Поиск

РИА Омск-Информ проанализировало новшества нашумевшего закона о правовом статусе бюджетных учреждений. Что изменилось, что осталось и кто этому рад?

Сегодня в «Российской газете» был опубликован текст принятого перед майскими праздниками закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Наделавший много шума закон разделил все государственные учреждения на три категории: казенные, бюджетные и автономные.

Что изменилось?

По большому счету, нововведения, которые начнут действовать с 1 января 2012 года, призваны «развязать руки» государственным вузам и школам, которые хотят зарабатывать себе на жизнь. Это касается и выделения субсидий «одной строкой» вместо сметного финансирования, и возможности самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами.

Принципиальный момент – учреждения образования должны обеспечить закрепленные стандартами объем и качество знаний для учеников и студентов. Иными словами, за государственные деньги выполнить государственный образовательный заказ. Это базис, а все, что сверху – поле для самостоятельной деятельности в условиях конкурентной среды. И если для вузов, которые уже давно оказывают платные образовательные услуги в своих стенах, это привычно и знакомо, то для школ новый закон сродни революции.

Как считают эксперты, большинство российских школ, особенно на первом этапе, предпочтут остаться в статусе бюджетных учреждений. Автономность предполагает серьезные требования, в том числе опубликование отчетности в открытых источниках и наличие в своем составе наблюдательного совета из 5-11 человек, включая представителей власти, самого учреждения и общественности. К тому же, получить статус автономного учреждения будет сложно само по себе. Для этого понадобится согласие и учредителей, и трудового коллектива.

Что осталось?

Так называемых казенных учреждений (интернаты, школы в детдомах, колониях и т.д.)  изменения не коснутся. Для бюджетных школ, вузов и средних учебных заведений нововведения – лишь в отношениях с властью и порядком финансирования из государственной казны. Но главное все же в другом – даже автономные,  самые самостоятельные из всех, учреждения должны будут бесплатно обеспечить требуемый госстандартом уровень образования.

Если говорить о школах, то государство гарантирует, что ряд предметов по-прежнему останется бесплатным. Это русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Их школа обязана «выдать» в требуемом объеме и требуемого качества.

 

Резюме.

Учитывая, что именно это в первую очередь и волнует родителей, можно осторожно заметить: базис отношений «семья-школа» кардинально не поменяется. Однако наверняка появятся «побочные эффекты»:1) соответствие школьных знаний образовательным стандартам, главным образом, определяют результаты ЕГЭ. Но госэкзамен сдается уже после окончания обучения, когда повлиять на ситуацию крайне сложно.2) вполне вероятно, многие преподаватели будут «выдавать минимум» в рамках своей зарплаты, а более качественные знания предлагать за отдельную плату. В том числе, подрабатывая в автономных учреждениях. 3) часть школьных предметов все равно останется за бортом «бесплатного списка». И за них родителям придется платить. Причем вполне легально.

Как пояснили РИА Омск-Информ в министерстве образования Омской области, в настоящее время специалисты ведомства готовят брифинг, на котором попробуют объяснить все тонкости нового закона.

Николай Шпак

РИА Омск-Информ проанализировало новшества нашумевшего закона о правовом статусе бюджетных учреждений. Что изменилось, что осталось и кто этому рад?

Сегодня в «Российской газете» был опубликован текст принятого перед майскими праздниками закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Наделавший много шума закон разделил все государственные учреждения на три категории: казенные, бюджетные и автономные.

Что изменилось?

По большому счету, нововведения, которые начнут действовать с 1 января 2012 года, призваны «развязать руки» государственным вузам и школам, которые хотят зарабатывать себе на жизнь. Это касается и выделения субсидий «одной строкой» вместо сметного финансирования, и возможности самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами.

Принципиальный момент – учреждения образования должны обеспечить закрепленные стандартами объем и качество знаний для учеников и студентов. Иными словами, за государственные деньги выполнить государственный образовательный заказ. Это базис, а все, что сверху – поле для самостоятельной деятельности в условиях конкурентной среды. И если для вузов, которые уже давно оказывают платные образовательные услуги в своих стенах, это привычно и знакомо, то для школ новый закон сродни революции.

Как считают эксперты, большинство российских школ, особенно на первом этапе, предпочтут остаться в статусе бюджетных учреждений. Автономность предполагает серьезные требования, в том числе опубликование отчетности в открытых источниках и наличие в своем составе наблюдательного совета из 5-11 человек, включая представителей власти, самого учреждения и общественности. К тому же, получить статус автономного учреждения будет сложно само по себе. Для этого понадобится согласие и учредителей, и трудового коллектива.

Что осталось?

Так называемых казенных учреждений (интернаты, школы в детдомах, колониях и т.д.)  изменения не коснутся. Для бюджетных школ, вузов и средних учебных заведений нововведения – лишь в отношениях с властью и порядком финансирования из государственной казны. Но главное все же в другом – даже автономные,  самые самостоятельные из всех, учреждения должны будут бесплатно обеспечить требуемый госстандартом уровень образования.

Если говорить о школах, то государство гарантирует, что ряд предметов по-прежнему останется бесплатным. Это русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Их школа обязана «выдать» в требуемом объеме и требуемого качества.

 

Резюме.

Учитывая, что именно это в первую очередь и волнует родителей, можно осторожно заметить: базис отношений «семья-школа» кардинально не поменяется. Однако наверняка появятся «побочные эффекты»:1) соответствие школьных знаний образовательным стандартам, главным образом, определяют результаты ЕГЭ. Но госэкзамен сдается уже после окончания обучения, когда повлиять на ситуацию крайне сложно.2) вполне вероятно, многие преподаватели будут «выдавать минимум» в рамках своей зарплаты, а более качественные знания предлагать за отдельную плату. В том числе, подрабатывая в автономных учреждениях. 3) часть школьных предметов все равно останется за бортом «бесплатного списка». И за них родителям придется платить. Причем вполне легально.

Как пояснили РИА Омск-Информ в министерстве образования Омской области, в настоящее время специалисты ведомства готовят брифинг, на котором попробуют объяснить все тонкости нового закона.

Николай Шпак