ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНОЫЙ КОМПЛЕКС «КАСКАД» - СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ОТМЕЧАЮЩИЙ СВОЙ 5-ЛЕТНИЙ ЮБИДЕЙ, ОРИЕНТИРОВАН НА РАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ. СВОИМ МНЕНИЕМ НАСКОЛЬКО УСПЕШНА ВЫБРАННАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЛИТСЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА СЕРГЕЙ ФИНАШИН.
— ТВЦ «КАСКАД» работает уже пять лет. Изменялась ли концепция объекта за это время?
— Торгово-выставочный центр — это живой организм, который постоянно меняется. Нельзя построить объект, заполнить его арендаторами и забыть о нем. Торговля сегодня это постоянная, кропотливая работа над концепцией — это путь поиска истины. При этом конечной истины не бывает, а, следовательно, приходится меняться. Общая концепция развития объекта была заложена с самого начала и менеджмент ТВЦ старается следовать ей, изменяя лишь состав арендаторов и внося в проект необходимые коррективы. На мой взгляд, ключевым аспектом успешного функционирования ТВЦ является правильный выбор пула арендаторов, ориентированных на желаемую целевую аудиторию объекта. Он подобран так, чтобы обеспечить устойчивость бизнеса как по отношению к конкурентам, так и в случае различных экономических потрясений. Добиться такого результата «КАКСКАДУ» позволило постоянное отслеживание потребительских трендов, моделей поведения покупателей, их эволюции. ТВЦ «КАСКАД» растет и развивается вместе со своим клиентом.
— В чем заключается этот рост? Движение в сторону более премиальных марок?
— В том числе. В условиях миллионного города люди привыкают ходить за покупками и развлечениями в одно и то же место, но человеку свойственно меняться — вслед за ним и эволюционирует «КАСКАД».
Главное в том, что покупатель получает максимальный набор различных по уровню и стоимости услуг. В результате «КАСКАД» дает возможность постоянному покупателю с возросшим уровнем доходов приобретать более дорогую одежду в полюбившемся месте.
— Однако среди девелоперов и консультантов бытует мнение, что торговый центр должен не распыляться между слишком разными социальными категориями покупателей, а ориентироваться при подборе марок только на определенную целевую аудиторию.
— Это не совсем так, хотя многие компании являются проводниками подобной идеологии и активно ее пропагандируют. Стратегия микширования, которую активно реализует руководство «КАСКАДА», основана на фундаментальном и взвешенном подходе к оценке тех процессов, которые должны происходить в ТВЦ. Впрочем, выбор модели поведения и способа управления во многом определяются теми целями, которые собственники ставят перед бизнесом.
В начале своего развития была сформирована хорошая база брендов, представляющих масс-маркет и небольшой процент премиум марок, а затем стали поэтапно расширять премиум сегмент. Постепенно повышая уровень представленных в «КАСКАДЕ» брендов, руководоство ТВЦ добилось при этом не сужения, а, наоборот, расширения целевой аудитории, сумев привлечь новых посетителей.
— Получается, Вы против специализации объектов?
— Я против штампов в этом бизнесе. Их активное тиражирование приводит к тому, что на рынке появляется множество нежизнеспособных проектов с ошибочным зонированием, неправильным подбором операторов, которые в итоге не обеспечивают устойчивости развития торгового объекта в долгосрочной перспективе.
Например, консультанты очень любят говорить: в Европе на тысячу жителей приходится 700-800 кв. м торговой недвижимости. Из этого они делают вывод, что, например, в Омске или любом другом крупном региональном центре тоже должны быть достигнуты такие показатели. В итоге все маркетинговые исследования и разработки проектов строятся на данном утверждении. Но при этом мы забываем об одной очень важной вещи: количество брендов, представленных в России во всех сегментах, крайне ограничено и несопоставимо с европейскими показателями. В итоге на рынок выходит много проектов с абсолютно одинаковым пулом арендаторов и минимальной конкурентоспособностью.
— Многие объекты довольно успешно функционируют в сегменте масс-маркета и на жизнь не жалуются.
— В нынешних условиях развития ретейла в России торговому центру, расположенному в большом городе, нельзя ограничиваться работой только с масс-маркетом. Емкость рынка и количество брендов в этой категории ограничена, к тому же в этом же сегменте работает слишком много торговых предприятий города. Поэтому в «КАСКАДЕ» и совершенствуют имеющуюся матрицу операторов. Таким образом, на первом этаже открыты премиальная зона, где разместились более дорогие торговые марки. И менеджмент «КАСКАДА» оказался прав. В условиях крупного города нельзя зацикливаться на чем-то одном. Иначе у торгового объекта никогда не будет желаемых потоков и устойчивости бизнеса. Кроме того, постоянная ротация арендаторов повышает интерес к комплексу со стороны новых клиентов: когда в объекте каждые 4-5 месяцев открывается какой-то новый бутик, то это стимулирует людей прийти вновь в ТВЦ.
— Ваше мнение о сотрудничестве с местными операторами?
— Считаю просто необходимым работать с малым и даже очень малым бизнесом (конечно, не имеется в виду торговцев рыночного типа). Ведь именно малый бизнес в ТВЦ может предоставлять полезные для покупателей услуги, на которые большой бизнес почти не обращает внимание. Продукт, предлагаемый такими компаниями, может быть очень востребован.
Так, малый бизнес может развивать нэйл-бары, студии загара, и даже ремесленнические услуги например гончарное дело уверен, что найдется покупатель на глинянное изделие, а может он и сам (своими руками) его изготовит в мастерской.
— Финансовый кризис проверил стратегию КАСКАДА на прочность?
— Конечно, но полагаю, что стратегия доказала свою жизнеспособность даже в тяжелых экономических условиях. Судите сами: за время кризиса закрылось лишь несколько арендаторов. За этот же период открылись несколько новых магазинов.
— Какие проекты на будущее вы бы пожелали КАСКАДУ ?
— В комплексе есть все: фэшн-ретейл, фуд-корт, супермаркет, бытовые услуги и т.д. Хотелось бы пожелать учредителям обратить внимание на расширение развлекательной составляющей, которая позволит увеличить длительность пребывания посетителей в ТВЦ.