Поиск

Где на самом деле находится могила покорителя сибири.

Журналист «ОП» Виктор Гоношилов и омский предприниматель Степан Викулов продолжают свой путь по дорогам первопроходцев Сибири - дорогам, которые лежали по берегам Иртыша. Конным обозам и отрядам требовалось много воды, до 80 литров на лошадиную голову, потому и шли рядом с рекой. Правда, омским путешественникам было легче. Они ехали на джипе.

В номере «Омской правды» за прошлую среду наш журналист рассказывал о пути по территории родной области начиная от Омска. Сегодня рассказ об одной из исторических загадок, связанных с именем Ермака, на территории Вагайского района Тюменской области.

Ханский путь

С левого берега Иртыша, по которому мы шли от Знаменки Омской области, у загадочной деревни Экстезерь (на карте ее нет, а в натуре существует), мы решили переправиться на правый берег реки. Здесь шла древняя дорога, до сих пор среди сибирских татар известная под названием «ханский путь». Вдоль нее лежат значимые для истории Сибири места: городище Искер, служившее лагерем для казаков Ермака, речка Сибирка, давшая название нашему краю, и деревня Баишевская, где, согласно легендам и летописям, мог быть захоронен Ермак.

У паромной переправы стояло с десяток легковых машин. В воздухе господствовал мягкий татарский говорок. Дело в том, что начиная с Тайчей Тевризского района нашей области татарские поселения при движении на север встречаются все чаще и чаще. А от границы между Омской и Тюменской областями идут сплошняком. По архитектуре от русских отличаются внушительными по площади дворами и яркими, контрастно окрашенными наличниками. А дома преимущественно такие же - пятистенки.

Я и Степан заводим с мужиками разговоры о Ермаке. Отвечают охотно, дают справки: как найти то или иное место, у кого спросить, но к атаману отношение скорее нейтрально ироничное, чем уважительное, как среди русских.

А была ли могила?

 

К деревне Баишевской мы вышли быстро. Она первая или вторая от переправы по направлению к Тобольску. Могилу Ермака на местном кладбище искали без особого драйва. Оба прочли только что вышедшую в серии «100 великих имен. Наша история» книгу о Ермаке (тираж 170 тысяч). В ней черным по белому четко написано о скепсисе ученых в отношении правдивости данных о месте захоронения покорителя Сибири: «Не могли сибирские мусульмане похоронить Ермака на сакральном для них баишевском кладбище - поблизости от мавзолея Хакима-аты, видного исламского шейха-проповедника, коего тогда почитали (и сейчас почитают) как святого».

Предполагаемое место захоронения Ермака, следуя описаниям первого сибирского историка и картографа Семена Ремезова, мы нашли быстро.

Нам даже на кладбище заходить не понадобилось, чтоб увидеть кудрявую сосну, которая резко выделялась своими пышными формами на фоне смешанного леса, покрывающего всю территорию кладбища. Она в окружении четырех-пяти сестер помладше стояла на отшибе, у самой изгороди, отделявшей кладбище от дороги.

На чужое кладбище, будь оно русским или татарским, без местного проводника лучше не соваться. Неэтично и для лица опасно. Поэтому мы рискнули походить лишь у самой окраины, там, где сосны растут. Они, кстати, отделены от общей территории ломаной линией в форме треугольника. Два катета представлены изгородью из штакетника, а все пространство замыкается основанием, выполненным стройной шеренгой из шести недавно посаженных сосенок. Это все, что мы увидели. Для большей научности исследований измерили диаметр ствола самой старой кудрявой сосны - 2 метра 45 сантиметров.

Используя удостоверение журналиста «Омской правды», я принялся действовать так же, как работал бы в своей области. Заходил в первый попавшийся дом, предъявлял документ и просил указать знающего человека. И сколько бы про нас, журналистов, мы сами, журналисты, плохого ни говорили, а народ к нашей профессии относится хорошо. Настороженность сразу исчезает. Вскоре мы уже подъезжали к красивому новому дому местных жителей Шиховых. 74-летняя бабушка Анися оказалась тем самым человеком, который мог пролить свет на тайну с захоронением Ермака. Женщина - третья мулла в династии женщин-мулл из семьи Шиховых.

Бабушка Анися сразу же убила в нас пыл искателей:

- Ермака на нашем кладбище нет. А легенда пошла от одного татарина. Тот в советское время, когда коммунисты запрещали верить в аллаха, свои молитвы на кладбище оправдывал тем, что ходит к могиле Ермака.

Убедительно женщина говорила, только есть одна закавыка: летопись Ремезова создана лет за 200 до появления первых коммунистов.

- А могила исламского проповедника сохранилась? - спрашиваю, чтоб поддержать разговор.

- Хакима-аты? Конечно.

Бабушка рассказывает, что Хаким-ата был старшим в группе шейхов, пришедших устанавливать ислам в Сибири. Его после смерти похоронили рядом с татарскими могилками. С тех пор баишевское кладбище называется не сиярат, как принято у татар, а астаной. И Хаким-ата лежит не под обычным надгробием в виде четрехугольного сруба, а под шестиугольным. В знак уважения. Все века, прошедшие после смерти Хакима-аты, а умер он намного раньше Ермака, сруб заменяется на новый, если прежний начинает съедать гниль.

К мавзолею святого нас проводил 44-летний Петр, родственник бабушки. Вел не прямым путем, а окружным. Дело в том, что у татар не принято ходить по кладбищу. Чтоб не тревожить покой усопших. Поход дался тяжело, перебирались с одного упавшего дерева на другое. За неделю до нас здесь случился ураган. И хотя деревья лежали густо, на внушительный по размерам мавзолей (длина каждой из шести сторон сруба составляет четыре метра) упало только одно.

- Надо убрать дерево. Место-то святое, - произнес Степан.

Мы работали минут двадцать. Пихта, накрывшая мавзолей, оказалась на редкость тяжелой, и сучки ее к тому же уперлись в стены строения. Порой сердце у меня прихватывало: чудилось, что мы развалим старинную постройку. А внешне получалась картина маслом о современной толерантности: трое человек совершенно разных вероисповеданий (Петр - мусульманин, Степан - экуменист, для которого все веры одинаково близки, и автор этих строк - православный) сообща спасали памятник исламскому святому. И все закончилось благополучно.

А меня вдруг озарило. Я прикинул примерное расстояние от мавзолея до кудрявой сосны - метров 150-200. Сходится с литературными источниками.

Где же еще, если не здесь?

 

Потом, уже по дороге к Искеру, где холодными зимами обитал русский отряд, мы со Степаном искали другие факты, подтверждавшие, что Ермак похоронен именно на баишевском кладбище. И факты просто сыпались один за другим. Судите сами, ведь могила исламского проповедника не могла находиться на самом кладбище. А только рядом. К святому татары должны были ходить, а по кладбищу, где лежат их предки, ни в коем случае. Могилы сибирских татар окружили могилу проповедника уже в позднее время, в процессе разрастания кладбища. Об этом и бабушка Анися упоминала. Следовательно, могила Ермака, похороненного неподалеку от Хакима-аты, тоже находилась не на собственно кладбищенской территории, а рядом. И если огромная кудрявая сосна не является надгробным памятником Ермаку, православному человеку, то почему же ее тогда на мусульманском кладбище специально огородили, отделив от могил? Той сосне (вспомним про ее диаметр) согласно теоретическим расчетам далеко за триста. А живут сосны до пятисот лет. Со дня же смерти Ермака прошло 425. И то, что целая маленькая сосновая рощица сформировалась вокруг старой сосны, тоже подтверждает версию о захоронении атамана именно в этом месте: семена дали всходы. А могли ли татары похоронить у себя на кладбище (вернее - рядом) русского атмана?

Если учитывать время, должны были. Сибирь уже несколько лет пылала в огне гражданской войны. Четыре лидера, включая самых известных - Ермака (ставленника русских) и Кучума (ставленника Бухары), сражались за место под сибирским солнцем. Если побеждали русские, то могила Ермака превращалась в залог мирного будущего для местных племен. Потому, думается, и хоронили атамана, не скупясь на жертвы, зарезав 30 быков и 10 баранов.

Виктор Гоношилов

 Фото автора

Где на самом деле находится могила покорителя сибири.

Журналист «ОП» Виктор Гоношилов и омский предприниматель Степан Викулов продолжают свой путь по дорогам первопроходцев Сибири - дорогам, которые лежали по берегам Иртыша. Конным обозам и отрядам требовалось много воды, до 80 литров на лошадиную голову, потому и шли рядом с рекой. Правда, омским путешественникам было легче. Они ехали на джипе.

В номере «Омской правды» за прошлую среду наш журналист рассказывал о пути по территории родной области начиная от Омска. Сегодня рассказ об одной из исторических загадок, связанных с именем Ермака, на территории Вагайского района Тюменской области.

Ханский путь

С левого берега Иртыша, по которому мы шли от Знаменки Омской области, у загадочной деревни Экстезерь (на карте ее нет, а в натуре существует), мы решили переправиться на правый берег реки. Здесь шла древняя дорога, до сих пор среди сибирских татар известная под названием «ханский путь». Вдоль нее лежат значимые для истории Сибири места: городище Искер, служившее лагерем для казаков Ермака, речка Сибирка, давшая название нашему краю, и деревня Баишевская, где, согласно легендам и летописям, мог быть захоронен Ермак.

У паромной переправы стояло с десяток легковых машин. В воздухе господствовал мягкий татарский говорок. Дело в том, что начиная с Тайчей Тевризского района нашей области татарские поселения при движении на север встречаются все чаще и чаще. А от границы между Омской и Тюменской областями идут сплошняком. По архитектуре от русских отличаются внушительными по площади дворами и яркими, контрастно окрашенными наличниками. А дома преимущественно такие же - пятистенки.

Я и Степан заводим с мужиками разговоры о Ермаке. Отвечают охотно, дают справки: как найти то или иное место, у кого спросить, но к атаману отношение скорее нейтрально ироничное, чем уважительное, как среди русских.

А была ли могила?

 

К деревне Баишевской мы вышли быстро. Она первая или вторая от переправы по направлению к Тобольску. Могилу Ермака на местном кладбище искали без особого драйва. Оба прочли только что вышедшую в серии «100 великих имен. Наша история» книгу о Ермаке (тираж 170 тысяч). В ней черным по белому четко написано о скепсисе ученых в отношении правдивости данных о месте захоронения покорителя Сибири: «Не могли сибирские мусульмане похоронить Ермака на сакральном для них баишевском кладбище - поблизости от мавзолея Хакима-аты, видного исламского шейха-проповедника, коего тогда почитали (и сейчас почитают) как святого».

Предполагаемое место захоронения Ермака, следуя описаниям первого сибирского историка и картографа Семена Ремезова, мы нашли быстро.

Нам даже на кладбище заходить не понадобилось, чтоб увидеть кудрявую сосну, которая резко выделялась своими пышными формами на фоне смешанного леса, покрывающего всю территорию кладбища. Она в окружении четырех-пяти сестер помладше стояла на отшибе, у самой изгороди, отделявшей кладбище от дороги.

На чужое кладбище, будь оно русским или татарским, без местного проводника лучше не соваться. Неэтично и для лица опасно. Поэтому мы рискнули походить лишь у самой окраины, там, где сосны растут. Они, кстати, отделены от общей территории ломаной линией в форме треугольника. Два катета представлены изгородью из штакетника, а все пространство замыкается основанием, выполненным стройной шеренгой из шести недавно посаженных сосенок. Это все, что мы увидели. Для большей научности исследований измерили диаметр ствола самой старой кудрявой сосны - 2 метра 45 сантиметров.

Используя удостоверение журналиста «Омской правды», я принялся действовать так же, как работал бы в своей области. Заходил в первый попавшийся дом, предъявлял документ и просил указать знающего человека. И сколько бы про нас, журналистов, мы сами, журналисты, плохого ни говорили, а народ к нашей профессии относится хорошо. Настороженность сразу исчезает. Вскоре мы уже подъезжали к красивому новому дому местных жителей Шиховых. 74-летняя бабушка Анися оказалась тем самым человеком, который мог пролить свет на тайну с захоронением Ермака. Женщина - третья мулла в династии женщин-мулл из семьи Шиховых.

Бабушка Анися сразу же убила в нас пыл искателей:

- Ермака на нашем кладбище нет. А легенда пошла от одного татарина. Тот в советское время, когда коммунисты запрещали верить в аллаха, свои молитвы на кладбище оправдывал тем, что ходит к могиле Ермака.

Убедительно женщина говорила, только есть одна закавыка: летопись Ремезова создана лет за 200 до появления первых коммунистов.

- А могила исламского проповедника сохранилась? - спрашиваю, чтоб поддержать разговор.

- Хакима-аты? Конечно.

Бабушка рассказывает, что Хаким-ата был старшим в группе шейхов, пришедших устанавливать ислам в Сибири. Его после смерти похоронили рядом с татарскими могилками. С тех пор баишевское кладбище называется не сиярат, как принято у татар, а астаной. И Хаким-ата лежит не под обычным надгробием в виде четрехугольного сруба, а под шестиугольным. В знак уважения. Все века, прошедшие после смерти Хакима-аты, а умер он намного раньше Ермака, сруб заменяется на новый, если прежний начинает съедать гниль.

К мавзолею святого нас проводил 44-летний Петр, родственник бабушки. Вел не прямым путем, а окружным. Дело в том, что у татар не принято ходить по кладбищу. Чтоб не тревожить покой усопших. Поход дался тяжело, перебирались с одного упавшего дерева на другое. За неделю до нас здесь случился ураган. И хотя деревья лежали густо, на внушительный по размерам мавзолей (длина каждой из шести сторон сруба составляет четыре метра) упало только одно.

- Надо убрать дерево. Место-то святое, - произнес Степан.

Мы работали минут двадцать. Пихта, накрывшая мавзолей, оказалась на редкость тяжелой, и сучки ее к тому же уперлись в стены строения. Порой сердце у меня прихватывало: чудилось, что мы развалим старинную постройку. А внешне получалась картина маслом о современной толерантности: трое человек совершенно разных вероисповеданий (Петр - мусульманин, Степан - экуменист, для которого все веры одинаково близки, и автор этих строк - православный) сообща спасали памятник исламскому святому. И все закончилось благополучно.

А меня вдруг озарило. Я прикинул примерное расстояние от мавзолея до кудрявой сосны - метров 150-200. Сходится с литературными источниками.

Где же еще, если не здесь?

 

Потом, уже по дороге к Искеру, где холодными зимами обитал русский отряд, мы со Степаном искали другие факты, подтверждавшие, что Ермак похоронен именно на баишевском кладбище. И факты просто сыпались один за другим. Судите сами, ведь могила исламского проповедника не могла находиться на самом кладбище. А только рядом. К святому татары должны были ходить, а по кладбищу, где лежат их предки, ни в коем случае. Могилы сибирских татар окружили могилу проповедника уже в позднее время, в процессе разрастания кладбища. Об этом и бабушка Анися упоминала. Следовательно, могила Ермака, похороненного неподалеку от Хакима-аты, тоже находилась не на собственно кладбищенской территории, а рядом. И если огромная кудрявая сосна не является надгробным памятником Ермаку, православному человеку, то почему же ее тогда на мусульманском кладбище специально огородили, отделив от могил? Той сосне (вспомним про ее диаметр) согласно теоретическим расчетам далеко за триста. А живут сосны до пятисот лет. Со дня же смерти Ермака прошло 425. И то, что целая маленькая сосновая рощица сформировалась вокруг старой сосны, тоже подтверждает версию о захоронении атамана именно в этом месте: семена дали всходы. А могли ли татары похоронить у себя на кладбище (вернее - рядом) русского атмана?

Если учитывать время, должны были. Сибирь уже несколько лет пылала в огне гражданской войны. Четыре лидера, включая самых известных - Ермака (ставленника русских) и Кучума (ставленника Бухары), сражались за место под сибирским солнцем. Если побеждали русские, то могила Ермака превращалась в залог мирного будущего для местных племен. Потому, думается, и хоронили атамана, не скупясь на жертвы, зарезав 30 быков и 10 баранов.

Виктор Гоношилов

 Фото автора