Поиск

Так называемый "Домашний маркетинг", захлестнувший последнее время мощной волной все постсоветское пространство, к сожалению, не обошел стороной и наш город. Особо печально, что на удочку розничных торговцев чаще всего попадаются люди преклонных лет. А так как солидному возрасту часто сопутствуют перебои со здоровьем, ассортимент купленных с рук товаров большей частью сводится к профилактическим приборам медицинского свойства.

Методика реализации подобных товаров, до тонкостей разработанная на основе психологии и искусства продаж, практически не дает сбоев. Так, например, как это было продемонстрировано на жильцах одного из многоквартирных домов в Кировском административном округе. Позже, обратившись в организацию по защите прав потребителей, двое из почти двадцати (!), купивших прибор "Ультратон", уверяли, что их загипнотизировали. Тайны насильственного воздействия на человеческую психику пока до конца не изучены, а вот то, что омичи испытали на себе так называемую пошаговую мотивационную схему, - несомненно. Ее конечная цель - сформировать у человека повышенный интерес к тому предмету, о существовании которого он пять минут назад и не подозревал. Она используется не только при реализации медицинских приборов или биологических препаратов. Продавцы красочных, изобилующих иллюстрациями книг, наборов бытовой техники, суперпылесосов  или кухонной посуды - все пытаются убедить нас не упустить своего шанса. А на самом деле не упускают нас.

Возврату не подлежит

История с упомянутым нами домом началась с общего собрания, на которое жильцов пригласили для того, чтобы проинформировать о новостях, касающихся пенсионной реформы. Контингент слушателей подобрался соответствующий - бабушки и дедушки. После недолгой беседы с собравшимися, организовавшие его неизвестные молодые люди заявили, что являются представителями солидного фонда социальной поддержки пенсионеров. Фонд этот, якобы, существует при прямой поддержке Министерства здравоохранения области, и что они сейчас пойдут по квартирам, чтобы эту самую поддержку оказать. Обмануть себя позволит далеко не каждый  человек, поэтому потенциальные жертвы были намечены уже на общем собрании.

Говорит Ирина Васильевна (имя и отчество изменены), бывшая блокадница:

"Позвонили в дверь, я впустила молодых людей, которые, узнав, что я отношусь к льготной категории пенсионеров, принялись извиняться за то, что я по чьей-то халатности не попала в список граждан, которым прибор положен бесплатно. Тут же сообщили, что у них есть с собой образец для демонстрации его действия на организм. С их слов, его стоимость двенадцать тысяч рублей. Однако, учитывая, что на них лежит часть вины за недоразумение, они готовы уступить его мне всего (!) за четыре тысячи."

В качестве справки. Воздействие прибора "Ультратон АМП 2ИНТ" производства Алтайского  приборостроительного завода "Ротор" основано на действии токов надтональной частоты. Его стоимость в специализированных местах продажи составляет... порядка двух тысяч рублей.

Когда Ирина Васильевна,  и не только она, поняла, что ее не только обманули в цене, но, главное, аппарат совершенно не улучшает ее самочувствие, решила его вернуть. И столкнулась с практически неразрешимой проблемой. Дело в том, что продажа изделий медицинского назначения не подлежит лицензированию, розничная торговля данного товара вне стационарных мест (на дому, по месту работы и учебы, на улице и в иных местах) не запрещена. Согласно п.п. 11, 15, 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.01.1998 г. № 55, информация о свойствах товара доводится до сведения покупателей в технической документации, передаваемой покупателю вместе с товаром. Покупатель знакомится с товаром самостоятельно или с помощью продавца. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, медицинские приборы и аппаратура не подлежат возврату, так как входят в перечень товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. Таким образом, продавец вправе отказать покупателю, если дорогостоящий прибор оказался ненужным.

Дополнительная сложность заключается еще в том, что большая часть недугов, против которых, как заявлено продавцами, направлено действие данной техники, проявляет себя волнообразно. А это значит, что примерно в тридцати процентов случаев прибор вроде бы помогает. Человеку невдомек, что эффект был бы тот же, приложи он к больному месту хоть холодный утюг.

Комментарий

Ольга Воробьева, заместитель председателя президиума ОРОО "Защита прав потребителя":

- К сожалению, наши пенсионеры - чрезвычайно доверчивые люди. Они безоговорочно доверяют шустрым, модно одетым мальчикам и девочкам, демонстрируя тем самым нестираемый советский менталитет. Не слышала, чтобы кто-нибудь звонил в министерство здравоохранения и спрашивал: "Числятся ли у вас такие-то сотрудники? Проводится ли такая-то акция?" Вместо этого они звонят потом в аптеки и магазины медицинской техники и интересуются стоимостью того или иного товара. Узнав реальную цену, горестно вздыхают и кладут трубку. Никакие зарегистрированные фонды, общества, департаменты и министерства подобными вещами не занимаются. Давно разработаны и действую правила дистанционной и лоточной торговли. Реализация приборов медицинского назначения на дому запрещена. А поймать за руку горе-бизнесменов тяжело, потому что они используют один нюанс в терминологии. Медицинский это прибор либо устройство бытового, профилактического назначения? Мошенники постоянно меняют дислокацию и обновляют группу товаров. Обрабатывают группы наименее защищенных в социальном плане людей. Кроме того, сегодня не действует двухсотая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривавшая уголовное наказание за обман потребителя. Хотя работа по выявлению товаров сомнительного свойства продолжается. Смог же, к примеру, Роспотребнадзор запретить продажу посуды компании Zepter. Исследования показали превышение в ней допустимых норм содержания опасных химических веществ. Чтобы не попасться на удочку, можно посоветовать пенсионерам посещать описанные здесь собрания с более молодыми родственниками. Отбиться от энергичных продавцов сложно. Отвечайте "Не хочу!", а не "Не могу себе позволить!" Можно предложить записать их телефон с тем, чтобы связаться позже, когда будут деньги.

 

Тактика поведения с коробейниками всех мастей, неожиданно вырастающими на пороге квартиры, должна строиться на вежливом, но твердом отказе. В крайнем случае не смущайтесь вызвать милицию. Вы не знаете этих людей, поэтому вполне можете предположить, что они занимаются наводкой для возможной квартирной кражи или грабежа. Пусть их проверят. В любом случае, продажа товаров - это вид предпринимательской деятельности. В этом качестве человек должен быть зарегистрирован и иметь необходимые документы на товар. Если все в порядке, что случается крайне редко, милиция обязана удалить их как лиц, незаконно проникших на чужую территорию.

Алексей Николаев

Так называемый "Домашний маркетинг", захлестнувший последнее время мощной волной все постсоветское пространство, к сожалению, не обошел стороной и наш город. Особо печально, что на удочку розничных торговцев чаще всего попадаются люди преклонных лет. А так как солидному возрасту часто сопутствуют перебои со здоровьем, ассортимент купленных с рук товаров большей частью сводится к профилактическим приборам медицинского свойства.

Методика реализации подобных товаров, до тонкостей разработанная на основе психологии и искусства продаж, практически не дает сбоев. Так, например, как это было продемонстрировано на жильцах одного из многоквартирных домов в Кировском административном округе. Позже, обратившись в организацию по защите прав потребителей, двое из почти двадцати (!), купивших прибор "Ультратон", уверяли, что их загипнотизировали. Тайны насильственного воздействия на человеческую психику пока до конца не изучены, а вот то, что омичи испытали на себе так называемую пошаговую мотивационную схему, - несомненно. Ее конечная цель - сформировать у человека повышенный интерес к тому предмету, о существовании которого он пять минут назад и не подозревал. Она используется не только при реализации медицинских приборов или биологических препаратов. Продавцы красочных, изобилующих иллюстрациями книг, наборов бытовой техники, суперпылесосов  или кухонной посуды - все пытаются убедить нас не упустить своего шанса. А на самом деле не упускают нас.

Возврату не подлежит

История с упомянутым нами домом началась с общего собрания, на которое жильцов пригласили для того, чтобы проинформировать о новостях, касающихся пенсионной реформы. Контингент слушателей подобрался соответствующий - бабушки и дедушки. После недолгой беседы с собравшимися, организовавшие его неизвестные молодые люди заявили, что являются представителями солидного фонда социальной поддержки пенсионеров. Фонд этот, якобы, существует при прямой поддержке Министерства здравоохранения области, и что они сейчас пойдут по квартирам, чтобы эту самую поддержку оказать. Обмануть себя позволит далеко не каждый  человек, поэтому потенциальные жертвы были намечены уже на общем собрании.

Говорит Ирина Васильевна (имя и отчество изменены), бывшая блокадница:

"Позвонили в дверь, я впустила молодых людей, которые, узнав, что я отношусь к льготной категории пенсионеров, принялись извиняться за то, что я по чьей-то халатности не попала в список граждан, которым прибор положен бесплатно. Тут же сообщили, что у них есть с собой образец для демонстрации его действия на организм. С их слов, его стоимость двенадцать тысяч рублей. Однако, учитывая, что на них лежит часть вины за недоразумение, они готовы уступить его мне всего (!) за четыре тысячи."

В качестве справки. Воздействие прибора "Ультратон АМП 2ИНТ" производства Алтайского  приборостроительного завода "Ротор" основано на действии токов надтональной частоты. Его стоимость в специализированных местах продажи составляет... порядка двух тысяч рублей.

Когда Ирина Васильевна,  и не только она, поняла, что ее не только обманули в цене, но, главное, аппарат совершенно не улучшает ее самочувствие, решила его вернуть. И столкнулась с практически неразрешимой проблемой. Дело в том, что продажа изделий медицинского назначения не подлежит лицензированию, розничная торговля данного товара вне стационарных мест (на дому, по месту работы и учебы, на улице и в иных местах) не запрещена. Согласно п.п. 11, 15, 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.01.1998 г. № 55, информация о свойствах товара доводится до сведения покупателей в технической документации, передаваемой покупателю вместе с товаром. Покупатель знакомится с товаром самостоятельно или с помощью продавца. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, медицинские приборы и аппаратура не подлежат возврату, так как входят в перечень товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. Таким образом, продавец вправе отказать покупателю, если дорогостоящий прибор оказался ненужным.

Дополнительная сложность заключается еще в том, что большая часть недугов, против которых, как заявлено продавцами, направлено действие данной техники, проявляет себя волнообразно. А это значит, что примерно в тридцати процентов случаев прибор вроде бы помогает. Человеку невдомек, что эффект был бы тот же, приложи он к больному месту хоть холодный утюг.

Комментарий

Ольга Воробьева, заместитель председателя президиума ОРОО "Защита прав потребителя":

- К сожалению, наши пенсионеры - чрезвычайно доверчивые люди. Они безоговорочно доверяют шустрым, модно одетым мальчикам и девочкам, демонстрируя тем самым нестираемый советский менталитет. Не слышала, чтобы кто-нибудь звонил в министерство здравоохранения и спрашивал: "Числятся ли у вас такие-то сотрудники? Проводится ли такая-то акция?" Вместо этого они звонят потом в аптеки и магазины медицинской техники и интересуются стоимостью того или иного товара. Узнав реальную цену, горестно вздыхают и кладут трубку. Никакие зарегистрированные фонды, общества, департаменты и министерства подобными вещами не занимаются. Давно разработаны и действую правила дистанционной и лоточной торговли. Реализация приборов медицинского назначения на дому запрещена. А поймать за руку горе-бизнесменов тяжело, потому что они используют один нюанс в терминологии. Медицинский это прибор либо устройство бытового, профилактического назначения? Мошенники постоянно меняют дислокацию и обновляют группу товаров. Обрабатывают группы наименее защищенных в социальном плане людей. Кроме того, сегодня не действует двухсотая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривавшая уголовное наказание за обман потребителя. Хотя работа по выявлению товаров сомнительного свойства продолжается. Смог же, к примеру, Роспотребнадзор запретить продажу посуды компании Zepter. Исследования показали превышение в ней допустимых норм содержания опасных химических веществ. Чтобы не попасться на удочку, можно посоветовать пенсионерам посещать описанные здесь собрания с более молодыми родственниками. Отбиться от энергичных продавцов сложно. Отвечайте "Не хочу!", а не "Не могу себе позволить!" Можно предложить записать их телефон с тем, чтобы связаться позже, когда будут деньги.

 

Тактика поведения с коробейниками всех мастей, неожиданно вырастающими на пороге квартиры, должна строиться на вежливом, но твердом отказе. В крайнем случае не смущайтесь вызвать милицию. Вы не знаете этих людей, поэтому вполне можете предположить, что они занимаются наводкой для возможной квартирной кражи или грабежа. Пусть их проверят. В любом случае, продажа товаров - это вид предпринимательской деятельности. В этом качестве человек должен быть зарегистрирован и иметь необходимые документы на товар. Если все в порядке, что случается крайне редко, милиция обязана удалить их как лиц, незаконно проникших на чужую территорию.

Алексей Николаев