Поиск

Рост производства в регионе составил 7,8%. Положительная динамика сложилась в 11 из 15 видов деятельности омских предприятий. Подробнее – в материале РИА Омск-Информ.

Об этом сообщил вчера сообщил на пресс-конференции Министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Горбунов. Руководитель отраслевого ведомства начал встречу с журналистами с анализа текущей ситуации на предприятиях.

Наиболее «подросшие» отрасли – это производство резиновых, пластмассовых изделий, стройматериалов, машин и оборудования, транспортных средств и оборудования, деревообработка и металлургия, - отметил Горбунов. - Но есть отрасли, скажем так, отстающие: к сожалению, производство энергооборудования не достигло уровня прошлого года, хотя темпы роста и там поднялись существенно, но пока не дотянули до того уровня, который мы запланировали. Сократился спад добычи полезных ископаемых, но уровень прошлого года тоже еще не достигнут. Химическое производство пока не вышло на запланированные объемы. Правда, по понятным причинам - спрос на эту продукцию еще не вышел на докризисный уровень.

Про перспективы

На следующий год планы ставятся еще более амбициозные, - продолжил Александр Горбунов. -  В бюджетном послании Губернатора Леонида Полежаева поставлена задача добиться увеличения индекса промпроизводства на 10-15%. Меньше никак нельзя: если все время не поднимать планку, то очень быстро можно оказаться в отстающих: конкуренты-то не дремлют. Да, цели поставлены амбициозные, но не на пустом месте. Потенциал для их осуществления есть. Достаточно сказать, что уже до конца года будет запущено несколько новых предприятий, например, установка изомеризации легких бензиновых фракций на нефтезаводе, завод по производству ваты в Калачинске, первая очередь подстанции «Прибрежная». 

В следующем году мы ожидаем старта нескольких новых предприятий. Это, прежде всего, крупнейшее производство полипропилена и ряд других перспективных проектов. Кроме того, не собираются снижать темпов уже действующие крупные предприятия. Все это позволяет реально планировать положительную динамику промпроизводства области.

Про интеграцию

Насчет завода Баранова: сейчас там работает довольно большая команда управленцев объединения «Салют». Все идет к тому, что слияние все-таки состоится. Думаю, что на следующей неделе мы это будем обсуждать с руководством «Салюта». Если не в конце этого года, то в начале следующего процесс завершится. Я прогнозирую это еще и потому, что сейчас «Салют» резко активизировался, даже по сравнению с прошлым годом. И понятно, почему.  На самом деле «Салюту» очень выгодно работать с ОМПО имени Баранова, потому что, во-первых, у нашего предприятия есть очень большой потенциал для развития, в то время, как «Салют» в своем развития ограничен даже географически: у них есть земля, она находится практически в центре Москвы. И развиваться им куда-то вширь уже некуда. А топтаться на старых площадях весьма проблематично. Во-вторых, есть некоторые виды производств и  испытательных стендов, которые в Москве просто отсутствуют.

Конструкторское бюро транспортного машиностроения является частью холдинга «Уралвагонзавод». Другое дело, у головного предприятия не всё безоблачно, так что у КБТМ далеко не весь потенциал раскрыт.

Относительно «Полета»: совсем недавно Леонид Константинович посещал предприятие и Григорий Мураховский, гендиректор «Полета», отчитывался о проводимой реконструкции. На мой взгляд, здесь масштабы реконструкции среди предприятий машиностроительного комплекса региона самые крупные. То, что там сделано за последние несколько лет и даже за последний год – очень впечатляет.

Достаточно сказать, что в этом году более 1 миллиарда рублей вкладывается в реконструкцию завода. В следующем году ожидается не меньше. Это, конечно, продиктовано тем, что ГКНПЦ имени Хруничева старается сохранить свои конкурентные преимущества. А «Полет» в этом необходим, так как у предприятия огромный опыт в ракетостроении и есть компетентные кадры. Все, что нам нужно было добавить, это современные технологии. Вот сейчас это как раз и происходит. И «Полет» все больше получает заказов от головного предприятия. А это дополнительные рабочие места и налоги в бюджеты.

Про инвестиции

Что касается открытия новых производств и масштабной реконструкции действующих – это инвестиции частных компаний, - посвятил в финансовые тонкости министр регионального Минпрома. - В данном случае роль руководства Омской области заключается в том, чтобы создать наиболее выгодные условия для инвестора. Скажем, тот же стеклозавод можно было спокойно построить в любом другом регионе, но Правительство области создало такие условия, чтобы именно здесь, у нас, это было сделать выгодней.

Речь идет о льготах на налоги, существенной помощи в получении многочисленных разрешений, подключений, согласований. Каков результат? - По итогам 8 месяцев этого года инвестиции в основной капитал крупных и средних промышленных предприятий Прииртышья достигли 12 млрд. рублей, это на 50% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В следующем году эта цифра существенно подрастет, хотя бы за счет того, что все договоренности с Внешэкономбанком у группы компаний «Титан» сработают, начнут действовать еще ряд договоренностей.

Из регионального бюджета такого прямого инвестирования в производственные объекты нет, за исключением нескольких случаев. Один из них – «Тевризнефтегаз». Исключительно потому, что эта компания имеет большую социальную составляющую – она обеспечивают газом жителей трех северных районов. Оставить это предприятие без господдержки мы просто не имеем права. 

Про ресурсные центры

 

Ресурсные центры отлично вписываются в ту систему, которая сейчас на территории области выстраивается, –  отметил Горбунов. – А формируется система, которая позволяет создавать идеи, находить под них инвестиции, развивать эти идеи, затем превращать их в опытные образцы, переходить к серийному производству и, наконец, выводить весь этот цикл на коммерческий уровень. Ресурсные центры занимают в этой цепочке очень важное место в самом начале, когда появляется идея и ее первое опытное воплощение.

Кстати, сегодня у меня были две встречи, обе – по ресурсным центрам. Одна – с ООО «Высокие технологии»,  речь шла о совместном с ОмГТУ развитии; вторая встреча – с представителями  «Ростехнологии», у них, как выяснилось, большая проблема с кадровыми ресурсами и воплощением идей, как говорится, в металле. А наш опыт организации ресурсных центров как раз и дает прямой ответ на то, как решать эти сложные вопросы. 

Зачем нам нужен центр субконтракции?

Это своеобразный информационный узел, через который идут потоки информации от предприятий региона. Создание подобной структуры в регионе выводит развитие промышленности на новый качественный уровень, - подчеркнул Горбунов и продолжил. - Исторически сложилось так: когда в Омск начали эвакуироваться крупные заводы, не было возможности организовать горизонтальные связи между предприятиями, поэтому все заводы старались организовать все производство у себя внутри. И достаточно долго это работало, то есть позволяло заводам аккумулировать у себя конкурентные преимущества – знания, опыт, производственные силы и т.д.

Но сейчас ситуация другая: конкуренция строится на основе себестоимости продукта, она становится более динамичной, так как продукты интенсивно заменяются один другим. Сейчас нельзя остановиться на одной серии и многие годы производить одно и то же. Крупным заводам необходимо находить возможность, с одной стороны, быть динамичными. С другой - умудряться при этом нести как можно меньше затрат. Поэтому все, что не требует крупной серии нужно выносить с заводов: все производства мелкосерийные, опытные должны уйти, к этому подталкивает рынок.

Но для того, чтобы это было возможно, нужно чтобы вокруг заводов существовали предприятия, которые могут делать серию и им это прибыльно. Либо они могут заказывать заводам какие-то крупные партии деталей и использовать у себя уже с какими-то небольшими изменениями, по аналогии с автомобилями разных комплектаций. Это одна сторона медали: почему это нужно крупным предприятиям – для того, чтобы стать  более динамичными, для того, чтобы снизить свои затраты – убрать то, что неэффективно, невыгодно производить. Вторая сторона: почему это нужно маленьким фирмам – а чтобы приблизиться к большим и получать стабильные заказы.

Еще один момент, он касается сотрудничества больших предприятий с научными организациями, это возможность для крупного производителя заложить как можно больше интеллекта внутрь продукта. Вот притчей во языцех стало копирование Китаем всё и вся, но что Китай не может скопировать, так это интеллектуальную составляющую, иначе Поднебесная очень быстро стала бы со всеми конкурировать, прежде всего, в ценовых категориях.  Это вторая часть – интеграция между предприятиями и наукой, между предприятиями и разработчиками. Её суть в том, чтобы интеллектуальную составляющую заложить в продукт и сделать ее долю как можно более весомой. Тогда это еще больше усиливает базу конкурентного преимущества.

РИА Омск-Информ

Рост производства в регионе составил 7,8%. Положительная динамика сложилась в 11 из 15 видов деятельности омских предприятий. Подробнее – в материале РИА Омск-Информ.

Об этом сообщил вчера сообщил на пресс-конференции Министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр Горбунов. Руководитель отраслевого ведомства начал встречу с журналистами с анализа текущей ситуации на предприятиях.

Наиболее «подросшие» отрасли – это производство резиновых, пластмассовых изделий, стройматериалов, машин и оборудования, транспортных средств и оборудования, деревообработка и металлургия, - отметил Горбунов. - Но есть отрасли, скажем так, отстающие: к сожалению, производство энергооборудования не достигло уровня прошлого года, хотя темпы роста и там поднялись существенно, но пока не дотянули до того уровня, который мы запланировали. Сократился спад добычи полезных ископаемых, но уровень прошлого года тоже еще не достигнут. Химическое производство пока не вышло на запланированные объемы. Правда, по понятным причинам - спрос на эту продукцию еще не вышел на докризисный уровень.

Про перспективы

На следующий год планы ставятся еще более амбициозные, - продолжил Александр Горбунов. -  В бюджетном послании Губернатора Леонида Полежаева поставлена задача добиться увеличения индекса промпроизводства на 10-15%. Меньше никак нельзя: если все время не поднимать планку, то очень быстро можно оказаться в отстающих: конкуренты-то не дремлют. Да, цели поставлены амбициозные, но не на пустом месте. Потенциал для их осуществления есть. Достаточно сказать, что уже до конца года будет запущено несколько новых предприятий, например, установка изомеризации легких бензиновых фракций на нефтезаводе, завод по производству ваты в Калачинске, первая очередь подстанции «Прибрежная». 

В следующем году мы ожидаем старта нескольких новых предприятий. Это, прежде всего, крупнейшее производство полипропилена и ряд других перспективных проектов. Кроме того, не собираются снижать темпов уже действующие крупные предприятия. Все это позволяет реально планировать положительную динамику промпроизводства области.

Про интеграцию

Насчет завода Баранова: сейчас там работает довольно большая команда управленцев объединения «Салют». Все идет к тому, что слияние все-таки состоится. Думаю, что на следующей неделе мы это будем обсуждать с руководством «Салюта». Если не в конце этого года, то в начале следующего процесс завершится. Я прогнозирую это еще и потому, что сейчас «Салют» резко активизировался, даже по сравнению с прошлым годом. И понятно, почему.  На самом деле «Салюту» очень выгодно работать с ОМПО имени Баранова, потому что, во-первых, у нашего предприятия есть очень большой потенциал для развития, в то время, как «Салют» в своем развития ограничен даже географически: у них есть земля, она находится практически в центре Москвы. И развиваться им куда-то вширь уже некуда. А топтаться на старых площадях весьма проблематично. Во-вторых, есть некоторые виды производств и  испытательных стендов, которые в Москве просто отсутствуют.

Конструкторское бюро транспортного машиностроения является частью холдинга «Уралвагонзавод». Другое дело, у головного предприятия не всё безоблачно, так что у КБТМ далеко не весь потенциал раскрыт.

Относительно «Полета»: совсем недавно Леонид Константинович посещал предприятие и Григорий Мураховский, гендиректор «Полета», отчитывался о проводимой реконструкции. На мой взгляд, здесь масштабы реконструкции среди предприятий машиностроительного комплекса региона самые крупные. То, что там сделано за последние несколько лет и даже за последний год – очень впечатляет.

Достаточно сказать, что в этом году более 1 миллиарда рублей вкладывается в реконструкцию завода. В следующем году ожидается не меньше. Это, конечно, продиктовано тем, что ГКНПЦ имени Хруничева старается сохранить свои конкурентные преимущества. А «Полет» в этом необходим, так как у предприятия огромный опыт в ракетостроении и есть компетентные кадры. Все, что нам нужно было добавить, это современные технологии. Вот сейчас это как раз и происходит. И «Полет» все больше получает заказов от головного предприятия. А это дополнительные рабочие места и налоги в бюджеты.

Про инвестиции

Что касается открытия новых производств и масштабной реконструкции действующих – это инвестиции частных компаний, - посвятил в финансовые тонкости министр регионального Минпрома. - В данном случае роль руководства Омской области заключается в том, чтобы создать наиболее выгодные условия для инвестора. Скажем, тот же стеклозавод можно было спокойно построить в любом другом регионе, но Правительство области создало такие условия, чтобы именно здесь, у нас, это было сделать выгодней.

Речь идет о льготах на налоги, существенной помощи в получении многочисленных разрешений, подключений, согласований. Каков результат? - По итогам 8 месяцев этого года инвестиции в основной капитал крупных и средних промышленных предприятий Прииртышья достигли 12 млрд. рублей, это на 50% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В следующем году эта цифра существенно подрастет, хотя бы за счет того, что все договоренности с Внешэкономбанком у группы компаний «Титан» сработают, начнут действовать еще ряд договоренностей.

Из регионального бюджета такого прямого инвестирования в производственные объекты нет, за исключением нескольких случаев. Один из них – «Тевризнефтегаз». Исключительно потому, что эта компания имеет большую социальную составляющую – она обеспечивают газом жителей трех северных районов. Оставить это предприятие без господдержки мы просто не имеем права. 

Про ресурсные центры

 

Ресурсные центры отлично вписываются в ту систему, которая сейчас на территории области выстраивается, –  отметил Горбунов. – А формируется система, которая позволяет создавать идеи, находить под них инвестиции, развивать эти идеи, затем превращать их в опытные образцы, переходить к серийному производству и, наконец, выводить весь этот цикл на коммерческий уровень. Ресурсные центры занимают в этой цепочке очень важное место в самом начале, когда появляется идея и ее первое опытное воплощение.

Кстати, сегодня у меня были две встречи, обе – по ресурсным центрам. Одна – с ООО «Высокие технологии»,  речь шла о совместном с ОмГТУ развитии; вторая встреча – с представителями  «Ростехнологии», у них, как выяснилось, большая проблема с кадровыми ресурсами и воплощением идей, как говорится, в металле. А наш опыт организации ресурсных центров как раз и дает прямой ответ на то, как решать эти сложные вопросы. 

Зачем нам нужен центр субконтракции?

Это своеобразный информационный узел, через который идут потоки информации от предприятий региона. Создание подобной структуры в регионе выводит развитие промышленности на новый качественный уровень, - подчеркнул Горбунов и продолжил. - Исторически сложилось так: когда в Омск начали эвакуироваться крупные заводы, не было возможности организовать горизонтальные связи между предприятиями, поэтому все заводы старались организовать все производство у себя внутри. И достаточно долго это работало, то есть позволяло заводам аккумулировать у себя конкурентные преимущества – знания, опыт, производственные силы и т.д.

Но сейчас ситуация другая: конкуренция строится на основе себестоимости продукта, она становится более динамичной, так как продукты интенсивно заменяются один другим. Сейчас нельзя остановиться на одной серии и многие годы производить одно и то же. Крупным заводам необходимо находить возможность, с одной стороны, быть динамичными. С другой - умудряться при этом нести как можно меньше затрат. Поэтому все, что не требует крупной серии нужно выносить с заводов: все производства мелкосерийные, опытные должны уйти, к этому подталкивает рынок.

Но для того, чтобы это было возможно, нужно чтобы вокруг заводов существовали предприятия, которые могут делать серию и им это прибыльно. Либо они могут заказывать заводам какие-то крупные партии деталей и использовать у себя уже с какими-то небольшими изменениями, по аналогии с автомобилями разных комплектаций. Это одна сторона медали: почему это нужно крупным предприятиям – для того, чтобы стать  более динамичными, для того, чтобы снизить свои затраты – убрать то, что неэффективно, невыгодно производить. Вторая сторона: почему это нужно маленьким фирмам – а чтобы приблизиться к большим и получать стабильные заказы.

Еще один момент, он касается сотрудничества больших предприятий с научными организациями, это возможность для крупного производителя заложить как можно больше интеллекта внутрь продукта. Вот притчей во языцех стало копирование Китаем всё и вся, но что Китай не может скопировать, так это интеллектуальную составляющую, иначе Поднебесная очень быстро стала бы со всеми конкурировать, прежде всего, в ценовых категориях.  Это вторая часть – интеграция между предприятиями и наукой, между предприятиями и разработчиками. Её суть в том, чтобы интеллектуальную составляющую заложить в продукт и сделать ее долю как можно более весомой. Тогда это еще больше усиливает базу конкурентного преимущества.

РИА Омск-Информ