Поиск

О причинах хронического дефицита водителей маршруток рассказали сами перевозчики. Желающих крутить баранку становится все меньше.

На минувшей неделе омичи через соцсети вновь пожаловались на дефицит маршруток. Подолгу ждать на остановках приходится такие популярные маршрутки, как № 212 и 392. На ряде других, менее популярных направлениях время ожидания микроавтобусов доходит до 30–40 минут. В мэрии это объяснили дефицитом водителей микроавтобусов.

– В настоящее время отсутствие запланированного количества автобусов по маршрутам №  212 и 392 и значительное нарушение планового интервала движения обусловлено неукомплектованностью маршрута водительским составом, – сообщили в мэрии.

Недостаток водителей становится хронической болезнью транспортной отрасли. Мы спросили у крупных омских перевозчиков, почему не хватает водителей автобусов и маршруток? Как оказалось, причин масса. 

«Мигранты к нам работать не едут»

Руководитель СРО «Омский транспортный союз» Николай Артемьев отмечает, что зарплата в Омске невысокая, поэтому сюда не едут мигранты: основная рабочая сила в сфере пассажирских перевозок – во многих крупных городах страны. Но есть и другие причины.

– Так сложилось, что у нас не такая высокая зарплата, поэтому не едут к нам работать мигранты, а едут в Москву и Питер. Но нельзя говорить, что все дело в зарплате. Здесь картина складывается из множества пазлов: и условия жизни в городе, и возможность приехать сюда и уехать отсюда, стоимость билетов – это все влияет на привлекательность города, – говорит перевозчик.

Мигрантов из стран ближнего зарубежья в Омске действительно немного – в основном водителями работают сами омичи или выходцы из районов области. В Екатеринбурге, Москве или Казани ситуация другая.

«Много водителей забрали на спецоперацию»

Другой омский перевозчик, депутат горсовета Андрей Бондаренко назвал еще несколько причин острого дефицита водителей автобусов в Омске. По словам бизнесмена, помимо низкой зарплаты и изношенной техники на дефицит кадров повлияли коронавирус и спецоперация.

– Первая причина – это зарплата, вторая – это старая техника, на ней не всякий водитель захочет работать. Коронавирус также повлиял. На спецоперацию много людей забрали. В этом основная проблема, – пояснил перевозчик. – Муниципалы покупают новые машины, а частные перевозчики давно уже новую технику не приобретают, с нынешними ценами об этом очень сложно говорить. Новый микроавтобус стоит уже более 3 млн, резина в два раза подорожала, а стоимость проезда не меняется. Вот и причины, почему в отрасль не идут работать.

В феврале частные перевозчики повысили стоимость проезда за наличный расчет до 33–35 рублей, но, по словам представителей отрасли, этого все равно мало. У муниципалов тариф давно превышает 60 рублей, более 50 % из которого им компенсируется из бюджета. Коммерсанты из бюджета ничего не получают. Соответственно, предложить хорошую зарплату и новую технику не могут.

«Молодежь не хочет учиться на категорию Д»

О непопулярности у молодежи профессии водителя говорит перевозчик Анатолий Войтенко. По словам предпринимателя, сегодня мало кто горит желанием получать категорию прав Д – только она дает возможность трудиться водителем автобуса. В советское время многие парни после армии шли учиться на эту категорию.

– Я пришел с армии и пошел учиться на права в первое пассажирское предприятие. Когда я учился, в каждом из восьми ПАТП каждые 1,5 месяца набиралась группа по 30 человек на категорию Д, – рассказывает Войтенко. – И тогда водителей тоже не хватало. Но сейчас молодежь не идет учиться на категорию Д, а 40-летних мужиков, у которых она есть, в профессии осталось мало. Проблема в том, что раньше учили предприятия, а сейчас они не делают этого. Я тогда отучился 3 месяца, и я 2 года был обязан отработать в ПАТП. Сейчас такого нет. В этом вся проблема.

Бизнесмен готов оплатить обучение  на категорию Д, но нет никакой гарантии, что получивший права сотрудник потом останется работать у него. Поэтому дальше ситуация с водителями будет еще хуже, предрекает Анатолий Войтенко.

«Нужно привлекать людей из районов»

Его коллега Виталий Торопов подтверждает: водителей автобусов в Омске всегда было недостаточно. Но сейчас хронический дефицит сотрудников усилился.

– Проблема с водителями была всегда, а сейчас еще и мужиков становится все меньше. Молодежь не идет. И, реально, категория Д – это дефицитная специальность. Учиться на нее дорого. Раньше как было? Пока человек у тебя работает, его за счет организации обучают. Чтобы отучившийся на категорию Д водитель остался, с ним нужно заключать договор. Если уволился – пусть компенсирует предприятию стоимость обучения, – считает Торопов.

Бизнесмен предлагает активнее привлекать жителей районов области.

– Вариант привлекать людей с районов. Но здесь общежития нужны. Высокую зарплату предлагать? Но тогда нужна окупаемость маршрутов, а ее нет. У муниципалов хорошая зарплата, а все равно дефицит водителей есть. Перспективы сейчас есть у владельцев больших пассажирских парков, где есть возможность оплачивать обучение сотрудников. Ну и служба занятости должна содействие оказывать, – считает предприниматель.

«Рано или поздно омичей будут возить мигранты из Средней Азии»

Профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, доктор социологических наук Олег Рой уверен, что мигранты из стран ближнего зарубежья рано или поздно составят костяк водителей омских автобусов. Просто сейчас они едут в Тюмень и Екатеринбург, где зарплаты выше. Когда там рынок «перенасытится», они поедут в менее привлекательные города, такие как Омск.

– В Екатеринбурге, в Тюмени, я знаю точно, 60 % водителей маршруток являются мигрантами. Здесь чего ни делай, работает экономический закон – мигранты будут вытеснять коренных жителей. Потому что в сфере перевозок непривлекательные условия труда, взять, к примеру, погоду даже. И в условиях тарифного регулирования, когда стоимость проезда ограничивается РЭК и экономическими возможностями граждан, выйти на какую-то окупаемость вряд ли возможно. Все идет к тому, что доля мигрантов в этой сфере будет увеличиваться, – говорит Рой.

По словам эксперта, чем больше из Омска будет авиарейсов в страны Средней Азии, тем больше в Омске будет и мигрантов. В том числе водителей автобусов и маршруток.

Как решить проблему дефицита водителей?

Понятно, что в ближайшее время ситуация с водителями в Омске лучше не станет. Профессия эта не из легких, а оплату за тяжелый труд с раннего утра до позднего вечера сложно назвать достойной. Ведь даже в муниципальном пассажирском предприятии № 8, где и зарплата вся «белая», и соцпакет имеется, есть дефицит водителей. Не все хотят вставать в 4–5 утра, работать до 10–11 вечера, получая за это 40–50 тыс. рублей. 

Скорее всего, со временем в Омске вырастет число водителей-мигрантов, возможно, возить омичей будут жители сельских районов. Но без существенного увеличения зарплаты, хороших социальных гарантий привлечь людей в эту сферу будет очень непросто. А решать проблему все равно придется – роботы «газелистов» точно не заменят.

О причинах хронического дефицита водителей маршруток рассказали сами перевозчики. Желающих крутить баранку становится все меньше.

На минувшей неделе омичи через соцсети вновь пожаловались на дефицит маршруток. Подолгу ждать на остановках приходится такие популярные маршрутки, как № 212 и 392. На ряде других, менее популярных направлениях время ожидания микроавтобусов доходит до 30–40 минут. В мэрии это объяснили дефицитом водителей микроавтобусов.

– В настоящее время отсутствие запланированного количества автобусов по маршрутам №  212 и 392 и значительное нарушение планового интервала движения обусловлено неукомплектованностью маршрута водительским составом, – сообщили в мэрии.

Недостаток водителей становится хронической болезнью транспортной отрасли. Мы спросили у крупных омских перевозчиков, почему не хватает водителей автобусов и маршруток? Как оказалось, причин масса. 

«Мигранты к нам работать не едут»

Руководитель СРО «Омский транспортный союз» Николай Артемьев отмечает, что зарплата в Омске невысокая, поэтому сюда не едут мигранты: основная рабочая сила в сфере пассажирских перевозок – во многих крупных городах страны. Но есть и другие причины.

– Так сложилось, что у нас не такая высокая зарплата, поэтому не едут к нам работать мигранты, а едут в Москву и Питер. Но нельзя говорить, что все дело в зарплате. Здесь картина складывается из множества пазлов: и условия жизни в городе, и возможность приехать сюда и уехать отсюда, стоимость билетов – это все влияет на привлекательность города, – говорит перевозчик.

Мигрантов из стран ближнего зарубежья в Омске действительно немного – в основном водителями работают сами омичи или выходцы из районов области. В Екатеринбурге, Москве или Казани ситуация другая.

«Много водителей забрали на спецоперацию»

Другой омский перевозчик, депутат горсовета Андрей Бондаренко назвал еще несколько причин острого дефицита водителей автобусов в Омске. По словам бизнесмена, помимо низкой зарплаты и изношенной техники на дефицит кадров повлияли коронавирус и спецоперация.

– Первая причина – это зарплата, вторая – это старая техника, на ней не всякий водитель захочет работать. Коронавирус также повлиял. На спецоперацию много людей забрали. В этом основная проблема, – пояснил перевозчик. – Муниципалы покупают новые машины, а частные перевозчики давно уже новую технику не приобретают, с нынешними ценами об этом очень сложно говорить. Новый микроавтобус стоит уже более 3 млн, резина в два раза подорожала, а стоимость проезда не меняется. Вот и причины, почему в отрасль не идут работать.

В феврале частные перевозчики повысили стоимость проезда за наличный расчет до 33–35 рублей, но, по словам представителей отрасли, этого все равно мало. У муниципалов тариф давно превышает 60 рублей, более 50 % из которого им компенсируется из бюджета. Коммерсанты из бюджета ничего не получают. Соответственно, предложить хорошую зарплату и новую технику не могут.

«Молодежь не хочет учиться на категорию Д»

О непопулярности у молодежи профессии водителя говорит перевозчик Анатолий Войтенко. По словам предпринимателя, сегодня мало кто горит желанием получать категорию прав Д – только она дает возможность трудиться водителем автобуса. В советское время многие парни после армии шли учиться на эту категорию.

– Я пришел с армии и пошел учиться на права в первое пассажирское предприятие. Когда я учился, в каждом из восьми ПАТП каждые 1,5 месяца набиралась группа по 30 человек на категорию Д, – рассказывает Войтенко. – И тогда водителей тоже не хватало. Но сейчас молодежь не идет учиться на категорию Д, а 40-летних мужиков, у которых она есть, в профессии осталось мало. Проблема в том, что раньше учили предприятия, а сейчас они не делают этого. Я тогда отучился 3 месяца, и я 2 года был обязан отработать в ПАТП. Сейчас такого нет. В этом вся проблема.

Бизнесмен готов оплатить обучение  на категорию Д, но нет никакой гарантии, что получивший права сотрудник потом останется работать у него. Поэтому дальше ситуация с водителями будет еще хуже, предрекает Анатолий Войтенко.

«Нужно привлекать людей из районов»

Его коллега Виталий Торопов подтверждает: водителей автобусов в Омске всегда было недостаточно. Но сейчас хронический дефицит сотрудников усилился.

– Проблема с водителями была всегда, а сейчас еще и мужиков становится все меньше. Молодежь не идет. И, реально, категория Д – это дефицитная специальность. Учиться на нее дорого. Раньше как было? Пока человек у тебя работает, его за счет организации обучают. Чтобы отучившийся на категорию Д водитель остался, с ним нужно заключать договор. Если уволился – пусть компенсирует предприятию стоимость обучения, – считает Торопов.

Бизнесмен предлагает активнее привлекать жителей районов области.

– Вариант привлекать людей с районов. Но здесь общежития нужны. Высокую зарплату предлагать? Но тогда нужна окупаемость маршрутов, а ее нет. У муниципалов хорошая зарплата, а все равно дефицит водителей есть. Перспективы сейчас есть у владельцев больших пассажирских парков, где есть возможность оплачивать обучение сотрудников. Ну и служба занятости должна содействие оказывать, – считает предприниматель.

«Рано или поздно омичей будут возить мигранты из Средней Азии»

Профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, доктор социологических наук Олег Рой уверен, что мигранты из стран ближнего зарубежья рано или поздно составят костяк водителей омских автобусов. Просто сейчас они едут в Тюмень и Екатеринбург, где зарплаты выше. Когда там рынок «перенасытится», они поедут в менее привлекательные города, такие как Омск.

– В Екатеринбурге, в Тюмени, я знаю точно, 60 % водителей маршруток являются мигрантами. Здесь чего ни делай, работает экономический закон – мигранты будут вытеснять коренных жителей. Потому что в сфере перевозок непривлекательные условия труда, взять, к примеру, погоду даже. И в условиях тарифного регулирования, когда стоимость проезда ограничивается РЭК и экономическими возможностями граждан, выйти на какую-то окупаемость вряд ли возможно. Все идет к тому, что доля мигрантов в этой сфере будет увеличиваться, – говорит Рой.

По словам эксперта, чем больше из Омска будет авиарейсов в страны Средней Азии, тем больше в Омске будет и мигрантов. В том числе водителей автобусов и маршруток.

Как решить проблему дефицита водителей?

Понятно, что в ближайшее время ситуация с водителями в Омске лучше не станет. Профессия эта не из легких, а оплату за тяжелый труд с раннего утра до позднего вечера сложно назвать достойной. Ведь даже в муниципальном пассажирском предприятии № 8, где и зарплата вся «белая», и соцпакет имеется, есть дефицит водителей. Не все хотят вставать в 4–5 утра, работать до 10–11 вечера, получая за это 40–50 тыс. рублей. 

Скорее всего, со временем в Омске вырастет число водителей-мигрантов, возможно, возить омичей будут жители сельских районов. Но без существенного увеличения зарплаты, хороших социальных гарантий привлечь людей в эту сферу будет очень непросто. А решать проблему все равно придется – роботы «газелистов» точно не заменят.

4474Сергей Энквист