Так называемый "Домашний маркетинг", захлестнувший последнее время мощной волной все постсоветское пространство, к сожалению, не обошел стороной и наш город. Особо печально, что на удочку розничных торговцев чаще всего попадаются люди преклонных лет. А так как солидному возрасту часто сопутствуют перебои со здоровьем, ассортимент купленных с рук товаров большей частью сводится к профилактическим приборам медицинского свойства.
Методика реализации подобных товаров, до тонкостей разработанная на основе психологии и искусства продаж, практически не дает сбоев. Так, например, как это было продемонстрировано на жильцах одного из многоквартирных домов в Кировском административном округе. Позже, обратившись в организацию по защите прав потребителей, двое из почти двадцати (!), купивших прибор "Ультратон", уверяли, что их загипнотизировали. Тайны насильственного воздействия на человеческую психику пока до конца не изучены, а вот то, что омичи испытали на себе так называемую пошаговую мотивационную схему, - несомненно. Ее конечная цель - сформировать у человека повышенный интерес к тому предмету, о существовании которого он пять минут назад и не подозревал. Она используется не только при реализации медицинских приборов или биологических препаратов. Продавцы красочных, изобилующих иллюстрациями книг, наборов бытовой техники, суперпылесосов или кухонной посуды - все пытаются убедить нас не упустить своего шанса. А на самом деле не упускают нас.
Возврату не подлежит
История с упомянутым нами домом началась с общего собрания, на которое жильцов пригласили для того, чтобы проинформировать о новостях, касающихся пенсионной реформы. Контингент слушателей подобрался соответствующий - бабушки и дедушки. После недолгой беседы с собравшимися, организовавшие его неизвестные молодые люди заявили, что являются представителями солидного фонда социальной поддержки пенсионеров. Фонд этот, якобы, существует при прямой поддержке Министерства здравоохранения области, и что они сейчас пойдут по квартирам, чтобы эту самую поддержку оказать. Обмануть себя позволит далеко не каждый человек, поэтому потенциальные жертвы были намечены уже на общем собрании.Говорит Ирина Васильевна (имя и отчество изменены), бывшая блокадница:
"Позвонили в дверь, я впустила молодых людей, которые, узнав, что я отношусь к льготной категории пенсионеров, принялись извиняться за то, что я по чьей-то халатности не попала в список граждан, которым прибор положен бесплатно. Тут же сообщили, что у них есть с собой образец для демонстрации его действия на организм. С их слов, его стоимость двенадцать тысяч рублей. Однако, учитывая, что на них лежит часть вины за недоразумение, они готовы уступить его мне всего (!) за четыре тысячи."
В качестве справки. Воздействие прибора "Ультратон АМП 2ИНТ" производства Алтайского приборостроительного завода "Ротор" основано на действии токов надтональной частоты. Его стоимость в специализированных местах продажи составляет... порядка двух тысяч рублей.
Когда Ирина Васильевна, и не только она, поняла, что ее не только обманули в цене, но, главное, аппарат совершенно не улучшает ее самочувствие, решила его вернуть. И столкнулась с практически неразрешимой проблемой. Дело в том, что продажа изделий медицинского назначения не подлежит лицензированию, розничная торговля данного товара вне стационарных мест (на дому, по месту работы и учебы, на улице и в иных местах) не запрещена. Согласно п.п. 11, 15, 17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.01.1998 г. № 55, информация о свойствах товара доводится до сведения покупателей в технической документации, передаваемой покупателю вместе с товаром. Покупатель знакомится с товаром самостоятельно или с помощью продавца. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, медицинские приборы и аппаратура не подлежат возврату, так как входят в перечень товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. Таким образом, продавец вправе отказать покупателю, если дорогостоящий прибор оказался ненужным.
Дополнительная сложность заключается еще в том, что большая часть недугов, против которых, как заявлено продавцами, направлено действие данной техники, проявляет себя волнообразно. А это значит, что примерно в тридцати процентов случаев прибор вроде бы помогает. Человеку невдомек, что эффект был бы тот же, приложи он к больному месту хоть холодный утюг.
Комментарий
Ольга Воробьева, заместитель председателя президиума ОРОО "Защита прав потребителя":
- К сожалению, наши пенсионеры - чрезвычайно доверчивые люди. Они безоговорочно доверяют шустрым, модно одетым мальчикам и девочкам, демонстрируя тем самым нестираемый советский менталитет. Не слышала, чтобы кто-нибудь звонил в министерство здравоохранения и спрашивал: "Числятся ли у вас такие-то сотрудники? Проводится ли такая-то акция?" Вместо этого они звонят потом в аптеки и магазины медицинской техники и интересуются стоимостью того или иного товара. Узнав реальную цену, горестно вздыхают и кладут трубку. Никакие зарегистрированные фонды, общества, департаменты и министерства подобными вещами не занимаются. Давно разработаны и действую правила дистанционной и лоточной торговли. Реализация приборов медицинского назначения на дому запрещена. А поймать за руку горе-бизнесменов тяжело, потому что они используют один нюанс в терминологии. Медицинский это прибор либо устройство бытового, профилактического назначения? Мошенники постоянно меняют дислокацию и обновляют группу товаров. Обрабатывают группы наименее защищенных в социальном плане людей. Кроме того, сегодня не действует двухсотая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривавшая уголовное наказание за обман потребителя. Хотя работа по выявлению товаров сомнительного свойства продолжается. Смог же, к примеру, Роспотребнадзор запретить продажу посуды компании Zepter. Исследования показали превышение в ней допустимых норм содержания опасных химических веществ. Чтобы не попасться на удочку, можно посоветовать пенсионерам посещать описанные здесь собрания с более молодыми родственниками. Отбиться от энергичных продавцов сложно. Отвечайте "Не хочу!", а не "Не могу себе позволить!" Можно предложить записать их телефон с тем, чтобы связаться позже, когда будут деньги.
Тактика поведения с коробейниками всех мастей, неожиданно вырастающими на пороге квартиры, должна строиться на вежливом, но твердом отказе. В крайнем случае не смущайтесь вызвать милицию. Вы не знаете этих людей, поэтому вполне можете предположить, что они занимаются наводкой для возможной квартирной кражи или грабежа. Пусть их проверят. В любом случае, продажа товаров - это вид предпринимательской деятельности. В этом качестве человек должен быть зарегистрирован и иметь необходимые документы на товар. Если все в порядке, что случается крайне редко, милиция обязана удалить их как лиц, незаконно проникших на чужую территорию.
Алексей Николаев