3 августа исполнилось 100 лет со дня рождения Вацлава Яновича Дворжецкого, народного артиста Российской Федерации. Широкую зрительскую любовь этот актер завоевал, прежде всего, своими яркими, запоминающимися работами в кино и на телевидении. Список их не мал - 92 роли. Хотя первую свою кинороль - высокопоставленного немецкого офицера Лансдор-фа -Дворжецкий сыграл довольно поздно для дебютанта - в 56 лет. А потом пошло: «Красное и черное», «Отец Сергий», «Петровка, 38», «Письма мертвого человека», «Забытая мелодия для флейты», «Угрюм-река», «Открытая книга», «Любави* т.]», «Улан», «Где-то плачет иволга», «ТАСС уполномочен заявить...», «Белые одежды» и другие кино- и телефильмы.
Знание народного актер получил за полтора года до смерти
- в 1991 году.
С ЧЕГО
НАЧИНАЛАСЬ
ЛЕГЕНДА
Старшее поколение омичей знает, что судьба Вацлава Яновича была крепко связана с нашим городом. Театралы-старожилы могли видеть этого многогранного актера в тридцатые-сороковые годы на сцене театра юного зрителя, а в сороковые-пятидесятые - в омской драме. Какими же ветрами занесло на берега Иртыша человека, родившегося за семь лет до революции в колыбели Православной Русв - Киеве?
Семья Дворжецких - потомственная дворянская семья, в которой из рода в род было принято давать своим детям хорошее образование и достойное воспитание. Все это получил и Вацлав. Успел поучиться в Киевском кадетском корпусе в 1918 году, в 1928 году поступил в политехнический институт, но параллельно два года отучился в театральной студии при Киевском польском драматическом театре. Юношу явно влекли заманчивые огни рампы, и в будущем он себя видел только на сцене. Но в тридцатом году па высшем образовании пришлось поставить точку. Вернее, она была поставлена Особым Совещанием О ГПУ, осудившим девятнадцатилетнего студента на 10 лет лагерей за участие в кружке «ГОЛ»
- Группа Освобождения Личности.
И всего-то в этом кружке числилось пятеро молодых людей, да и задачи ставились парнями отнюдь не глобальные; самообразование, развитие, совершенствование личности - разве не к этому стремятся в молодости все идеалисты?
Обернулось все камерой-одиночкой киевской Лукьяновской тюрьмы, а потом, с 30 по 37-й год, Дворжецкий провел в'лагерях УСев-ЛОНа (Управление северных лагерей особого назначения), прокладывая железную дорогу Пинюга - Сыктывкар, работая на Беломорско-Балтийском комбинате, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова Вайгач. Удивительное дело: на Туломе Вацлаву разрешили играть в ТуТЭксе - Туломской театральной экспедиции, скрашивающей однообразное существование заключенных. В этом крепостном» по своему положению театре собралась поистине удивительная труппа. Там были актеры из МХАТа, Александринки. Для начинающего артиста - замечательная школа!
После освобождения Дворжецкий отправился на родину, в Киев, с надеждой, что здесь он реализуется как артист. Но приговором для него прозвучали слова начальника областного управления культуры: «В Киеве вам в театрах не работать!». Выяснилось: и не жить тоже. Помыкался по Украине - Белая Церковь, Харьков, Дебальцево, Донецк - но нигде не находилось надежного пристанища. Пришлось податься в места, более пригодные к поселению бывшего заключенного.
СТАНЦИЯ ОМСК. ОСТАНОВКА
На станции Омск Вацлав Дворжецкий высадился вьюжным зимним вечером. Ни денег, ни знакомых, ни надежд па будущее. Совершенно случайно в первой встречной забегаловке, куда зашел погреть-ся, он познакомился с добродушным подвыпившим мужичком. Тот проявил истинно сибирскую широту натуры: накормил, напоил приезжего да и обеспечил его ночлегом, так как оказался бухгалтером омского Дома колхозника, куда и пристроил случайного знакомца.
Отоспавшись, Вацлав с утра отправился в областное управление по делам искусств. Пошел без всякой записи, на удачу. Его приняли, а он с порога: «Я - актер, хотел бы работать в театре». И надо же, по счастливому совпадению в Омске только-только открылся театр юного зрителя, в который еще требовались артисты. Буквально на другой день у новоиспеченного омича появились первая трудовая книжка, денежный оклад и съемная комната у вокзала. Так заснеженный Омск отогрел и буквально спас артиста от вполне реальной гибели. И этот факт своей биографии Вацлав Янович помнил всегда.
За два года работы в Омском тюзе Дворжецкий не только сыграл ведущие роли - Кочкарева в «Женитьбе» Гоголя, лорда-канцлера в «Томе Кенте» по М.Твену, Карандышева в «Бесприданнице» Островского, Ньюстэда в «Созвездии Гончих Псов» по К. Паустовскому, Милона в «Недоросле» Фонвизина, Жадова в «Доходном месте» Островского, Сказочника в «Снежной королеве» Шварца. Он впервые попробовал себя (икакудач-но!) в качестве режиссера, поставив «Тома Кента» и «Снежную королеву». Из робкого новичка за два года Вацлав Дворжецкий превратился в очевидного лидера. Наладилась и семейная жизнь. Вацлав женился на хрупкой выпускнице ленинградского училища имени Вагановой балерине Таисье Рэй. В апреле 1939 года у них родился сын Владислав. Все складывалось так удачно, что захотелось оказаться поближе к родине. В 1940 году он принимает предложение из Таганрогского драматического театра и уезжает из Омска, не зная, что вернется сюда через год.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НАКРУТИ СВОЯ
А всему причиной станет начавшаяся Финская война. Таганрог с его оборонными предприятиями был объявлен режимным городом, и все неблагонадежные (в том числе обладатели в прошлом
политической статьи) поспешно выдворялись из города.
Возвращению Дворжецкого в ТЮЗе были рады. Он отблагодарил своих коллег блистательной постановкой «Романтиков» Э. Ростана - одной из самых ярких режиссерских работ, в которой сам сыграл Страфореля. Об этом спектакле в Омске помнят по сей день. Было у Вацлава в том тюзовском сезоне немало заметных актерских работ. И его начала усиленно «сватать» в омскую драму театральная дама номер один в нашем городе Лина Самборская. Артист согласился на переход в драматический театр. Но шел роковой сорок первый год.
Дворжецкий не отработал в драмтеатре и полугода, как осенью вновь оказался в местах заключения, где ему пришлось провести всю войну - до конца победного 45-го года.
Вынужденная разлука с семьей сыграла свою зловещую роль. Во время пребывания в лагере Дворжецкий сблизился с вольнонаемной служащей, и та родила от артиста девочку. Жена не смогла простить мужу измены, они развелись сразу после его возвращения в Омск. Спустя несколько лет он познакомился в омском драмтеатре с молодой выпускницей режиссерского факультета ГИТИСа Ривой Левите. В начале пятидесятых они скромно, без помпы, поженились. К чести первой жены, Таисьи Владимировны, она никогда не чинила препятствий для общения сына с отцом. Владик часто гостил в новой отцовской семье и называл Риву Яковлевну «моя любимая мачеха».
ОМСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ
Стоит только взглянуть на список ролей, сыгранных Вацлавом Яновичем на омской сцене в 10 послевоенных лет, как становится ясно: Дворжецкий прочно занял свое место в ряду ведущих актеров. Кого он только не играл! Ржевский, Городулин, Чацкий, Великатов, Рощин, Кречинский, Меркуцио, Неклюдов, Гаев, Петруччио, Протасов. В «Анне Карениной» довелось сыграть и Вронского, и Каренина - уникальный случай, ведь совсем разные характеры, типажи. Но его отличал редкий дар перевоплощения, умение ломать устоявшиеся рамки актерских амплуа, великолепное владение гримом, чему немало способствовал скрываемый до поры до времени талант художника. Его любили зрители, коллеги, режиссеры. Но официальными регалиями его всегда обходили стороной. Партнеры по сцене получали звания, премии - Дворжецкий оставался просто Дворжецким.
Когда семейная пара Дворжецких решила перебраться в Саратов, их не отговаривали, потому что было понятно: им нужны перемены. Вместе с отцом и мачехой уехал на берега Волги и шестнадцатилетний Владислав. Но потом парень вернулся в Омск, чтобы поступить в военно-медицинское училище. Ничто не предвещало, что именно он будет продолжателем актерской династии Дворжецких. Это случилось гораздо позже, когда 26-летний Владислав, поработавший заведующим аптекой и подумывавший о поступлении в Омский мед-институт, по совету матери пошел учиться в студию при Омском ТЮЗе.
А у Вацлава Дворжецкого уже в Саратове родился второй сын - Евгений, который тоже не миновал актерской судьбы.
Собственно, на этом повесть об омском периоде жизни замечательного артиста Вацлава Дворжецкого можно считать оконченной. Стоит лишь добавить, что в нашем городе ему довелось побывать только в конце 1988 года. Телефон в его гостиничном номере разрывался от звонков. Его по-прежнему здесь помнили и любили. Уже не было в живых старшего сына, к которому пришло всесоюзное признание через кинематограф, и оставалось всего Плетдотрагическойгибели младшего, Евгения. Да и сам Вацлав Янович прожил после этого всем памятного визита всего пять лет.
Но в Омске живут четыре правнука Дворжецкого-старшего -Алексей, Антон, Егор и Захар, внуки его сына Владислава. И хотя никто из них не пошел по стопам своих деда и прадеда, художественными талантами бог этих ребят не обделил. Дворжецкие-младшие в последние годы с успехом принимают участие в вечерах актерских династий «Яблочко от яблони», которые традиционно проходят в омском Доме актера. Значит, память о Вацлаве Дворжецком не просто живет в памяти омичей - он сам продолжается в своих омских потомках.
Людмила ПЕРШИНА