Поиск

Наталья Чечулина

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга организации

Омского филиала «МФПА»

Менеджмент и маркетинг как управление собственным знанием

 

Утверждение Фрэнсиса Бэкона «знание – сила» является универсальной концепцией, включающей в себя сбор, организацию и передачу информации, а также её распространение среди коллег и заинтересованных лиц. Следовательно, специалист-менеджер должен владеть не только специальными профессиональными знаниями и умениями, но и управлять и расширять их через самоорганизацию своей интеллектуальной деятельности и высокий уровень самоконтроля. То есть обладать сочетанием психических свойств личности, которые позволят ей самостоятельно и ответственно взаимодействовать с окружающей средой, приобретая все новые и новые знания. 

Ведущими принципами приобретения знаний являются активизация профессиональных интересов и собственная мотивация (причины, ради которых прилагаются усилия по самоорганизации для достижения своей цели) с одной стороны и практическое использование (готовность специалиста к самообучению: внешние мотивации, повышение квалификации, профессиональный и карьерный рост и т.д.) с другой.

В исследованиях Ю.К. Бабанского, И.С. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной убедительно показано, что специалисту необходимо не только иметь внутренние стимулы к учению на каждом из этапов профессионального роста, но и активизировать свои творческие начала, которые способствуют решению указанной задачи неординарным способом.

Вместе с тем, изучение научной литературы позволяет выявить, что существуют два подхода к управлению знанием в своей профессиональной деятельности: личностный и функциональный. Функциональный подход позволяет рассматривать личностное образование через его способность к самообучению и функциональное состояние личности, рассматривая готовность к самостоятельному обучению как потенциальное состояние личности, которое отражает профессиональную деятельность и заинтересованное отношение к ней, и при котором специалист имеет возможность максимально реализовать себя в профессиональной деятельности. При этом, К.Р. Роджерс отмечает, что знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому.

В исследованиях ученых А.П. Владиславлева, Е.И. Еремина, Н.Д. Малахова доказано, что знание само по себе не является конкурентным преимуществом, поэтому наиболее важна внутренняя сформированность личности и целеустремленность, т.е. важна установка на работу не только со знанием, но и с такими концептами, как применение знаний и «перекрестное опыление» добытой информации между коллегами.

Западные теории по управлению знанием восходят своими корнями к тейлоризму (американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915). Они характеризуются использованием прикладных достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибыли, приобретение знаний и его управление заключается при таком подходе лишь в его рационализации. В связи с модернизацией российского общества произошли изменения в управлении знанием специалиста, не только как объекта информационного вложения и накопления, но и как субъекта, способного самообучаться всю жизнь, расти профессионально и  изменяться.

При подготовке специалистов экономического направления в высшей школе большинство дисциплин претерпели кардинальные изменения. Образовательные процессы также изменились, значимы не только получение большого объема информации и научно-практических знаний, но и современные требования предприятий. Организации заинтересованы получить специалиста, обладающего большими накоплениями знаний и внутренней самоорганизацией по добыванию технологий и новой информации, а также способного рационально накапливать знания, управлять ими, подключая эмоциональный фон и опираясь на ценности и догадки, которые помогают выработке интуитивного творческого подхода к исследуемому вопросу. 

Появление информационных сетей привело к уникальной возможности регулирования самообучения специалиста через проведение самостоятельного маркетингового исследования по управлению собственным знанием. Билл Гейтс пишет, что компьютерные технологии «…открывают перед нами бескрайнее море информации, доступной в любое время и в любом месте, когда и где мы пожелаем ею воспользоваться. Удивительные перспективы просто кружат голову, потому что эта технология, улучшая образовательный процесс, неизбежно преобразит и все сферы жизни общества».

Анализ работ А.А. Андреева, З.З. Кирюковой, Е.С. Полат  показывает, что компьютерные программы не только помогают выполнять основные требования в образовании, но и обеспечивают процесс интерактивного взаимодействия с четкой организацией и различными видами стимулирования самообразования по овладению научными и прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Это же направление Э.Г. Скибицкий, А.Г Шабанов и рассматривают как активный обмен информацией, использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий, предполагающий активное самообучение.

Вместе с тем, в современных научных исследованиях отмечено, что использование информационных технологий при самообразовании помогают проводить маркетинг своего управления знаниями и разрабатывать эффективную стратегию поиска информации: идентифицировать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации, использовать успешные стратегии поиска информации, уметь критически и компетентно оценивать информацию, структурировать и интегрировать с уже имеющимися знаниями (В.И. Загвязинский, В.П. Беспалько).

Таким образом, эффективность умения управлять своими знаниями и добывать нужную информацию зависит не только от внутренних качеств, образования специалиста и современных информационных технологий, но и от умения регулировать и проводить маркетинговые исследования, что позволит специалисту-менеджеру быть конкурентоспособным на современном рынке труда.

Омский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская финансово-промышленная академия»  (ОМФ НОУ «МФПА»)

г. Омск, Россия, 644042

пр. К. Маркса, д. 18, корп. 10,

тел./факс. (3812) 37-30-47, 37-30-26 

E-mail: info@omfpa.ru

http://www.omfpa.ru/

http://www.mfpa.ru/

Наталья Чечулина

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга организации

Омского филиала «МФПА»

Менеджмент и маркетинг как управление собственным знанием

 

Утверждение Фрэнсиса Бэкона «знание – сила» является универсальной концепцией, включающей в себя сбор, организацию и передачу информации, а также её распространение среди коллег и заинтересованных лиц. Следовательно, специалист-менеджер должен владеть не только специальными профессиональными знаниями и умениями, но и управлять и расширять их через самоорганизацию своей интеллектуальной деятельности и высокий уровень самоконтроля. То есть обладать сочетанием психических свойств личности, которые позволят ей самостоятельно и ответственно взаимодействовать с окружающей средой, приобретая все новые и новые знания. 

Ведущими принципами приобретения знаний являются активизация профессиональных интересов и собственная мотивация (причины, ради которых прилагаются усилия по самоорганизации для достижения своей цели) с одной стороны и практическое использование (готовность специалиста к самообучению: внешние мотивации, повышение квалификации, профессиональный и карьерный рост и т.д.) с другой.

В исследованиях Ю.К. Бабанского, И.С. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной убедительно показано, что специалисту необходимо не только иметь внутренние стимулы к учению на каждом из этапов профессионального роста, но и активизировать свои творческие начала, которые способствуют решению указанной задачи неординарным способом.

Вместе с тем, изучение научной литературы позволяет выявить, что существуют два подхода к управлению знанием в своей профессиональной деятельности: личностный и функциональный. Функциональный подход позволяет рассматривать личностное образование через его способность к самообучению и функциональное состояние личности, рассматривая готовность к самостоятельному обучению как потенциальное состояние личности, которое отражает профессиональную деятельность и заинтересованное отношение к ней, и при котором специалист имеет возможность максимально реализовать себя в профессиональной деятельности. При этом, К.Р. Роджерс отмечает, что знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому.

В исследованиях ученых А.П. Владиславлева, Е.И. Еремина, Н.Д. Малахова доказано, что знание само по себе не является конкурентным преимуществом, поэтому наиболее важна внутренняя сформированность личности и целеустремленность, т.е. важна установка на работу не только со знанием, но и с такими концептами, как применение знаний и «перекрестное опыление» добытой информации между коллегами.

Западные теории по управлению знанием восходят своими корнями к тейлоризму (американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915). Они характеризуются использованием прикладных достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибыли, приобретение знаний и его управление заключается при таком подходе лишь в его рационализации. В связи с модернизацией российского общества произошли изменения в управлении знанием специалиста, не только как объекта информационного вложения и накопления, но и как субъекта, способного самообучаться всю жизнь, расти профессионально и  изменяться.

При подготовке специалистов экономического направления в высшей школе большинство дисциплин претерпели кардинальные изменения. Образовательные процессы также изменились, значимы не только получение большого объема информации и научно-практических знаний, но и современные требования предприятий. Организации заинтересованы получить специалиста, обладающего большими накоплениями знаний и внутренней самоорганизацией по добыванию технологий и новой информации, а также способного рационально накапливать знания, управлять ими, подключая эмоциональный фон и опираясь на ценности и догадки, которые помогают выработке интуитивного творческого подхода к исследуемому вопросу. 

Появление информационных сетей привело к уникальной возможности регулирования самообучения специалиста через проведение самостоятельного маркетингового исследования по управлению собственным знанием. Билл Гейтс пишет, что компьютерные технологии «…открывают перед нами бескрайнее море информации, доступной в любое время и в любом месте, когда и где мы пожелаем ею воспользоваться. Удивительные перспективы просто кружат голову, потому что эта технология, улучшая образовательный процесс, неизбежно преобразит и все сферы жизни общества».

Анализ работ А.А. Андреева, З.З. Кирюковой, Е.С. Полат  показывает, что компьютерные программы не только помогают выполнять основные требования в образовании, но и обеспечивают процесс интерактивного взаимодействия с четкой организацией и различными видами стимулирования самообразования по овладению научными и прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Это же направление Э.Г. Скибицкий, А.Г Шабанов и рассматривают как активный обмен информацией, использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий, предполагающий активное самообучение.

Вместе с тем, в современных научных исследованиях отмечено, что использование информационных технологий при самообразовании помогают проводить маркетинг своего управления знаниями и разрабатывать эффективную стратегию поиска информации: идентифицировать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации, использовать успешные стратегии поиска информации, уметь критически и компетентно оценивать информацию, структурировать и интегрировать с уже имеющимися знаниями (В.И. Загвязинский, В.П. Беспалько).

Таким образом, эффективность умения управлять своими знаниями и добывать нужную информацию зависит не только от внутренних качеств, образования специалиста и современных информационных технологий, но и от умения регулировать и проводить маркетинговые исследования, что позволит специалисту-менеджеру быть конкурентоспособным на современном рынке труда.

Омский филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская финансово-промышленная академия»  (ОМФ НОУ «МФПА»)

г. Омск, Россия, 644042

пр. К. Маркса, д. 18, корп. 10,

тел./факс. (3812) 37-30-47, 37-30-26 

E-mail: info@omfpa.ru

http://www.omfpa.ru/

http://www.mfpa.ru/