Поиск

Почти 170 лет назад великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь бросил фразу, которая до сих пор самая цитируемая у нас в стране. В России две беды: дураки и дороги. Утверждение достаточно спорное. Дураков в любой стране полно. Россияне же, напротив, отличаются известной сообразительностью. А вот с дорогами, действительно, беда. Особенно в областном центре. Особенно внутри жилых кварталов. Да и по улицам порой пройти и проехать можно с риском и для человека, и для автомобиля. Не зря же многие шутят про направления. О дорогах мы сегодня и разговариваем с министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Виталием Эрлихом и заведующим кафедрой строительства и проектирования дорог Сибирской автомобильно-дорожной академии, доктором наук, профессором Виктором Сиротюком.

Мы приглашали для участия в программе представителей дорожного хозяйства города Омска. Однако в мэрии от участия в разговоре на эту тему уклонились. Потребовали прямого эфира. Как это влияет на суть затрагиваемых проблем, понять, откровенно говоря, трудно. Зато эта тема разговора актуальна для всех, и особенно для жителей миллионного города.

Общее количество автотранспортных средств в Омской области - около 530 тыс. единиц. Из них 425 тыс. - это легковые автомобили, 87 тыс. - грузовики, почти 17 тыс. - автобусы.

Общая протяженность автомобильных дорог в Омской области составляет около 25 тыс. км.

- Судя по количеству дорожных организаций наши автомагистрали должны быть в очень хорошем состоянии. Как вы оцениваете качество омских дорог?

Эрлих:

Все дороги делятся на федеральные, областные и муниципальные. Федеральные дороги близки к нормативам. Областные дороги несколько хуже. Муниципальные очень плохие. И вообще, наши дороги не соответствуют современным стандартам. Если говорить о городе Омске, то в эти дороги средств вкладывается больше, чем в областные и районные.

Сиротюк:

Мы продолжаем работать по нормативам прошлого века. А у нас три климатические зоны. И это совершенно разные условия строительства. Нужно более детально рассматривать все эти вопросы. К сожалению, мы не имеем права принимать нормативы для территории. Это прерогатива Федерации. И еще у нас падает уровень проектировщиков. Возможно, я сгущаю краски, но розовый цвет нарисуют и без меня.

- Состояние дорог это действительно больная тема. Касается каждого. Будь это автомобилист или пешеход. За три года в Омской области в дорожную отрасль было направленно свыше трех миллиардов рублей. Давайте посчитаем, сколько стоит в нашем регионе ремонт и строительство одного километра дорожного покрытия?

Эрлих: Здесь нужно начинать с нормативов. На содержание километра дороги в год нужно затратить 569 тысяч рублей. На ремонт - 4,3 миллиона. На капитальный ремонт -14,6 миллиона. Отрасль недофинансирована. В этом году на ремонт дорог выделяется средств на 30 процентов больше, чем обычно. А по нашим затратам строительство одного километра дороги обойдется в сумму от 20 до 30 миллионов рублей.

- Министр транспорта Российской Федерации господин Левитин утверждает, что тех налогов, которые мы платим за пользование дорогами, не достаточно. Сейчас обсуждается предложение Минтранса повысить акцизы на бензин. На три рубля за три года. При этом транспортный налог не отменяется, но говорят, что его снизят. Минфин идею поддержал. Однако получается, что нам предложили заплатить дважды. Я хочу спросить у Виктора Владимировича, а как принято в мире?

Сиротюк:

А примерно такая же схема. Налоговые поступления. Но если они на дороги тратят от 3 до 5 процентов от очень хорошего бюджета, то мы тратим меньше от более жидкого. У них акцизы на топливо, налоги на резину, налоги на автомобили, транспортные налоги. В США добиваются 180 миллиардов в год. Я не уверен, что платные дороги смогут переломить ситуацию у нас. У меня дипломник подсчитал, что в Сибири платные дороги будут окупаться в течение 30 лет. Какой инвестор пойдет на такой длительный срок? Наши инвесторы привыкли получать гораздо серьезные дивиденды за более короткий срок. У нас сейчас речь идет о возрождении дорожных фондов. В него и будут собираться все налоги и акцизы.

- Сколько денег будет потрачено на ремонт дорог в городе в этом году?

Эрлих:

525 миллионов из бюджета областного. И 250 миллионов - из городского. Итого под 800 миллионов рублей. Но этой суммы недостаточно, чтобы одномоментно привести в порядок все дороги. Но нужно планомерно заниматься этим и менять ситуацию.

- В регионе принята целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области до 2025 года». На эти цели будет направлено более 160 миллиардов рублей.

Виталий Александрович, какими должны быть результаты реализации этой целевой программы?

Эрлих:

Реконструкция 779 километров и строительство 3075 километров дорог. Увеличение грузооборота автомобильного транспорта в два раза. Уменьшение количества жертв ДТП на 15-20 процентов. Вынесение транзитных автомобильных потоков за черту города. Снижение себестоимости автоперевозок позволит получить экономический эффект в 139 миллиардов. Еще 125 миллиардов будет получено за счет активизации предпринимательской деятельности, повышения сохранности и сокращения времени доставки грузов.

Почти 170 лет назад великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь бросил фразу, которая до сих пор самая цитируемая у нас в стране. В России две беды: дураки и дороги. Утверждение достаточно спорное. Дураков в любой стране полно. Россияне же, напротив, отличаются известной сообразительностью. А вот с дорогами, действительно, беда. Особенно в областном центре. Особенно внутри жилых кварталов. Да и по улицам порой пройти и проехать можно с риском и для человека, и для автомобиля. Не зря же многие шутят про направления. О дорогах мы сегодня и разговариваем с министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Виталием Эрлихом и заведующим кафедрой строительства и проектирования дорог Сибирской автомобильно-дорожной академии, доктором наук, профессором Виктором Сиротюком.

Мы приглашали для участия в программе представителей дорожного хозяйства города Омска. Однако в мэрии от участия в разговоре на эту тему уклонились. Потребовали прямого эфира. Как это влияет на суть затрагиваемых проблем, понять, откровенно говоря, трудно. Зато эта тема разговора актуальна для всех, и особенно для жителей миллионного города.

Общее количество автотранспортных средств в Омской области - около 530 тыс. единиц. Из них 425 тыс. - это легковые автомобили, 87 тыс. - грузовики, почти 17 тыс. - автобусы.

Общая протяженность автомобильных дорог в Омской области составляет около 25 тыс. км.

- Судя по количеству дорожных организаций наши автомагистрали должны быть в очень хорошем состоянии. Как вы оцениваете качество омских дорог?

Эрлих:

Все дороги делятся на федеральные, областные и муниципальные. Федеральные дороги близки к нормативам. Областные дороги несколько хуже. Муниципальные очень плохие. И вообще, наши дороги не соответствуют современным стандартам. Если говорить о городе Омске, то в эти дороги средств вкладывается больше, чем в областные и районные.

Сиротюк:

Мы продолжаем работать по нормативам прошлого века. А у нас три климатические зоны. И это совершенно разные условия строительства. Нужно более детально рассматривать все эти вопросы. К сожалению, мы не имеем права принимать нормативы для территории. Это прерогатива Федерации. И еще у нас падает уровень проектировщиков. Возможно, я сгущаю краски, но розовый цвет нарисуют и без меня.

- Состояние дорог это действительно больная тема. Касается каждого. Будь это автомобилист или пешеход. За три года в Омской области в дорожную отрасль было направленно свыше трех миллиардов рублей. Давайте посчитаем, сколько стоит в нашем регионе ремонт и строительство одного километра дорожного покрытия?

Эрлих: Здесь нужно начинать с нормативов. На содержание километра дороги в год нужно затратить 569 тысяч рублей. На ремонт - 4,3 миллиона. На капитальный ремонт -14,6 миллиона. Отрасль недофинансирована. В этом году на ремонт дорог выделяется средств на 30 процентов больше, чем обычно. А по нашим затратам строительство одного километра дороги обойдется в сумму от 20 до 30 миллионов рублей.

- Министр транспорта Российской Федерации господин Левитин утверждает, что тех налогов, которые мы платим за пользование дорогами, не достаточно. Сейчас обсуждается предложение Минтранса повысить акцизы на бензин. На три рубля за три года. При этом транспортный налог не отменяется, но говорят, что его снизят. Минфин идею поддержал. Однако получается, что нам предложили заплатить дважды. Я хочу спросить у Виктора Владимировича, а как принято в мире?

Сиротюк:

А примерно такая же схема. Налоговые поступления. Но если они на дороги тратят от 3 до 5 процентов от очень хорошего бюджета, то мы тратим меньше от более жидкого. У них акцизы на топливо, налоги на резину, налоги на автомобили, транспортные налоги. В США добиваются 180 миллиардов в год. Я не уверен, что платные дороги смогут переломить ситуацию у нас. У меня дипломник подсчитал, что в Сибири платные дороги будут окупаться в течение 30 лет. Какой инвестор пойдет на такой длительный срок? Наши инвесторы привыкли получать гораздо серьезные дивиденды за более короткий срок. У нас сейчас речь идет о возрождении дорожных фондов. В него и будут собираться все налоги и акцизы.

- Сколько денег будет потрачено на ремонт дорог в городе в этом году?

Эрлих:

525 миллионов из бюджета областного. И 250 миллионов - из городского. Итого под 800 миллионов рублей. Но этой суммы недостаточно, чтобы одномоментно привести в порядок все дороги. Но нужно планомерно заниматься этим и менять ситуацию.

- В регионе принята целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог Омской области до 2025 года». На эти цели будет направлено более 160 миллиардов рублей.

Виталий Александрович, какими должны быть результаты реализации этой целевой программы?

Эрлих:

Реконструкция 779 километров и строительство 3075 километров дорог. Увеличение грузооборота автомобильного транспорта в два раза. Уменьшение количества жертв ДТП на 15-20 процентов. Вынесение транзитных автомобильных потоков за черту города. Снижение себестоимости автоперевозок позволит получить экономический эффект в 139 миллиардов. Еще 125 миллиардов будет получено за счет активизации предпринимательской деятельности, повышения сохранности и сокращения времени доставки грузов.