Кардиолог Центра «Евромед» рассказал, как избавиться от последствий COVID-19, что поможет «разбитому сердцу» и можно ли верить «умным» часам.
По данным Минздрава РФ, в России болезни системы кровообращения остаются лидерами среди причин смертей. В 2019 году почти половина смертей – 47 % – произошла по причине заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), в 2020-м – 44 %, в 2021-м – 38 %. В 2022-м снова скачок – до 43,8 % от общего числа умерших. В структуре смертности первое место занимает хроническая ишемическая болезнь сердца (ИБС) – 54 %, инфаркт миокарда – 6 %, острые нарушения мозгового кровообращения – 14 %.
Обозреватель РИА «Омск-информ» встретился с врачом-кардиологом Центра «Евромед» Евгением Башлыковым и выяснил, с какими проблемами к нему чаще обращаются омичи и какие последствия COVID-19 до сих пор беспокоят людей. А также какие препараты, витамины и БАДы «от сердца и давления» принимать стоит, а какие нет, почему не надо бояться антидепрессантов при синдроме «разбитого сердца», способны ли «умные» часы показать предынфарктное состояние и можно ли умереть на беговой дорожке?
Ковид уже не тот
– Евгений Анатольевич, многие еще не оправились от последствий COVID-19 прошлых волн пандемии, сейчас снова нередко ставится этот диагноз. Как повлиял этот вирус на ситуацию с болезнями сердечно-сосудистой системы?
– После COVID-19 могут проявляться разнообразные симптомокомплексы. Это может быть и реакция сердечно-сосудистой системы, и проявление астенического синдрома, все же инфекция тяжелая. Если беспокоят последствия заболевания, это требует коррекции, но к ней необходимо подходить комплексно. Все зависит от того, какие симптомы превалируют – одышка, сердцебиение, астения или что-то еще.
Сейчас пациентов с жалобами на постковидный синдром приходит гораздо меньше, чем еще год назад. Действительно, перенесенный COVID-19, а это, по сути, синдром глобального воспаления, влияет и на сердце. Поражаются не только легкие, но и прежде всего сосуды, которые есть в каждом органе. Происходит повреждение сосудов, возникают микротромбозы.
Из-за чего в основном умирали люди? Вроде переболел, выписался, но через какое-то время находили тромбы в ногах, и тромбоэмболии случались, и инфаркты. Это происходило как раз за счет микротромбозов, которые со временем перерастали в крупные тромбозы.
– А на что жалуются пациенты с постковидным синдромом?
– Жалуются в основном на нарушения сердцебиения и одышку. Генез одышки может быть и сердечный, и лёгочный. Если человек переболел ковидом тяжело, то поражаются легкие, там могут возникать фиброзы. Еще жалуются на слабость, разбитость, снижение работоспособности, депрессию и тревожность.
– Как корректируются постковидные последствия? К каким врачам обращаться?
– Постковидными последствиями занимается не только терапевт, но и кардиолог, и пульмонолог. Обязательно нужно обследоваться. В основном таким пациентам требуются кардиопульмональная реабилитация и адаптация к физическим нагрузкам. Официальные протоколы лечения постковидного синдрома пока не были опубликованы. Лечение проводится симптоматическое. Существует несколько не противоречащих друг другу гипотез по поводу причин возникновения постковидного синдрома. Либо это длительная персистирующая инфекция, когда вирус где-то в организме «застрял», либо это последствия перенесенного заболевания, когда все органы страдают.
Такие пациенты со временем поправляются, но обследоваться все же стоит.
Опасным возрастом может быть и 18
– В структуре смертности в стране первое место занимает хроническая ишемическая болезнь сердца – 54 %, инфаркт миокарда – 6 %, острые нарушения мозгового кровообращения – 14 %. А с какими проблемами чаще всего приходят к вам? Каковы наиболее частые диагнозы?
– В основном приходят с жалобами на головную боль, головокружение, боль в грудной клетке, нарушения ритма сердца, одышку, состояния, связанные с повышенным артериальным давлением. Приходят пациенты с пороками сердца, сердечной недостаточностью и с уже перенесенными вмешательствами – стентированием и аортокоронарным шунтированием. Наиболее частые диагнозы – гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и ее проявления, в частности инфаркт миокарда.
– Какие первые «звоночки» указывают на то, что появились проблемы с сердцем и сосудами?
– Это могут быть боли в грудной клетке, одышка, перебои в работе сердца, сердцебиения. Частая головная боль может быть симптом гипертонической болезни.
– Сердечно-сосудистые проблемы у женщин и мужчин проявляются по-разному?
– Особых различий нет. Правда, у женщин ишемическая болезнь сердца чаще всего развивается после менопаузы, то есть в более позднем возрасте, чем у мужчин. А гипертония может быть и в достаточно раннем возрасте, что у женщин, что у мужчин. Эта патология выявляется и в 30 лет, и даже у парней призывного возраста нередко диагностируется во время медкомиссий.
– А какой возраст считается опасным для мужчин?
– В промежутке 40–45 лет, как правило, накапливается большое количество факторов риска – длительное курение, избыточная масса тела, повышение уровня холестерина. К 50–60 годам опасный возраст у мужчин в плане инфарктов и инсультов.
– Что входит в скрининг по болезням сердечно-сосудистой системы?
– Во время диспансеризации, которая сейчас доступна всем, снимаются показания ЭКГ, определяются антропометрические данные, берется общий анализ крови. Важными показателями являются уровень глюкозы и общий холестерин. У каждого, кто проходит диспансеризацию, определяется сердечно-сосудистый риск. Если он выходит за рамки, то пациента отправляют на дальнейшее обследование.
– Бывает, что кардиограмма хорошая, анализы в норме, а проблемы с сердцем есть. Как часто и с какого возраста надо делать Эхо-КГ? Кому показано это исследование, что оно показывает?
– Сердце видят уже во внутриутробном периоде. Эхо-КГ нужно делать ребенку до года, в 6 лет и в подростковом периоде. Дальше – если есть жалобы. По Эхо-КГ врач видит структуру сердца, то, как оно сокращается, состояние клапанов, пороки, при их наличии.
Эхо-КГ – золотой стандарт в диагностике любого сердечно-сосудистого заболевания. Лучше всего это исследование проводить на высокочувствительном аппарате экспертного класса.
– Расскажите про МСКТ-коронарографию, которую можно пройти в Центре «Евромед».
– Это рентгенологическое исследование артерий сердца с внутривенным введением рентгеноконтрастного вещества, которое разносится по всем сосудам. Делается серия рентгеновских снимков, моделируется система сосудов сердца, и мы можем увидеть, есть ли в них изменения. Это прежде всего диагностика атеросклероза коронарных артерий. На начальном этапе исследования делается нативное МСКТ – без введения контрастного вещества. Если у пациента наблюдается выраженный кальциноз коронарных артерий, то не имеет смысла проводить болюсное исследование, то есть с введением контрастного вещества. Выраженный кальциноз говорит о том, что есть сужение в коронарных артериях и необходимо проводить классическую коронарографию – мини-инвазивный способ, который позволяет диагностировать атеросклероз наряду с другими исследованиями.
– А что потом?
– Если мы диагностируем атеросклероз или проведение МСКТ-коронарографии выявляет выраженный стеноз, когда больше 50 % просвета одного ствола левой коронарной артерии или нескольких сосудов занимает атеросклеротическая бляшка, – это уже показания для проведения стентирования.
Статины vs холестерин
– Для чего принимают статины?
– Статины – это препараты, снижающие уровень холестерина в крови. Они применяются для лечения ИБС, в основе которой лежит образование холестериновых бляшек, сужающих коронарные артерии. Если грубо, бляшки – это плотные образования, состоящие из жира и кальция. Бляшки опасны тем, что при их росте оболочка лопается, и это может привести к инфаркту миокарда. Когда бляшки образуются в сонной артерии – это часто заканчивается инсультом.
Статины не только препятствуют дальнейшему росту бляшек путем снижения уровня холестерина, но и уплотняют бляшки, снижают вероятность их разрыва.
Существуют строгие показания: если есть атеросклероз, если произошла сосудистая катастрофа – инсульт, инфаркт – пациент должен принимать статины пожизненно.
– Повышенный холестерин является показанием для приема статинов?
– Надо смотреть на риск сердечно-сосудистых осложнений пациента. Если общий холестерин выше 8 ммоль/л, если холестерин низкой плотности больше 4,9 ммоль/л, то нужно задуматься о лечении из-за возможной дислипидемии наследственного характера. Но все очень индивидуально и зависит от факторов риска.
– Долгое время бытовал устойчивый миф, что не стоит есть на завтрак яичницу с беконом, потому что это «сплошной холестерин». Затем учеёные доказали, что такая еда не особо отражается на уровне холестерина в крови. А от какой пищи все же стоит отказаться?
– Частично снизить холестерин реально, если человек откажется от фастфуда, ограничит полуфабрикаты промышленного производства, в которых, как правило, много трансжиров. Но полностью скорректировать нарушение липидного обмена и нормализовать содержание холестерина диетой невозможно. Мы назначаем статины, чтобы привести показания холестерина к целевым значениям.
– Вы сказали, что статины пьют пожизненно, что будет, если отменить их прием?
– Если их отменить, то все вернется обратно. Атеросклероз может проявиться в других местах. Но при приеме статинов обязательно нужно следить за липидным спектром. У статинов бывают побочные реакции – повышение печеночных трансаминаз, мышечная слабость, и в таких случаях корректируются дозы препаратов. Если мы достигаем целевых значений, то дозировку снижаем, если не получается, то, наоборот, увеличиваем и добавляем другие препараты, снижающие холестерин.
«Модные» таблетки
– Могут ли со сбоями в сердечно-сосудистой системе помочь антидепрессанты? Например, при синдроме «разбитого сердца»?
– У меня была пациентка с жалобой на учащённое сердцебиение. Она прошла множество врачей, было много назначений, но ей ничего не помогало. Выяснилось, что она находится в длительном неразрешенном стрессе – в такой ситуации можно рекомендовать прием антидепрессантов.
Вижу большое количество пациентов, на которых давят психосоциальные факторы, и это тоже факторы риска. Иногда желательно применить антидепрессанты, но часто люди к этому относятся скептически. Кардиолог может назначить прием антидепрессантов, но все же лучше, если по нашему направлению пациент проконсультируется с психотерапевтом.
– Еще один тренд – прием БАДов. Существуют ли какие-то «правильные» добавки для сердечников?
– У меня несколько негативное отношение к увлечению БАДами. По своей сути биологически активные добавки относятся к пище, то есть дополнительные источники активных веществ – это пищевые волокна, витамины и минералы. Казалось бы, что в них может быть плохого? Дело в том, что БАД – это форма регистрации, как и лекарство. Одно и то же вещество может быть и БАДом, и лекарственным средством в зависимости от формы регистрации. Возьмем, к примеру, витамин D…
– …который продаётся не только в аптеках!
– А разница в том, что лекарственные препараты проходят клинические испытания, у них есть стандартизированное производство со строгим контролем качества, проводятся клинические исследования на добровольцах. А БАДы проходят контроль качества как пищевые продукты. У БАДов часто даже нет инструкций по применению.
Нередко в составе БАДов находили вещества, не соответствующие заявленным. Поэтому, если говорить о лечении, то принимать надо не БАДы, а лекарственные средства.
Взять те же самые витамины. Продавцы БАДов часто предлагают их без каких-либо показаний. А большинству людей таблетированные витамины вообще не нужны, хватает того, что поступает вместе с едой, при условии разнообразного питания. Я считаю, что витаминные препараты должны назначаться по показаниям.
А БАДов, которые реально поддерживали бы сердечно-сосудистую систему, не существует.
«Умным» часам доверяй, но проверяй
– Сейчас многие пользуются «умными» часами, там масса опций по контролю за состоянием здоровья, в том числе частота пульса, показания артериального давления. Насколько можно доверять современным гаджетам? Бывали ли случаи, когда благодаря «умным» часам люди вовремя обращались к врачам и спасались таким образом от сосудистых катастроф?
– Согласно клиническим рекомендациям, для измерения артериального давления применяется либо механический, либо электронный аппарат с плечевой манжетой.
– То есть тонометр с манжетой на пульсе – уже не то?
– Совершенно верно! При помощи «умных» часов можно измерять пульс, а в некоторых моделях даже есть приложение «ЭКГ». Но надо понимать, что если при помощи гаджета зафиксировано нарушение сердечного ритма, врач не сможет это запротоколировать. Для постановки диагноза показания гаджета неприменимы. Такие данные можно зафиксировать, только если пациенту сделали ЭКГ или холтеровское мониторирование. Гаджетами, конечно, можно пользоваться, но полностью на них полагаться не стоит.
У «сердечников» должны быть умеренные физические нагрузки
– Вы недавно прошли профессиональную переподготовку по программе «Физическая и реабилитационная медицина». Как при помощи физической нагрузки можно скорректировать работу сердечно-сосудистой системы? Есть мнение, что интенсивные кардиотренировки и бег могут быть даже вредны для людей старше 50 лет. А как на самом деле? Какие посильные тренировки продлевают жизнь пожилым людям?
– «Физическая и реабилитационная медицина» – это новая специальность, она появилась недавно. Доктор занимается реабилитацией пациентов после перенесенных инфарктов миокарда, коронарного стентирования, протезирования сердечных клапанов и других патологий, даже не связанных с сердечно-сосудистой системой. В основе лежит физическая реабилитация, в которой пациенту постепенно повышают физические нагрузки. Сначала это просто ходьба, терренкур, велотренажеры или беговая дорожка – так называемые кардиотренировки.
У «сердечников» должны быть нагрузки умеренной интенсивности. Это такие нагрузки, при которых дыхание учащается, но человек способен говорить полные предложения. Это аэробные нагрузки, быстрая ходьба, езда на велосипеде, плавание, скандинавская ходьба, ходьба на лыжах по ровной местности.
Если пожилой человек не может заниматься такими нагрузками, он все равно должен сохранять свою физическую активность – двигаться должны все. Норма физической нагрузки – 150–300 минут в неделю, то есть 5 занятий по 30–60 минут. 10 тысяч шагов в день – уже неплохо, но можно и больше.
ООО «МЦСМ «Евромед». Лицензия: Л041-00110-55/00573852 от 12 августа 2020 г. Реклама