Поиск

3 августа исполнилось 100 лет со дня рождения Вацлава Яновича Дворжецкого, народно­го артиста Российской Федера­ции. Широкую зрительскую лю­бовь этот актер завоевал, прежде всего, своими яркими, запоми­нающимися работами в кино и на телевидении. Список их не мал - 92 роли. Хотя первую свою кинороль - высокопоставленно­го немецкого офицера Лансдор-фа -Дворжецкий сыграл доволь­но поздно для дебютанта - в 56 лет. А потом пошло: «Красное и черное», «Отец Сергий», «Пет­ровка, 38», «Письма мертвого человека», «Забытая мелодия для флейты», «Угрюм-река», «Открытая книга», «Любави* т.]», «Улан», «Где-то плачет иволга», «ТАСС уполномочен заявить...», «Белые одежды» и другие кино- и телефильмы.

Знание народного актер по­лучил за полтора года до смерти

- в 1991 году.

С ЧЕГО

НАЧИНАЛАСЬ

ЛЕГЕНДА

Старшее поколение омичей зна­ет, что судьба Вацлава Яновича была крепко связана с нашим городом. Театралы-старожилы могли видеть этого многогранного актера в тридцатые-сороковые годы на сцене те­атра юного зрителя, а в сороковые-пятидесятые - в омской драме. Ка­кими же ветрами занесло на берега Иртыша человека, родившегося за семь лет до революции в колыбели Православной Русв - Киеве?

Семья Дворжецких - потом­ственная дворянская семья, в которой из рода в род было принято да­вать своим детям хорошее образова­ние и достойное воспитание. Все это получил и Вацлав. Успел по­учиться в Киевском кадетском кор­пусе в 1918 году, в 1928 году посту­пил в политехнический институт, но параллельно два года отучился в театральной студии при Киевском польском драматическом театре. Юношу явно влекли заманчивые огни рампы, и в будущем он себя видел только на сцене. Но в тридца­том году па высшем образовании пришлось поставить точку. Вернее, она была поставлена Особым Сове­щанием О ГПУ, осудившим девят­надцатилетнего студента на 10 лет лагерей за участие в кружке «ГОЛ»

- Группа Освобождения Личности.

И всего-то в этом кружке числи­лось пятеро молодых людей, да и задачи ставились парнями отнюдь не глобальные; самообразование, развитие, совершенствование лич­ности - разве не к этому стремятся в молодости все идеалисты?

Обернулось все камерой-оди­ночкой киевской Лукьяновской тюрьмы, а потом, с 30 по 37-й год, Дворжецкий провел в'лагерях УСев-ЛОНа (Управление северных ла­герей особого назначения), про­кладывая железную дорогу Пинюга - Сыктывкар, работая на Беломорско-Балтийском комбинате, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова Вайгач. Удиви­тельное дело: на Туломе Вацлаву разрешили играть в ТуТЭксе - Ту­ломской театральной экспедиции, скрашивающей однообразное су­ществование заключенных. В этом крепостном» по своему положе­нию театре собралась поистине удивительная труппа. Там были актеры из МХАТа, Александрин­ки. Для начинающего артиста - замечательная школа!

После освобождения Дворжец­кий отправился на родину, в Киев, с надеждой, что здесь он реализуется как артист. Но приговором для него прозвучали слова начальника обла­стного управления культуры: «В Киеве вам в театрах не работать!». Выяснилось: и не жить тоже. Помы­кался по Украине - Белая Церковь, Харьков, Дебальцево, Донецк - но нигде не находилось надежного при­станища. Пришлось податься в мес­та, более пригодные к поселению бывшего заключенного.

СТАНЦИЯ ОМСК. ОСТАНОВКА

На станции Омск Вацлав Двор­жецкий высадился вьюжным зим­ним вечером. Ни денег, ни знако­мых, ни надежд па будущее. Совер­шенно случайно в первой встреч­ной забегаловке, куда зашел погреть-ся, он познакомился с добродушным подвыпившим мужичком. Тот про­явил истинно сибирскую широту натуры: накормил, напоил приезже­го да и обеспечил его ночлегом, так как оказался бухгалтером омского Дома колхозника, куда и пристроил случайного знакомца.

Отоспавшись, Вацлав с утра от­правился в областное управление по делам искусств. Пошел без всякой записи, на удачу. Его приняли, а он с порога: «Я - актер, хотел бы работать в театре». И надо же, по счастливому совпадению в Омске только-только открылся театр юного зрителя, в ко­торый еще требовались артисты. Бук­вально на другой день у новоиспе­ченного омича появились первая трудовая книжка, денежный оклад и съемная комната у вокзала. Так за­снеженный Омск отогрел и букваль­но спас артиста от вполне реальной гибели. И этот факт своей биографии Вацлав Янович помнил всегда.

За два года работы в Омском тюзе Дворжецкий не только сыграл веду­щие роли - Кочкарева в «Женитьбе» Гоголя, лорда-канцлера в «Томе Кен­те» по М.Твену, Карандышева в «Бес­приданнице» Островского, Ньюстэда в «Созвездии Гончих Псов» по К. Паустовскому, Милона в «Недоросле» Фонвизина, Жадова в «Доходном месте» Островского, Сказочника в «Снежной королеве» Шварца. Он впервые попробовал себя (икакудач-но!) в качестве режиссера, поставив «Тома Кента» и «Снежную короле­ву». Из робкого новичка за два года Вацлав Дворжецкий превратился в очевидного лидера. Наладилась и се­мейная жизнь. Вацлав женился на хрупкой выпускнице ленинградско­го училища имени Вагановой балерине Таисье Рэй. В апреле 1939 года у них родился сын Владислав. Все складывалось так удачно, что захотелось оказаться поближе к родине. В 1940 году он принимает предложение из Таганрогского драматического теат­ра и уезжает из Омска, не зная, что вернется сюда через год.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАКРУТИ СВОЯ

А всему причиной станет на­чавшаяся Финская война. Таганрог с его оборонными предприятиями был объявлен режимным городом, и все неблагонадежные (в том числе обладатели в прошлом

политической статьи) поспешно выдворялись из города.

Возвращению Дворжецкого в ТЮЗе были рады. Он отблагода­рил своих коллег блистательной постановкой «Романтиков» Э. Ростана - одной из самых ярких ре­жиссерских работ, в которой сам сыграл Страфореля. Об этом спек­такле в Омске помнят по сей день. Было у Вацлава в том тюзовском сезоне немало заметных актерс­ких работ. И его начала усиленно «сватать» в омскую драму теат­ральная дама номер один в нашем городе Лина Самборская. Артист согласился на переход в драмати­ческий театр. Но шел роковой со­рок первый год.

Дворжецкий не отработал в драмтеатре и полугода, как осе­нью вновь оказался в местах за­ключения, где ему пришлось про­вести всю войну - до конца побед­ного 45-го года.

Вынужденная разлука с семь­ей сыграла свою зловещую роль. Во время пребывания в лагере Дворжецкий сблизился с вольно­наемной служащей, и та родила от артиста девочку. Жена не смогла простить мужу измены, они разве­лись сразу после его возвращения в Омск. Спустя несколько лет он познакомился в омском драмтеат­ре с молодой выпускницей режис­серского факультета ГИТИСа Ривой Левите. В начале пятидеся­тых они скромно, без помпы, по­женились. К чести первой жены, Таисьи Владимировны, она никог­да не чинила препятствий для об­щения сына с отцом. Владик час­то гостил в новой отцовской семье и называл Риву Яковлевну «моя любимая мачеха».

ОМСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ

Стоит только взглянуть на спи­сок ролей, сыгранных Вацлавом Яновичем на омской сцене в 10 послевоенных лет, как становится ясно: Дворжецкий прочно занял свое место в ряду ведущих актеров. Кого он только не играл! Ржевс­кий, Городулин, Чацкий, Великатов, Рощин, Кречинский, Мерку­цио, Неклюдов, Гаев, Петруччио, Протасов. В «Анне Карениной» до­велось сыграть и Вронского, и Ка­ренина - уникальный случай, ведь совсем разные характеры, типа­жи. Но его отличал редкий дар пе­ревоплощения, умение ломать ус­тоявшиеся рамки актерских ам­плуа, великолепное владение гри­мом, чему немало способствовал скрываемый до поры до времени талант художника. Его любили зри­тели, коллеги, режиссеры. Но офи­циальными регалиями его всегда обходили стороной. Партнеры по сцене получали звания, премии - Дворжецкий оставался просто Дворжецким.

Когда семейная пара Дворжец­ких решила перебраться в Саратов, их не отговаривали, потому что было понятно: им нужны перемены. Вме­сте с отцом и мачехой уехал на бере­га Волги и шестнадцатилетний Вла­дислав. Но потом парень вернулся в Омск, чтобы поступить в военно-медицинское училище. Ничто не предвещало, что именно он будет продолжателем актерской династии Дворжецких. Это случилось гораздо позже, когда 26-летний Владислав, поработавший заведующим аптекой и подумывавший о поступлении в Омский мед-институт, по совету ма­тери пошел учиться в студию при Омском ТЮЗе.

А у Вацлава Дворжецкого уже в Саратове родился второй сын - Ев­гений, который тоже не миновал актерской судьбы.

Собственно, на этом повесть об омском периоде жизни замечатель­ного артиста Вацлава Дворжецко­го можно считать оконченной. Сто­ит лишь добавить, что в нашем горо­де ему довелось побывать только в конце 1988 года. Телефон в его гостиничном номере разрывался от звонков. Его по-прежнему здесь помнили и любили. Уже не было в живых старшего сына, к которому пришло всесоюзное признание че­рез кинематограф, и оставалось всего Плетдотрагическойгибели младшего, Евгения. Да и сам Вац­лав Янович прожил после этого всем памятного визита всего пять лет.

Но в Омске живут четыре прав­нука Дворжецкого-старшего -Алексей, Антон, Егор и Захар, вну­ки его сына Владислава. И хотя никто из них не пошел по стопам своих деда и прадеда, художествен­ными талантами бог этих ребят не обделил. Дворжецкие-младшие в последние годы с успехом прини­мают участие в вечерах актерских династий «Яблочко от яблони», ко­торые традиционно проходят в ом­ском Доме актера. Значит, память о Вацлаве Дворжецком не просто живет в памяти омичей - он сам продолжается в своих омских по­томках.

Людмила ПЕРШИНА

3 августа исполнилось 100 лет со дня рождения Вацлава Яновича Дворжецкого, народно­го артиста Российской Федера­ции. Широкую зрительскую лю­бовь этот актер завоевал, прежде всего, своими яркими, запоми­нающимися работами в кино и на телевидении. Список их не мал - 92 роли. Хотя первую свою кинороль - высокопоставленно­го немецкого офицера Лансдор-фа -Дворжецкий сыграл доволь­но поздно для дебютанта - в 56 лет. А потом пошло: «Красное и черное», «Отец Сергий», «Пет­ровка, 38», «Письма мертвого человека», «Забытая мелодия для флейты», «Угрюм-река», «Открытая книга», «Любави* т.]», «Улан», «Где-то плачет иволга», «ТАСС уполномочен заявить...», «Белые одежды» и другие кино- и телефильмы.

Знание народного актер по­лучил за полтора года до смерти

- в 1991 году.

С ЧЕГО

НАЧИНАЛАСЬ

ЛЕГЕНДА

Старшее поколение омичей зна­ет, что судьба Вацлава Яновича была крепко связана с нашим городом. Театралы-старожилы могли видеть этого многогранного актера в тридцатые-сороковые годы на сцене те­атра юного зрителя, а в сороковые-пятидесятые - в омской драме. Ка­кими же ветрами занесло на берега Иртыша человека, родившегося за семь лет до революции в колыбели Православной Русв - Киеве?

Семья Дворжецких - потом­ственная дворянская семья, в которой из рода в род было принято да­вать своим детям хорошее образова­ние и достойное воспитание. Все это получил и Вацлав. Успел по­учиться в Киевском кадетском кор­пусе в 1918 году, в 1928 году посту­пил в политехнический институт, но параллельно два года отучился в театральной студии при Киевском польском драматическом театре. Юношу явно влекли заманчивые огни рампы, и в будущем он себя видел только на сцене. Но в тридца­том году па высшем образовании пришлось поставить точку. Вернее, она была поставлена Особым Сове­щанием О ГПУ, осудившим девят­надцатилетнего студента на 10 лет лагерей за участие в кружке «ГОЛ»

- Группа Освобождения Личности.

И всего-то в этом кружке числи­лось пятеро молодых людей, да и задачи ставились парнями отнюдь не глобальные; самообразование, развитие, совершенствование лич­ности - разве не к этому стремятся в молодости все идеалисты?

Обернулось все камерой-оди­ночкой киевской Лукьяновской тюрьмы, а потом, с 30 по 37-й год, Дворжецкий провел в'лагерях УСев-ЛОНа (Управление северных ла­герей особого назначения), про­кладывая железную дорогу Пинюга - Сыктывкар, работая на Беломорско-Балтийском комбинате, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова Вайгач. Удиви­тельное дело: на Туломе Вацлаву разрешили играть в ТуТЭксе - Ту­ломской театральной экспедиции, скрашивающей однообразное су­ществование заключенных. В этом крепостном» по своему положе­нию театре собралась поистине удивительная труппа. Там были актеры из МХАТа, Александрин­ки. Для начинающего артиста - замечательная школа!

После освобождения Дворжец­кий отправился на родину, в Киев, с надеждой, что здесь он реализуется как артист. Но приговором для него прозвучали слова начальника обла­стного управления культуры: «В Киеве вам в театрах не работать!». Выяснилось: и не жить тоже. Помы­кался по Украине - Белая Церковь, Харьков, Дебальцево, Донецк - но нигде не находилось надежного при­станища. Пришлось податься в мес­та, более пригодные к поселению бывшего заключенного.

СТАНЦИЯ ОМСК. ОСТАНОВКА

На станции Омск Вацлав Двор­жецкий высадился вьюжным зим­ним вечером. Ни денег, ни знако­мых, ни надежд па будущее. Совер­шенно случайно в первой встреч­ной забегаловке, куда зашел погреть-ся, он познакомился с добродушным подвыпившим мужичком. Тот про­явил истинно сибирскую широту натуры: накормил, напоил приезже­го да и обеспечил его ночлегом, так как оказался бухгалтером омского Дома колхозника, куда и пристроил случайного знакомца.

Отоспавшись, Вацлав с утра от­правился в областное управление по делам искусств. Пошел без всякой записи, на удачу. Его приняли, а он с порога: «Я - актер, хотел бы работать в театре». И надо же, по счастливому совпадению в Омске только-только открылся театр юного зрителя, в ко­торый еще требовались артисты. Бук­вально на другой день у новоиспе­ченного омича появились первая трудовая книжка, денежный оклад и съемная комната у вокзала. Так за­снеженный Омск отогрел и букваль­но спас артиста от вполне реальной гибели. И этот факт своей биографии Вацлав Янович помнил всегда.

За два года работы в Омском тюзе Дворжецкий не только сыграл веду­щие роли - Кочкарева в «Женитьбе» Гоголя, лорда-канцлера в «Томе Кен­те» по М.Твену, Карандышева в «Бес­приданнице» Островского, Ньюстэда в «Созвездии Гончих Псов» по К. Паустовскому, Милона в «Недоросле» Фонвизина, Жадова в «Доходном месте» Островского, Сказочника в «Снежной королеве» Шварца. Он впервые попробовал себя (икакудач-но!) в качестве режиссера, поставив «Тома Кента» и «Снежную короле­ву». Из робкого новичка за два года Вацлав Дворжецкий превратился в очевидного лидера. Наладилась и се­мейная жизнь. Вацлав женился на хрупкой выпускнице ленинградско­го училища имени Вагановой балерине Таисье Рэй. В апреле 1939 года у них родился сын Владислав. Все складывалось так удачно, что захотелось оказаться поближе к родине. В 1940 году он принимает предложение из Таганрогского драматического теат­ра и уезжает из Омска, не зная, что вернется сюда через год.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАКРУТИ СВОЯ

А всему причиной станет на­чавшаяся Финская война. Таганрог с его оборонными предприятиями был объявлен режимным городом, и все неблагонадежные (в том числе обладатели в прошлом

политической статьи) поспешно выдворялись из города.

Возвращению Дворжецкого в ТЮЗе были рады. Он отблагода­рил своих коллег блистательной постановкой «Романтиков» Э. Ростана - одной из самых ярких ре­жиссерских работ, в которой сам сыграл Страфореля. Об этом спек­такле в Омске помнят по сей день. Было у Вацлава в том тюзовском сезоне немало заметных актерс­ких работ. И его начала усиленно «сватать» в омскую драму теат­ральная дама номер один в нашем городе Лина Самборская. Артист согласился на переход в драмати­ческий театр. Но шел роковой со­рок первый год.

Дворжецкий не отработал в драмтеатре и полугода, как осе­нью вновь оказался в местах за­ключения, где ему пришлось про­вести всю войну - до конца побед­ного 45-го года.

Вынужденная разлука с семь­ей сыграла свою зловещую роль. Во время пребывания в лагере Дворжецкий сблизился с вольно­наемной служащей, и та родила от артиста девочку. Жена не смогла простить мужу измены, они разве­лись сразу после его возвращения в Омск. Спустя несколько лет он познакомился в омском драмтеат­ре с молодой выпускницей режис­серского факультета ГИТИСа Ривой Левите. В начале пятидеся­тых они скромно, без помпы, по­женились. К чести первой жены, Таисьи Владимировны, она никог­да не чинила препятствий для об­щения сына с отцом. Владик час­то гостил в новой отцовской семье и называл Риву Яковлевну «моя любимая мачеха».

ОМСКАЯ РОДОСЛОВНАЯ

Стоит только взглянуть на спи­сок ролей, сыгранных Вацлавом Яновичем на омской сцене в 10 послевоенных лет, как становится ясно: Дворжецкий прочно занял свое место в ряду ведущих актеров. Кого он только не играл! Ржевс­кий, Городулин, Чацкий, Великатов, Рощин, Кречинский, Мерку­цио, Неклюдов, Гаев, Петруччио, Протасов. В «Анне Карениной» до­велось сыграть и Вронского, и Ка­ренина - уникальный случай, ведь совсем разные характеры, типа­жи. Но его отличал редкий дар пе­ревоплощения, умение ломать ус­тоявшиеся рамки актерских ам­плуа, великолепное владение гри­мом, чему немало способствовал скрываемый до поры до времени талант художника. Его любили зри­тели, коллеги, режиссеры. Но офи­циальными регалиями его всегда обходили стороной. Партнеры по сцене получали звания, премии - Дворжецкий оставался просто Дворжецким.

Когда семейная пара Дворжец­ких решила перебраться в Саратов, их не отговаривали, потому что было понятно: им нужны перемены. Вме­сте с отцом и мачехой уехал на бере­га Волги и шестнадцатилетний Вла­дислав. Но потом парень вернулся в Омск, чтобы поступить в военно-медицинское училище. Ничто не предвещало, что именно он будет продолжателем актерской династии Дворжецких. Это случилось гораздо позже, когда 26-летний Владислав, поработавший заведующим аптекой и подумывавший о поступлении в Омский мед-институт, по совету ма­тери пошел учиться в студию при Омском ТЮЗе.

А у Вацлава Дворжецкого уже в Саратове родился второй сын - Ев­гений, который тоже не миновал актерской судьбы.

Собственно, на этом повесть об омском периоде жизни замечатель­ного артиста Вацлава Дворжецко­го можно считать оконченной. Сто­ит лишь добавить, что в нашем горо­де ему довелось побывать только в конце 1988 года. Телефон в его гостиничном номере разрывался от звонков. Его по-прежнему здесь помнили и любили. Уже не было в живых старшего сына, к которому пришло всесоюзное признание че­рез кинематограф, и оставалось всего Плетдотрагическойгибели младшего, Евгения. Да и сам Вац­лав Янович прожил после этого всем памятного визита всего пять лет.

Но в Омске живут четыре прав­нука Дворжецкого-старшего -Алексей, Антон, Егор и Захар, вну­ки его сына Владислава. И хотя никто из них не пошел по стопам своих деда и прадеда, художествен­ными талантами бог этих ребят не обделил. Дворжецкие-младшие в последние годы с успехом прини­мают участие в вечерах актерских династий «Яблочко от яблони», ко­торые традиционно проходят в ом­ском Доме актера. Значит, память о Вацлаве Дворжецком не просто живет в памяти омичей - он сам продолжается в своих омских по­томках.

Людмила ПЕРШИНА