Поиск

По словам доцента ОмГУ, сейчас обсуждаются разные варианты обучения студентов. Но самый вероятный вариант предполагает универсальную формулу.

В России с конца прошлого года идут дискуссии о будущем высшего образования. Поводом для них стали заявления властей об отмене Болонской системы «бакалавриат-магистратура» и возврату к прежней системе обучения студентов – специалитету. Прямо об отмене Болонской системы высказался во время Послания Федеральному собранию и президент Владимир Путин.

А что же думают о новой – старой системе преподаватели вузов? Как они видят возвращение к прежней системе высшего образования? Об этом мы спросили заведующую кафедрой отечественной истории, социологии и политологии факультета теологии, истории и международных отношений ОмГУ им. Ф. М. Достоевского кандидата исторических наук, доцента Марину Мамонтову.

Марина Александровна, как вы оцениваете перспективы возвращения к прежней системе обучения студентов – к специалитету?

– Я бы не сказала, что речь идет о возвращении именно к прежней системе высшего образования. И министр науки и высшего образования Валерий Фальков и президент в своем послании 21 февраля говорили не о возвращении к прежней системе, а о создании новой системы. Она должна включать в себя хороший опыт советской школы, которая готовила специалистов с фундаментальными знаниями, и современный опыт, который система приобрела в последние годы. Поэтому скорее речь идет о некоем новом варианте, который будет интегрировать в себя лучшие практики и советской, и современной высшей школы. Ну а что это означает для системы образования, пока сложно сказать.

Названия новых программ, которые будут открыты, их траектория таковы, что все существующие ныне формы будут развиваться. Специалитет более востребован для естественно-научного профиля, а система бакалавриат-магистратура – для гуманитарных специальностей. Хотя есть примеры и 5-летнего обучения педагогов с двумя профилями. Все эти формы сохраняются и развиваются.

– То есть пока еще непонятно, как, к примеру, будет преподаваться та же история или обществознание в университете или естественно-научные специальности?

– Пока какие-то конкретные вещи относительно гуманитарного образования сказать сложно. По естественно-научному профилю, да, там однозначно все склоняется к специалитету по 5-летнему сроку обучения, после которого предполагается магистратура, причем бесплатная, что в нынешней системе отсутствует. Что касается гуманитарных направлений, куда входит в том числе история, то здесь все склоняются к существующей системе – 4-летнему бакалавриату и 2-летней магистратуре.

Но здесь предполагается более гибкая траектория студента, когда после 2 лет обучения на бакалавриате у него появится возможность изменить свой профиль в рамках выбранного направления – новая система позволит это сделать. И, таким образом, сложится новая схема «2+2+2», где студент на бакалавриате сможет попробовать себя на двух профилях и, перейдя на уровень магистратуры, поменять направление. Но, чем это закончится, пока сложно сказать. Дискуссии еще идут.

– Много ли сейчас студентов, отучившись на бакалавриате, поступают в магистратуру?

– Сейчас выпускники, стремясь продолжить обучение в магистратуре, выбирают, как правило, уже знакомое направление. Это касается историков. Но с каждым годом все меньше и меньше историков выбирают профиль «история», потому что магистратура позволяет поменять специализацию. К нам в магистратуру поступают экономисты, юристы и даже естественники. Наши программы позволяют даже неподготовленному специалисту сформировать критическое мышление, которое необходимо историку в интерпретации тех или иных фактов. В этом отношении современная система магистратуры позволяет даже не специалисту осваивать профессию историка.

– Безусловно, это плюс нынешней системы высшего образования. А можете назвать ее минусы?

– Да, минусы тоже существуют. На уровне бакалавриата выделение бюджетных мест происходит на достаточном уровне. И в дальнейшем часть выпускников трудоустраивается по профессии историка в Исторический архив Омской области, Историко-краеведческий музей и в школы.

Почему не выбирают магистратуру бакалавры? Потому что мало бюджетных мест в магистратуре. Это минус. И выпускник предпочитает зарабатывать деньги самостоятельно, чем на небольшую стипендию учиться еще два года. И еще минус – в магистратуре очень много в том числе аудиторных часов. А магистры – это, как правило, люди работающие, и им трудно совмещать обучение и работу. И поэтому выпускники делают выбор в пользу работы.

– Позволяет ли действующая система подготовить полноценного специалиста за 4 года, а не за 5 лет, как ранее?

– Конечно, неплохо было бы увеличить срок обучения с 4 до 5 лет. Потому что бакалаврам не хватает той самой специализации. У бакалавров образовательный процесс «спрессован», и он не позволяет студенту раскрыть свой научно-исследовательский интерес. Поэтому увеличение срока обучения до 5 лет здесь целесообразно. Другой выход из ситуации – это концентрация на конкретных узкоспециальных направлениях.

Но это сложно сделать, поскольку по стандарту все бакалавры в начале обучения должны освоить общие предметы: право, экономику, философию, на что требуется время. Вот и историю ввели на всех направлениях обучения с прошлого года – что у физиков, что у компьютерщиков. И у студента остается лишь 2 года на специализацию, этого явно недостаточно, чтобы раскрыть талант студента. Поэтому магистратура для этого и существует.

– Видите ли вы трудности в связи с переходом на новую систему обучения?

– Трудности видны в связи с новой системой «2+2+2». Обговаривается, насколько возможен выпуск специалистов с двумя квалификациями. Предположим, историк и архивист, историк и музеолог, историк и антрополог. То есть специалист может иметь две профессии и быть более востребованным на рынке труда. Но пока современная система настроена под бакалавриат-магистратуру и не подразумевает получение сразу двух специальностей. Здесь возникают сложности, которые, надеемся, будут урегулированы.

– Продолжится ли подготовка магистров в новой системе высшего образования?

– Для гуманитарных специальностей магистратура однозначно будет сохранена. Что касается естественно-научных специальностей, то там обсуждается вариант «магистратура за один год», но она будет направлена на дальнейшую научную деятельность и может быть связана с аспирантурой. Возможно, и для гуманитариев такой вариант будет рассматриваться.

– Будет ли возможно, к примеру, физику поступить в магистратуру на историю?

– Изначально система «бакалавриат-магистратура» это и предполагала, когда, условно, физик мог стать лириком. Новая система будет больше настроена на учет преемственности. И физикам в новой системе поступить на историю будет уже сложновато. Но еще раз повторю, что нормативной базы пока нет.

Активно обсуждение новой системы на базе министерства науки и высшего образования проходило в ноябре – декабре. Сейчас обсуждения идут на уровне центров ответственности. У нас, историков, это Российское историческое общество. Повторюсь, что все еще находится в стадии обсуждения, идут дискуссии, и контуры новой системы высшего образования еще только формируются.

Беседовал Сергей Энквист 

2207

По словам доцента ОмГУ, сейчас обсуждаются разные варианты обучения студентов. Но самый вероятный вариант предполагает универсальную формулу.

В России с конца прошлого года идут дискуссии о будущем высшего образования. Поводом для них стали заявления властей об отмене Болонской системы «бакалавриат-магистратура» и возврату к прежней системе обучения студентов – специалитету. Прямо об отмене Болонской системы высказался во время Послания Федеральному собранию и президент Владимир Путин.

А что же думают о новой – старой системе преподаватели вузов? Как они видят возвращение к прежней системе высшего образования? Об этом мы спросили заведующую кафедрой отечественной истории, социологии и политологии факультета теологии, истории и международных отношений ОмГУ им. Ф. М. Достоевского кандидата исторических наук, доцента Марину Мамонтову.

Марина Александровна, как вы оцениваете перспективы возвращения к прежней системе обучения студентов – к специалитету?

– Я бы не сказала, что речь идет о возвращении именно к прежней системе высшего образования. И министр науки и высшего образования Валерий Фальков и президент в своем послании 21 февраля говорили не о возвращении к прежней системе, а о создании новой системы. Она должна включать в себя хороший опыт советской школы, которая готовила специалистов с фундаментальными знаниями, и современный опыт, который система приобрела в последние годы. Поэтому скорее речь идет о некоем новом варианте, который будет интегрировать в себя лучшие практики и советской, и современной высшей школы. Ну а что это означает для системы образования, пока сложно сказать.

Названия новых программ, которые будут открыты, их траектория таковы, что все существующие ныне формы будут развиваться. Специалитет более востребован для естественно-научного профиля, а система бакалавриат-магистратура – для гуманитарных специальностей. Хотя есть примеры и 5-летнего обучения педагогов с двумя профилями. Все эти формы сохраняются и развиваются.

– То есть пока еще непонятно, как, к примеру, будет преподаваться та же история или обществознание в университете или естественно-научные специальности?

– Пока какие-то конкретные вещи относительно гуманитарного образования сказать сложно. По естественно-научному профилю, да, там однозначно все склоняется к специалитету по 5-летнему сроку обучения, после которого предполагается магистратура, причем бесплатная, что в нынешней системе отсутствует. Что касается гуманитарных направлений, куда входит в том числе история, то здесь все склоняются к существующей системе – 4-летнему бакалавриату и 2-летней магистратуре.

Но здесь предполагается более гибкая траектория студента, когда после 2 лет обучения на бакалавриате у него появится возможность изменить свой профиль в рамках выбранного направления – новая система позволит это сделать. И, таким образом, сложится новая схема «2+2+2», где студент на бакалавриате сможет попробовать себя на двух профилях и, перейдя на уровень магистратуры, поменять направление. Но, чем это закончится, пока сложно сказать. Дискуссии еще идут.

– Много ли сейчас студентов, отучившись на бакалавриате, поступают в магистратуру?

– Сейчас выпускники, стремясь продолжить обучение в магистратуре, выбирают, как правило, уже знакомое направление. Это касается историков. Но с каждым годом все меньше и меньше историков выбирают профиль «история», потому что магистратура позволяет поменять специализацию. К нам в магистратуру поступают экономисты, юристы и даже естественники. Наши программы позволяют даже неподготовленному специалисту сформировать критическое мышление, которое необходимо историку в интерпретации тех или иных фактов. В этом отношении современная система магистратуры позволяет даже не специалисту осваивать профессию историка.

– Безусловно, это плюс нынешней системы высшего образования. А можете назвать ее минусы?

– Да, минусы тоже существуют. На уровне бакалавриата выделение бюджетных мест происходит на достаточном уровне. И в дальнейшем часть выпускников трудоустраивается по профессии историка в Исторический архив Омской области, Историко-краеведческий музей и в школы.

Почему не выбирают магистратуру бакалавры? Потому что мало бюджетных мест в магистратуре. Это минус. И выпускник предпочитает зарабатывать деньги самостоятельно, чем на небольшую стипендию учиться еще два года. И еще минус – в магистратуре очень много в том числе аудиторных часов. А магистры – это, как правило, люди работающие, и им трудно совмещать обучение и работу. И поэтому выпускники делают выбор в пользу работы.

– Позволяет ли действующая система подготовить полноценного специалиста за 4 года, а не за 5 лет, как ранее?

– Конечно, неплохо было бы увеличить срок обучения с 4 до 5 лет. Потому что бакалаврам не хватает той самой специализации. У бакалавров образовательный процесс «спрессован», и он не позволяет студенту раскрыть свой научно-исследовательский интерес. Поэтому увеличение срока обучения до 5 лет здесь целесообразно. Другой выход из ситуации – это концентрация на конкретных узкоспециальных направлениях.

Но это сложно сделать, поскольку по стандарту все бакалавры в начале обучения должны освоить общие предметы: право, экономику, философию, на что требуется время. Вот и историю ввели на всех направлениях обучения с прошлого года – что у физиков, что у компьютерщиков. И у студента остается лишь 2 года на специализацию, этого явно недостаточно, чтобы раскрыть талант студента. Поэтому магистратура для этого и существует.

– Видите ли вы трудности в связи с переходом на новую систему обучения?

– Трудности видны в связи с новой системой «2+2+2». Обговаривается, насколько возможен выпуск специалистов с двумя квалификациями. Предположим, историк и архивист, историк и музеолог, историк и антрополог. То есть специалист может иметь две профессии и быть более востребованным на рынке труда. Но пока современная система настроена под бакалавриат-магистратуру и не подразумевает получение сразу двух специальностей. Здесь возникают сложности, которые, надеемся, будут урегулированы.

– Продолжится ли подготовка магистров в новой системе высшего образования?

– Для гуманитарных специальностей магистратура однозначно будет сохранена. Что касается естественно-научных специальностей, то там обсуждается вариант «магистратура за один год», но она будет направлена на дальнейшую научную деятельность и может быть связана с аспирантурой. Возможно, и для гуманитариев такой вариант будет рассматриваться.

– Будет ли возможно, к примеру, физику поступить в магистратуру на историю?

– Изначально система «бакалавриат-магистратура» это и предполагала, когда, условно, физик мог стать лириком. Новая система будет больше настроена на учет преемственности. И физикам в новой системе поступить на историю будет уже сложновато. Но еще раз повторю, что нормативной базы пока нет.

Активно обсуждение новой системы на базе министерства науки и высшего образования проходило в ноябре – декабре. Сейчас обсуждения идут на уровне центров ответственности. У нас, историков, это Российское историческое общество. Повторюсь, что все еще находится в стадии обсуждения, идут дискуссии, и контуры новой системы высшего образования еще только формируются.

Беседовал Сергей Энквист 

2207