Поиск

Зампред комитета Госдумы по образованию уверен, что специалисты подготовлены лучше, чем бакалавры, но последние не виноваты в том, что ими стали.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин прокомментировал появившуюся накануне информацию о том, что в России юридически уравняют две категории выпускников вузов – специалистов и бакалавров. Сделано это будет в ходе отказа от Болонской системы образования, что ранее в своем послании обозначил президент Владимир Путин.

Какой будет новая конфигурация системы высшего образования, пока сказать сложно, но поражать в правах бакалавров не стоит – они не виноваты, что ими стали, уверен депутат.

– В законе об образовании уже и так внятно написано, что и бакалавриат, и специалитет являются разновидностями высшего образования. То есть бакалавриат – это тоже высшее образование, только другое, как нам пытались объяснить его сторонники. Это первое. Второе – когда советник президента Андрей Фурсенко говорит о том, что бакалавры – это такие же дипломированные сотрудники, как и специалисты, в этом смысле он прав, поскольку государство не должно заставлять людей платить за свои ошибки. Когда вводили принудительную бакалавризацию, это при нашем сопротивлении делалось не вузами, а тем же Андреем Фурсенко, который в то время был министром образования и науки, – говорит депутат Госдумы.

Олег Смолин согласен с тем, что уравнять две категории выпускников вузов в статусе можно, но невозможно уравнять знания, которые получают бакалавры и специалисты.

– Юридический статус и фактические возможности – это, как говорится, две большие разницы. Специалист, как правило, подготовлен лучше, чем бакалавр. Как говорил экс-ректор политеха Виктор Шалай, специалиста готовят как будущего конструктора, а бакалавра – как будущего пользователя чужими конструкциями. Поэтому по фундаментальным курсам бакалавр получает гораздо меньше, чем специалист. Но мы, конечно, не должны поражать бакалавров в правах, – подчеркнул Смолин.

Для того чтобы нынешние и будущие бакалавры могли получить приличные знания, депутат предлагает сохранить для них возможность продолжить образование в магистратуре. То есть пока не отказываться от магистратуры как таковой, ведь в вузах сейчас обучаются десятки тысяч бакалавров, которые через 1–3 года захотят поступить в магистратуру. 

Зампред комитета Госдумы по образованию уверен, что специалисты подготовлены лучше, чем бакалавры, но последние не виноваты в том, что ими стали.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин прокомментировал появившуюся накануне информацию о том, что в России юридически уравняют две категории выпускников вузов – специалистов и бакалавров. Сделано это будет в ходе отказа от Болонской системы образования, что ранее в своем послании обозначил президент Владимир Путин.

Какой будет новая конфигурация системы высшего образования, пока сказать сложно, но поражать в правах бакалавров не стоит – они не виноваты, что ими стали, уверен депутат.

– В законе об образовании уже и так внятно написано, что и бакалавриат, и специалитет являются разновидностями высшего образования. То есть бакалавриат – это тоже высшее образование, только другое, как нам пытались объяснить его сторонники. Это первое. Второе – когда советник президента Андрей Фурсенко говорит о том, что бакалавры – это такие же дипломированные сотрудники, как и специалисты, в этом смысле он прав, поскольку государство не должно заставлять людей платить за свои ошибки. Когда вводили принудительную бакалавризацию, это при нашем сопротивлении делалось не вузами, а тем же Андреем Фурсенко, который в то время был министром образования и науки, – говорит депутат Госдумы.

Олег Смолин согласен с тем, что уравнять две категории выпускников вузов в статусе можно, но невозможно уравнять знания, которые получают бакалавры и специалисты.

– Юридический статус и фактические возможности – это, как говорится, две большие разницы. Специалист, как правило, подготовлен лучше, чем бакалавр. Как говорил экс-ректор политеха Виктор Шалай, специалиста готовят как будущего конструктора, а бакалавра – как будущего пользователя чужими конструкциями. Поэтому по фундаментальным курсам бакалавр получает гораздо меньше, чем специалист. Но мы, конечно, не должны поражать бакалавров в правах, – подчеркнул Смолин.

Для того чтобы нынешние и будущие бакалавры могли получить приличные знания, депутат предлагает сохранить для них возможность продолжить образование в магистратуре. То есть пока не отказываться от магистратуры как таковой, ведь в вузах сейчас обучаются десятки тысяч бакалавров, которые через 1–3 года захотят поступить в магистратуру. 

Сергей Энквист