Поиск

Новая система управления областным имуществом может стать одним из самых важных правовых актов, принятых парламентом за последние 20 лет.

Заседание рабочей группы по разработке проекта закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области» состоялось в региональном Законодательном собрании. Кроме депутатов в состав рабочей группы входят представители областных Минимущества, Минэкономики и Минфина; Главного государственно-правового управления Омской области; правового управления ЗС и научно-экспертного совета при парламентском комитете по собственности.

Юридическую базу под необходимость реформирования законодательства еще раз подвел научный руководитель рабочей группы, бывший министр государственно-правового развития региона, профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Александр Бутаков:

– В 2021 году был принят Федеральный закон № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который требует принципиально нового регулирования и управления собственностью. Наш действующий региональный закон, принятый 18 лет назад, новым требованиям не отвечает.

Конкретизировал претензии к действующему закону и министерству имущественных отношений Омской области председатель парламентского комитета по собственности Игорь Зуга. Он напомнил, что при стоимости областной собственности более 100 млрд рублей Минимущества в прошлом году планировало получить от нее доходы в размере 150 млн (доходность 0,15 %). Причем в бюджет поступила еще меньшая сумма – 75 млн рублей. Остальное пришлось вернуть, поскольку министерством был проигран целый ряд судебных исков.

– Из этих 75 миллионов ровно половину составили дивиденды, полученные от владения акциями «Высокие технологии». Между тем в собственности Омской области находится только 25-процентный пакет акций этого акционерного общества. А вот другие десять предприятий, в которых доля областной собственности составляет 100 %, принесли в региональный бюджет всего 8 млн рублей, – продолжил приводить примеры бесхозяйственности депутат. – Парадоксально, но бесценные для каждого культурного человека исторические здания с точки зрения собственника, – а многие из этих объектов принадлежат Омской области, являются сегодня самой невыгодной недвижимостью. По оценочной стоимости их невозможно ни продать, ни даже сдать в долгосрочную аренду. Их просто никто не берет по предлагаемой цене. В результате памятники архитектуры разрушаются, а мы гордимся неукоснительным соблюдением законодательства. Да надо объявлять торги и отдать их по балансовой стоимости хоть за рубль, но только тому, кто готов по полной вложится в реконструкцию зданий. Вот тогда вместо стыда за покосившиеся памятники мы начнем гордиться нашим историческим наследием. И это тоже будет одним из результатов повышения эффективности управления госсобственностью.

Причину плачевной ситуации с доходами от госсобственности он видит в том, что органы исполнительной власти, являясь авторами – разработчиками подзаконных актов, зачастую сводят вопрос эффективности своей работы к принципу: «Сколько сделал – таков и план». Это касается как региональных министерств и подведомственных им учреждений, так и оценки ими эффективности госпрограмм. В результате Минкульт, например, из всех многочисленных объектов культурного наследия учитывает лишь объекты недвижимости. Минприроды ведет учет только особо охраняемых природных территорий, но совсем не занимается участками недр, водными ресурсами и прочими природными объектами.

В разрабатываемый законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области» закладываются совсем иные принципы.

– Наша задача состоит в разработке такой системы, при которой каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник будет понимать свой маневр, в рамках которого он действует с точки зрения закона легитимно. Это позволяет ему проявлять инициативу, не бояться принимать на себя ответственность. У нас сегодня десятки объектов фактически исключены из системы повышения финансовой базы. Они просто стоят и разрушаются, а «хозяева» в лице министерств и ведомств лишь говорят, что по действующим законам ничего не могут предпринять. Мы считаем так: есть собственность – должна быть и ответственность, – пояснил идеологию документа научный руководитель рабочей группы.

Как выяснялось, представители органов исполнительной власти вовсе не горят желанием брать на себя дополнительные полномочия. В частности, первый замминистра имущественных отношений Омской области Александр Матненко высказал опасения по поводу того, что быстрое внедрение новой системы управления собственностью сломает старую, худо-бедно, но работающую. Кроме того, реформа потребует денег, а эти расходы в бюджет не закладывались. Соглашаясь с тем, что рано или поздно региональное законодательство придется приводить в соответствие с новым ФЗ № 414, замминистра призвал не форсировать события. Достаточным же формальным поводом для откладывания рассмотрения законопроекта об управлении областной госсобственностью Матненко счел тот факт, что члены рабочей группы не были ознакомлены со всеми поправками, которые каждый из них направлял составителю текста законопроекта.

Неожиданно критика законопроекта Александра Матненко поддержал один из идеологов новой системы управления – Игорь Зуга. Он предложил ознакомить с реестром всех поправок не только всех членов рабочей группы, но и официально внести этот вопрос в повестку дня одного из заседаний комитета Заксобрания по собственности.

– Более того, мы направим законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью» всем действующим депутатам Законодательного собрания. Я рассчитываю, что кто-то из них захочет войти в состав разработчиков нового закона и вписать свое имя в историю омского парламентаризма. Закон имеет все шансы стать одним из самых важных правовых актов, принятых в регионе за последние 20 лет. Но даже простое участие парламентариев в полемике вокруг законопроекта будет полезным. Только так, с учетом мнения экспертов и общественности, мы сможем кардинально изменить ситуацию с наполнением бюджета Омской области, – сообщил Зуга.

По его оценке, при грамотном подходе имущественный комплекс Омской области будет приносить в региональную казну не менее 5 млрд рублей ежегодно.

Новая система управления областным имуществом может стать одним из самых важных правовых актов, принятых парламентом за последние 20 лет.

Заседание рабочей группы по разработке проекта закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области» состоялось в региональном Законодательном собрании. Кроме депутатов в состав рабочей группы входят представители областных Минимущества, Минэкономики и Минфина; Главного государственно-правового управления Омской области; правового управления ЗС и научно-экспертного совета при парламентском комитете по собственности.

Юридическую базу под необходимость реформирования законодательства еще раз подвел научный руководитель рабочей группы, бывший министр государственно-правового развития региона, профессор кафедры теории и истории государства и права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Александр Бутаков:

– В 2021 году был принят Федеральный закон № 414 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который требует принципиально нового регулирования и управления собственностью. Наш действующий региональный закон, принятый 18 лет назад, новым требованиям не отвечает.

Конкретизировал претензии к действующему закону и министерству имущественных отношений Омской области председатель парламентского комитета по собственности Игорь Зуга. Он напомнил, что при стоимости областной собственности более 100 млрд рублей Минимущества в прошлом году планировало получить от нее доходы в размере 150 млн (доходность 0,15 %). Причем в бюджет поступила еще меньшая сумма – 75 млн рублей. Остальное пришлось вернуть, поскольку министерством был проигран целый ряд судебных исков.

– Из этих 75 миллионов ровно половину составили дивиденды, полученные от владения акциями «Высокие технологии». Между тем в собственности Омской области находится только 25-процентный пакет акций этого акционерного общества. А вот другие десять предприятий, в которых доля областной собственности составляет 100 %, принесли в региональный бюджет всего 8 млн рублей, – продолжил приводить примеры бесхозяйственности депутат. – Парадоксально, но бесценные для каждого культурного человека исторические здания с точки зрения собственника, – а многие из этих объектов принадлежат Омской области, являются сегодня самой невыгодной недвижимостью. По оценочной стоимости их невозможно ни продать, ни даже сдать в долгосрочную аренду. Их просто никто не берет по предлагаемой цене. В результате памятники архитектуры разрушаются, а мы гордимся неукоснительным соблюдением законодательства. Да надо объявлять торги и отдать их по балансовой стоимости хоть за рубль, но только тому, кто готов по полной вложится в реконструкцию зданий. Вот тогда вместо стыда за покосившиеся памятники мы начнем гордиться нашим историческим наследием. И это тоже будет одним из результатов повышения эффективности управления госсобственностью.

Причину плачевной ситуации с доходами от госсобственности он видит в том, что органы исполнительной власти, являясь авторами – разработчиками подзаконных актов, зачастую сводят вопрос эффективности своей работы к принципу: «Сколько сделал – таков и план». Это касается как региональных министерств и подведомственных им учреждений, так и оценки ими эффективности госпрограмм. В результате Минкульт, например, из всех многочисленных объектов культурного наследия учитывает лишь объекты недвижимости. Минприроды ведет учет только особо охраняемых природных территорий, но совсем не занимается участками недр, водными ресурсами и прочими природными объектами.

В разрабатываемый законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Омской области» закладываются совсем иные принципы.

– Наша задача состоит в разработке такой системы, при которой каждый орган исполнительной власти, каждый чиновник будет понимать свой маневр, в рамках которого он действует с точки зрения закона легитимно. Это позволяет ему проявлять инициативу, не бояться принимать на себя ответственность. У нас сегодня десятки объектов фактически исключены из системы повышения финансовой базы. Они просто стоят и разрушаются, а «хозяева» в лице министерств и ведомств лишь говорят, что по действующим законам ничего не могут предпринять. Мы считаем так: есть собственность – должна быть и ответственность, – пояснил идеологию документа научный руководитель рабочей группы.

Как выяснялось, представители органов исполнительной власти вовсе не горят желанием брать на себя дополнительные полномочия. В частности, первый замминистра имущественных отношений Омской области Александр Матненко высказал опасения по поводу того, что быстрое внедрение новой системы управления собственностью сломает старую, худо-бедно, но работающую. Кроме того, реформа потребует денег, а эти расходы в бюджет не закладывались. Соглашаясь с тем, что рано или поздно региональное законодательство придется приводить в соответствие с новым ФЗ № 414, замминистра призвал не форсировать события. Достаточным же формальным поводом для откладывания рассмотрения законопроекта об управлении областной госсобственностью Матненко счел тот факт, что члены рабочей группы не были ознакомлены со всеми поправками, которые каждый из них направлял составителю текста законопроекта.

Неожиданно критика законопроекта Александра Матненко поддержал один из идеологов новой системы управления – Игорь Зуга. Он предложил ознакомить с реестром всех поправок не только всех членов рабочей группы, но и официально внести этот вопрос в повестку дня одного из заседаний комитета Заксобрания по собственности.

– Более того, мы направим законопроект «Об управлении и распоряжении государственной собственностью» всем действующим депутатам Законодательного собрания. Я рассчитываю, что кто-то из них захочет войти в состав разработчиков нового закона и вписать свое имя в историю омского парламентаризма. Закон имеет все шансы стать одним из самых важных правовых актов, принятых в регионе за последние 20 лет. Но даже простое участие парламентариев в полемике вокруг законопроекта будет полезным. Только так, с учетом мнения экспертов и общественности, мы сможем кардинально изменить ситуацию с наполнением бюджета Омской области, – сообщил Зуга.

По его оценке, при грамотном подходе имущественный комплекс Омской области будет приносить в региональную казну не менее 5 млрд рублей ежегодно.