Поиск

На месте, где сегодня находится мост, испокон веков действовало речное сообщение, а улица Масленникова исторически звалась Перевозной.

Из капитального ремонта Ленинградского моста омичи каждый день стоят в пробках и время от времени предлагают властям свои варианты решения транспортных проблем. Из наиболее громких – организовать через Иртыш понтонную переправу, а также запустить паром.

Между тем понтонная переправа через Иртыш долгое время существовала в Омске – вплоть до постройки Ленинградского моста. И ею активно пользовались горожане. Правда, располагалась переправа далеко от этого места, рассказал «Омск-информу» известный краевед Игорь Коновалов.

– До постройки Ленинградского моста в 1959 году существовала понтонная переправа через Иртыш. Она была на несколько сотен метров выше по течению реки от железнодорожного моста в сторону нынешнего моста на Южном обходе. Сейчас это место никак не обозначено, а на старых картах переправа есть. Там был наплавной мост, который разводили для пропуска кораблей по реке. До постройки Ленинградского моста это был единственный способ попасть на левый берег города, – говорит Игорь Коновалов.

Зимой, когда Иртыш замерзал, понтонную переправу разбирали, а на ее месте организовывали ледовую переправу. По ней ездили на санях.

Что касается места, где сегодня находится Ленинградский мост, то исторически здесь был так называемый «перевоз» – людей за плату переправляли с одного берега Иртыша на другой на лодках. Перевоз существовал едва ли не с момента основания Омска.

На этом месте существовал городской перевоз 

– На месте Ленинградского моста был перевоз через реку. И улица Масленникова исторически была Перевозной улицей. Этот перевоз существовал со времен основания города. Здесь были торговые пути. И кто контролировал этот перевоз, контролировал всю торговлю в Омске. Перевоз – это были лодки, на которых все за деньги могли переправиться через Иртыш. Это была единственная переправа через Иртыш в центральной части города, – отметил краевед.

А еще до строительства мостов через Иртыш для перемещения горожан с правого берега реки на левый использовался... поезд. Было это более 100 лет назад. Железнодорожный мост тогда уже был построен, а составы ходили по Трансибу. Сегодня аналогичную схему доставки жителей Левобережья предлагает использовать компания «Омск-пригород». Через железнодорожный мост ходит с десяток электричек. 

– По железнодорожному мосту запрещали ходить горожанам, это был режимный объект. До революции городская дума просила разрешить проход горожан по железнодорожному мосту, но депутатам отказали. Зато пустили городской поезд через этот мост, и на этом поезде горожане ездили с одного берега реки на другой, – напомнил о событиях вековой давности Игорь Коновалов.

Через Омь долгое время тоже не было мостов. Неподалеку от устья реки, там, где сегодня находится Юбилейный мост (построен в 1967 году), использовался наплавной мост.

На месте Юбилейного был наплавной мост 

– Сразу с момента основания города там был наплавной мост. Ставились лодки на якорь, на них клали настил и ходили по нему. Но на время ледостава и ледохода лодки убирали, и связи между левым и правым берегом Оми в городе не было, – пояснил историк.

Конечно, времена сейчас не те, чтобы организовывать понтонные или паромные переправы через Иртыш, но раньше эти способы перемещения с одного берега реки на другой были вполне обыденными. Тогдашние инженеры прекрасно справлялись с задачей по организации надежного транспортного сообщения. К нынешнему поколению вопросов гораздо больше.

На месте, где сегодня находится мост, испокон веков действовало речное сообщение, а улица Масленникова исторически звалась Перевозной.

Из капитального ремонта Ленинградского моста омичи каждый день стоят в пробках и время от времени предлагают властям свои варианты решения транспортных проблем. Из наиболее громких – организовать через Иртыш понтонную переправу, а также запустить паром.

Между тем понтонная переправа через Иртыш долгое время существовала в Омске – вплоть до постройки Ленинградского моста. И ею активно пользовались горожане. Правда, располагалась переправа далеко от этого места, рассказал «Омск-информу» известный краевед Игорь Коновалов.

– До постройки Ленинградского моста в 1959 году существовала понтонная переправа через Иртыш. Она была на несколько сотен метров выше по течению реки от железнодорожного моста в сторону нынешнего моста на Южном обходе. Сейчас это место никак не обозначено, а на старых картах переправа есть. Там был наплавной мост, который разводили для пропуска кораблей по реке. До постройки Ленинградского моста это был единственный способ попасть на левый берег города, – говорит Игорь Коновалов.

Зимой, когда Иртыш замерзал, понтонную переправу разбирали, а на ее месте организовывали ледовую переправу. По ней ездили на санях.

Что касается места, где сегодня находится Ленинградский мост, то исторически здесь был так называемый «перевоз» – людей за плату переправляли с одного берега Иртыша на другой на лодках. Перевоз существовал едва ли не с момента основания Омска.

На этом месте существовал городской перевоз 

– На месте Ленинградского моста был перевоз через реку. И улица Масленникова исторически была Перевозной улицей. Этот перевоз существовал со времен основания города. Здесь были торговые пути. И кто контролировал этот перевоз, контролировал всю торговлю в Омске. Перевоз – это были лодки, на которых все за деньги могли переправиться через Иртыш. Это была единственная переправа через Иртыш в центральной части города, – отметил краевед.

А еще до строительства мостов через Иртыш для перемещения горожан с правого берега реки на левый использовался... поезд. Было это более 100 лет назад. Железнодорожный мост тогда уже был построен, а составы ходили по Трансибу. Сегодня аналогичную схему доставки жителей Левобережья предлагает использовать компания «Омск-пригород». Через железнодорожный мост ходит с десяток электричек. 

– По железнодорожному мосту запрещали ходить горожанам, это был режимный объект. До революции городская дума просила разрешить проход горожан по железнодорожному мосту, но депутатам отказали. Зато пустили городской поезд через этот мост, и на этом поезде горожане ездили с одного берега реки на другой, – напомнил о событиях вековой давности Игорь Коновалов.

Через Омь долгое время тоже не было мостов. Неподалеку от устья реки, там, где сегодня находится Юбилейный мост (построен в 1967 году), использовался наплавной мост.

На месте Юбилейного был наплавной мост 

– Сразу с момента основания города там был наплавной мост. Ставились лодки на якорь, на них клали настил и ходили по нему. Но на время ледостава и ледохода лодки убирали, и связи между левым и правым берегом Оми в городе не было, – пояснил историк.

Конечно, времена сейчас не те, чтобы организовывать понтонные или паромные переправы через Иртыш, но раньше эти способы перемещения с одного берега реки на другой были вполне обыденными. Тогдашние инженеры прекрасно справлялись с задачей по организации надежного транспортного сообщения. К нынешнему поколению вопросов гораздо больше.

8410Сергей Энквист