале – от момента погрузки до конечного пункта, а можно застраховать часть маршрута (пребывание на складе, таможне).

Страховая сумма устанавливается по соглашению между предприятием и страховой компанией в размере, не превышающем страховую (действительную) стоимость груза, определяемую исходя из контрактной стоимости и условий поставки с учетом стоимости транспортировки, таможенного оформления и других расходов, обязательных в отношении застрахованного груза, или без учета таковых. Также для этого может быть взят ожидаемый объем прибыли от сделки. В международных перевозках договора страхования заключаются в любой валюте. Есть одно условие – все расчеты, включая уплату взносов, должны происходить в одной валюте. Страховой тариф устанавливается в процентах от страховой суммы, в зависимости от рода груза, способа и дальности перевозки, набора рисков. В основном ставки колеблются от 0.7% до 1.5%. Обычно договор вступает в силу с момента уплаты страхового взноса, если не оговорено иное условие. Некоторые страховые компании могут предложить застраховать груз не только на его реальную стоимость, но и включить в сумму страхового возмещения предполагаемую прибыль. Также есть возможность оплаты полиса страхования грузов в кредит или получения скидки. В любом случае, всегда можно найти страховую компанию, предлагающую оптимальный набор услуг, подходящий для каждого конкретного случая. При определении размера тарифа для конкретной перевозки (договора) учитываются следующие факторы:

·   номенклатура груза и его упаковка;

·   выбранное страховое покрытие;

·   условия перевозки (срок и маршрут перевозки, наличие охраны);

·   долгосрочность отношений со Страховщиком;

·   заявленные объемы перевозок;

·   характеристики перевозочного средства;

·   статистка убытков страхователя.

Основным документом, на основании которого принимается решение о выплате, является аварийный сертификат. Иногда его может заменить коммерческий акт, копии милицейских протоколов, справки властей. Если застрахованный груз полностью уничтожен, то выплата производится в размере страховой суммы. Иначе, размер выплаты пропорционален размеру ущерба.

По договору страхования грузы предприятия могут быть застрахованы на случай их повреждения и/или утраты в результате любых возможных событий, обладающих признаками вероятности и случайности их наступления.

Груз может быть застрахован по одному из условий:

1. «С ответственностью за все риски». Страхованием покрываются все заранее непредвиденные риски. Наиболее подходит для страхования дорогостоящих материалов и оборудования, подверженных краже и повреждениям различной степени.

2. «С ответственностью за частную аварию». Более узкое страховое покрытие – набор рисков ограничивается поименованными опасностями.

3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Наиболее узкое страховое покрытие – возмещаются убытки от полной гибели груза, а убытки от повреждения груза – только вследствие крушения транспортного средства.

Договор страхования может быть заключен: на конкретную перевозку определенного груза (страхование по разовому полису); на весь объем грузоперевозок, которые осуществляются в течение определенного периода времени (страхование по Генеральному договору), что позволяет согласовать более удобный порядок приема риска на страхование и оплаты страховой премии. При этом на каждую отдельную отправку будет выдаваться страховой полис, подтверждающий факт заключения договора страхования в отношении данной конкретной перевозки.

 

При наступлении страховых случаев в пределах страховой суммы возмещаются убытки предприятия: при полной утрате груза – в размере действительной стоимости утраченного груза;

при утрате части груза – в размере части страховой суммы, пропорциональной отношению стоимости утраченного груза к общей стоимости застрахованного груза; в случае повреждения груза или какой-либо его части – либо в размере разницы между действительной стоимостью груза до повреждения и фактической ценой поврежденного груза в месте назначения, либо в размере затрат на восстановление поврежденного груза.

При определении размера страхового возмещения учитываются также два вида расходов.Расходы по общей аварии и расходы по спасению застрахованного груза, установленные или определенные в соответствии с договором перевозки, а также действующими законами. Расходы, целесообразно произведенные предприятием в целях предотвращения или уменьшения убытков, за которые отвечает страховая компания; для выполнения указаний страховой компании (если такие указания будут страховой компанией сообщены); для выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховой компанией; для составления диспаши (определения морских убытков) по общей аварии; для оплаты выгрузки, хранения и отправки застрахованного груза к оговоренному месту назначения, если в результате страхового случая перевозка заканчивается в ином месте.

Таким образом,  при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.

Омский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская финансово-промышленная академия»  (ОМФ НОУ «МФПА»)

г. Омск, Россия, 644042

пр. К. Маркса, д. 18, корп. 10,

тел./факс. (3812) 37-30-47, 37-30-26 

E-mail: info@omfpa.ru

http://www.omfpa.ru/

http://www.mfpa.ru/

Нателла Чанчибадзе

 кандидат экономических наук,

заведующий кафедрой финансов и банковского дела

Омского филиала «МФПА»

Выделение доминантных сфер стратегического финансового развития как принцип позволяет обеспечить идентификацию приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции – возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе.

При разработке финансовой стратегии предприятия одной из доминантных сфер развития финансовой деятельности выделяют стратегию обеспечения финансовой безопасности предприятия. Главная задача разработки стратегических решений обеспечение финансового равновесия в процессе его стратегического развития. Круг решаемых проблем складывается из следующего:

1) обеспечение платежеспособности предприятия;

2) обеспечение достаточной финансовой устойчивости предприятия;

3) нейтрализация возможных негативных последствий финансовых рисков предприятия;

4) осуществление мер финансовой санации (система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий) предприятия в условиях его кризисного развития.

В некоторых крупных компаниях действует система риск-менеджмента, а страхование является ее неотъемлемой частью, в том числе страхование грузов в процессе их транспортировки.

Проблемы транспортировки груза могут быть связаны с трудностью и длинной маршрута, индивидуальными особенностями груза, сезонностью, размещением груза в транспортном средстве, противоправными действиями третьей стороны и многое другое. Кроме того, собственник не имеет возможности контролировать сохранность груза в процессе перевозки, в доставке груза может участвовать несколько перевозчиков с использованием различных видов транспорта, ответственность перевозчика по законодательству ограничена, и не позволит компенсировать владельцу дорогостоящего груза его полную стоимость.

Грузоперевозки – отрасль, которая в первую очередь ощущает изменения экономической активности. Как утверждают эксперты, на данный момент рынок страхования грузоперевозок имеет огромный нереализованный потенциал, особенно в области страхования грузоперевозок внутри страны. Если при внешних грузоперевозках на данный момент страхуется около 80-85%, то при грузоперевозках в пределах одной страны всего лишь 20-35% грузов. На рынке страхования грузов наблюдается тенденция к комплексному подходу. Договоры заключаются сразу по нескольким видам страхования, что позволяет создать систему защиты активов предприятия в разрезе полного производственного цикла. К тому же все чаще договоры страхования заключаются одновременно с договорами об оказании экспедиторских, охранных, сюрвейерских услуг, в результате чего образуются взаимосвязанные логистические системы. Российские производители начинают включать в комплекс своих услуг доставку продукции до покупателя, защищая ее во время пути страховым полисом.

На страхование принимаются грузы по экспортно-импортным контрактам и внутрироссийским перевозкам любым видом транспорта, включая смешанные перевозки, а именно:

·   коммерческие грузы (товары);

·   выставочные экспонаты (выездные экспозиции);

·   реквизит театров (на время гастролей);

·   офисная мебель и оборудование (переезды офисов);

·   насыпные и наливные грузы (нефть, зерно).

По договору страхования могут быть застрахованы имущественные интересы предприятия, связанные с владением, пользованием и распоряжением различными грузами, в том числе наливными, насыпными и навалочными, в процессе их перевозки, включая погрузочно-разгрузочные работы, и/или хранения (промежуточного хранения, накопления судовой партии в порту, экспонирования и т.д.).  Обычно страховая компания предлагает несколько стандартных вариантов страхования:

- с ответственностью за все риски (самый полный и дорогой вариант, т.к. покрывает ущерб, наступающий по любой причине); - с ответственностью за частную аварию (исключает некоторые риски); - без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (полная гибель всего груза).

Период страхования устанавливается индивидуально и указывается в правилах (в договоре) страхования (полисе). Груз можно застраховать на всем интервале – от момента погрузки до конечного пункта, а можно застраховать часть маршрута (пребывание на складе, таможне).

Страховая сумма устанавливается по соглашению между предприятием и страховой компанией в размере, не превышающем страховую (действительную) стоимость груза, определяемую исходя из контрактной стоимости и условий поставки с учетом стоимости транспортировки, таможенного оформления и других расходов, обязательных в отношении застрахованного груза, или без учета таковых. Также для этого может быть взят ожидаемый объем прибыли от сделки. В международных перевозках договора страхования заключаются в любой валюте. Есть одно условие – все расчеты, включая уплату взносов, должны происходить в одной валюте. Страховой тариф устанавливается в процентах от страховой суммы, в зависимости от рода груза, способа и дальности перевозки, набора рисков. В основном ставки колеблются от 0.7% до 1.5%. Обычно договор вступает в силу с момента уплаты страхового взноса, если не оговорено иное условие. Некоторые страховые компании могут предложить застраховать груз не только на его реальную стоимость, но и включить в сумму страхового возмещения предполагаемую прибыль. Также есть возможность оплаты полиса страхования грузов в кредит или получения скидки. В любом случае, всегда можно найти страховую компанию, предлагающую оптимальный набор услуг, подходящий для каждого конкретного случая. При определении размера тарифа для конкретной перевозки (договора) учитываются следующие факторы:

·   номенклатура груза и его упаковка;

·   выбранное страховое покрытие;

·   условия перевозки (срок и маршрут перевозки, наличие охраны);

·   долгосрочность отношений со Страховщиком;

·   заявленные объемы перевозок;

·   характеристики перевозочного средства;

·   статистка убытков страхователя.

Основным документом, на основании которого принимается решение о выплате, является аварийный сертификат. Иногда его может заменить коммерческий акт, копии милицейских протоколов, справки властей. Если застрахованный груз полностью уничтожен, то выплата производится в размере страховой суммы. Иначе, размер выплаты пропорционален размеру ущерба.

По договору страхования грузы предприятия могут быть застрахованы на случай их повреждения и/или утраты в результате любых возможных событий, обладающих признаками вероятности и случайности их наступления.

Груз может быть застрахован по одному из условий:

1. «С ответственностью за все риски». Страхованием покрываются все заранее непредвиденные риски. Наиболее подходит для страхования дорогостоящих материалов и оборудования, подверженных краже и повреждениям различной степени.

2. «С ответственностью за частную аварию». Более узкое страховое покрытие – набор рисков ограничивается поименованными опасностями.

3. «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Наиболее узкое страховое покрытие – возмещаются убытки от полной гибели груза, а убытки от повреждения груза – только вследствие крушения транспортного средства.

Договор страхования может быть заключен: на конкретную перевозку определенного груза (страхование по разовому полису); на весь объем грузоперевозок, которые осуществляются в течение определенного периода времени (страхование по Генеральному договору), что позволяет согласовать более удобный порядок приема риска на страхование и оплаты страховой премии. При этом на каждую отдельную отправку будет выдаваться страховой полис, подтверждающий факт заключения договора страхования в отношении данной конкретной перевозки.

 

При наступлении страховых случаев в пределах страховой суммы возмещаются убытки предприятия: при полной утрате груза – в размере действительной стоимости утраченного груза;

при утрате части груза – в размере части страховой суммы, пропорциональной отношению стоимости утраченного груза к общей стоимости застрахованного груза; в случае повреждения груза или какой-либо его части – либо в размере разницы между действительной стоимостью груза до повреждения и фактической ценой поврежденного груза в месте назначения, либо в размере затрат на восстановление поврежденного груза.

При определении размера страхового возмещения учитываются также два вида расходов.Расходы по общей аварии и расходы по спасению застрахованного груза, установленные или определенные в соответствии с договором перевозки, а также действующими законами. Расходы, целесообразно произведенные предприятием в целях предотвращения или уменьшения убытков, за которые отвечает страховая компания; для выполнения указаний страховой компании (если такие указания будут страховой компанией сообщены); для выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховой компанией; для составления диспаши (определения морских убытков) по общей аварии; для оплаты выгрузки, хранения и отправки застрахованного груза к оговоренному месту назначения, если в результате страхового случая перевозка заканчивается в ином месте.

Таким образом,  при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.

Омский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская финансово-промышленная академия»  (ОМФ НОУ «МФПА»)

г. Омск, Россия, 644042

пр. К. Маркса, д. 18, корп. 10,

тел./факс. (3812) 37-30-47, 37-30-26 

E-mail: info@omfpa.ru

http://www.omfpa.ru/

http://www.mfpa.ru/