Поиск

ОМСК - ЭТО «БОЛОТО». НО СО ЗНАКОМ «плюс»

«Почему я живу именно в Омске?». Такой вопрос задают себе многие из нас, особенно побывав в иных городах и весях. И вернувшись домой из более, скажем так, урбанизированных территорий, порой удивляются: «Что я тут делаю?».

Омск-миллионник, очень непохожий на другие большие города. Почему?

О специфике места, где живем, мы беседуем с Кириллом МАКАРОВЫМ, председателем клуба «Центр социально-консервативной политики в Омске» (ЦСКП-Омск). Это партийный клуб «Единой России», своего рода экспертно-дискуссионная площадка, где обсуждаются разные темы, в том числе связанные с развитием территорий.

- Кирилл Николаевич, во время одной из дискуссий (не в вашем клубе) как-то прозвучало, что на Омске пора ставить крест, что, вообще-то, его основал неудачник Бухгольц, и тем самым обрек на неуспех свое детище. В общем, ничего хорошею в перспективе нам не светит. Болото оно болотом и останется - сделал такой вывод кто-то из философов местного розлива. А вы как думаете?

- Город Омск один из самых древних по своей сути на территории Сибири. В районе ДОСААФ и гостиницы Восход» были обнаружены следы поселений давностью 10 тысяч лет. Факт, в общем-то, широко известный. Только значения особого в городе ему почему-то не придается.

Также известно, что древние поселения располагались недалеко от черты современного города - вверх по течению Оми. Там жили люди, причем в больших количествах. Речь, разумеется, идет о самых разных культурах. Одна из древних - это Ростовкинская культура. К сожалению, при строительстве в городе разрушаются культурные слои. Не везде государство до начала стройки успевает провести археологические работы. Если бы была возможность прикоснуться к культурным слоям бережно, то мы бы обнаружили много городов на одном месте. Сменялись эпохи, и они накрывали друг друга... так что Омск во времени - это такой многослойный пирог.

ВТОРОЙ ПЕТЕРБУРГ-«ОКНО» В АЗИЮ

 

Омск, как все мы знаем, основал Иван Бухгольц, коего своим указом отправил сюда Петр Первый. Так что Омск можно смело называть градом Петра, построенным по его указу. И если Санкт-Петербург, которому 300 лет, был основан как окно в Европу, Омск был основан как окно в Азию. Так и было сказано: «дальний форпост в сторону Азии». Город-перекресток, город-крепость - это одна из исгорических миссий города. Все это относится к Омску в полной мере. Так что «крест» может всплывать из подсознания, но скорее в положительном свете.

В качестве ворот в Азию Омск всегда выполнял функцию представительства интересов России в направлении Китая, Дальнего Востока и всей Азии. Сегодня, когда тенденции взаимодействия с этими странами возрастают, у Омска появляется своя новая роль, которой не было раньше. С Новосибирском мы в этом вопросе вполне можем конкурировать. Это важный тезис, который имеет право быть развитым.

Наш город имеет богатейшую историю, хотя принято ееотслеживать лишь с недавних времен. Очевидно, именно поэтому отношение к истории происходит по вторичному признаку. Слава богу, теме стало больше внимания уделяться. Ведь психологически трудно жить на целине. И то, что омичи стали узнавать об истории места, где они живут, больше, - одна из причин, по которой они могут оставаться в Омске. Чувствуя при этом свою идентичность, причастносгь к уникальному месту.

- С этим, скорее, можно поспорить. Большинство из наших современников все же потомки переселенцев. Впрочем, никто точно не знает, почему людей тянет к конкретному месту на земле... И все же вернемся к тезису о нашей провинциальности. Размеры города, увы, не спасают.

- В России помимо Омска - 12 городов-миллионников. Из всех них, даже в сравнении с Краснодаром и Ростовом-на-Дону, Омск единственный, являющийся региональной столицей деревенского типа. У других миллионников городская история намного старше. В том смысле, что крупными населенными пунктами они стали давно. Омск большим городом стал в сороковые годы прошлого столетия, когда сюда эвакуировали более 70 крупных заводов. И рабочей силой на этих заводах стали крестьяне из близлежащих деревень. Сельскохозяйственная область подпитала промышленный центр. Город наводнили люди сельского уклада жизни. В Омске основная масса городских жителей второго и третьего поколения. А люди 55 лети старше - это горожане, приехавшие в Омск из деревень. В таких городах, как Екатеринбург, живут горожане в 8—9 поколениях. Уних уклад городской жизни впитан в течение нескольких поколений.

На территории Омской области есть три выраженных земельных обособлений. Это сам Омск, вторая единица - это Омский район, третья - сельские районы. Территории совершенно разные. Область представляет собой мононуклеарную структуру.То есть — одноядерную клетку. В других городах иначе. Там есть города второго порядка.

Именно поэтому в Омске наблюдаются свойства сельского уклада жизни. Это и наши запасы корнеплодов на зиму, хотя овощи продаются круглый год во множестве торговых точек. Это и опаска внедрения новых технологий, видов жизни. Образно говоря, омич стоит, опершись на свой плетень, и смотрит, как сосед испытывает, к примеру, мотокультиватор. И кумекает. Если техника себя покажет, то на будущий год мы тоже купим, а лучше еще годик подождем. То, что гарантировано и проверено, то и интересно. Рискованного нам не надо. Примерно такая психология у многих омичей. Отсюда возникает разница в темпоритмах Омска по сравнению с другими городами.

По моим субъективным оценкам, жизнь в Омске протекаете 7 раз медленнее, чем в Москве, в 5 раз медленнее, чем в Санкт-Петербурге, и примерно в 3 раза медленнее, чем в Новосибирске.

МЕСТО, ГДЕ ВРЕМЯ ТЕЧЕТ МЕДЛЕННЕЕ

 

— Скажу больше, Омск - город, который замедляет время. Можно даже сказать, что здесь оно течет нелинейно, не так, как в других городах. Для кого-то время тянется туго, медленно, вязко. А для кого-то очень насыщенно, уплотненно, с точки зрения количества событий. И возникает ощущение неимоверного временного масштаба. То есть Омск является неким трансформатором времени.

В силу того, что Омск очень медленный, у нас очень трудно приживаются менеджеры из крупных городов, где бизнес-процессы протекают быстрее, с высокой степенью эффективности. Если молодой человек, только что окончивший вуз, намерен себя активно реализовывать в западном стандарте и достигать западных форм успешности, ему в Омске дискомфортно, тяжело. И через два-три года он вырывается куда-нибудь на свободу - в Новосибирск, Екатеринбург, Москву, США, Германию...

А вот люди, у которых нет потребности в этом плавании, рыскании в технологических процессах западного характера, но естъ желание разбираться в глубоких вопросах -философских, научных, творческих, требуюших погруженияв себя и достижения емких, признанных в мире результатов, - для таких Омск очень хорош. Потому что здесь можно, как в древнеиндийском храме, достичь замедления до полного внутреннего равновесия.

Есть люди которые здесь очень долго вызревают. Например, гитарист Тимур Тимербаев готов соревноваться с любым крупным виртуозом мира, и он не раз доказывал свои возможности. Это укоренившийся омич, который никуда отсюда не уедет. Вырос в нашем городе Виктор Смирнов, преподаватель Ци Гун, китайской системы саморегуляции. Он - мастер, признанный китайскими авторитетами. И в соседних крупных городах такого уровня мастера нет.

Из того же ряда - микроминиатюрист Анатолий Коненко, который создает  уникальные веши.Можно назвать многих актеров, художников, а также людей, достигших совершенства в инженерных профессиях...

Итак, мы видим, как мучаются одни омичи, нуждающиеся в быстрых процессах, и как равновесно, словно в монастыре, проживают другие, стремящиеся к глубоким процессам. И понимаем, что Омск - это многоместное чрево, которое позволяет «эмбрионам» с различными запросами быть выношенными до любой стадии зрелости.

ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА ИЗ «КОНСЕРВНОЙ БАНКИ»

 

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Омск - культурная столица Сибири. Ни в коем случае не надо путать культуру с искусством. Культура - это система традиций и навыков для наиболее успешного проживания в определенных природных условиях данного народа. Культура - как стержень проживания сквозь века этих людей на этой земле. У Омска есть гораздо больше шансов, чем у соседних городов, сохранять традиции, артефакты, памятники истории и культуры. Подобное в соседних регионах теряет свою ценность и значимость, разъедается современным образом жизни. А в Омске в силу его медленности все, как в консервной банке, сохраняется.

Так, до конца не возделан культурный спой того первого поселения, которому 10 тысяч лет. Так и стоит трон императорский в Музее им. Врубеля. А ведь третья столица - там, где третий трон.

Омск, как консервная банка, сохраняет запасники омских музеев. Лежат сотни тысяч единиц экспонатов, никогда не выставляемых в экспозиции. Может, именно поэтому они остаются сохранными. Возможно, со временем залежи в омских музеях послужат взрыву открытий по части российской истории.

Именно из Омска начатась российская археология. По Указу Екатерины было велено собирать золото из земли, и тогда крестьяне начали вскрывать курганные могильники, извлекать золото скифов. И так появилась первая выставка скифского золота, которая потом переехала в Санкт-Петербург. И с этого момента работы по извлечению артефактов стали регулярными, под контролем Росийской академии наук. А Омск стал первой археологической столицей. Это уже потом центр тяжести ушел в центр. Но статус самого археологического города за Омском остается.

- А тезис про «болотистую местность», как он вам?

- Действительно, Омск сравнивают с болотом... Может быть, в этом есть большая доля истины. И что в этом плохого? Болото - это многообразие разных форм жизни. Там простейшие организмы, и рыбы, и птицы, и звери живут. Болото - это огромный ресурс. Только болото способно поднять воду на ландшафтные возвышения, и оно порождает реки. Болото-особая планета. Россия хранит большую часть всей пресной воды на земле, в том числе и в болотах. Это надежное хранилище основного жизненного ресурса. Так что болото можно расценивать как явление со знаком «плюс». Но жить на болоте может не каждый. Оно не каждого пускает. Болото—местность предельная. Вот и Омск — предельное место для жизни, где человеку приходится разбираться, ради чего жить, как жить. Омск - не курорт, а большой монастырь, где жизнь уже есть служение.

 

Беседовала Ольга ЛОЖНИКОВА

ОМСК - ЭТО «БОЛОТО». НО СО ЗНАКОМ «плюс»

«Почему я живу именно в Омске?». Такой вопрос задают себе многие из нас, особенно побывав в иных городах и весях. И вернувшись домой из более, скажем так, урбанизированных территорий, порой удивляются: «Что я тут делаю?».

Омск-миллионник, очень непохожий на другие большие города. Почему?

О специфике места, где живем, мы беседуем с Кириллом МАКАРОВЫМ, председателем клуба «Центр социально-консервативной политики в Омске» (ЦСКП-Омск). Это партийный клуб «Единой России», своего рода экспертно-дискуссионная площадка, где обсуждаются разные темы, в том числе связанные с развитием территорий.

- Кирилл Николаевич, во время одной из дискуссий (не в вашем клубе) как-то прозвучало, что на Омске пора ставить крест, что, вообще-то, его основал неудачник Бухгольц, и тем самым обрек на неуспех свое детище. В общем, ничего хорошею в перспективе нам не светит. Болото оно болотом и останется - сделал такой вывод кто-то из философов местного розлива. А вы как думаете?

- Город Омск один из самых древних по своей сути на территории Сибири. В районе ДОСААФ и гостиницы Восход» были обнаружены следы поселений давностью 10 тысяч лет. Факт, в общем-то, широко известный. Только значения особого в городе ему почему-то не придается.

Также известно, что древние поселения располагались недалеко от черты современного города - вверх по течению Оми. Там жили люди, причем в больших количествах. Речь, разумеется, идет о самых разных культурах. Одна из древних - это Ростовкинская культура. К сожалению, при строительстве в городе разрушаются культурные слои. Не везде государство до начала стройки успевает провести археологические работы. Если бы была возможность прикоснуться к культурным слоям бережно, то мы бы обнаружили много городов на одном месте. Сменялись эпохи, и они накрывали друг друга... так что Омск во времени - это такой многослойный пирог.

ВТОРОЙ ПЕТЕРБУРГ-«ОКНО» В АЗИЮ

 

Омск, как все мы знаем, основал Иван Бухгольц, коего своим указом отправил сюда Петр Первый. Так что Омск можно смело называть градом Петра, построенным по его указу. И если Санкт-Петербург, которому 300 лет, был основан как окно в Европу, Омск был основан как окно в Азию. Так и было сказано: «дальний форпост в сторону Азии». Город-перекресток, город-крепость - это одна из исгорических миссий города. Все это относится к Омску в полной мере. Так что «крест» может всплывать из подсознания, но скорее в положительном свете.

В качестве ворот в Азию Омск всегда выполнял функцию представительства интересов России в направлении Китая, Дальнего Востока и всей Азии. Сегодня, когда тенденции взаимодействия с этими странами возрастают, у Омска появляется своя новая роль, которой не было раньше. С Новосибирском мы в этом вопросе вполне можем конкурировать. Это важный тезис, который имеет право быть развитым.

Наш город имеет богатейшую историю, хотя принято ееотслеживать лишь с недавних времен. Очевидно, именно поэтому отношение к истории происходит по вторичному признаку. Слава богу, теме стало больше внимания уделяться. Ведь психологически трудно жить на целине. И то, что омичи стали узнавать об истории места, где они живут, больше, - одна из причин, по которой они могут оставаться в Омске. Чувствуя при этом свою идентичность, причастносгь к уникальному месту.

- С этим, скорее, можно поспорить. Большинство из наших современников все же потомки переселенцев. Впрочем, никто точно не знает, почему людей тянет к конкретному месту на земле... И все же вернемся к тезису о нашей провинциальности. Размеры города, увы, не спасают.

- В России помимо Омска - 12 городов-миллионников. Из всех них, даже в сравнении с Краснодаром и Ростовом-на-Дону, Омск единственный, являющийся региональной столицей деревенского типа. У других миллионников городская история намного старше. В том смысле, что крупными населенными пунктами они стали давно. Омск большим городом стал в сороковые годы прошлого столетия, когда сюда эвакуировали более 70 крупных заводов. И рабочей силой на этих заводах стали крестьяне из близлежащих деревень. Сельскохозяйственная область подпитала промышленный центр. Город наводнили люди сельского уклада жизни. В Омске основная масса городских жителей второго и третьего поколения. А люди 55 лети старше - это горожане, приехавшие в Омск из деревень. В таких городах, как Екатеринбург, живут горожане в 8—9 поколениях. Уних уклад городской жизни впитан в течение нескольких поколений.

На территории Омской области есть три выраженных земельных обособлений. Это сам Омск, вторая единица - это Омский район, третья - сельские районы. Территории совершенно разные. Область представляет собой мононуклеарную структуру.То есть — одноядерную клетку. В других городах иначе. Там есть города второго порядка.

Именно поэтому в Омске наблюдаются свойства сельского уклада жизни. Это и наши запасы корнеплодов на зиму, хотя овощи продаются круглый год во множестве торговых точек. Это и опаска внедрения новых технологий, видов жизни. Образно говоря, омич стоит, опершись на свой плетень, и смотрит, как сосед испытывает, к примеру, мотокультиватор. И кумекает. Если техника себя покажет, то на будущий год мы тоже купим, а лучше еще годик подождем. То, что гарантировано и проверено, то и интересно. Рискованного нам не надо. Примерно такая психология у многих омичей. Отсюда возникает разница в темпоритмах Омска по сравнению с другими городами.

По моим субъективным оценкам, жизнь в Омске протекаете 7 раз медленнее, чем в Москве, в 5 раз медленнее, чем в Санкт-Петербурге, и примерно в 3 раза медленнее, чем в Новосибирске.

МЕСТО, ГДЕ ВРЕМЯ ТЕЧЕТ МЕДЛЕННЕЕ

 

— Скажу больше, Омск - город, который замедляет время. Можно даже сказать, что здесь оно течет нелинейно, не так, как в других городах. Для кого-то время тянется туго, медленно, вязко. А для кого-то очень насыщенно, уплотненно, с точки зрения количества событий. И возникает ощущение неимоверного временного масштаба. То есть Омск является неким трансформатором времени.

В силу того, что Омск очень медленный, у нас очень трудно приживаются менеджеры из крупных городов, где бизнес-процессы протекают быстрее, с высокой степенью эффективности. Если молодой человек, только что окончивший вуз, намерен себя активно реализовывать в западном стандарте и достигать западных форм успешности, ему в Омске дискомфортно, тяжело. И через два-три года он вырывается куда-нибудь на свободу - в Новосибирск, Екатеринбург, Москву, США, Германию...

А вот люди, у которых нет потребности в этом плавании, рыскании в технологических процессах западного характера, но естъ желание разбираться в глубоких вопросах -философских, научных, творческих, требуюших погруженияв себя и достижения емких, признанных в мире результатов, - для таких Омск очень хорош. Потому что здесь можно, как в древнеиндийском храме, достичь замедления до полного внутреннего равновесия.

Есть люди которые здесь очень долго вызревают. Например, гитарист Тимур Тимербаев готов соревноваться с любым крупным виртуозом мира, и он не раз доказывал свои возможности. Это укоренившийся омич, который никуда отсюда не уедет. Вырос в нашем городе Виктор Смирнов, преподаватель Ци Гун, китайской системы саморегуляции. Он - мастер, признанный китайскими авторитетами. И в соседних крупных городах такого уровня мастера нет.

Из того же ряда - микроминиатюрист Анатолий Коненко, который создает  уникальные веши.Можно назвать многих актеров, художников, а также людей, достигших совершенства в инженерных профессиях...

Итак, мы видим, как мучаются одни омичи, нуждающиеся в быстрых процессах, и как равновесно, словно в монастыре, проживают другие, стремящиеся к глубоким процессам. И понимаем, что Омск - это многоместное чрево, которое позволяет «эмбрионам» с различными запросами быть выношенными до любой стадии зрелости.

ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА ИЗ «КОНСЕРВНОЙ БАНКИ»

 

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Омск - культурная столица Сибири. Ни в коем случае не надо путать культуру с искусством. Культура - это система традиций и навыков для наиболее успешного проживания в определенных природных условиях данного народа. Культура - как стержень проживания сквозь века этих людей на этой земле. У Омска есть гораздо больше шансов, чем у соседних городов, сохранять традиции, артефакты, памятники истории и культуры. Подобное в соседних регионах теряет свою ценность и значимость, разъедается современным образом жизни. А в Омске в силу его медленности все, как в консервной банке, сохраняется.

Так, до конца не возделан культурный спой того первого поселения, которому 10 тысяч лет. Так и стоит трон императорский в Музее им. Врубеля. А ведь третья столица - там, где третий трон.

Омск, как консервная банка, сохраняет запасники омских музеев. Лежат сотни тысяч единиц экспонатов, никогда не выставляемых в экспозиции. Может, именно поэтому они остаются сохранными. Возможно, со временем залежи в омских музеях послужат взрыву открытий по части российской истории.

Именно из Омска начатась российская археология. По Указу Екатерины было велено собирать золото из земли, и тогда крестьяне начали вскрывать курганные могильники, извлекать золото скифов. И так появилась первая выставка скифского золота, которая потом переехала в Санкт-Петербург. И с этого момента работы по извлечению артефактов стали регулярными, под контролем Росийской академии наук. А Омск стал первой археологической столицей. Это уже потом центр тяжести ушел в центр. Но статус самого археологического города за Омском остается.

- А тезис про «болотистую местность», как он вам?

- Действительно, Омск сравнивают с болотом... Может быть, в этом есть большая доля истины. И что в этом плохого? Болото - это многообразие разных форм жизни. Там простейшие организмы, и рыбы, и птицы, и звери живут. Болото - это огромный ресурс. Только болото способно поднять воду на ландшафтные возвышения, и оно порождает реки. Болото-особая планета. Россия хранит большую часть всей пресной воды на земле, в том числе и в болотах. Это надежное хранилище основного жизненного ресурса. Так что болото можно расценивать как явление со знаком «плюс». Но жить на болоте может не каждый. Оно не каждого пускает. Болото—местность предельная. Вот и Омск — предельное место для жизни, где человеку приходится разбираться, ради чего жить, как жить. Омск - не курорт, а большой монастырь, где жизнь уже есть служение.

 

Беседовала Ольга ЛОЖНИКОВА