Поиск

Начался второй год реализации приоритетного национального проекта «Образование», и проблемы образовательных учреждений вышли на первый план. Корреспондент РИА «Омск-Информ» Марина Филиппова побеседовала с первым заместителем министра образования Омской области Александром Соломатиным про особенности реализации нацпроекта в 2007 году.

Александр Михайлович, как по вашему мнению отразился национальный проект на жизни общества?

Начался второй год реализации приоритетного национального проекта «Образование». В течение этого года будут проводиться как «традиционные», уже имевшие место быть в 2006 году мероприятия, так нас ожидают и некоторые изменения. Это важно, потому что это выводит реализацию нацпроекта на качественно новый уровень. Вообще, нацпроект повернул и власть, и общество, и родителей к проблемам образования, и теперь активно обсуждаются пути их решения.

Какие мероприятия планируются на 2007 год? В 2007 году будет производиться отбор лучших школ, квота для региона осталась прежней – 48 школ. Хорошая школа – это школа, в которой детям комфортно учиться, в которой создана ситуация успеха, ученики могут реализовать себя. Конечно, это и неплохая материальная база, стабильный учительский коллектив. Такая школа должна быть открыта социуму. Мы это называем «школа без стен». Останется в 2007 году и конкурс талантливой молодежи. Как и в 2006 году будет проводиться конкурс лучших педагогов, квота осталась прежней - 161 учитель.

Как вы определяете хорошего педагога?

Хороший учитель – это человек, который любит детей, обеспечивает высокий уровень образования, на уроках у которого хороший климат. Это лидер, хорошая, добрая, порядочная личность. Он обеспечивает достижения учащихся через олимпиады, конкурсы.

Какие новшества будут в реализации этих конкурсов в 2007 году? В ходе конкурсов на лучшего педагога и лучшую школу специальные рабочие группы жюри будут выезжать на места. В 2006 году этого не было. Это даст более объективную оценку. Ведь специалисту достаточно зайти в школу, посмотреть, как бегают дети на переменах, что делается в школе, когда идут уроки, и он уже может дать оценку школе. В школах вообще особенная атмосфера. Иногда коллективы школ не хотят переезжать в новые здания, потому что в старом здании у них особенная атмосфера. Правда, мы пока не решили, в какие школы мы поедем.

А будут еще какие-то изменения?

Впервые будет действовать апелляционная комиссия, каждый участник сможет обратиться, если посчитает, что с ним обошлись несправедливо. Кроме того, в случае победы на конкурсах, школа будет проходить упрощенную процедуру аттестации, а учитель – повышения квалификации. Еще одно уточнение – теперь в конкурсе на лучшего педагога может участвовать и директор школы, если у него есть учебная нагрузка. Также в конкурсе смогут участвовать и социальные педагоги, если у них есть учебная нагрузка. И оценивать, например, школьного психолога, который еще ведет уроки, будут именно как педагога, а не как психолога. Если у учителей, участвующих в конкурсе, нет классного руководства, это не страшно. Просто в графе за классное руководство им поставят ноль баллов, и им необходимо будет набрать больше баллов по другим критериям.

Насколько активны были учителя и школы в прошлом году?

В прошлом году общее количество заявок и количество победителей было примерно 2:1 по школам. Учителя подали 373 заявки. Мы полагаем, в этом году участников конкурса будет больше. 2006 год был первым, многие присматривались, а сейчас, когда все увидели, что это действительно работает, думаю, желающих поучаствовать будет больше.

Как дальше складывается судьба победителей?

Каждому победившему учителю мы предлагаем провести мастер-класс, семинар, чтобы поделиться с другими педагогами своими наработками. И, конечно, то же самое мы предлагаем педагогам, подготовившим талантливых детей.

Что-то предпринято для того, чтобы не сложилась ситуация как в 2006 году, когда у школ-победителей не было времени на освоение полученных средств? Мы подняли срок окончания конкурса, чтобы школы-победители смогли приобрести все необходимое до конца 2007 года. Средства победителям будут перечислены уже в мае.

А кроме школ кто еще будет участвовать в нацпроекте? Более широко будут участвовать в нацпроекте в 2007 году вузы и учреждения начального среднего образования. Впрочем, здесь упор делается на подготовку специалистов для высокотехнологичных производств, это радио, электроника, машиностроение. Так что, гуманитарные вузы, к сожалению, участвовать пока не смогут. Пока в стороне остаются учреждения дошкольного образования.

Есть ли шанс у региональных вузов по сравнению с московскими или петербуржскими? Как сообщили в минобрнауки, периферийные вузы более активны, чем столичные, так что шанс есть у всех.

Какова общая сумма, выделяемая из федерального бюджета? Общий размер федеральной составляющей так назвать трудно. Давайте посчитаем – 48 школ получат по 1 миллиону рублей, 161 педагог – по 100 тысяч, около 160 миллионов будет направлено на доплаты за классное руководство, плюс поддержка талантливой молодежи, плюс подключение к сети интернет, плюс поставка оборудования для классов физики, химии, школьные автобусы. Естественно, все это софинансирует и областное правительство. Так в 2006 году школам-миллионерам было выделено из областного бюджета по 320 тысяч рублей, лучшим учителям – по 30 тысяч. Сейчас готовится соглашение между правительством Омской области и Министерством образования и науки Российской Федерации. Это соглашение – основной документ для проведения всех конкурсов, реализации нацпроекта.

Сейчас очень много говорится об инновациях. Что же такое инновация для школы? Инновация – это неотъемлемая часть жизни школ. Школы могут адаптировать учебный план к своему образовательному процессу. Все это подталкивает образовательные учреждения к тому, чтобы определить свое лицо, стиль. В современных условиях демографии каждая школа должна бороться за каждого ребенка. В 90-х годах на пике востребованности была интеллектуальная составляющая. А сейчас родители больше обеспокоены развитием личности ребенка. Сейчас востребовано профильное обучение, индивидуальный подход к каждому ребенку. Тот, кто понимает социальный запрос, а с другой стороны, формирует культуру этого запроса, тот и становится лучшим. А вообще, это тема для отдельного разговора.

Начался второй год реализации приоритетного национального проекта «Образование», и проблемы образовательных учреждений вышли на первый план. Корреспондент РИА «Омск-Информ» Марина Филиппова побеседовала с первым заместителем министра образования Омской области Александром Соломатиным про особенности реализации нацпроекта в 2007 году.

Александр Михайлович, как по вашему мнению отразился национальный проект на жизни общества?

Начался второй год реализации приоритетного национального проекта «Образование». В течение этого года будут проводиться как «традиционные», уже имевшие место быть в 2006 году мероприятия, так нас ожидают и некоторые изменения. Это важно, потому что это выводит реализацию нацпроекта на качественно новый уровень. Вообще, нацпроект повернул и власть, и общество, и родителей к проблемам образования, и теперь активно обсуждаются пути их решения.

Какие мероприятия планируются на 2007 год? В 2007 году будет производиться отбор лучших школ, квота для региона осталась прежней – 48 школ. Хорошая школа – это школа, в которой детям комфортно учиться, в которой создана ситуация успеха, ученики могут реализовать себя. Конечно, это и неплохая материальная база, стабильный учительский коллектив. Такая школа должна быть открыта социуму. Мы это называем «школа без стен». Останется в 2007 году и конкурс талантливой молодежи. Как и в 2006 году будет проводиться конкурс лучших педагогов, квота осталась прежней - 161 учитель.

Как вы определяете хорошего педагога?

Хороший учитель – это человек, который любит детей, обеспечивает высокий уровень образования, на уроках у которого хороший климат. Это лидер, хорошая, добрая, порядочная личность. Он обеспечивает достижения учащихся через олимпиады, конкурсы.

Какие новшества будут в реализации этих конкурсов в 2007 году? В ходе конкурсов на лучшего педагога и лучшую школу специальные рабочие группы жюри будут выезжать на места. В 2006 году этого не было. Это даст более объективную оценку. Ведь специалисту достаточно зайти в школу, посмотреть, как бегают дети на переменах, что делается в школе, когда идут уроки, и он уже может дать оценку школе. В школах вообще особенная атмосфера. Иногда коллективы школ не хотят переезжать в новые здания, потому что в старом здании у них особенная атмосфера. Правда, мы пока не решили, в какие школы мы поедем.

А будут еще какие-то изменения?

Впервые будет действовать апелляционная комиссия, каждый участник сможет обратиться, если посчитает, что с ним обошлись несправедливо. Кроме того, в случае победы на конкурсах, школа будет проходить упрощенную процедуру аттестации, а учитель – повышения квалификации. Еще одно уточнение – теперь в конкурсе на лучшего педагога может участвовать и директор школы, если у него есть учебная нагрузка. Также в конкурсе смогут участвовать и социальные педагоги, если у них есть учебная нагрузка. И оценивать, например, школьного психолога, который еще ведет уроки, будут именно как педагога, а не как психолога. Если у учителей, участвующих в конкурсе, нет классного руководства, это не страшно. Просто в графе за классное руководство им поставят ноль баллов, и им необходимо будет набрать больше баллов по другим критериям.

Насколько активны были учителя и школы в прошлом году?

В прошлом году общее количество заявок и количество победителей было примерно 2:1 по школам. Учителя подали 373 заявки. Мы полагаем, в этом году участников конкурса будет больше. 2006 год был первым, многие присматривались, а сейчас, когда все увидели, что это действительно работает, думаю, желающих поучаствовать будет больше.

Как дальше складывается судьба победителей?

Каждому победившему учителю мы предлагаем провести мастер-класс, семинар, чтобы поделиться с другими педагогами своими наработками. И, конечно, то же самое мы предлагаем педагогам, подготовившим талантливых детей.

Что-то предпринято для того, чтобы не сложилась ситуация как в 2006 году, когда у школ-победителей не было времени на освоение полученных средств? Мы подняли срок окончания конкурса, чтобы школы-победители смогли приобрести все необходимое до конца 2007 года. Средства победителям будут перечислены уже в мае.

А кроме школ кто еще будет участвовать в нацпроекте? Более широко будут участвовать в нацпроекте в 2007 году вузы и учреждения начального среднего образования. Впрочем, здесь упор делается на подготовку специалистов для высокотехнологичных производств, это радио, электроника, машиностроение. Так что, гуманитарные вузы, к сожалению, участвовать пока не смогут. Пока в стороне остаются учреждения дошкольного образования.

Есть ли шанс у региональных вузов по сравнению с московскими или петербуржскими? Как сообщили в минобрнауки, периферийные вузы более активны, чем столичные, так что шанс есть у всех.

Какова общая сумма, выделяемая из федерального бюджета? Общий размер федеральной составляющей так назвать трудно. Давайте посчитаем – 48 школ получат по 1 миллиону рублей, 161 педагог – по 100 тысяч, около 160 миллионов будет направлено на доплаты за классное руководство, плюс поддержка талантливой молодежи, плюс подключение к сети интернет, плюс поставка оборудования для классов физики, химии, школьные автобусы. Естественно, все это софинансирует и областное правительство. Так в 2006 году школам-миллионерам было выделено из областного бюджета по 320 тысяч рублей, лучшим учителям – по 30 тысяч. Сейчас готовится соглашение между правительством Омской области и Министерством образования и науки Российской Федерации. Это соглашение – основной документ для проведения всех конкурсов, реализации нацпроекта.

Сейчас очень много говорится об инновациях. Что же такое инновация для школы? Инновация – это неотъемлемая часть жизни школ. Школы могут адаптировать учебный план к своему образовательному процессу. Все это подталкивает образовательные учреждения к тому, чтобы определить свое лицо, стиль. В современных условиях демографии каждая школа должна бороться за каждого ребенка. В 90-х годах на пике востребованности была интеллектуальная составляющая. А сейчас родители больше обеспокоены развитием личности ребенка. Сейчас востребовано профильное обучение, индивидуальный подход к каждому ребенку. Тот, кто понимает социальный запрос, а с другой стороны, формирует культуру этого запроса, тот и становится лучшим. А вообще, это тема для отдельного разговора.