Поиск

Кроме показов спектакля при аншлагах артисты и директор Московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко» встретились с омскими театралами.

Спектакль «Волки и овцы» по одноименной пьесе Александра Островского Московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко» существует более 30 лет. Что любопытно, его уже привозили в Омск 26 лет назад, а показывали на сцене ДК имени Баранова.

Получается, что спектакль гораздо старше фестиваля и национальной премии «Золотая маска». Тем не менее постановка входит в ее программу, зрители с огромным удовольствием принимают эту постановку в разных городах России и за рубежом.

Попали «Волки и овцы» и в афишу фестиваля «Золотая маска» в Омске, который проходит в эти дни на трех театральных площадках города. Именно на этот спектакль билеты раскупили первыми.

Любовь и деньги – вечные темы

Оба показа спектакля «Волки и овцы» на сцене Омской драмы прошли при аншлагах. Омская театральная публика восприняла постановку, как его называли, «гениального хулигана» Петра Фоменко с неподдельным восторгом.

У знаменитого режиссера был свой узнаваемый и ни на кого не похожий почерк. Его «Волки и овцы» отличаются легкостью, прозрачностью, «воздухом», вкусом. А еще своей особой атмосферой, на которую работают и декорации, и костюмы, и музыка, и интеграция артистов в зрительскую аудиторию, а это один из любимых приемов Мастера. Артисты совершенно органично чувствуют себя на сцене, они не играют – живут, а зрители легко погружаются в этот создаваемый мир.

Островский звучит современно, хотя специально никаких параллелей с днем сегодняшним не проводится. Это неудивительно, ведь сам Островский говорил: «В моих пьесах две проблемы: любовь и деньги». Классик, которого называют русским Шекспиром, еще долго будет актуален.

Об этом, в частности, шла речь во время встречи актеров «Мастерской П. Ф. Фоменко» – народной артистки России Галины Тюниной (исполнительницы роли Глафиры Алексеевны), заслуженного артиста России Карэна Бадалова (Василий Иванович Беркутов) и директора театра Андрея Воробьева с омскими зрителями.

Стало понятно, почему в афише указано: постановка – Петр Фоменко, режиссер – Ма Чжен Хун. Карэн Бадалов напомнил, что театр был образован из актерско-режиссерского курса, который вел педагог Петр Фоменко в ГИТИСе.

– Этот спектакль на 4-м курсе сделал Петр Наумович, а родился он из малого. Режиссером была студентка из Китая Ма Чжен Хун. Она решила сделать отрывок из пьесы «Волки и овцы» с Галиной Тюниной и Юрием Степановым, который играл Лыняева. Позднее Петр Наумович взял в свои руки и сделал спектакль, – рассказал Бадалов.

А через много лет именно Фоменко настоял на том, чтобы «Волки и овцы» продолжили свою жизнь, уже после смерти Юрия Степанова (в 2010 году), первого и бессменного исполнителя роли Лыняева. Хотя, по свидетельству артистов, это было трудно и потребовало много нервов.

– Счастливая судьба этого спектакля в том, что мы не можем его остановить. И мы пытались это сделать, и сам Петр Наумович, но надо сказать, что люди, которые его смотрят, не дали. Невероятно, но Островский – один из самых востребованных на сей день драматургов, которого люди понимают, любят, спектакль держат зрители даже больше, чем артисты, – уверена Галина Тюнина.

Легендарный гамак

Сцена «обольщения» Глафирой Лыняева происходит с «участием» гамака. С репетиции именно этого отрывка режиссера Ма Чжен Хун с Галиной Тюниной и Юрием Степановым все и началось.

– В маленькой аудитории были окна, занавешенные какими-то темными шторами. Она поставила два металлических стула. Юра Степанов стал возражать: «Давай откроем окна, у нас простор, свет, давай гамак повесим...». Ма Чжен Хун девушка исполнительная, принесла гамак и, показывая, как на нем качаться, рухнула. Мы поняли, что гамак вещь опасная. Театр так и создается из сора, ерунды, шуток, чего-то необязательного, – вспоминала Галина Тюнина. – Кажется, это было во Франции, там был зал с большой сценой, и повесили гамак так, что я вылетала до середины зрительного зала. Петр Наумович был в восторге от этого, просил раскачиваться как можно дальше, чтобы бант трепетал. Было невероятно страшно, прикидывала, если я упаду, то сколько людей пострадает! А еще приказал надушить подол французским парфюмом. Сейчас в зал уже не летаю, максимум – до первого ряда.

Гамак, который увидели в спектакле омичи, кстати, все тот же, что и более 30 лет назад. Правда, его усилили металлическими тросами, после того как однажды с него упал Юрий Степанов и ушибся.

Зритель «отражает» по-разному

«Фоменки», как сами себя называют все, кто связан с этим театром, отметили очень живой отклик и доброжелательность омской публики.

– Очень бурно нас поддерживали в Омске. Меня поражает, что в каждом городе люди смеются разным вещам и мыслям. Очень хорошо помню, играли «Волки и овцы» в Швейцарии на русскую аудиторию, там очень смеялись на фразу: «Эти продукты будем отправлять в Сибирь», а в в Москве на эту фразу не смеются, – рассказала Галина Тюнина.

Карэн Бадалов вспомнил другой эпизод:

– В 90-годы, когда шла политизация общества и появилась многопартийность, а выборы вошли активно в нашу жизнь, зал дико хохотал на фразу Мурзавецкой: «Послушай меня, баллотируйся!». Но это уже давно никак не работает.

Вспомнили и то, как на гастролях в Германии Петр Фоменко бумажки, связанные с подлогом, сделал разного цвета. Потому что немцы как раз за этим следят, для них это был самый важный момент в спектакле.

А Андрей Воробьев сформулировал, возможно, один из секретов «фоменок»:

– Важно найти особенности своего персонажа, полюбить его до такой степени, чтобы сжиться с ним, почувствовать его не только духовно или исторически, но и физиологически. Тогда это очень понятно зрителю и это находит отклик.

И этот отклик «фоменки» в Омске ощутили сполна.

– Хотим сказать большое спасибо Омску, сюда всегда радостно приезжать. Хотим сказать большое спасибо этому прекрасному театру, руководству, которое позволило поработать на этой прекрасной сцене, и коллективу, окружившему нас вниманием и заботой.

Добавим, что фестиваль «Золотая маска» в Омске продолжится спектаклем «Я – Сергей Образцов» Центрального театра кукол имени С. В. Образцова с Евгением Цыгановым в главной роли.

Кроме показов спектакля при аншлагах артисты и директор Московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко» встретились с омскими театралами.

Спектакль «Волки и овцы» по одноименной пьесе Александра Островского Московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко» существует более 30 лет. Что любопытно, его уже привозили в Омск 26 лет назад, а показывали на сцене ДК имени Баранова.

Получается, что спектакль гораздо старше фестиваля и национальной премии «Золотая маска». Тем не менее постановка входит в ее программу, зрители с огромным удовольствием принимают эту постановку в разных городах России и за рубежом.

Попали «Волки и овцы» и в афишу фестиваля «Золотая маска» в Омске, который проходит в эти дни на трех театральных площадках города. Именно на этот спектакль билеты раскупили первыми.

Любовь и деньги – вечные темы

Оба показа спектакля «Волки и овцы» на сцене Омской драмы прошли при аншлагах. Омская театральная публика восприняла постановку, как его называли, «гениального хулигана» Петра Фоменко с неподдельным восторгом.

У знаменитого режиссера был свой узнаваемый и ни на кого не похожий почерк. Его «Волки и овцы» отличаются легкостью, прозрачностью, «воздухом», вкусом. А еще своей особой атмосферой, на которую работают и декорации, и костюмы, и музыка, и интеграция артистов в зрительскую аудиторию, а это один из любимых приемов Мастера. Артисты совершенно органично чувствуют себя на сцене, они не играют – живут, а зрители легко погружаются в этот создаваемый мир.

Островский звучит современно, хотя специально никаких параллелей с днем сегодняшним не проводится. Это неудивительно, ведь сам Островский говорил: «В моих пьесах две проблемы: любовь и деньги». Классик, которого называют русским Шекспиром, еще долго будет актуален.

Об этом, в частности, шла речь во время встречи актеров «Мастерской П. Ф. Фоменко» – народной артистки России Галины Тюниной (исполнительницы роли Глафиры Алексеевны), заслуженного артиста России Карэна Бадалова (Василий Иванович Беркутов) и директора театра Андрея Воробьева с омскими зрителями.

Стало понятно, почему в афише указано: постановка – Петр Фоменко, режиссер – Ма Чжен Хун. Карэн Бадалов напомнил, что театр был образован из актерско-режиссерского курса, который вел педагог Петр Фоменко в ГИТИСе.

– Этот спектакль на 4-м курсе сделал Петр Наумович, а родился он из малого. Режиссером была студентка из Китая Ма Чжен Хун. Она решила сделать отрывок из пьесы «Волки и овцы» с Галиной Тюниной и Юрием Степановым, который играл Лыняева. Позднее Петр Наумович взял в свои руки и сделал спектакль, – рассказал Бадалов.

А через много лет именно Фоменко настоял на том, чтобы «Волки и овцы» продолжили свою жизнь, уже после смерти Юрия Степанова (в 2010 году), первого и бессменного исполнителя роли Лыняева. Хотя, по свидетельству артистов, это было трудно и потребовало много нервов.

– Счастливая судьба этого спектакля в том, что мы не можем его остановить. И мы пытались это сделать, и сам Петр Наумович, но надо сказать, что люди, которые его смотрят, не дали. Невероятно, но Островский – один из самых востребованных на сей день драматургов, которого люди понимают, любят, спектакль держат зрители даже больше, чем артисты, – уверена Галина Тюнина.

Легендарный гамак

Сцена «обольщения» Глафирой Лыняева происходит с «участием» гамака. С репетиции именно этого отрывка режиссера Ма Чжен Хун с Галиной Тюниной и Юрием Степановым все и началось.

– В маленькой аудитории были окна, занавешенные какими-то темными шторами. Она поставила два металлических стула. Юра Степанов стал возражать: «Давай откроем окна, у нас простор, свет, давай гамак повесим...». Ма Чжен Хун девушка исполнительная, принесла гамак и, показывая, как на нем качаться, рухнула. Мы поняли, что гамак вещь опасная. Театр так и создается из сора, ерунды, шуток, чего-то необязательного, – вспоминала Галина Тюнина. – Кажется, это было во Франции, там был зал с большой сценой, и повесили гамак так, что я вылетала до середины зрительного зала. Петр Наумович был в восторге от этого, просил раскачиваться как можно дальше, чтобы бант трепетал. Было невероятно страшно, прикидывала, если я упаду, то сколько людей пострадает! А еще приказал надушить подол французским парфюмом. Сейчас в зал уже не летаю, максимум – до первого ряда.

Гамак, который увидели в спектакле омичи, кстати, все тот же, что и более 30 лет назад. Правда, его усилили металлическими тросами, после того как однажды с него упал Юрий Степанов и ушибся.

Зритель «отражает» по-разному

«Фоменки», как сами себя называют все, кто связан с этим театром, отметили очень живой отклик и доброжелательность омской публики.

– Очень бурно нас поддерживали в Омске. Меня поражает, что в каждом городе люди смеются разным вещам и мыслям. Очень хорошо помню, играли «Волки и овцы» в Швейцарии на русскую аудиторию, там очень смеялись на фразу: «Эти продукты будем отправлять в Сибирь», а в в Москве на эту фразу не смеются, – рассказала Галина Тюнина.

Карэн Бадалов вспомнил другой эпизод:

– В 90-годы, когда шла политизация общества и появилась многопартийность, а выборы вошли активно в нашу жизнь, зал дико хохотал на фразу Мурзавецкой: «Послушай меня, баллотируйся!». Но это уже давно никак не работает.

Вспомнили и то, как на гастролях в Германии Петр Фоменко бумажки, связанные с подлогом, сделал разного цвета. Потому что немцы как раз за этим следят, для них это был самый важный момент в спектакле.

А Андрей Воробьев сформулировал, возможно, один из секретов «фоменок»:

– Важно найти особенности своего персонажа, полюбить его до такой степени, чтобы сжиться с ним, почувствовать его не только духовно или исторически, но и физиологически. Тогда это очень понятно зрителю и это находит отклик.

И этот отклик «фоменки» в Омске ощутили сполна.

– Хотим сказать большое спасибо Омску, сюда всегда радостно приезжать. Хотим сказать большое спасибо этому прекрасному театру, руководству, которое позволило поработать на этой прекрасной сцене, и коллективу, окружившему нас вниманием и заботой.

Добавим, что фестиваль «Золотая маска» в Омске продолжится спектаклем «Я – Сергей Образцов» Центрального театра кукол имени С. В. Образцова с Евгением Цыгановым в главной роли.

Ольга Ложникова