Поиск

С конца XVI века русские торговые и воинские экспедиции неустанно прокладывали пути вдоль Иртыша. Такова была тактика переходов. Караван из баркасов и дощаников плыл по реке, а по берегам, охраняя суда от стрел и пуль лихих людей, шли конные отряды.

Обозреватель «Омской правды» Виктор Гоношилов и омский предприниматель Степан Викулов решили повторить, насколько это возможно, дорогу предков. Но главной задачей их экспедиции стала все же не сама дорога, а исторические загадки, словно бусинки, нанизанные на первый сибирский путь. Например, сохранилась ли могила Ермака, почему вдруг обезлюдела столица татарских ханов город Искер, действительно ли существует озеро, в котором, согласно легенде, спрятали свои клады Кучум и казаки русского атамана, и где истоки речки Сибирки, от которой пошло название нашего огромного края, и течет ли она еще, уж слишком мала была всегда - на картах не обозначалась.

Молебен - прежде всего

 

По традиции русских путешественников мы заказали молебен за счастливое завершение мероприятия. Служба была в Николо-Игнатьевской церкви, расположенной в районе Восточных и Ремесленных улиц. Храм выбрали не случайно. Перед воротами именно этой церкви находится так называемая точка зеро, или, если следовать иному определению, ключевая точка координат нашего города. Омск обозначается ею на географических картах мира: 55.00 градусов северной широты и 73.24 градуса восточной долготы. Спрашивается, откуда еще стартовать по дороге предков, если не отсюда.

Да и история храма уникальна. Он, может быть, единственный в истории России крупный православный храм, возведение которого началось еще в царское время, а закончилось уже при большевиках. Последнее обстоятельство, правда, не помешало советской власти лет через десять после окончания строительства снести с него купола, закрыть как церковь и открыть как кинотеатр «Экран». Только в годы новейшей истории России он снова стал православным храмом.

В путь мы отправились на джипе «Гранд Чероки», принадлежащем Степану. Шли на север Муромцевской дорогой по правой стороне Иртыша. Здесь во втором десятилетии XVIII века пролегал первый сухопутный путь к Омску, связавший давно известный на просторах Сибири город Тару и только-только возникшую крепость. По левой стороне Иртыша, там, где сейчас вьется автотрасса Омск-Тевриз, в начале XVIII века сухопутное движение было невозможно. Огромное болото, занимавшее пространство между Иртышом и Ишимом, преграждало путь любому путешественнику. Каким бы отважным он себя ни считал, а пробиваться по левой стороне Иртыша не рисковал. Болото служило убежищем для изгоев всех вер и национальностей. На уровне нынешнего Красного Яра из него вытекала речка, имевшая красноречивое название - Воровская. По ней вылетали на гладь Иртыша легкие челны с бородатыми, разбойного вида мужиками и устремлялись к противоположному берегу. Что успевали, то и захватывали до подхода казаков из Чернолученской станицы.

Поломка в начале пути - к счастью

 

Мы чуток не доехали до Муромцева, когда отказал бензонасос. Местный умелец Владимир, студент СибАДИ, помог Степану решить проблему. Этот пример наглядно показывает, как быстро и неудержимо растет мастерство автослесарей в омской глубинке. Им даже американский джип по зубам. Но времени на ремонт ушло много, с графика мы сбились. И, надо сказать, к лучшему. Заночевали в лугах.

Дальнейший наш путь лежал через Бергамак и Окунево, значимые для истории области села. В Бергамаке родился, пожалуй, один из самых ярких российских актеров - Михаил Ульянов. Здесь он прожил первые три или четыре года своей жизни. Дом, в котором он родился, стоит до сих пор. Правда, далеко не все краеведы разделяют мнение, что дом под номером 32 по улице Центральной тот же самый, где появился на свет актер. Слишком много лет прошло, чтобы деревянное строение не пострадало от гнили. Поскольку время позволяло, то мы с ходу провели небольшое исследование. Счастье нам улыбнулось почти сразу. Мы встретили приветливую 80-летнюю местную жительницу Антониду Спиридонову.

- Не сомневайтесь, милые, дом тот же самый, где Миша родился, - стала рассказывать она. - Я всю свою жизнь по соседству прожила. Никто его за это время ни разу не перестраивал. Чему тут удивляться? Раньше из крепкого леса строили. Вон моему дому сто лет - и все годы простоял без ремонтов.

Сейчас хозяйкой дома, где некогда жила семья Ульяновых, является пожилая Лидия Авдюшкина.

- Говорят, что Ульянов умер, а я не верю, - сетует бабушка. - Они ж с моей сестрой в молодости, родители-то его неподалеку от нас жили, сильно друг дружку любили. Пожениться собирались. Вы уж напишите мне всю правду о нем, как в Омск вернетесь. А пока зайдите во двор, ягоды покушайте: Ульянов, когда здесь был, наказывал всех угощать.

Во дворе у бабы Лиды растут малина, бузина и черемуха, а в палисаднике - крапива почти под крышу. Пока я беседовал с бабулькой, Степан извел злые заросли под корень. Открылся симпатичный сельский домик.

А в Окуневе, где, как в Иерусалиме, дружно уживаются разные конфессии, мы попали на какой-то праздник кришнаитов. Молитвы, напоминающие веселые песни, машины с иностранными номерами, торговцы сувенирами, славянки в одеянии индианок.

Населенный пункт необычный, возможно, даже исключительный на просторах нашей державы. Заборы, стены домов, пусть не сплошь, но часто украшены надписями, показывающими духовный и материальный выбор хозяев. В общем, село раскрепощенных людей в свободной стране.

Но больше всего запомнился дом с двумя реющими над крышей триколорами. Владелец усадьбы ясно давал понять, кто бы здесь не селился и в какого бы бога не верил, а земля была, есть и останется российской. А еще в глаза бросилась до сих пор сохранившаяся коновязь. Раритет, как ни суди.

Приятно было осматривать и зону для туристов: километра два перелеска, отведенного под палатки и автотранспорт. Цены божеские. Баня, кафе. И ни одной пластиковой бутылки, брошенной в траву. Пьяных не заметно, исключая двух иностранцев. Эти - ладно, лишь бы не наши.

Туристов ради

 

Затем, выполняя задание Русского географического общества, мы приступили к затяжному штурму самой высокой точки Омской области - 150 метров над уровнем моря. Не высота требовала времени, а бездорожье. Точка находится неподалеку от давно исчезнувшей деревни Борисовки. Дорог к ней нет. В селе Поречье Муромцевского района, километров за 30 от искомого места, нам сказали, что мы не пробьемся. Большаки давно не используются. Травой поросли, задубравили. Часа четыре мы мотались, продираясь через перелески. Больше, чем заросли, нас изводили крупные, с гуся, тетерки, не желавшие уступать дорогу джипу.

- Кыш, - гнал их Степан, открывая дверцу машины. Ожиревшие нахальные птицы нехотя махали крыльями и отлетали метров на пятнадцать.

К вечеру мы добились своего. Отметили по навигатору координаты (56о39’966’’ северной широты и 74о59’025’’ восточной долготы). Поставили памятный знак. Для туристов. Пусть дерзают и покоряют.

Настоящие сибирские таежные дороги для нас начались за Усть-Ишимом, ближе к северной границе Омского Прииртышья, и продолжались по доброй половине Вагайского района Тюменской области. Это уже правый берег Иртыша, на который мы перебрались по мосту у Тары. Дороги среди тайги - сплошные туннели-повороты в густом лесу. Вынырни машина навстречу, и времени, кажется, не хватит, чтоб разминуться на узком пути. Здесь большак идет по старому сибирскому тракту, который, в свою очередь, стелется по гривкам, огибающим болотца и речушки. Хорошо, что машины редки. Зато совы вечером часто встречаются. Мышей, что ли, на дорогах ловят? Ослепленные светом фар, идут в пике на машину. Выпадая из снопа света, они все-таки успевают уйти вверх над лобовым стеклом. А все равно - жуть!

Но ехать стоило - впереди сплошь лежали места, связанные с Ермаком.

Виктор Гоношилов

 Фото автора

С конца XVI века русские торговые и воинские экспедиции неустанно прокладывали пути вдоль Иртыша. Такова была тактика переходов. Караван из баркасов и дощаников плыл по реке, а по берегам, охраняя суда от стрел и пуль лихих людей, шли конные отряды.

Обозреватель «Омской правды» Виктор Гоношилов и омский предприниматель Степан Викулов решили повторить, насколько это возможно, дорогу предков. Но главной задачей их экспедиции стала все же не сама дорога, а исторические загадки, словно бусинки, нанизанные на первый сибирский путь. Например, сохранилась ли могила Ермака, почему вдруг обезлюдела столица татарских ханов город Искер, действительно ли существует озеро, в котором, согласно легенде, спрятали свои клады Кучум и казаки русского атамана, и где истоки речки Сибирки, от которой пошло название нашего огромного края, и течет ли она еще, уж слишком мала была всегда - на картах не обозначалась.

Молебен - прежде всего

 

По традиции русских путешественников мы заказали молебен за счастливое завершение мероприятия. Служба была в Николо-Игнатьевской церкви, расположенной в районе Восточных и Ремесленных улиц. Храм выбрали не случайно. Перед воротами именно этой церкви находится так называемая точка зеро, или, если следовать иному определению, ключевая точка координат нашего города. Омск обозначается ею на географических картах мира: 55.00 градусов северной широты и 73.24 градуса восточной долготы. Спрашивается, откуда еще стартовать по дороге предков, если не отсюда.

Да и история храма уникальна. Он, может быть, единственный в истории России крупный православный храм, возведение которого началось еще в царское время, а закончилось уже при большевиках. Последнее обстоятельство, правда, не помешало советской власти лет через десять после окончания строительства снести с него купола, закрыть как церковь и открыть как кинотеатр «Экран». Только в годы новейшей истории России он снова стал православным храмом.

В путь мы отправились на джипе «Гранд Чероки», принадлежащем Степану. Шли на север Муромцевской дорогой по правой стороне Иртыша. Здесь во втором десятилетии XVIII века пролегал первый сухопутный путь к Омску, связавший давно известный на просторах Сибири город Тару и только-только возникшую крепость. По левой стороне Иртыша, там, где сейчас вьется автотрасса Омск-Тевриз, в начале XVIII века сухопутное движение было невозможно. Огромное болото, занимавшее пространство между Иртышом и Ишимом, преграждало путь любому путешественнику. Каким бы отважным он себя ни считал, а пробиваться по левой стороне Иртыша не рисковал. Болото служило убежищем для изгоев всех вер и национальностей. На уровне нынешнего Красного Яра из него вытекала речка, имевшая красноречивое название - Воровская. По ней вылетали на гладь Иртыша легкие челны с бородатыми, разбойного вида мужиками и устремлялись к противоположному берегу. Что успевали, то и захватывали до подхода казаков из Чернолученской станицы.

Поломка в начале пути - к счастью

 

Мы чуток не доехали до Муромцева, когда отказал бензонасос. Местный умелец Владимир, студент СибАДИ, помог Степану решить проблему. Этот пример наглядно показывает, как быстро и неудержимо растет мастерство автослесарей в омской глубинке. Им даже американский джип по зубам. Но времени на ремонт ушло много, с графика мы сбились. И, надо сказать, к лучшему. Заночевали в лугах.

Дальнейший наш путь лежал через Бергамак и Окунево, значимые для истории области села. В Бергамаке родился, пожалуй, один из самых ярких российских актеров - Михаил Ульянов. Здесь он прожил первые три или четыре года своей жизни. Дом, в котором он родился, стоит до сих пор. Правда, далеко не все краеведы разделяют мнение, что дом под номером 32 по улице Центральной тот же самый, где появился на свет актер. Слишком много лет прошло, чтобы деревянное строение не пострадало от гнили. Поскольку время позволяло, то мы с ходу провели небольшое исследование. Счастье нам улыбнулось почти сразу. Мы встретили приветливую 80-летнюю местную жительницу Антониду Спиридонову.

- Не сомневайтесь, милые, дом тот же самый, где Миша родился, - стала рассказывать она. - Я всю свою жизнь по соседству прожила. Никто его за это время ни разу не перестраивал. Чему тут удивляться? Раньше из крепкого леса строили. Вон моему дому сто лет - и все годы простоял без ремонтов.

Сейчас хозяйкой дома, где некогда жила семья Ульяновых, является пожилая Лидия Авдюшкина.

- Говорят, что Ульянов умер, а я не верю, - сетует бабушка. - Они ж с моей сестрой в молодости, родители-то его неподалеку от нас жили, сильно друг дружку любили. Пожениться собирались. Вы уж напишите мне всю правду о нем, как в Омск вернетесь. А пока зайдите во двор, ягоды покушайте: Ульянов, когда здесь был, наказывал всех угощать.

Во дворе у бабы Лиды растут малина, бузина и черемуха, а в палисаднике - крапива почти под крышу. Пока я беседовал с бабулькой, Степан извел злые заросли под корень. Открылся симпатичный сельский домик.

А в Окуневе, где, как в Иерусалиме, дружно уживаются разные конфессии, мы попали на какой-то праздник кришнаитов. Молитвы, напоминающие веселые песни, машины с иностранными номерами, торговцы сувенирами, славянки в одеянии индианок.

Населенный пункт необычный, возможно, даже исключительный на просторах нашей державы. Заборы, стены домов, пусть не сплошь, но часто украшены надписями, показывающими духовный и материальный выбор хозяев. В общем, село раскрепощенных людей в свободной стране.

Но больше всего запомнился дом с двумя реющими над крышей триколорами. Владелец усадьбы ясно давал понять, кто бы здесь не селился и в какого бы бога не верил, а земля была, есть и останется российской. А еще в глаза бросилась до сих пор сохранившаяся коновязь. Раритет, как ни суди.

Приятно было осматривать и зону для туристов: километра два перелеска, отведенного под палатки и автотранспорт. Цены божеские. Баня, кафе. И ни одной пластиковой бутылки, брошенной в траву. Пьяных не заметно, исключая двух иностранцев. Эти - ладно, лишь бы не наши.

Туристов ради

 

Затем, выполняя задание Русского географического общества, мы приступили к затяжному штурму самой высокой точки Омской области - 150 метров над уровнем моря. Не высота требовала времени, а бездорожье. Точка находится неподалеку от давно исчезнувшей деревни Борисовки. Дорог к ней нет. В селе Поречье Муромцевского района, километров за 30 от искомого места, нам сказали, что мы не пробьемся. Большаки давно не используются. Травой поросли, задубравили. Часа четыре мы мотались, продираясь через перелески. Больше, чем заросли, нас изводили крупные, с гуся, тетерки, не желавшие уступать дорогу джипу.

- Кыш, - гнал их Степан, открывая дверцу машины. Ожиревшие нахальные птицы нехотя махали крыльями и отлетали метров на пятнадцать.

К вечеру мы добились своего. Отметили по навигатору координаты (56о39’966’’ северной широты и 74о59’025’’ восточной долготы). Поставили памятный знак. Для туристов. Пусть дерзают и покоряют.

Настоящие сибирские таежные дороги для нас начались за Усть-Ишимом, ближе к северной границе Омского Прииртышья, и продолжались по доброй половине Вагайского района Тюменской области. Это уже правый берег Иртыша, на который мы перебрались по мосту у Тары. Дороги среди тайги - сплошные туннели-повороты в густом лесу. Вынырни машина навстречу, и времени, кажется, не хватит, чтоб разминуться на узком пути. Здесь большак идет по старому сибирскому тракту, который, в свою очередь, стелется по гривкам, огибающим болотца и речушки. Хорошо, что машины редки. Зато совы вечером часто встречаются. Мышей, что ли, на дорогах ловят? Ослепленные светом фар, идут в пике на машину. Выпадая из снопа света, они все-таки успевают уйти вверх над лобовым стеклом. А все равно - жуть!

Но ехать стоило - впереди сплошь лежали места, связанные с Ермаком.

Виктор Гоношилов

 Фото автора