Поиск

Новый статус, который получили предложения рабочей группы по разработке закона, позволят избежать стандартных чиновничьих отписок.

Заседание комитета по собственности Законодательного собрания Омской области состоялось 31 мая. В повестку дня заседания были включены пять вопросов, но, как оказалось, все тесно связаны с главной темой – обсуждением новой системы управления региональной собственностью. Это стало очевидным при обсуждении первого же пункта повестки – вопроса о преобразовании государственного предприятия Омской области «Спортивно-восстановительный центр» (расположен по адресу ул. 8-я Марьяновская, 1а) в бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус 55».

Как можно потерять сотни миллионов рублей

Поскольку преобразование «Спортивно-восстановительного центра» предполагает передачу учреждения в ведение министерства образования, докладчиком по данному вопросу стал глава регионального Минобра Иван Кротт. Он сообщил, что в «Сириусе 55» предполагается развитие детей по трем направлениям: наука, искусство и спорт. Для этого в центре будут организованы лаборатории, компьютерные классы, лектории, художественные мастерские и медиатека. Кроме того, предполагается строительство спальных корпусов, столовой, физкультурно-спортивного комплекса. В основу деятельности «Сириуса 55» лягут методики и наработки Всероссийского образовательного центра для одаренных детей «Сириус», который с 2015 года работает в Сочи. Создание аналогичных региональных площадок входит в рамки нацпроекта «Образование» и предусматривает федеральное софинансирование. На оснащение «Сириуса 55» Федерация готова выделить 183,7 млн рублей при условии, что омский центр будет открыт не позднее 2024 года.

– На строительство новых корпусов областной бюджет должен будет выделить 420 млн рублей. Принципиальное решение регионального правительства уже принято. «Омскоблстройзаказчик» готов приступить к разработке проектно-сметной документации, для чего этой организации необходимо передать в оперативное управление земельный участок площадью в 4,3 гектара под застройку. Когда объект будет достроен, участок будет возвращен и передан в бессрочное пользование «Сириусу 55». Прошу одобрения этого решения депутатами, – объяснил свое присутствие на заседании профильного комитета ЗС Иван Кротт.

А вот пояснить, в чем смысл распасовки земельного участка, он так и не смог, заявив лишь, что «такова сложившаяся практика».

– Эта практика в корне неверна, и вам с высокой долей вероятности будет отказано в федеральном финансировании. Контролирующие органы вправе счесть нецелевым использованием средств перевод денег организации, у которой нет земельного участка и которая, следовательно, не может реализовать вполне конкретный образовательный проект, – парировал председатель комитета по собственности Игорь Зуга. – А выход в следующем: «Облстройзаказчик» должен всего лишь получить техническое задание от Минобра на выполнение определенного вида работ. Министерство в этом случае выступит в роли инвестора, это будет законно.

Посовещавшись, представители Минобра и Минимущества согласились с тем, что такой вариант решения вопроса наиболее оптимален. Именно он вошел в решение профильного комитета Заксобрания. Таким образом, обещанные Федерацией 183,7 млн рублей были сохранены для Омской области, а юные талантливые омичи стали на шаг ближе к получению достойного образования.

Отпустив довольного Ивана Кротта, Игорь Зуга счел необходимым устно отметить, что вполне вероятная потеря регионом сотен миллионов рублей была бы следствием несовершенства системы управления госсобственностью Омской области.

Преимущества официального статуса

Докладчиком по второму – основному вопросу повестки дня заседания комитета по собственности ЗС стал научный руководитель рабочей группы по разработке проекта закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области», профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Александр Бутаков.

Он напомнил, что принятый 18 лет назад и до сих пор действующий закон об управлении региональной собственностью (№ 652 – ОЗ), не отвечает требованиям актуального федерального законодательства, а именно закону № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Кроме правового аспекта проблема имеет и сугубо материальную, а точнее – финансовую составляющую: при стоимости областной собственности более 100 млрд рублей запланированные Минимуществом в прошлом году доходы от нее составили всего 150 млн рублей (доходность – 0,15 %).

Причины плачевной ситуации с доходами от госсобственности неоднократно обсуждалась членами рабочей группы по разработке нового закона. Они отмечали, что органы исполнительной власти, являясь авторами – разработчиками подзаконных актов, зачастую сводят вопрос эффективности своей работы к принципу: «Сколько сделал – таков и план». В результате Минкульт, например, из всех объектов культурного наследия учитывает лишь объекты недвижимости, Минприроды ведет учет только особо охраняемых территорий, совсем не занимаясь недрами и водными ресурсами.

– В разрабатываемый законопроект закладываются принципы, согласно которым каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник будет понимать свой маневр, в рамках которого он действует с точки зрения закона легитимно. Если такая система станет законом, мы не увидим ситуации, подобной сегодняшней, при которой Минобр готов был отказаться и от земельного участка, еще и потерять при этом внешний источник финансирования. И ведь, случись это, никто не понес бы ответственности, – еще раз подчеркнул необходимость реформирования системы управления региональной собственностью Игорь Зуга.

Возражать ему взялся министр имущественных отношений Омской области Евгений Козлов:

– Что касается сосредоточения управления региональным имуществом в одних руках – это эффективное решение. Иногда нужно действовать быстро, и созывать для решения хозяйственных вопросов Законодательное собрание просто нет времени. Не исключаю, что в каких-то нюансах 652-ОЗ можно и нужно совершенствовать. Именно поэтому мы идем на контакт с рабочей группой и не возражаем включению их отдельных предложений в действующий закон. Мы не стоим на месте, мы совершенствуемся, но давайте действовать эволюционным путем!

Часть членов комитета по собственности склонна была согласиться с доводами Козлова, поскольку «без поисков компромисса законопроект просто будет отклонен на пленарном заседании». В этом случае «под сукно», и, возможно, навсегда, лягут результаты восьмимесячного труда членов представительной рабочей группы, в которую кроме депутатов входят сотрудники областных Минимущества, Минэкономики и Минфина; Главного государственно-правового управления Омской области; Правового управления ЗС и Научно-экспертного совета при парламентском комитете по собственности. Однако преобладающей на комитете оказалась более принципиальная позиция, не предполагающая компромиссов с сомнительной практикой. Предельно жестко сформулировал ее председатель комитета по собственности:

– Действующий 652-ОЗ, который эволюционно совершенствуется, уже привел к посадке определенного количества глав Минимущества. А сегодня мы еще раз увидели, что управление региональной собственностью превращено в квест, пройти который могут далеко не все министры. Почему вообще орган управления региональной собственностью называется министерством имущественных отношений, а не министерством неналоговых доходов, допустим? Да потому что нет от вас доходов, одни убытки! А Омской области уже некуда убывать.

Члены парламентского комитета по собственности большинством голосов поддержали предложение об одобрении результатов труда рабочей группы, тем самым придав им официальный статус законопроекта.

– До сих из министерств мы получали отписки по типу «а у нас никакой собственности нет». Теперь такой номер не пройдет, отвечать надо будет по существу. И это будет настоящая дискуссия, точку в которой должны поставить депутаты Законодательного собрания. Лично я приму любое решение коллег, но надеюсь, что для многих весомым окажется аргумент о возможности получать от имущественного комплекса региона минимум 5 миллиардов рублей в виде неналоговых доходов, – прокомментировал решение комитета Игорь Зуга.

Добавим, что комитет по собственности не обозначил сроки внесения законопроекта в Законодательное собрание, но, по оптимистичным прогнозам, произойти это может уже на осенней парламентской сессии.

Новый статус, который получили предложения рабочей группы по разработке закона, позволят избежать стандартных чиновничьих отписок.

Заседание комитета по собственности Законодательного собрания Омской области состоялось 31 мая. В повестку дня заседания были включены пять вопросов, но, как оказалось, все тесно связаны с главной темой – обсуждением новой системы управления региональной собственностью. Это стало очевидным при обсуждении первого же пункта повестки – вопроса о преобразовании государственного предприятия Омской области «Спортивно-восстановительный центр» (расположен по адресу ул. 8-я Марьяновская, 1а) в бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус 55».

Как можно потерять сотни миллионов рублей

Поскольку преобразование «Спортивно-восстановительного центра» предполагает передачу учреждения в ведение министерства образования, докладчиком по данному вопросу стал глава регионального Минобра Иван Кротт. Он сообщил, что в «Сириусе 55» предполагается развитие детей по трем направлениям: наука, искусство и спорт. Для этого в центре будут организованы лаборатории, компьютерные классы, лектории, художественные мастерские и медиатека. Кроме того, предполагается строительство спальных корпусов, столовой, физкультурно-спортивного комплекса. В основу деятельности «Сириуса 55» лягут методики и наработки Всероссийского образовательного центра для одаренных детей «Сириус», который с 2015 года работает в Сочи. Создание аналогичных региональных площадок входит в рамки нацпроекта «Образование» и предусматривает федеральное софинансирование. На оснащение «Сириуса 55» Федерация готова выделить 183,7 млн рублей при условии, что омский центр будет открыт не позднее 2024 года.

– На строительство новых корпусов областной бюджет должен будет выделить 420 млн рублей. Принципиальное решение регионального правительства уже принято. «Омскоблстройзаказчик» готов приступить к разработке проектно-сметной документации, для чего этой организации необходимо передать в оперативное управление земельный участок площадью в 4,3 гектара под застройку. Когда объект будет достроен, участок будет возвращен и передан в бессрочное пользование «Сириусу 55». Прошу одобрения этого решения депутатами, – объяснил свое присутствие на заседании профильного комитета ЗС Иван Кротт.

А вот пояснить, в чем смысл распасовки земельного участка, он так и не смог, заявив лишь, что «такова сложившаяся практика».

– Эта практика в корне неверна, и вам с высокой долей вероятности будет отказано в федеральном финансировании. Контролирующие органы вправе счесть нецелевым использованием средств перевод денег организации, у которой нет земельного участка и которая, следовательно, не может реализовать вполне конкретный образовательный проект, – парировал председатель комитета по собственности Игорь Зуга. – А выход в следующем: «Облстройзаказчик» должен всего лишь получить техническое задание от Минобра на выполнение определенного вида работ. Министерство в этом случае выступит в роли инвестора, это будет законно.

Посовещавшись, представители Минобра и Минимущества согласились с тем, что такой вариант решения вопроса наиболее оптимален. Именно он вошел в решение профильного комитета Заксобрания. Таким образом, обещанные Федерацией 183,7 млн рублей были сохранены для Омской области, а юные талантливые омичи стали на шаг ближе к получению достойного образования.

Отпустив довольного Ивана Кротта, Игорь Зуга счел необходимым устно отметить, что вполне вероятная потеря регионом сотен миллионов рублей была бы следствием несовершенства системы управления госсобственностью Омской области.

Преимущества официального статуса

Докладчиком по второму – основному вопросу повестки дня заседания комитета по собственности ЗС стал научный руководитель рабочей группы по разработке проекта закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области», профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Александр Бутаков.

Он напомнил, что принятый 18 лет назад и до сих пор действующий закон об управлении региональной собственностью (№ 652 – ОЗ), не отвечает требованиям актуального федерального законодательства, а именно закону № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Кроме правового аспекта проблема имеет и сугубо материальную, а точнее – финансовую составляющую: при стоимости областной собственности более 100 млрд рублей запланированные Минимуществом в прошлом году доходы от нее составили всего 150 млн рублей (доходность – 0,15 %).

Причины плачевной ситуации с доходами от госсобственности неоднократно обсуждалась членами рабочей группы по разработке нового закона. Они отмечали, что органы исполнительной власти, являясь авторами – разработчиками подзаконных актов, зачастую сводят вопрос эффективности своей работы к принципу: «Сколько сделал – таков и план». В результате Минкульт, например, из всех объектов культурного наследия учитывает лишь объекты недвижимости, Минприроды ведет учет только особо охраняемых территорий, совсем не занимаясь недрами и водными ресурсами.

– В разрабатываемый законопроект закладываются принципы, согласно которым каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник будет понимать свой маневр, в рамках которого он действует с точки зрения закона легитимно. Если такая система станет законом, мы не увидим ситуации, подобной сегодняшней, при которой Минобр готов был отказаться и от земельного участка, еще и потерять при этом внешний источник финансирования. И ведь, случись это, никто не понес бы ответственности, – еще раз подчеркнул необходимость реформирования системы управления региональной собственностью Игорь Зуга.

Возражать ему взялся министр имущественных отношений Омской области Евгений Козлов:

– Что касается сосредоточения управления региональным имуществом в одних руках – это эффективное решение. Иногда нужно действовать быстро, и созывать для решения хозяйственных вопросов Законодательное собрание просто нет времени. Не исключаю, что в каких-то нюансах 652-ОЗ можно и нужно совершенствовать. Именно поэтому мы идем на контакт с рабочей группой и не возражаем включению их отдельных предложений в действующий закон. Мы не стоим на месте, мы совершенствуемся, но давайте действовать эволюционным путем!

Часть членов комитета по собственности склонна была согласиться с доводами Козлова, поскольку «без поисков компромисса законопроект просто будет отклонен на пленарном заседании». В этом случае «под сукно», и, возможно, навсегда, лягут результаты восьмимесячного труда членов представительной рабочей группы, в которую кроме депутатов входят сотрудники областных Минимущества, Минэкономики и Минфина; Главного государственно-правового управления Омской области; Правового управления ЗС и Научно-экспертного совета при парламентском комитете по собственности. Однако преобладающей на комитете оказалась более принципиальная позиция, не предполагающая компромиссов с сомнительной практикой. Предельно жестко сформулировал ее председатель комитета по собственности:

– Действующий 652-ОЗ, который эволюционно совершенствуется, уже привел к посадке определенного количества глав Минимущества. А сегодня мы еще раз увидели, что управление региональной собственностью превращено в квест, пройти который могут далеко не все министры. Почему вообще орган управления региональной собственностью называется министерством имущественных отношений, а не министерством неналоговых доходов, допустим? Да потому что нет от вас доходов, одни убытки! А Омской области уже некуда убывать.

Члены парламентского комитета по собственности большинством голосов поддержали предложение об одобрении результатов труда рабочей группы, тем самым придав им официальный статус законопроекта.

– До сих из министерств мы получали отписки по типу «а у нас никакой собственности нет». Теперь такой номер не пройдет, отвечать надо будет по существу. И это будет настоящая дискуссия, точку в которой должны поставить депутаты Законодательного собрания. Лично я приму любое решение коллег, но надеюсь, что для многих весомым окажется аргумент о возможности получать от имущественного комплекса региона минимум 5 миллиардов рублей в виде неналоговых доходов, – прокомментировал решение комитета Игорь Зуга.

Добавим, что комитет по собственности не обозначил сроки внесения законопроекта в Законодательное собрание, но, по оптимистичным прогнозам, произойти это может уже на осенней парламентской сессии.